» » » О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе. Борьба с фоном, заземление

 
 
 

О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе. Борьба с фоном, заземление

📆04.11.10 🙋Datagor 👀77 662 💬35
ГЕННАДИЙ СЕМЕНОВИЧ ГЕНДИН, «ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЛАМПОВЫЕ УСИЛИТЕЛИ ЗВУКОВОЙ ЧАСТОТЫ»

От правильности и грамотности монтажа зависят уровень интермодуляционных искажений и минимально достижимый уровень собственного фона и наводок, а следовательно, и реальный динамический диапазон всего усилителя, являющийся одним из важнейших его параметров.
Для того чтобы твердо уяснить общий для любых усилителей принцип грамотного монтажа, внимательно рассмотрим рисунки, иллюстрирующие соединение сеточной цепи лампы с входным разъемом, стоящим от лампы на некотором расстоянии.

Примеры неправильного монтажа
Еще раз подчеркнем, что принцип этот общий для соединения любых двух участков схемы, один из которых является источником сигнала, а другой — приемником. Это могут быть микрофон и лампа усилителя микрофонного каскада, входное гнездо магнитофона и коммутатор рода работ или, как в нашем случае, первые два каскада УЗЧ и блок регуляторов тембра.

Правильный монтаж

При этом особое внимание следует обратить на то, что источником сигнала в данном случае является анод лампы первого каскада, а приемником сигнала — сетка лампы второго каскада и, следовательно, никакие заземления внутри этого участка недопустимы. Иными словами, внутри наглухо заземленного металлического корпуса блока регуляторов тембра ни одна деталь не должна заземляться непосредственно на шасси или экранирующий кожух, а только на специальную хорошо изолированную от корпуса шину. Сказанное иллюстрируется рисунок.


Теперь о самих экранированных проводах. Ни один из промышленно выпускаемых типов проводов в «чистом» виде нам не подходит. Все экранированные провода придется делать самостоятельно. Делается это несложно. Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то увидите, что внутри экранирующей оплетки помещены два провода: один обозначен тонкими линиями, другой — толстыми. Такое условное разделение соответствует фактическому. Действительно, все экранированные провода в нашем усилителе выполнены по принципу куклы-матрешки: внутри обычной металлической экранирующей оплетки помещены два провода разного диаметра — один тонкий (сигнальный) цветной многожильный в хлорвиниловой или фторопластовой изоляции сечением 0,2…0,35 мм, другой также многожильный, но сечением не менее 0,5 мм — нулевой, т.е. заземляемый. Оба эти провода вместе с экранирующей оплеткой помещены в изолирующий хлорвиниловый чулок.

Настоятельно рекомендуем взять за правило и присвоить различным цепям усилителя определенные цвета проводов. Выбор самих цветов может быть произвольным. Он, как правило, зависит от фактического ассортимента имеющихся проводов у радиолюбителя, но некоторых правил все же лучше придерживаться. Так, все нулевые провода, подлежащие заземлению, лучше делать черными и толстыми (сечением 0,5…0,75 мм), плюсовые провода выпрямителя — красными, а если выпрямителей несколько — то красными, розовыми и оранжевыми. Все сигнальные провода одного из стереоканалов — зелеными, а другого — синими (или голубыми). Цепи накала ламп — белыми или серыми. Для цепей вспомогательных устройств и систем можно выделить коричневые, желтые, сиреневые или тонкие черные. Такой порядок намного упростит процесс монтажа и исключит путаницу при распайке сдвоенных регуляторов громкости и тембра (какой из проводов от левого канала, какой — от правого).

Для самостоятельного изготовления экранированных соединительных кабелей нужно либо взять «чистую» металлическую оплетку, либо снять ее с промышленного одиночного экранированного провода, затем продеть в оплетку два изолированных провода (один тонкий — сигнальный, другой толстый — нулевой) и все это вместе с оплеткой протянуть внутрь хлорвинилового чулка соответствующего диаметра. Это можно делать двумя способами: изготавливать каждый отдельный конкретный провод заранее определенной длины или же сразу заготовить 10…15 м провода, а затем отрезать по мере необходимости куски нужной длины. Из практики можно сказать, что второй способ значительно экономит время.
Для монтажа накальных цепей и сетевых проводов внутрь одной оплетки помещают оба провода (можно одного цвета) и также изолируют оплетку хлорвиниловым чулком.

