Быть увлеченным и достигать какие либо цели - это счастье.
Дело началось с того, что мой знакомый принес целый ящик радиоламп. Остатки старых ЗИПов военно-морской аппаратуры. Кроме кучи на вид ничем невыдающихся 6П14П и 6Н2П, мой взгляд пленили четыре бумажных коробочки побольше, со штампом 1957 года 6С4С.
Действительно лампа внушительная.
Ну и как говорится, зацепило…
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Предисловие
Сразу оговорюсь, я не радиоинженер, не заканчивал радиотехнических вузов и других учебных заведений. Я радиолюбитель. Сидеть с паяльником в руках в дымке канифоли это мое хобби. Стараюсь ставить перед собой цель познать что-то новое и интересное мне, и достичь ее, читая литературу и закрепляя практикой. Результатом чего из моих рук должно выйти новое творение, впитавшее в себя мое терпение и старание.↑ Размышления
Мне важно чтобы мое творение имело законченный, эстетичный, красивый вид. Радовало не только душу, но и глаза, так сказать. Так что процесс начался с концепции изготовления корпуса. «Мозговой штурм», как обычно, занимает у меня достаточно времени. Просматривая готовые решения, прикидывая эскизы, все-таки выбрал то, что мне пришлось по душе.↑ Начнем…
И так что мы имеем, что бы прикинуть эскиз.Два звуковых трансформатора, два дросселя, трансформатор питания на ТОРе, четыре лампы ( 2 предварительных и 2 оконечных. На 2 канала, исходя из распространенных схемных решений ). На передней панели расположим только тумблер включения, регулятор громкости и индикатор 6Е5С. Сзади входные гнезда, выходные клеммы, гнездо питания с предохранителем.
↑ Золотое сечение
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Многие утверждают, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные.Отмечу несколько моментов. Ручка громкости должна примерно соответствовать пропорции 2/3 от ширины лицевой панели. Располагаться на расстоянии в 1/5 от края. Справа (Я правша). Тумблер питания на противоположной стороне (Разные по назначению органы управления должны быть разнесены). Индикатор уровня тоже слева, он еще играет роль индикатора включения. По середине заключительное звено- лейбл ( или шильдик, табличка, кому как нравиться)
Задняя панель:
Сзади, справа расположены разъем питания и предохранитель. Слева входные и выходные гнезда.
Вот оно, что я хочу получить. Будем к этому стремится.
↑ Принципиальная схема
Схема усилителя 1 каналСхема блока питания
Принципиальная схема выбрана в классическом ключе и состоит из двух каскадов. Предварительный SRPP на 6Н9С и оконечный на 6С4С. В предварительном каскаде я не спроста использовал включение ламп с динамической нагрузкой. Дело в том, что такое включение лампы обеспечивает одновременное улучшение сразу нескольких важных параметров: линейности, широкополосности, стабильности режима, выходного сопротивления, перегрузочной способности и чувствительности к пульсациям анодного напряжения. И обеспечивает необходимое усиление для раскачки 6С4С, со смещением на сетке -45В.
В катодной цепи выходного каскада применены резисторы большой габаритной мощности. Резисторы R7 и R10 24 Ом. необходимо подобрать так чтобы потенциал относительно земли на выводах 2,7 лампы 6С4С был одинаков и равен примерно +46 В. Один из вариантов, вместо R7 и R10 применить переменный резистор 50-100 Ом. 5 Вт.
После сборки, усилитель начинает работать сразу. Настройка усилителя сводится к подгонке параметров указанных на схеме. Если ток и напряжения не соответствуют указанным на схеме, скорее всего, необходимо будет заменить лампу.
Накал ламп разных каскадов выполнен отдельно, от разных обмоток силового трансформатора. Кроме того накал 6С4С выполнен постоянным напряжением. Это необходимо для уменьшения уровня фона. Для этой же цели служат резисторы смешения R1 и R2 (схема блока питания).
