» » » О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе

 
 
 
35

О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе

Разместил Datagor 4 ноября 2010. Просмотров: 59 478

ГЕННАДИЙ СЕМЕНОВИЧ ГЕНДИН
"ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЛАМПОВЫЕ УСИЛИТЕЛИ ЗВУКОВОЙ ЧАСТОТЫ"


От правильности и грамотности монтажа зависят уровень интермодуляционных искажений и минимально достижимый уровень собственного фона и наводок, а следовательно, и реальный динамический диапазон всего усилителя, являющийся одним из важнейших его параметров.
Для того чтобы твердо уяснить общий для любых усилителей принцип грамотного монтажа, внимательно рассмотрим рисунки, иллюстрирующие соединение сеточной цепи лампы с входным разъемом, стоящим от лампы на некотором расстоянии.

Примеры неправильного монтажа
Еще раз подчеркнем, что принцип этот общий для соединения любых двух участков схемы, один из которых является источником сигнала, а другой - приемником. Это могут быть микрофон и лампа усилителя микрофонного каскада, входное гнездо магнитофона и коммутатор рода работ или, как в нашем случае, первые два каскада УЗЧ и блок регуляторов тембра.

Правильный монтаж

При этом особое внимание следует обратить на то, что источником сигнала в данном случае является анод лампы первого каскада, а приемником сигнала - сетка лампы второго каскада и, следовательно, никакие заземления внутри этого участка недопустимы. Иными словами, внутри наглухо заземленного металлического корпуса блока регуляторов тембра ни одна деталь не должна заземляться непосредственно на шасси или экранирующий кожух, а только на специальную хорошо изолированную от корпуса шину. Сказанное иллюстрируется рисунок.


Теперь о самих экранированных проводах. Ни один из промышленно выпускаемых типов проводов в "чистом" виде нам не подходит. Все экранированные провода придется делать самостоятельно. Делается это несложно. Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то увидите, что внутри экранирующей оплетки помещены два провода: один обозначен тонкими линиями, другой - толстыми. Такое условное разделение соответствует фактическому. Действительно, все экранированные провода в нашем усилителе выполнены по принципу куклы-матрешки: внутри обычной металлической экранирующей оплетки помещены два провода разного диаметра - один тонкий (сигнальный) цветной многожильный в хлорвиниловой или фторопластовой изоляции сечением 0,2...0,35 мм , другой также многожильный, но сечением не менее 0,5 мм - нулевой, т.е. заземляемый. Оба эти провода вместе с экранирующей оплеткой помещены в изолирующий хлорвиниловый чулок.

Настоятельно рекомендуем взять за правило и присвоить различным цепям усилителя определенные цвета проводов. Выбор самих цветов может быть произвольным. Он, как правило, зависит от фактического ассортимента имеющихся проводов у радиолюбителя, но некоторых правил все же лучше придерживаться. Так, все нулевые провода, подлежащие заземлению, лучше делать черными и толстыми (сечением 0,5...0,75 мм ), плюсовые провода выпрямителя - красными, а если выпрямителей несколько - то красными, розовыми и оранжевыми. Все сигнальные провода одного из стереоканалов - зелеными, а другого - синими (или голубыми). Цепи накала ламп - белыми или серыми. Для цепей вспомогательных устройств и систем можно выделить коричневые, желтые, сиреневые или тонкие черные. Такой порядок намного упростит процесс монтажа и исключит путаницу при распайке сдвоенных регуляторов громкости и тембра (какой из проводов от левого канала, какой - от правого).