Теперь об упоминавшейся выше «нулевой» шине внутри экранированных блоков. Если в блоке размещается печатная плата с радиоэлементами, то роль шины может выполнять одна из печатных дорожек. Она должна быть как можно шире. Для уменьшения ее сопротивления дорожку надо залудить и напаять на нее сверху по всей длине отрезок голого медного, а еще лучше посеребренного провода. Если же монтаж внутри блока не печатный, а навесной (например, на коммутационном переключателе), то роль шины может выполнять такой же отрезок голого провода, закрепленный концами на «холостых» выводах переключателя или на специальных изоляционных опорных точках.

Учтите, что все сигнальные межкаскадные и входные цепи ламповых усилителей имеют входные и выходные сопротивления на порядок большие транзисторных и измеряются сотнями килоом и мегаомами. В связи с этим существенное влияние на частотную характеристику УЗЧ начинают оказывать собственные емкости экранированных проводов. Известно, что эта емкость прямо пропорциональна длине экранированного провода и обратно пропорциональна расстоянию от внутреннего провода (жилы) до оплетки. Поэтому не стремитесь использовать современные тонкие и сверхтонкие (диаметром 3, 2 и даже 1,5 мм) фирменные экранированные провода и по возможности делайте экранированные соединения покороче.
Игорь Котов (Datagor)
Россия, Сибирь, г.Новокузнецк
Профиль Datagor
Основатель, владелец и главный редактор Журнала практической электроники datagor.ru.
Founder, owner and chief editor of datagor.ru.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 78 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Входной буфер и регулятор уровня громкости для УМЗЧ. Часть 3. Двухполярное питание... Здравствуйте, уважаемые читатели! Этим небольшим, но полезным дополнением я продолжаю тему,...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель 10 Вт на двойных триодах (6Н1П + 6Н6П)... Хочу поделиться своим опытом в создании лампового усилителя для домашнего использования. Этот...
Схема на Датагоре. Новая статья Радионяня (бэби-монитор) FM 90МГц на трёх транзисторах... Это устройство будет полезно тем радиолюбителям, у которых есть маленькие дети. Когда дети играют в...
Схема на Датагоре. Новая статья Мощный однотактный ламповый аудиоусилитель на ГУ-50... Лампа ГУ-50 разработана в 30-х годах прошлого века в Германии под названием LS50. Сделана в лучших...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель быстрого приготовления. TDA2030 и TDA1558Q + компьютерный БП... Занимаясь ремонтом различных звуковоспроизводящих устройств, ощутил потребность в срочном наличии...
Схема на Датагоре. Новая статья Малогабаритный усилитель на TDA2050 в переделанном корпусе от кассетника... В качестве домашнего УНЧ последнее время у меня использовался катушечный магнитофон «Союз-110...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый усилитель для гитарного комбика... Всем привет !! Давно хочу собрать какой нибудь усилитель и колонки чтоб дома можно было слушать...
Схема на Датагоре. Новая статья Предусилитель для гитарного комбика и самый дешевый комбик для дома... С завидным постоянством на форуме в той или иной интерпретации мелькает тема о том как сделать...
Схема на Датагоре. Новая статья Программа расчёта регуляторов тембра «Timbreblock» by Е. Москатов... Программа для проектирования темброблока. Перед вами русская версия программы «Timbreblock 4»,...
Схема на Датагоре. Новая статья 6Н23П+КТ602Б. Лампово-транзисторный усилитель НЧ для стерео-телефонов... Интересная схема С. Филина, попалась при листании старых журналов. Достигнуть малого уровня...
Схема на Датагоре. Новая статья Реальный безтрансформаторный ламповый усилитель для низкоомных наушников по мотивам «Лаконика»... Безтрансформаторный ламповый усилитель для головных телефонов с максимальной возможностью...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый УМЗЧ на 6Н3П+6П14П? Это просто! Печатная плата в комплекте... Автор: А. Ковалев, г. Тюмень За многие годы техника звукоусиления накопила огромное количество...
 

Общаемся по статье 💬

«О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе. Борьба с фоном, заземление»

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 1 от 04-11-10, 23:22.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 220 комментариев
  • 274 публикации
 
Перебирал старые книжки и наткнулся на вот такой фундаментальный материал.
Надеюсь, начинающим очень пригодится и поможет обойтись без шаманства при борьбе с фоном.

