Начало » Практика » Автомобильная электроника » ДХО, дневные ходовые огни: ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555

 
 
 

ДХО, дневные ходовые огни: ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555

04.10.11   mailoff   87 987   31  
В статье изложен вариант автоматических дневных ходовых огней (ДХО) для автомобиля на базе ШИМ регулятора на таймере 555 с минимальным изменением в электропроводке автомобиля при установке.


Немного о себе: я занимаюсь радиолюбительством достаточно давно, но понемногу, так как катастрофически не хватает времени. Для меня радиолюбительство — это создание устройств с минимальными затратами на компоненты, использование того, что можно найти в старых телевизорах, магнитофонах и других списанных устройствах.
Вероятно это потому, что я живу в селе и у нас нет радиомагазина smile

Идея

Эта история началась 20 ноября 2010 года, когда была принята поправка в правила дорожного движения (ПДД), обязывающая водителя ездить с включенным ближним светом фар или же с дневными ходовыми огнями. Ясно, что этот пункт ПДД соблюдают далеко не все, но я как законопослушный гражданин с первого дня стал ездить с включенным ближним светом фар.

К счастью на моем автомобиле Chevrolet Lacetti предусмотрено автоматическое отключение внешнего освещения при глушении двигателя и выходе из автомобиля. Так что проблем с разряженным аккумулятором не было, я просто никогда не выключал ближний свет и все.

Но меня волновало другое, ведь кроме головного света постоянно включены задние габаритные огни, подсветка приборной панели. А это отрицательно сказывается и на энергопотреблении, следовательно и на расходе топлива, а также на долговечности всех ламп, особенно галогенных ламп ближнего света, да и перспектива разбирать панель приборов для замены лампочек не очень радует.

Я решил, что нужно ставить дневные ходовые огни.
Вот как должны светить лампы, которые используются в качестве DRL


Варианты реализации ДХО

Есть три варианта реализации этой концепции:
1) Ближний свет (самый простой вариант, но невыгодно)
2) Светодиодные ДХО для установки в бампер (дорого и, на мой взгляд, «колхозно»)
3) «Дальний в полнакала» (дешево в реализации, удобно пользоваться)
Кроме того дальний свет больше подходит для ДХО, так как, в отличие от ближнего света фар, предназначением для максимального освещения дороги, тогда как ближний светит перед автомобилем, чтобы не слепить встречных водителей. Это наглядно показано на следующих рисунках.

Ближний свет



Дальний свет



Схема ДХО с ШИМ

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Схема ничем примечательным не отличается, за исключением применения p-канального полевого транзистора, а также диода, включенного последовательно в цепь питания микросхемы для защиты от импульсов обратного напряжения, которые наиболее проявляют себя при пуске двигателя. В первом варианте схемы такого диода не было и микросхема благополучно сгорела.

Печатная плата ДХО

рассчитана на установку двух мощных транзисторов в параллель. Я использовал пару IRF5305, при работе с небольшим радиатором они едва теплые. Можно использовать более мощные транзисторы, например IRF4905. Решающим здесь является сопротивление открытого перехода, чем оно меньше, тем лучше.

На плате есть две перемычки, одна под микросхемой, вторая соединяет затворы полевых транзисторов. Диоды можно использовать практически любые маломощные, например КД522.

Сборка

Устройство собрано в корпусе от сетевого блока питания с отрезанной вилкой. Все соединения сделаны разъемными для удобства монтажа и эстетической красоты.
Несколько фотографий процесса.




Налаживание

Схема в налаживании не нуждается и при правильной сборке и подключении начинает работать сразу.
Хочется отметить, что пользуюсь данным устройством больше полугода и оно зарекомендовало себя только с положительной стороны, очень удобно.

Подключение в автомобиле

Мощный транзистор подключается параллельно контактам подрулевого переключателя для «моргания» дальним светом. Земляной провод на кузов. Минусовые выводы управления к датчику давления масла и концевику ручника. Плюсовой вывод управления к ближнему свету фар. Еще один плюсовой я делал на всякий случай, можно его никуда не подключать. Количество управляющих выводов можно увеличить, подключая их через диод в соответствующей полярности.

Работа ДХО


Ближний свет


Дальний свет в качестве дневных ходовых огней

На фотографиях наглядно показана работа устройства на моем автомобиле. Как видно разница между ближним светом и ходовыми огнями минимальна, разве что на ходовых огнях свет чуть более желтый. Зато энегропотребление меньше в несколько раз.

При пуске двигателя, когда гаснет лампочка давления масла, не натянут ручник и выключен ближний свет фар, схема начинает работать. Если одно из условий или несколько одновременно не выполняются (натянут ручник, включен ближний свет фар, или заглох двигатель), то генерация прекращается и лампы гаснут.

Ток потребления в режиме покоя около 3 mA.

Индикатором исправной работы схемы служит лампа дальнего света фар на приборной панели, которая также светит в полнакала. Днем свечение этой лампочки слаборазличимо, поэтому я рекомендую заменить ее на синий светодиод, который видно даже при ярком солнце.