Для самостоятельного изготовления экранированных соединительных кабелей нужно либо взять "чистую" металлическую оплетку, либо снять ее с промышленного одиночного экранированного провода, затем продеть в оплетку два изолированных провода (один тонкий - сигнальный, другой толстый - нулевой) и все это вместе с оплеткой протянуть внутрь хлорвинилового чулка соответствующего диаметра. Это можно делать двумя способами: изготавливать каждый отдельный конкретный провод заранее определенной длины или же сразу заготовить 10...15 м провода, а затем отрезать по мере необходимости куски нужной длины. Из практики можно сказать, что второй способ значительно экономит время.
Для монтажа накальных цепей и сетевых проводов внутрь одной оплетки помещают оба провода (можно одного цвета) и также изолируют оплетку хлорвиниловым чулком.

Теперь об упоминавшейся выше "нулевой" шине внутри экранированных блоков. Если в блоке размещается печатная плата с радиоэлементами, то роль шины может выполнять одна из печатных дорожек. Она должна быть как можно шире. Для уменьшения ее сопротивления дорожку надо залудить и напаять на нее сверху по всей длине отрезок голого медного, а еще лучше посеребренного провода. Если же монтаж внутри блока не печатный, а навесной (например, на коммутационном переключателе), то роль шины может выполнять такой же отрезок голого провода, закрепленный концами на "холостых" выводах переключателя или на специальных изоляционных опорных точках.

Учтите, что все сигнальные межкаскадные и входные цепи ламповых усилителей имеют входные и выходные сопротивления на порядок большие транзисторных и измеряются сотнями килоом и мегаомами. В связи с этим существенное влияние на частотную характеристику УЗЧ начинают оказывать собственные емкости экранированных проводов. Известно, что эта емкость прямо пропорциональна длине экранированного провода и обратно пропорциональна расстоянию от внутреннего провода (жилы) до оплетки. Поэтому не стремитесь использовать современные тонкие и сверхтонкие (диаметром 3, 2 и даже 1,5 мм) фирменные экранированные провода и по возможности делайте экранированные соединения покороче.
Игорь Петрович Котов (Datagor)
Россия, Сибирь, г.Новокузнецк
Профиль Datagor
Основатель, владелец и главный редактор Журнала практической электроники datagor.ru.
Founder, owner and chief editor of datagor.ru.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 79

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Линейные потенциометры в улучшенных регуляторах громкости и баланса... Настоящие потенциометры ALPS (Japan) для аудио в датагорском магазине. Надеюсь, вам будет интересен...
Схема на Датагоре. Новая статья SansAMP с ламповым каскадом... Среди гитаристов пользуется немалой популярностью педаль «SansAmp», призванная имитировать звучание...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель 10 Вт на двойных триодах (6Н1П + 6Н6П)... Хочу поделиться своим опытом в создании лампового усилителя для домашнего использования. Этот...
Схема на Датагоре. Новая статья Радионяня (бэби-монитор) FM 90МГц на трёх транзисторах... Это устройство будет полезно тем радиолюбителям, у которых есть маленькие дети. Когда дети играют...
Схема на Датагоре. Новая статья Мощный однотактный ламповый аудиоусилитель на ГУ-50... Лампа ГУ-50 разработана в 30-х годах прошлого века в Германии под названием LS50. Сделана в лучших...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель быстрого приготовления. TDA2030 и TDA1558Q + компьютерный БП... Занимаясь ремонтом различных звуковоспроизводящих устройств, ощутил потребность в срочном наличии...
Схема на Датагоре. Новая статья Малогабаритный усилитель на TDA2050 в переделанном корпусе от кассетника... В качестве домашнего УНЧ последнее время у меня использовался катушечный магнитофон «Союз-110...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый усилитель для гитарного комбика... Всем привет !! Давно хочу собрать какой нибудь усилитель и колонки чтоб дома можно было слушать...
Схема на Датагоре. Новая статья Предусилитель для гитарного комбика и самый дешевый комбик для дома... С завидным постоянством на форуме в той или иной интерпретации мелькает тема о том как сделать...
Схема на Датагоре. Новая статья 6Н23П+КТ602Б. Лампово-транзисторный усилитель НЧ для стерео-телефонов... Интересная схема С. Филина, попалась при листании старых журналов. Достигнуть малого уровня...
Схема на Датагоре. Новая статья Реальный безтрансформаторный ламповый усилитель для низкоомных наушников по мотивам «Лаконика»... Безтрансформаторный ламповый усилитель для головных телефонов с максимальной возможностью...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый УМЗЧ на 6Н3П+6П14П? Это просто!... Автор: А. Ковалев, г. Тюмень За многие годы техника звукоусиления накопила огромное количество...
<
  • Главный редактор
4 ноября 2010 23:22