<

Капитан_Немо

Валерий Климовец Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 2 от 05-11-10, 0:17.
Ответить
  • С нами с 8.10.2008
  • 39 комментариев
  • 0 публикаций
 
ух ты, замечательный материал, я и не знал таких тонкостей
спасибище!

п.с. я так понимаю, эти правила и к полупроводникам относятся?

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 3 от 05-11-10, 1:34.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 220 комментариев
  • 274 публикации
 
Да, Валерий, вполне применимо и к полупроводникам.
И к разводке ПП - сигнальная земля звездой это как на второй (правильной) картинке - попытка свести все хвосты в одну точку.

<

Pricolist

Владимир Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 4 от 05-11-10, 2:33.
Ответить
  • С нами с 23.11.2008
  • 18 комментариев
  • 0 публикаций
 
Маленькое добавление из мирового и собственного опыта: новую пару проводов, которую Вы будете затягивать в экран желательно свить между собой ( как повив в компьютерном или телефонном кабеле - где количества повивов на единицу длины определяет категорию кабеля ) Такой простой прием обеспечит дополнительное ослабление наводок от переменных магнитных полей, которые возникают вокруг сетевых трансформаторов и любых проводов по которым течет переменный ток.

<

AlViS

Александр Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 5 от 05-11-10, 2:52.
Ответить
  • С нами с 25.09.2010
  • 98 комментариев
  • 1 публикация
 
А пунктирная линия в правильном варианте первой цепи что может значить?
Вместо кембрика не стоит термоусадку применить?

<

sseerrggeeyy

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 6 от 05-11-10, 2:53.
Ответить
  • С нами с 30.01.2009
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
 
Что то подобного очень хотелось.
Спасибо.

<

120780andrey

Андрей Панченко Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 7 от 05-11-10, 8:10.
Ответить
  • С нами с 8.02.2009
  • 13 комментариев
  • 0 публикаций
 
Весьма познавательно.
Спасибо Игорь.

<

Pashka

Павел Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 8 от 05-11-10, 9:42.
Ответить
  • С нами с 14.05.2008
  • 52 комментария
  • 32 публикации
 
AlViS, по экранной оплетке не должен течь ток, поэтому подключается она только с одной стороны => смею предположить, что здесь показан вариант подключения оплетки, либо у источника, либо у приемника.

P.S. Я таким образом использую стерео кабели (в качестве межблочников), где две жилы в одной оплетке. Правда их сечение одинаковое, но тем не менее, проблем пока не было smile

<

AlexD

Алексей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 9 от 05-11-10, 10:49.
Ответить
  • С нами с 21.11.2008
  • 272 комментария
  • 46 публикаций
 
Отличный и главное нужный материал!
Спасибо!
Теперь можно направлять к нему народ для "изучения матчасти", а то тяжело порой на пальцах объяснять smile

<

abirvalg2009

Александр Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 10 от 05-11-10, 11:00.
Ответить
  • С нами с 30.01.2009
  • 31 комментарий
  • 0 публикаций
 
Пунктирная линия скорей всего означает что мол, возможен и такой вариант. Все зависит от конкретной конструкции. У меня было такое, что заземление у входа давало положительный эффект. А бывало и такое что точку заземления приходилось искать по всему шасси методом тыка - иначе ничего не помогало. Заметил закономерность - чем безалаберней монтаж, тем лучше работает конструкция. Если вылизать как для выставки - так и жди танцев с бубном и поиском бродячей точки на шасси...
Совет автора продеть 10-15! метров две жилы в оплетку меня пугает, хотелось бы посмотреть как бы он сэкономил время на этой процедуре :). Затея с проводами разного диаметра немного оправдана, но возиться с этим как по мне не стоит. Как здесь сказали стерео кабель вполне справится. Лучше обратить внимание на качество самой оплетки - она должна быть густая и луженая. Лучший кабель - это кабель от микрофона. Когда то у меня были Тесловские микрофоны с длиннющими шнурами, две жилы, баллансное подключение. Безукоризненные по качеству кабеля. Встретите где нибудь на блошином рынке нечто подобное - не проходите мимо...
Статья в целом полезная. В старой литературе только и можно встретить статьи с рисоваными и очень наглядными иллюстрациями.

<

hifi

Евгений Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 11 от 05-11-10, 12:51.
Ответить
  • С нами с 6.09.2009
  • 21 комментарий
  • 0 публикаций
 
Игорь, спасибо!
Интересная статья.
Разбирая фирменные межблочные кабеля (Cable Talk, Tara Labs, Audioquest...) тоже заметил такую особенность подключения сигнальных проводов. Они (забугорные производители) подключали экранирующую оплетку только на входе кабеля.

