Индустрия звука также прошла через множество причуд за последние десятилетия относительного процветания. В разное время на рынок активно продвигались и пайка серебром, и позолоченые шасси, и экзотические режимы выходных каскадов, и даже аналоговая квадрофония.
В целом, произодители hi-end оборудования не проявляют чрезмерного интереса к такого рода фантазиям. Основной целью является продавать свои изделия и оставаться конкурентоспособными. Лишь очень немногие фантазии приводят к научно обоснованному улучшению качества. Никто, например, технически корректно не сравнивал УМЗЧ с серебряными пайками, с таким же точно аппаратом, смонтированным при помощи обыкновенного припоя на основе олова и свинца, а сколько бумаги исписано на эту тему? Другой пример. В одном из «престижных» УМЗЧ датской фирмы Densen, «для улучшения звуковых характеристик» (см. www.densen.dk) каждый эмиттерный резистор в цепи мощного транзистора выходного каскада состоит из 12 прецизионных (0,1%) резисторов, в общей сложности 96 (!) резисторов на канал. Такой вот незатейливый маркетинг!
Невероятно агрессивна реклама производителей кабелей и разного рода «аудиопринадлежностей» (вроде зеленого фломастера для «улучшения звучания» компакт-дисков), так как в этом виде бизнеса наиболее высока норма прибыли (до 1000%, по данным www.hi-endaudio.com).
Система свободного предпринимательства и конкуренция за благосклонность покупателей, в идеале, должны снижать цены, повышать качество и способствовать прогрессу инженерной науки. Поэтому, с точки зрения грамотного звукоинженера, надо понимать разницу между фантазиями, представляющими реальное улучшение параметров, и причудами, в большинстве своем бессмыслеными, но вызывающими удорожание изделий.
Ниже приведен перечень наиболее общих практических рекомендаций, взятый, с существенными поправками и дополнениями, из книги Р.Слоуна.
1. Правильно спроектированный УМЗЧ должен демонстрировать очень низкий шум без применения дорогостоящих малошумящих резисторов. Применение точных (допуск 1% и лучше) резисторов желательно в цепях, устанавливающих коэффициент передачи, чтобы обеспечить разбаланс каналов стереоусилителя не хуже 0,5 дБ. Резистор общей ООС должен иметь мощность не менее 0,25 Вт и небольшой температурный коэффициент сопротивления, чтобы не допустить возникновения интермодуляционных искажений из-за тепловой девиации коэффициента передачи усилителя. (На резисторе сопротивлением 22 кОм при выходном напряжении ±45 В может рассеиваться мощность порядка 100 мВт). Низкая паразитная индуктивность резисторов ООС способствует повышению устойчивости широкополосных УМЗЧ. (По этой причине недопустимо применение проволочных резисторов.) Из отечественных резисторов можно использовать С2-23, С2-29В, С5-61 (металлопленочные - самые лучшие и самые дорогие).
2. Влияние конструкции конденсаторов почти всегда преувеличено. В схемах усилителей высокой мощности целесообразно использовать металлопленочные полипропиленовые или полистирольные конденсаторы для развязки входных каскадов по постоянному току из-за их высокой надежности (любое постоянное напряжение, приложенное ко входу УМЗЧ, может привести к повреждению громкоговорителей). В усилителях меньшей мощности целесообразно использовать танталовые или высоковольтные алюминиевые конденсаторы, включенные последовательно одноименными полюсами друг к другу, т. е. по неполярной схеме, с 10-кратным запасом по емкости (для минимизации «конденсаторных» искажений на низких частотах). Не существует сколь-нибудь заметной разницы между пленочными конденсаторами от известных производителей и более дешевыми конденсаторами того же типа от менее известных фирм, например, отечественными К73-17.
3. В схемах источников питания экранирование Ш-образных трансформаторов приводит к примерно такому же результату, как использование тороидальных трансформаторов. Целесообразно использовать тороидальные силовые трансформаторы, учитывая их меньший вес и пониженное электромагнитное излучение.
4. Емкость накопительных конденсаторов в источнике питания может не быть столь большой, как во многих экзотических конструкциях УМЗЧ. Известно эмпирическое правило: минимум 1000 мкФ емкости примерно на каждые 10 Вт выходной мощности, на каждое напряжение питания (для УМЗЧ мощностью более 50 Вт с.к.з.). Таким образом, два накопительных конденсатора (для положительного и отрицательного напряжений питания), требуемых для 100-ваттного с.к.з. УМЗЧ, будут примерно по 10000 мкФ каждый. Максимализм в этой области приводит к реальным проблемам с надежностью, обусловленным опасными бросками тока в питающей сети при включении усилителя.
5. На протяжении многих лет многие аудиофилы неодобрительно относились к установке контактов реле или плавких предохранителей в сигнальный тракт. В некоторых схемах усилителей предохранители были установлены в шинах питания, таким образом отпадала необходимость установки защитного предохранителя в выходной цепи. Однако аргумент, что предохранители защиты громкоговорителя влияют на демпинг-фактор, ухудшая качество звучания, недостаточно обоснован. Для большинства УМЗЧ качественные электромеханические реле являются оптимальным методом защиты громкоговорителей от напряжений постоянного тока, обеспечивая недорогую и универсальную защиту от аварий без внесения искажений и дополнительных затрат мощности.
6. Межблочные и акустические кабели постоянно находятся в центре нездорового внимания аудиофилов из-за настойчивой рекламы. Хороший кабель для громкоговорителя должен быть в меру жестким и способным проводить большой ток с пренебрежимыми резистивными потерями.
Кабели - почти сплошная коммерция и грандиозное поле «деятельности» для фантазеров всех мастей, к сожалению. Сколько шарлатанства и спекуляций связаны с обычными соединительными проводами! Опубликовано множество наукообразных статей, полных скрытой рекламы. На полном серьезе обсуждаются изменения в звучании при замене материала диэлектрика оболочки звуковых (!) кабелей, увеличении чистоты меди его жил, изменении направления включения и т.п. Дело доходит до подлога, когда, при демонстрации дорогих кабелей с уменьшенной погонной реактивностью, намеренно используются источники сигналов или усилители с большим выходным сопротивлением.
Поэтому безмерным бывает удивление аудиофила, когда он обнаруживает, что на звучание системы никак не влияет замена межблочного кабеля ценою в 300 долл. США на отрезок компьютерной витой пары стоимостью 8 ... 10 рублей за метр. Низкая цена обусловлена громадными объемами выпуска компьютерных кабелей.
По сравнению с обычными акустическими кабелями (стоимостью 2-3 долл. США за метр), дорогие кабели с малой погонной реактивностью не могут существенно повлиять на восприятие звука в составе домашней стереосистемы. Только в экстремальной ситуации, т. е. в большой промышленной или вещательной звуковой системе кабели с низкой погонной реактивностью могут иметь сколь-нибудь заметное преимущество. И даже в этом случае длина кабелей должна быть достаточно большой.
Меня радуют добротно сделанные кабели, но, за очень редким исключением, они не стоят и десятой части тех денег, которые за них просят. Если выходные цепи источника сигнала сделаны грамотно, разъемы обеспечивают надежный электрический контакт, а в соседней комнате не проводят электросварку, - можно спокойно подать сигнал на усилитель даже при помощи телефонной «лапши».
Автор: Данилов А. А. Прецизионные усилители низкой частоты. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004. - 352 с, ил.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.