Игорь Петрович Котов / Datagor

  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 638 комментариев
  • 261 публикация
 
  • +1
Перебирал старые книжки и наткнулся на вот такой фундаментальный материал.
Надеюсь, начинающим очень пригодится и поможет обойтись без шаманства при борьбе с фоном.

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 00:17

Валерий Климовец / Капитан_Немо

  • С нами с 8.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
ух ты, замечательный материал, я и не знал таких тонкостей
спасибище!

п.с. я так понимаю, эти правила и к полупроводникам относятся?

<
  • Главный редактор
5 ноября 2010 01:34

Игорь Петрович Котов / Datagor

  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 638 комментариев
  • 261 публикация
 
  • 0
Да, Валерий, вполне применимо и к полупроводникам.
И к разводке ПП - сигнальная земля звездой это как на второй (правильной) картинке - попытка свести все хвосты в одну точку.

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 02:33

Владимир / Pricolist

  • С нами с 23.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 16 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Маленькое добавление из мирового и собственного опыта: новую пару проводов, которую Вы будете затягивать в экран желательно свить между собой ( как повив в компьютерном или телефонном кабеле - где количества повивов на единицу длины определяет категорию кабеля ) Такой простой прием обеспечит дополнительное ослабление наводок от переменных магнитных полей, которые возникают вокруг сетевых трансформаторов и любых проводов по которым течет переменный ток.

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 02:52

Александр / AlViS

  • С нами с 25.09.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 98 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
А пунктирная линия в правильном варианте первой цепи что может значить?
Вместо кембрика не стоит термоусадку применить?

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 02:53

Сергей / sseerrggeeyy

  • С нами с 30.01.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Что то подобного очень хотелось.
Спасибо.

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 08:10

Андрей Панченко / 120780andrey

  • С нами с 8.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 13 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Весьма познавательно.
Спасибо Игорь.

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 09:42

Павел / Pashka

  • С нами с 14.05.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 53 комментария
  • 35 публикаций
 
  • 0
AlViS, по экранной оплетке не должен течь ток, поэтому подключается она только с одной стороны => смею предположить, что здесь показан вариант подключения оплетки, либо у источника, либо у приемника.

P.S. Я таким образом использую стерео кабели (в качестве межблочников), где две жилы в одной оплетке. Правда их сечение одинаковое, но тем не менее, проблем пока не было smile

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 10:49

Алексей / AlexD

  • С нами с 21.11.2008
  • На сайте Пользователь Онлайн
  • 247 комментариев
  • 44 публикации
 
  • 0
Отличный и главное нужный материал!
Спасибо!
Теперь можно направлять к нему народ для "изучения матчасти", а то тяжело порой на пальцах объяснять smile

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 11:00

Александр / abirvalg2009

  • С нами с 30.01.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 31 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Пунктирная линия скорей всего означает что мол, возможен и такой вариант. Все зависит от конкретной конструкции. У меня было такое, что заземление у входа давало положительный эффект. А бывало и такое что точку заземления приходилось искать по всему шасси методом тыка - иначе ничего не помогало. Заметил закономерность - чем безалаберней монтаж, тем лучше работает конструкция. Если вылизать как для выставки - так и жди танцев с бубном и поиском бродячей точки на шасси...
Совет автора продеть 10-15! метров две жилы в оплетку меня пугает, хотелось бы посмотреть как бы он сэкономил время на этой процедуре :). Затея с проводами разного диаметра немного оправдана, но возиться с этим как по мне не стоит. Как здесь сказали стерео кабель вполне справится. Лучше обратить внимание на качество самой оплетки - она должна быть густая и луженая. Лучший кабель - это кабель от микрофона. Когда то у меня были Тесловские микрофоны с длиннющими шнурами, две жилы, баллансное подключение. Безукоризненные по качеству кабеля. Встретите где нибудь на блошином рынке нечто подобное - не проходите мимо...
Статья в целом полезная. В старой литературе только и можно встретить статьи с рисоваными и очень наглядными иллюстрациями.