Файлы

Рисунок печатной платы в формате *.lay прилагается.
Он немного отличается от исходного варианта, удален невостребованный диод VD4.
Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.



Источники

При разработке устройства использованы материалы Интернет.
Лачетти-Клуб

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

💰 Внимание! 800 рублей для новичков на Aliexpress 💰
Регистрируйтесь по нашей ссылке. Если вы впервые на Aliexpress - получите 800.00₽ купонами на свой первый заказ.
Вячеслав (mailoff)
Ставрополь
Профиль mailoff
Увлекаюсь электроникой, компьютерами, люблю паять, мастерить.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 18 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Идея светильника из убитых флюоресцентных ламп... Дизайнеры из компании Castor Canadensis, Торонто, предложили интересный способ утилизации не...
Схема на Датагоре. Новая статья Реле дневных ходовых огней... Эта поделка - самоделка для тех, кто забывает включать - выключать свет на своём авто. Я думаю что...
Схема на Датагоре. Новая статья Блок управления на PIC12F629 для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля... Делал я как-то раз одну систему для автомашины, не своей правда. Так вот, эта система определяла...
Схема на Датагоре. Новая статья Изготовление и установка LED-ламп на штатные места в автомобиле Porsche 924... Статья посвящена модернизации освещения машины через рукодельное, то есть очень кустарное...
Схема на Датагоре. Новая статья Автомобиль Hyndai Accent, светодиодная подсветка бардачка... Одним из многих недочётов автомобиля Hyndai Accent является отсутствие освещения «бардачка». Это я...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель для наушников с дроссельным "выходом"... Я, наверное, как и многие граждане этого сайта пришел к выводу, что в наушниках музыка звучит...
Схема на Датагоре. Новая статья Светодиодный ночник... Здравствуйте, уважаемые товарищи электронщики! Это моя первая статья, сильно не ругайте. Жена дала...
Схема на Датагоре. Новая статья Автомобиль Škoda Felicia — LED освещение салона... Здравствуйте, датагорчане! Сегодня освещаем Škoda Felicia. Имел в своем пользовании поочередно 3...
Схема на Датагоре. Новая статья Звуковой сигнализатор включенных габаритов автомобиля: три детали!... После того как я очередной раз забыл выключить габаритные огни со всеми вытекающими последствиями и...
Схема на Датагоре. Новая статья Регулятор нагрева паяльника с индикатором мощности... Многие радиолюбители сталкивались с проблемой перегрева паяльников и успешно решали ее с помощью...
Схема на Датагоре. Новая статья Простой контроллер ДХО без микроконтроллеров. Проверено в суровых условиях Якутской зимы... Приветствую сограждан Датагории! Я хочу рассказать вам историю создания мной контроллеров ДХО...
Схема на Датагоре. Новая статья Конвертор питания 100 V для «японцев» из деталей списанной медицинской аппаратуры... Мне понадобилось подключить японский проигрыватель, рассчитанный на переменное напряжение 100...
 

Общаемся по статье 💬

ДХО, дневные ходовые огни: ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<
Читатель Датагора

mailoff
Вячеслав

  • Гражданин
Комментарий # 1 от 04-10-11, 22:31.
  • С нами с 23.04.2009
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
Не судите строго - это моя первая статья. Постараюсь ответить на все ваши вопросы.

Игорю спасибо за оперативное размещение :hi:

p.s. Забыл написать, на плате есть две перемычки, одна под микросхемой, вторая соединяет затворы полевых транзисторов. Диоды можно использовать практически любые маломощные, например кд522.

<
Читатель Датагора

Datagor
Игорь Котов

  • Главный редактор
Комментарий # 2 от 04-10-11, 23:34.
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 303 комментария
  • 275 публикаций
 
Вячеслав, статью дополнил (про перемычки, диоды и т.п.).
Спасибо за участие!

<
Читатель Датагора

AudioKiller
Игорь Рогов

  • Гражданин
Комментарий # 3 от 05-10-11, 1:20.
  • С нами с 10.01.2012
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
Ну и как, эффективно? Я имею ввиду, что горящие вполнакала фары могут быть сабоваты. И вечером, когда уже темнеет, но ближний свет включать рано, не слепит встречных?

<
Читатель Датагора

mailoff
Вячеслав

  • Гражданин
Комментарий # 4 от 05-10-11, 1:38.
  • С нами с 23.04.2009
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
Никто не моргал, ни разу. Про то, что заметно меня или нет, могу сказать, что при дневной фотофиксации моего нарушения доблестными полицейскими, горящие фары на снимке выглядят ярко и отчетливо и претензий по этому поводу не было. По возможности сделаю снимки.

