Условия задачи, как всегда: бюджетность, без переделки машины, светильников и проводки.
Это означает, что новые лампочки в любой момент могут быть заменены на стандартные «без лишнего шума и пыли».
Таким образом, все желающие, вне зависимости от марки и модели их машины, смогут использовать мой опыт для собственных нужд и потребностей.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Матчасть
Светодиодные лампы, сравнимые по яркости c лампами накаливания, потребляют 10-20% их мощности, одновременно имея значительный ресурс работы, достигающий (по словам продавцов) 50.000 часов. То есть должно хватить на всю оставшуюся. Мы снижаем нагрузку бортовой сети, а значит немного снижаем потребление топлива. И бережём окружающую среду и бензин. Помимо этого LED лампы способны пощадить аккумулятор в случае, если забыть выключить свет с самого утра и на весь день, что у меня, увы, иногда случалось.Знаю, мне могут возразить, что обычный зуммер и пара проводов способны решить проблему забывчивости со светом, но это будет уже следующим шагом модернизации моей машины.
↑ Для чего попу баян и разряд по боксу?
Допустим, всё это так, но зачем я, собственно, изобретаю велосипед? LED лампы для автомобилей уже давно не новость, их можно спокойно купить и не за такие уж сумасшедшие деньги.А вот для чего. Исторически так сложилось, что катаюсь я на классическом Порше 924, образца 1980 года.
И, как все порядочные поршеводы, я очень люблю свою машинку, тем более что за все 2 года владения, она меня ни разу не подвела и честно возит практически ежедневно. Но, чтобы всё и дальше у нас было хорошо, машинке нужен регулярный уход и профилактика. И я давно вынашивал план поставить на неё светодиоды. Но раритету не к лицу так называемый холодный белый с просинью LED-свет, который есть у свежих машин с ксеноном.
Мне лично, глубоко фиолетово в крапинку, что холодный белый имеет несколько более высокую светоотдачу. Я хочу «правильные» тёплые LEDы, пусть чуть менее яркие, но с привычной и уютной желтизной, как у старых добрых «лампочек Ильича“
И они есть в продаже. Бытовые "220V Warm White LED» лампочки продаются вовсю. Авто-LEDы, которые я наблюдал, как раз имеют холодный белый — «Cold White». Зато есть тёплый белый в светодиодной «рассыпухе», причём недорого.
По некотором размышлении, я решил подождать пока наши китайские друзья начнут делать и продавать всем желающим авто — LEDы с приятным моему глазу тёплым белым светом.
И мой проект замер, даже не начавшись, тем более что лень — мать всех пороков, её ж надо сначала побороть!
↑ Что внутри?
Затарился я по случаю сотней 3-мм светодиодов тёплого белого света. Ещё потребуются резисторы на 470 Ом для автомобильных 12 Вольт.Детали благополучно отдыхали, дожидаясь своего часа, когда я созрею на план «A» по замене лампочек подсветки щитка проборов.
Сознаюсь, что совесть моя давно была нечиста: на спидометре перегорела одна из двух лампочек подсветки. А вот и она, собственной персоной 12V 1,2W.
Как следствие, спидометр был виден весьма посредственно. Надо сказать, что и с целыми лампочками яркость приборов была скромной. Но я всё тянул с заменой, так как к щитку 924-ки так просто не подберёшься. Какие точно там стоят лампы я тоже не знал. Получалась целая многоходовая комбинация: сначала разобрать и посмотреть тип лампочек, потом собрать назад, заказать и получить заказ недели через четыре, снова разобрать и лишь тогда поставить всё куда надо. И опять же: тёплый белый свет хочу!
↑ Час Х пришёл
В один прекрасный вечер, я никого не трогаю, подъезжаю к дому, а сосед докладывает: у тебя задний правый габарит сдох. Это была лампа на 12V/5W.Как полагается, лампа приказала долго жить, а магазины на замке.
Вот и пришлось мне, не сходя с места, смастерить эту лампу из вышеупомянутых светодиодов и резисторов.
Я взял сгоревшую лампочку, удалил стеклянный баллон и остатки клея, и запаял навесняком 5 светодиодов-резисторов.
Потом протестировал работу
и залил для прочности термоклеем
Пока рисовал схему, пришла в голову модернизация: можно включить по три светодиода последовательно и таким образом снизить общий потребляемый ток втрое. Правда тут уж надо будет распаять светодиоды на подходящую платку, чтобы ничего не коротнуло. Резисторы R1 и R2 подбираются на рабочий ток светодиодов, в моём случае 20 mA.
На другой день, не поленился, скинул руль, разобрал приборку и долез до её лампочек подсветки.
и благополучно запаял по светодиоду с резистором на каждый цоколь.
Вскрытие показало, что лампочки были одинаковые, хотя цоколей было два типа, и мои новоиспечённые LEDы радостно засветились, что и требовалось доказать.
↑ Результат
Теперь моя приборка стала заметно ярче.На распайку, за всё про всё, ушло около часа работы, зато я получил море удовольствия.
Кстати, каждая лампочка кушала 1,2 Ватта, а набралась их только на подсветке щитка приборов целых 6 штук.
Плюс ещё четыре таких же лампочки в часах, манометре, вольтметре и контрольке с хитрой схемой, которая гаснет, если завести мотор. Суммарно это уже 12 ватт, не считая четырёх 5-ваттных габаритов из которых я заменил пока один, правый задний.
Габаритный свет, вид сзади. Слева оригинал — 12V/5W, а справа мой кустарный LED.
↑ Дальнейшие планы на LED замену
В очереди стоят 6 ламп: в бардачке, на освещении салона, багажника, лампа под капотом и две на подсветке номеров.И, конечно же, надо заменить три оставшихся габарита, с которых всё и начиналось.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.