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 12:51

Евгений / hifi

  • С нами с 6.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Игорь, спасибо!
Интересная статья.
Разбирая фирменные межблочные кабеля (Cable Talk, Tara Labs, Audioquest...) тоже заметил такую особенность подключения сигнальных проводов. Они (забугорные производители) подключали экранирующую оплетку только на входе кабеля.

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 16:08

Александр Мячин / alex-miatchin

  • С нами с 1.12.2009
  • На сайте Пользователь Онлайн
  • 55 комментариев
  • 7 публикаций
 
  • 0
Очень полезная статья. Я согласен с Иваном по поводу безалаберности монтажа в том плане, что надо избегать кос и жгутов и прочих параллельных проводов. Соединения должны быть кратчайшими и пересекаться в объёме конструкции под разными углами. Силовые и накальные провода прижимать ближе к шасси. Я лично в качестве экранируемых проводов использую двойной МГТФ в оплётке. Можно взять провода из кабелей аппаратуры уплотнения - серебрёная жила и оплётка.

<
  • Гражданин
5 ноября 2010 18:22

Александр / AlViS

  • С нами с 25.09.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 98 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
Насчёт лужёной оплётки - в своё время наблюдал, что при прочих равных, длинные микрофонные кабеля для сценического использования с лужёной оплёткой "хрустят" сильнее, нежели с нелужёной.

<
  • Гражданин
6 ноября 2010 01:24

Сергей / Serg_hax

  • С нами с 22.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 56 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Прочитав вспомнилось, как много лет назад собрав усилитель боролся с фоном 50 герц, он хоть и слабый был но при выкручивании потенциометра на максимум проявлялся и нервировал. Проблема решилась, когда откусил экранирующую оплётку кабеля идущую от платы темброблока (с выхода) на потенциометр регулятора громкости включённого на усилитель мощности, а экран остался подключённым только у потенциометра - фон вообще исчез. С тех пор это уже уяснил как правило.

Кабеля на микрофонах бывает действительно "шуршат" одна из причин в том, что при изгибании кабеля трутся проволочки оплётки друг о друга и контакты соединений а их там многие тысячи (место где переплетаются проволочки) меняются и эти контакты ( полуокисленые ) могут образовывать как бы диоды (вспомните как когда то на заре радиотехники делали детекторы для приёмников - искали точку, правда металл разнородый был и окисляли специально для лучшего эффекта).
А отрезки между контактами обладают хоть и очень малым но сопротивлением, представляете из скольких "диодов" и "резисторов" состоит простой немного окисленный многожильный провод.
Поэтому многожильный провод где то лучше свивать из тонкого обмоточного провода с хорошей изоляцией каждого "волоска" ( ПЭВ-2, ПЭТВ-2 ) и диаметром жил не более 0.5 мм, чтобы не проявлялся скин-эффект (ток с частотой 20 кгц в глубине жилы толстого провода уже почти не идёт, а протекает больше по поверхности выталкиваясь магнитным полем, но это уже более касательно больших токов на акустические системы). С другой стороны изолируя жилки друг от друга и делая их тоньше и больше по количеству получаем кабель с большой погонной ёмкостью и индуктивностью. В общем везде приходится идти на компромисс и многое зависит от применяемой цепи.

