Субъективно-статистический метод Fast Sound Quality (FSQ) разработан в Акустическом центре кафедры Радиовещания и электроакустики МТУСИ для проведения профессиональных субъективно-статистических экспертиз по оценке качества звучания звукового тракта. Он позволяет получать высокую достоверность результатов при малых затратах экспертного времени. Метод включает в себя оптимальную выборку объективных и субъективных параметров, определяющих качество звучания, тестовый диск со специально подобранными и особым образом записанными фонограммами и методическую разработку проведения прослушивания.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Треклист
1. Запас по неискажённому уровню громкости.2. Правильность фазировки стереофонического звукового тракта.
3. Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ).
4. Микродинамика звукового тракта.
5. Макродинамика звукового тракта.
6. Натуральность тембрального баланса.
7. Натуральность музыкального баланса.
8. Способность к линейному воспроизведению нижних частот.
9. Наличие шумов и помех.
10. Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены.
11. Ширина и высота звуковой сцены, её положение (ориентация) в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
12. Глубина звуковой сцены (эшелонирование).
13. Натуральность передачи музыкальной атаки.
14. Линейность стереокартины на разных уровнях громкости.
15. Способность звукового тракта к передаче полифонии.
В 2001 году метод был адаптирован для проведения оценки качества звучания в салоне автомобиля. Был разработан оригинальный судейский протокол и издан тест-диск «Car Audio FSQ». В МТУСИ была проведена подготовка квалифицированных судей-экспертов. Началось регулярное проведение масштабных автозвуковых соревнований, инициировавшее создание Лиги Автозвуковых Соревнований (ЛАС).
В 2002 году метод был подробно изложен на 21 международной конференцией AES (Audio Engineering Society, Международное общество инженеров-акустиков), и на следующий год в AES была организована секция Car Audio.
В 2003 году метод FSQ стал применяться для оценки качества звучания мультимедийных аудиосистем и студийных профессиональных мониторов ближнего поля со своим тестовым диском «Multimedia FSQ» и экспертным (судейским) протоколом.
В 2004 году метод был применён для оценки КЗ аудиосистем мотоциклов. Программным материалом здесь служит тестовый диск «Moto audio FSQ» и специальный экспертный (судейский) протокол.
↑ Несколько слов перед началом прослушивания
МЕТОД FSQ ПЕРВОНАЧАЛЬНО предназначался для профессиональных экспертов, но, как оказалось, он доступен и опытным слушателям. Главное — внимательно изучить входящие в диск фонограммы и подход к оценке их звучания. Не расстраивайтесь, если с первого раза вы не уловили на слух всей звуковой информации, это не всегда просто. Главное правило — полностью сосредоточьтесь на музыкальном звуковом материале, не стесняйтесь повторить фрагмент несколько раз.
↑ Что будем слушать?
Что — понятно, вашу аудиосистему на водительском месте. Подчёркиваем это, звуковое поле в салоне автомобиля неоднородно, и на других местах звук, как правило, отличается от водительского. Иногда кардинально. Мы даже советуем повторить прослушивания на других местах, чтобы точно знать лучшие и худшие «уголочки» в машине и не перепутать, куда сажать подружку, а куда тёщу.Как слушать? Физической величины, описывающей качество звучания, понятно, не существует, давая свои оценки, специалисты пользуются разного рода терминами. От расплывчатых «лучше», «хуже» до более точных «чёткий», «размытый» и так далее. Это — субъективные критерии, их более 100, многие из них неконкретны или дублируют друг друга, что усложняет оценку качества звучания, порой нивелируя результаты. Попыткам навести здесь порядок уже не один десяток лет, но до сих пор ни одна не увенчались успехом.
В методе FSQ чётко регламентированы основные и второстепенные субъективные критерии оценки качества звучания.
Скачать треки с внешнего сайта
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.