<

alex-miatchin

Александр Мячин Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 12 от 05-11-10, 16:08.
Ответить
  • С нами с 1.12.2009
  • 71 комментарий
  • 9 публикаций
 
Очень полезная статья. Я согласен с Иваном по поводу безалаберности монтажа в том плане, что надо избегать кос и жгутов и прочих параллельных проводов. Соединения должны быть кратчайшими и пересекаться в объёме конструкции под разными углами. Силовые и накальные провода прижимать ближе к шасси. Я лично в качестве экранируемых проводов использую двойной МГТФ в оплётке. Можно взять провода из кабелей аппаратуры уплотнения - серебрёная жила и оплётка.

<

AlViS

Александр Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 13 от 05-11-10, 18:22.
Ответить
  • С нами с 25.09.2010
  • 98 комментариев
  • 1 публикация
 
Насчёт лужёной оплётки - в своё время наблюдал, что при прочих равных, длинные микрофонные кабеля для сценического использования с лужёной оплёткой "хрустят" сильнее, нежели с нелужёной.

<

Serg_hax

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 14 от 06-11-10, 1:24.
Ответить
  • С нами с 22.02.2010
  • 62 комментария
  • 0 публикаций
 
Прочитав вспомнилось, как много лет назад собрав усилитель боролся с фоном 50 герц, он хоть и слабый был но при выкручивании потенциометра на максимум проявлялся и нервировал. Проблема решилась, когда откусил экранирующую оплётку кабеля идущую от платы темброблока (с выхода) на потенциометр регулятора громкости включённого на усилитель мощности, а экран остался подключённым только у потенциометра - фон вообще исчез. С тех пор это уже уяснил как правило.

Кабеля на микрофонах бывает действительно "шуршат" одна из причин в том, что при изгибании кабеля трутся проволочки оплётки друг о друга и контакты соединений а их там многие тысячи (место где переплетаются проволочки) меняются и эти контакты ( полуокисленые ) могут образовывать как бы диоды (вспомните как когда то на заре радиотехники делали детекторы для приёмников - искали точку, правда металл разнородый был и окисляли специально для лучшего эффекта).
А отрезки между контактами обладают хоть и очень малым но сопротивлением, представляете из скольких "диодов" и "резисторов" состоит простой немного окисленный многожильный провод.
Поэтому многожильный провод где то лучше свивать из тонкого обмоточного провода с хорошей изоляцией каждого "волоска" ( ПЭВ-2, ПЭТВ-2 ) и диаметром жил не более 0.5 мм, чтобы не проявлялся скин-эффект (ток с частотой 20 кгц в глубине жилы толстого провода уже почти не идёт, а протекает больше по поверхности выталкиваясь магнитным полем, но это уже более касательно больших токов на акустические системы). С другой стороны изолируя жилки друг от друга и делая их тоньше и больше по количеству получаем кабель с большой погонной ёмкостью и индуктивностью. В общем везде приходится идти на компромисс и многое зависит от применяемой цепи.

<

vladomir

Владимир Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 15 от 06-11-10, 14:38.
Ответить
  • С нами с 6.09.2009
  • 46 комментариев
  • 0 публикаций
 
Спасибо! Очень полезный материал.Новое это иногда хорошо забытое старое.

<

Serg-Grey

Сергей Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 16 от 06-11-10, 14:49.
Ответить
  • С нами с 4.10.2010
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
 
Есть замечательная книга по фундаментальным азам монтажа и наладки ламповых усилителей (в том числе, как пишут в русской аннотации, с какой стороны брать паяльник), но на АНГЛИЙСКОМ - Morgan Jones "Building Valve Amplifiers", последнее издание вышло, кажется, в 2004 г. В интернете встречаются 2е и 3е (последнее) издания в формате PDF.
По-английски разбираю кое-как (самоучкою), но, судя по иллюстрациям, там даются, например, совет паять выводы на земляную шину "звездой", говорится о том, что если заземлить экран в двух точках, то в нём появится наведённый электрический ток и так далее.
Нет ли у кого информации о том, есть ли русский перевод этой книги, хотя-бы любительский?

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте корректны и вежливы, соблюдайте правила!


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew


Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.