<
  • Гражданин
6 ноября 2010 14:38

Владимир / vladomir

  • С нами с 6.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 46 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Спасибо! Очень полезный материал.Новое это иногда хорошо забытое старое.

<
  • Гражданин
6 ноября 2010 14:49

Сергей / Serg-Grey

  • С нами с 4.10.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Есть замечательная книга по фундаментальным азам монтажа и наладки ламповых усилителей (в том числе, как пишут в русской аннотации, с какой стороны брать паяльник), но на АНГЛИЙСКОМ - Morgan Jones "Building Valve Amplifiers", последнее издание вышло, кажется, в 2004 г. В интернете встречаются 2е и 3е (последнее) издания в формате PDF.
По-английски разбираю кое-как (самоучкою), но, судя по иллюстрациям, там даются, например, совет паять выводы на земляную шину "звездой", говорится о том, что если заземлить экран в двух точках, то в нём появится наведённый электрический ток и так далее.
Нет ли у кого информации о том, есть ли русский перевод этой книги, хотя-бы любительский?

<
  • Гражданин
6 ноября 2010 17:02

Александр / abirvalg2009

  • С нами с 30.01.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 31 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
На практике за 8 лет на сцене мы эти провода сотни раз разматывали, сматывали, топтались по ним ногами, ставили на них колонки, роняли на них колонки и ни один даже не пошуршал в ответ :).
Если речь идет о межблочных (движимых) кабелях, то я бы так сказал что если каждую жилку в оплетке изолировать,- получатся переплетение длинных проводников - антенн. Придет время изоляция протрется, тут без вариантов. Вот тогда и можно ожидать шуршания. А так оголенные провода разряжаются сами на себя в пределах одной ячейки оплетки - тоесть долей миллиметра. Такие короткие "антенны" никогда не нахватают эл.магнитных полей в звуковом диапазоне. Луженая оплетка не так окисляется как не луженая и даст больше гарантий хорошего контакта между жилками. Кроме того не превратится в труху с течением времени и от сырости например. Исходя из этих соображений я и говорил что предпочтительней луженая оплетка. И еще признак хорошего микрофонного кабеля - наличие отдельного экрана для каждой жилы. Но это только как ориентир "серьезности" кабеля, актуально только для слабосигнальных цепей, мы использовали именно такие и подключение баллансное где только возможно.

alex-miatchin
Посеребряные провода из связной аппаратуры это наверно ультимативно хорошо для внутрикорпусного применения. Я встречал такие, но уж больно маленького сечения они мне попадались. Интересно как у них с собственной емкостью.

<
  • Гражданин
6 ноября 2010 22:08

Сергей / Serg-Grey

  • С нами с 4.10.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
По поводу посеребрённых проводов, цитата из статьи "Вся правда о проводах" аудиэксперта Феликса Скакуна:

"Нередко встречается проводник из посеребренной меди,практика показала, что такой проводник сильно искажает тембр, звук окрашен, даже резок. Это объясняется тем, что ток,выдавливаемый действием скин-эффекта на высоких частотах, попадает на слой проводника с другими характеристиками, и происходят некоторые искажения. На звуке это слышно как «увеличение яркости» на средневысоких частотах (например, медныедуховые, тарелки) и уменьшение «воздуха» и размеров звуковой сцены, съедается «акустика помещения».

<
  • Гражданин
7 ноября 2010 00:33

Александр / abirvalg2009

  • С нами с 30.01.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 31 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Serg-Grey, больше экспериментируйте сами, не верьте всяким там "аудиоэкспертам" со смешными измышлениями. По поводу посеребрянки, я думаю что этот вариант будет всяко не хуже любых других. Если мне не изменяет память поверхностная проводимость включается на частотах в сотни мегагерц, пусть alex-miatchin меня поправит, если я не прав. На звуке это врядли отразится, зато собравший получит заряд гордости за свое детище, и неоднократно :). А это надо ценить :).

