Авто звук — дело сугубо личное и не всем понятное. Но мне нравиться ковыряться в машинах, расставлять все по местам, настраивать. Конечно, я далеко не профессионал, но стремиться надо к лучшему. Всем известно, что практически любая магнитола способна выпулить около 15Вт, ну, а если хочется больше, то надо задумываться об усилителе. Вот о нем и поговорим.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Преобразовать напряжения
Так как наша TDA питается от двухполярного напряжения, да и многие нормальные усилители тоже, то без преобразователя в автомобиле не обойтись. Это «мускулы» по питанию и подойдем к изготовлению серьезней, чем обычно. Схему выбрал проверенную в бою, наш сотоварищ DOGMA по ней тоже своего монстра собирал: Авто-усилитель на Tda7294+2sc5200+2sa1943 с ИБП.Схема без стабилизации, довольно проста и этим наверно меня и подкупила. Генератор собран на доступной TL494. Частота около 60 кГц. Силовые ключи применил IRFZ44 по одному в плече, после длительного прогона они еле потеплели, но радиатор все же поставил, так, на всякий случай.
Ну и самом сложном — о трансформаторе. В процессе творческого полета забыл сфоткать процесс изготовления, так что не серчайте. Намотан на одном кольце размерами 42×28*12. Первичка намотана 10-ю жилами диаметром 0,8 мм и содержит две по пять витков т.е. две обмотки по пять витков в пять жил каждая. Далее слой изоляции, я использовал тряпичную изоленту. Далее мотаем вторичку. Содержит она 10 витков в три жилы каждая тем же проводом. И снова одеваем наш транс в «шубу». Едем дальше!
↑ Усилитель мощности MF-1 на TDA7294
Усилитель не вижу смысла описывать, про него хорошо все изложено на Датагоре: Аудио усилитель MF-1 на TDA7294/93 с гибридной ООС.
↑ Предварительный усилитель и ФВЧ
Собран этот блок на популярной и недорогой микросхеме NE5532. ФВЧ перестраиваемый, так что есть возможность хорошо согласовать сабвуфер с акустикой по частоте среза. Предусмотрена возможность отключения фильтра (байпасс). А сделано было это на случай использования усилителя на широкую полосу, т.е. без сабвуфера.
↑ Защита АС
Не обращайте внимание на то, что платы три. Одна из них наша, а остальные были для других товарищей. Схемка проста, надежна, мала и т.д.
↑ Корпус
Корпус почему-то не стал преградой, хотя обычно наоборот. Дно (ДСП 10 мм) покрашено краской из балончика, боковины (ДСП 16 мм) обтянуты карпетом, торцы (алюминий 3 мм), ну и верхняя крышка (оргстекло 3 мм) покрашено с обратной стороны той же краской.Несколько фото в процессе изготовления корпуса:
В верхнюю крышку врезал вентиляторы (два «на вдох», два «на выдох») и закрыл их стандартными грилями — красиво и практично. Схему управления вентиляторами не применял — в авто их не слышно.
↑ Итого
Я считаю, что мой автомобильный проект удался на славу. Тесть тоже доволен.Если планируете собрать в машину что-то новенькое, достаточное мощное, с интересным звучанием и вас не пугает сборка инвертора питания — смело повторяйте.
При разводке проводов акустики помните об особенностях усилителей с токовой обратной связью типа MF-1! У них оба провода «горячие», ни один на «массу» замыкать нельзя!
↑ Файлы
Схемы, печатки, описания🎁Arhiv.zip 600.26 Kb ⇣ 353
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.