<
Читатель Датагора

hsl
Сергей

  • Гражданин
Комментарий # 5 от 05-10-11, 3:29.
  • С нами с 18.12.2009
  • 54 комментария
  • 7 публикаций
 
Полезное устройство, давно хотел сделать что то подобное, поскольку у меня уже были случаи с посаженым аккамулятором. Останавливал меня собственно только один вопрос, он остается и при применении этого устройства, насколько это правомерно и не будет ли повода докопатся у гаишников, полицейских тоесть))

<
Читатель Датагора

mailoff
Вячеслав

  • Гражданин
Комментарий # 6 от 05-10-11, 11:46.
  • С нами с 23.04.2009
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
Думаю гаишникам важно включен у тебя свет или нет, а направление пучка никто на посту проверять не будет. Проблемы теоретически могут возникнуть на техосмотре, но и тут достаточно эту схему отключить, отсоединив разъемы.
Более чем за полгода никаких проблем не возникало.

<
Читатель Датагора

hsl
Сергей

  • Гражданин
Комментарий # 7 от 05-10-11, 14:12.
  • С нами с 18.12.2009
  • 54 комментария
  • 7 публикаций
 
Гаишники конечно везде разные, но у нас в городе иной раз даже проверяют, а есть ли сертификат соответствия у ДХО, это которые дополнительно ставятся.

<
Читатель Датагора

mailoff
Вячеслав

  • Гражданин
Комментарий # 8 от 05-10-11, 14:23.
  • С нами с 23.04.2009
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
Ух ты, еще такого не встречал. Но с другой стороны визуально никаких изменений в конструкцию ТС не вносится. Тем более с двухнитевыми лампами H4, которые устанавливаются на добрую половину автомобилей, визуально в дневное время очень сложно определить ближний свет включен или дальний. Если только чистосердечно во всем не признаться :)

<
Читатель Датагора

hsl
Сергей

  • Гражданин
Комментарий # 9 от 05-10-11, 15:02.
  • С нами с 18.12.2009
  • 54 комментария
  • 7 публикаций
 
Так то да, вот только у меня ВАЗ 21063, палюсь сразу и без признаний :yes:

<
Читатель Датагора

mailoff
Вячеслав

  • Гражданин
Комментарий # 10 от 05-10-11, 15:09.
  • С нами с 23.04.2009
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
У меня тоже оптика раздельная (седан), как говорится претензий не имею.

<
Читатель Датагора

picap
Александр

  • Гражданин
Комментарий # 11 от 05-10-11, 15:30.
  • С нами с 16.02.2010
  • 32 комментария
  • 4 публикации
 
Спасибо за статью. Многим будет весьма полезна, т.к. не требует установки дополнительных сертифицированных дневных ходовых огней. В России устройство весьма актуально, у нас в Украине пока нет изменений в правилах дорожного движения, но , думаю и до нас скоро доберутся. Придется лампичить.
Полезна была бы и установка дополнительного включателя данной опции.Но это уже каждый сам себе решает.

<
Читатель Датагора

АК-74
Александр Калинин

  • Гражданин
Комментарий # 12 от 05-10-11, 23:15.
  • С нами с 8.04.2010
  • 21 комментарий
  • 2 публикации
 
Верчу в руках светодиодные ДХО. Нафига купил?... Стоят не 3 рубля и даже не 300. Стекло - вовсе не стекло, а пластмасса, через год поцарапается и помутнеет... Что б Вам на недельку пораньше статью написать?.. Отличное решение! Особенно понравилось про "условия включения" - я уже раза три аккумулятор сажал))) Буду воплощать. А из ДХО... лампы настольные сделаю или ещё чего-нибудь)))

<
Читатель Датагора

mailoff
Вячеслав

  • Гражданин
Комментарий # 13 от 05-10-11, 23:51.
  • С нами с 23.04.2009
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
Спасибо, рад что смог помочь :)

<
Читатель Датагора

Berg
Владимир

  • Гражданин
Комментарий # 14 от 06-10-11, 0:50.
  • С нами с 27.11.2009
  • 10 комментариев
  • 0 публикаций
 
может я ошибаюсь, но если добавить переменный резистор между R4 и VD5, то получим возможность управлять яркостью фар

<
Читатель Датагора

mailoff
Вячеслав

  • Гражданин
Комментарий # 15 от 06-10-11, 12:57.
  • С нами с 23.04.2009
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
Berg,
совершенно верно, изначально схема была с регулировкой яркости. Но как правило 33% оптимальный вариант, так что я решил от регулировки отказаться.

<
Читатель Датагора

rubenlukin
Рубен

  • Гражданин
Комментарий # 16 от 06-10-11, 21:24.
  • С нами с 15.05.2009
  • 92 комментария
  • 4 публикации
 
Хоть я и безлошадный, но статья сразу зацепила. Автору мои респекты и уважухи за всё, начиная с соблюдения законов страны и заканчивая правилами грамматики. И конструкция проверенна временем. good

Цитата: mailoff
  Думаю гаишникам важно включен у тебя свет или нет, а направление пучка никто на посту проверять не будет.


Когда (в 90-е) ездил на "копейке" -- ГАИ было не важно, виден ли мой задний номер. Было важно, светит ли штатный светильник на бампере (а он ну нифига не освещал от рождения)

Назад Вперед
Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.