<
  • Гражданин
7 ноября 2010 03:12

Сергей / Serg-Grey

  • С нами с 4.10.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Разумеется, я согласен. В аудиофилию впадать не стоит.

<
  • Гражданин
7 ноября 2010 15:11

Игорь / AudioKiller

  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Скорее всего левая часть оплетки, показанная пунктиром, подключается к незаземленной другим способом железке. Если левая земля соединена с правой - то будет не очень хорошо. Действительно, по оплетке не должен течь ток сигнала, но и не должны никакие другие токи течь. Ее назначение - создавать вихревые токи, которые компенсируют внешние поля (принцип экранирования).

Кстати, самые лучшие экранирующие оплетки закончились вместе с социализмом. sad Оплетка должна быть плотной, без "дырок" и ее проводники переплетены, а не то, что сейчас - идет десяток проводов параллельно центральной жиле, а между собой они даже не соединены. Ток по оплетке должен иметь возможность течь в любом произвольном направлении, причем с минимальным сопротивлением.

И еще пара слов о посеребренном проводе и скин-эффекте.

1. Глубина скин-эффекта для меди порядка 0,5 мм - это более чем в 10 глубже, чем толщина посеребренного слоя. (толщина серебра совпадает с глубиной скин-эффекта примерно на 1 МГц).

2. То, что при скин-эффекте ток течет по поверхности - брехня. На самом деле плотность тока плавно меняется от максимума у поверхности к минимуму в центре. Глубина скин-эффекта - это условность. На этой грубине плотность тока уменьшается в е (=2,7) раз. Т.е. в слое толщиной в "скин-эффект" протекает 63% всего тока. Остальной ток течет глубже - вплоть до центра провода.

3. В центре проводника ток тоже течет. Вообще, формуля, приводимые в учебниках (и Википедии) выведены для проводника бесконечного диаметра, у которого в самом центре ток =0 (из этого предположения и начинается вывод формул). В реальны проводниках скин-эффект выражен меньше, особенно если мал диаметр провода (прикиньте сами, если радиус провода = толщине скин-эффекта, то получается противоречие: с одной стороны по этой толщине-радиусу протекает 63% тока, с другой стороны - это же весь радиус провода, где будет протекать остальной ток? Т.е. тут формула не применима, используются немного другие уточненные формулы). Поэтому рулит литцендрат - у него 2 фичи: а) провод тонкий и перераспределение тока по глубине выражено меньше; б) проводники переплетены, и ток не может перераспределяться между ними.

4. Фраза о том, что свойства серебра такие отличные, что ток протекая по нему испытывает искажения - полная чушь. На частотах порядка гигагерца возможны отражения от раздела медь-серебро и разная скорость распространения волны в слоях. Это дает фазовые сдвиги, а не искажения. Но я не думаю, что кто-то будет по аудиокабелю гнать гигагерцы... wink

<
  • Гражданин
7 ноября 2010 16:27

Александр / abirvalg2009

  • С нами с 30.01.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 31 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
То, что про искажения чушь (как и все остальное в той цитате), это всем понятно. Serg-Grey ее наверно для прикола привел (мог бы хоть смайлик вставить :).
AudioKiller спасибо за информацию. Про сотни мегагерц сделал выводы потому что в свое время обслуживал КВ и УКВ радиостанции, помню что в приемопередатчиках УКВ было много посеребряных деталей (в основном КПЕ), а в КВ их не было совсем.

<
  • Гражданин
7 ноября 2010 17:40

Сергей / Chugunov

  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Статья очень полезная для радиолюбителей и еще раз показывает ценность древних учебников из нафталина. В них было просто, понятно и наглядно. Сейчас дрянные учебники (по всем предметам), в них важен не предмет, а доказательства, что авторы современны, например уже видел как пишут русскими буквами "лонгер" (впрочем и здесь частенько вижу "слюрэйт", а что, "быстродействие" написать трудно?)
Относительно пунктира на рисунке, ну это же очевидно - показано где было соединение и где его больше нет.
Сейчас почти все устройства низковольтные и думаю, что в качестве экранированного кабеля подойтет "витая пара". Использовать как экран только экран или незадействлванные пары - это вопрос. Вопрос и с погонной емкостью, но "витая пара" валяется везде, отрезки до метра вообще никому не нужны.
Кстати, самые лучшие экранирующие оплетки закончились вместе с социализмом.