Анодное питание снимается с одной обмотки, для обоих каналов. В цепи применен L-C фильтр. Для развязки между каналами, на каждый ставится отдельный дроссель.
Индикатор уровня сигнала собран на лампе 6Е5С по классической схеме. Вход подключен на анод выходной лампы 6С4С. Чтобы лучи лампы бешено не дергались в такт музыке, в схему внедрен диод VD2, который обрезает полупериод у входного сигнала. Тем самым, обеспечивая плавность хода луча. Переменным резистором R2 регулируют чувствительность индикатора.
Панелька лампы закреплена под углом 90гр. к шасси, на кронштейне паяного из фольгированного стеклотекстолита.
Задержка анодного питания представляет собой элементарную схему на одном транзисторе.
Печатня плата
В данной схеме напряжение на обмотке реле нарастает медленно. С приведенными номиналами конденсаторов задержка составляет около 2 минут. Можно уменьшить время понизив емкость конденсатора С5. Во время работы я столкнулся с проблемой, при плавном нарастании напряжения, реле не замыкает контакты даже тогда, когда напряжение доходит до номинального. Сделал задержку около 15 сек.
Выходной трансформатор габаритной мощности 100 Вт. Ктр.=24 Ra=4. Я брал готовые звуковые трансформаторы. Поэтому данные по намотке не привожу.
Силовой трансформатор ТОР габаритной мощности 200 Вт. У меня был с одной вторичной обмоткой на 210 В. 0,7А. Пришлось домотать дополнительно 3 обмотки.
6,3 В. 2,5 А. – Накал выходных ламп 6С4С;
6,3 В. 200 мА. – Накал ламп предварительного каскада 6Н9С;
9 В. 200мА. – Реле задержки анодного питания.
↑ Принимаем работу
Шасси выполнено из листового металла. На это дело хорошо пошел старый корпус системного блока. Отверстия большого диаметра сверлились перьевым сверлом, дрелью, шуруповерт для этой цели не очень годится из-за малого крутящего момента.
Боковые панели – фанера покрытая шпоном. Фанера покрывается клеем ПВА, накладывается кусок шпона с запасом по краям и проглаживается утюгом. Затем остатки шпона удаляются канцелярским ножом, а края обрабатываются напильником и наждачной бумагой.
Лицевая и задняя панель склеены из двух листов нефольгированого стеклотекстолита. Две заготовки скручиваются между собой, обрабатываются края и сверлятся отверстия. Оба листа склеены между собой суперклеем «момент». К шасси панель крепится шпильками. Сзади лицевой панели сверлятся отверстия под винты М3. С вкрученных на клей винтов срезается шляпка, так получаем шпильки.
Кожухи трансформаторов выполнены из фольгированного стеклотекстолита. Вырезаются заготовки необходимого размера. Затем стеклотекстолит спаивают с внутренней стороны мощным паяльником не жалея припоя. Края обрабатываются на наждачном круге или напильником, затем наждачной, вместе с углами.
Шильдик сделан из листа алюминия толщиной 1,5 мм.
Надпись травится с помощью ЛУТ в хлорном железе. Затем Шильдик шлифуется, покрывается краской и опять шлифуется
↑ Монтаж
↑ Применяемые детали
В данном усилителе использовались детали как советского, так и импортного производства. Резисторы зарубежные аналоги МЛТ. Конденсаторы, электролиты SANWA, неполярные К73-17 и импортный аналог К73-9. Даже без применения аудиофильских деталей и других изысков усилитель звучит просто замечательно.↑ Заключение
При правильном монтаже фон в усилителе практически отсутствует, слышен только если прислонить ухо к колонке, и то чуть-чуть. Выходной мощности 6С4С мне вполне достаточно для комфортного прослушивания различной музыки. Звук просто отличный. Теперь стоит аппаратик на полке и радует не только слух, но и глаз.Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.