Согласен целиком. Влияние же серебра на звук надо слушать, скорее всего для этого нужны марки левинсоны или хотя бы его уши wink
У меня в голове схема простого устройства для сравнения колоночных кабелей. Она позволяет устраивать "слепое тестирование" без помощников! Каждый сам сможет убедиться - "звучат" ли кабели и слышит ли он разницу. Пока же 99% пишит что должно быть в прынцыпе и вспоминают закон Ома.

<
  • Гражданин
7 ноября 2010 20:22

Александр Мячин / alex-miatchin

  • С нами с 1.12.2009
  • На сайте Пользователь Онлайн
  • 55 комментариев
  • 7 публикаций
 
  • 0
abirvalg2009,
Ёмкость проводов устраивала разработчиков КВ и УКВ техники связи, работающую на частотах до 60мГц да и выше тоже. Думаю на звуковых частотах это менее актуально. Про серебро в проводах я упоминал не сточки зрения улучшения звука серебром, а исходя из соображения защищенности жил от вредных внешних факторов. По поводу скин-эффекта я абсолютно согласен - это не актуально на ЗЧ.

<
  • Гражданин
8 ноября 2010 11:55

Сергей / Serg_hax

  • С нами с 22.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 56 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Серебро имеет свойство окисляться и ещё как! потому как защитный слой для проводника очень сомнительный, особенно там где экология не очень, например быстро окисляется при наличии сероводорода (у нас в городе металургическое производство и этого хватает).
Готовил тут недавно галетники для переключателей на блок питания, дак вот они провалялись много лет ипокылись чёрной окисной плёнкой ( патина ). Пришлось намешивать пасту для очистки ( нашатырь + пищевая сода ), когда отъело окисел контакты заблестели как новые wink .

По поводу хоршего кабеля, вспомнился как то давно попадалcя коаксиал ( марку не помню ), что тогда поразило - это двойная экранная оплётка ( поверх одного чулка другой и оба очень плотно сплетены ), сейчас конечно таких уже не делают на всём экономия, уж если большинство колонок в магазинах идёт из картона ( а чтобы покупателя не смущало, буржуи гордо называют загадочным словом MDF smile ).

А касательно соединения экрана, то однозначно только в одной точке и по нему никакого тока гнать нельзя, а рассматривать в качестве продолжения корпуса натянутого на проводник belay и это актуально не только с лампами, могие современные микросхемы имеют полевики с огромным входным сопротивлением.

<
  • Гражданин
8 ноября 2010 14:44

Михаил / Godin0104

  • С нами с 10.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 113 комментариев
  • 5 публикаций
 
  • 0
Большое спасибо Игорю за материал! Он очень востребован. Книги в доступной форме, пишутся вовсе не для тупых. На самом деле, изложить важную информацию увлекательно и понятно, это большое искусство, иногда, для этого привлекается профессиональный писатель. «Сыпать терминами», как раз дело немудреное.
Солидарен со многими авторами, что хорошие кабели закончились вместе с эпохой социализма. Действительно, очень часто, современный кабель, если его препарировать, вызывает уныние, сплошная экономия, и больше ничего! Аналогичная беда и с другими изделиями, где используется медь и качественная сталь. Экономия – превыше всего, так вот.
Далеко ходить не надо. Имеющийся в моем распоряжении трансформатор серии ТАН, военной приемки и ровесник мне по возрасту, не гудит, не греется и не просаживается под нагрузкой. Очаровавшись его работой, приобрел нечто подобное 1985 года выпуска (уже наводит на размышления).
Так вот, греется как сволочь при половине тока от номинала, гудит, ток холостого хода вне всяких рамок приличия! Куды девали медь и сталь, спрашивается? Ау!

<
  • Гражданин
8 ноября 2010 18:06

Максим Черепанов / еще один max

  • С нами с 10.03.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 91 комментарий
  • 10 публикаций
 
  • 0
Полезная статья. Мне очень, как раз в преддверии сборки усилителя, все по плочкам в голове разложилось. Одно непонятно - зачем на один и тот же ток автор статьи советует разные сечения проводов для сигнального провода и массы? Не вкурил как ни думал...

<
  • Гражданин
9 ноября 2010 17:36

Игорь / AudioKiller

  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Цитата: Chugunov
Каждый сам сможет убедиться - "звучат" ли кабели и слышит ли он разницу. Пока же 99% пишит что должно быть в прынцыпе и вспоминают закон Ома.

Дык в "зрячем" тесте все слышат. А вот в правильном слепом тесте что-то услышать пока что никому не доводилось (я про нормальные кабели, не фуфло). А про закон Ома пишут, чтобы люди хоть как-то с головой дружили - по кабелям все же ток течет, а не "волшебство музыки", и если наука говорит, то так оно и есть - это все уже давно исследовано, широко применяется и пока что ни разу не случалось несовпадений с теорией.

<
  • Гражданин
10 ноября 2010 11:47

Александр / alexander59

  • С нами с 22.11.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 51 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Спасибо Игорю! Засветил такой не простой вопрос!

Согласен с Максимом, мне тоже не все понятно, вернее сказать совсем не понятно!
Все никак не укладывается в голове понятия:
- общая точка заземления, где ее организовать
- земляная шина
- сигнальная земля
- GND ?
- еще рисуют сопротивление в ноль Ом на землю
- еще и экраны
Что все это значит? Как это все развязать?

Объясните пожалуйста
как правильно соединить все эти термины хотя бы на примере, нарисуйте блок схему соединений:
-силовой трансформатор - стабилизатор низкого напряжения - стабилизатор высокого напряжения - унч -акустика. Где там сигнальная земля, где земля, где земляная шина, где общая точка заземления? Как правильно...???
Печатная плата должна иметь три проводника - сигнал, сигнальная земля и земляная шина?
Или ссылочку на толковый УЧЕБНИК request
Конечно объяснить это значит чуть ли не статью написать, но пожалуйста помогите! request

<
  • Гражданин
11 ноября 2010 02:55

Андрей / Loki13

  • С нами с 22.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Спасибо, полезная статья - кое что знал, но напомнить в доступной форме - никогда не бывает лишним - повторение - мать учения)

<
  • Прохожий
13 ноября 2010 17:43

/ Scanner

  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Правильные книги читаешь! Советы полезны не только для ламповой техники!
Книга Отта: //rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1131912

Хрестоматия помехоподавления.

<
  • Гражданин
5 декабря 2010 01:07

Евгений / Dark-Fox

  • С нами с 2.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 15 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Полезная статья, отлично когда многое есть на одном сайте да и грамотно выложенное.
но "витая пара" валяется везде, отрезки до метра вообще никому не нужны.
если имеется ввиду витая пара для сети Ethernet то ее применение весьма сомнительно из-за использования обмедненной стали для жил (поднесите магнит, будет липнуть), собственно как и выводы почти абсолютно всех импортных деталей (рассыпухи), разъемы, коммутирующие элементы, а также выводы SMD компонентов, в общем все сейчас делают из луженной стали (даже не обмедненной когда выводы чего либо белого цвета), достаточно поднести магнит и увидеть своими глазами прилипшую детальку)).
Проще купить тонкий одножильный медный провод и свить его самому при помощи дрели.

Назад Вперед
Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.