На фотке стимпанковые гоглы от мастера Xyrgo
Когда-то я думал, что лампы просты и делаются одинаково: если технология одинакова, то зачем делать лампы хуже, чем возможно? Но как оказалось, хоть и прошло много времени, а лампы выпускаются разные, и местами «недостаточно хорошие».
Несколько раз натыкался на одно и то же — при всем возможном выборе обязательно попадётся не та лампа и всё пойдёт наперекосяк. Чтобы уберечься от некоторых типичных неприятностей, можно просто почитать мою новую статью на Датагоре.
Вопросом подбора ламп приходится заниматься любому музыканту, серьёзно относящемуся к музыке. Ведь ламповый аппарат требует планового обслуживания, своевременной замены ламп.
В этом, на первый взгляд, простом действии скрыто много подводных камней. Неправильный выбор либо не даст желаемого эффекта, либо убьёт недешёвые лампы. В инструкциях к аппаратуре частенько не указывается, какие лампы должны стоять и каким требованиям отвечать.
Далее я попробую объяснить, что же нужно делать, какую лампу выбрать и как подобрать аналог.
Содержание статьи / Table Of Contents
Для начала давайте разберёмся с обозначением ламп и с тем, как и что называется.
Название радиоламп состоит из нескольких частей. В зависимости от страны производства, количество и смысловая нагрузка этих частей разная. Не вникая в подробности, будем делить их на 3 части: американская, советская и европейская. Да, у советского союза метод маркировки совпадает частично с американцами, частично с Европой. Связано это с тщательным копированием иностранной потребительской техники, дабы не затрачивать силу на разработку своей. Свои же силы тратились на военную технику.
Рассмотрим советскую маркировку:
6 | Н | 2 | П | -EВ
Маркировка делится на 5 частей.
1 часть — число, указывает напряжение накала. В данном случае- 6.3 вольта (число 6).
2 часть — буква, указывает тип лампы, в данном случае двойной триод (буква Н).
3 часть — число, указывает модель конкретного типа лампы (число 2).
4 часть — буква или её отсутствие, указывает на вариант исполнения, в данном случае — стеклянный баллон пальчикового типа (буква П).
5 часть — грэйд, указывает на различные изменения в лучшую сторону от оригинальной модели, в данном случае — повышенная долговечность (буква Е) и повышенная механическая прочность (буква В)
Теперь рассмотрим европейскую маркировку:
E | CC | 83
Маркировка здесь из 3 частей.
1 часть — буква, указывает напряжение или ток накала, в данном случае напряжение 6.3 вольта (буква E).
2 часть — буква или несколько букв, указывает на тип лампы, в данном случае сдвоенный триод (две буквы C).
3 часть — число, обозначает модель данного типа (число 83). Кстати, именно последняя часть может таить в себе сюрприз, так именно 83 модель (и некоторые другие) могут работать и с напряжением накала в 12.6 Вольт, и с напряжением в 6.3 вольта, в зависимости от схемы включения. Весьма деликатный вопрос.
И наконец, рассмотрим американскую маркировку:
12 | AX | 7 | EH
Маркировка из 4 частей, отдельные маркировки весьма непонятные по причине нестабильности 4 части, но об этом по порядку.
1 часть — число, указывает на напряжение накала, в данном случае- 12.6 Вольт (число 12).
2 часть — буквы, указывают на тип лампы, в данном случае — вариант двойного триода с высоким усилением (буквы AX).
3 часть — число, обозначает модель данного типа лампы (число 7).
4 часть — чертовщина, это и грэйд, и производитель. Понимается 4 часть интуитивно.
Начнём с ламп предварительных каскадов.
↑ Лампы для преампов
За всю историю ламповой техники в роли ламп преампа побывало многое, столь многое, что сейчас уже всё и не упомнить. В то же время, в музыкальной технике последних 20-30 лет их ассортимент довольно узок и специфичен, потому именно на них мы и заострим внимание. Сегодняшние наши гости: ECC83 или она же 12AX7, ECC81 или она же 12AT7, 12AU7, 12AY7, ECC88, а так же отечественные аналоги 6Н1П, 6Н2П и 6Н23П. Начнём с лёгонького, оставим мозголомку на сладкое.↑ 12AT7 / ECC81
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
↑ 12AU7
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
↑ ECC88
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
↑ 12AX7
Наверное, нет другой такой лампы, которая при одном названии была бы столь разнообразна. Эти лампы выпускаются большим количеством заводов и по сей день, причём выпускаются по-разному, со своими замашками и параметрами. Именно эти лампы используются почти во всех гитарных и бас — гитарных ламповых усилителях, и именно с ними больше всего проблем при выборе.
Самая большая проблема при их выборе — неспособность большинства этих ламп работать в так называемом «катодном повторителе» или «cathode follower» — особом месте усилителя, где нагрузка прикладывается не на анод (как во всех других местах), а на катод. Проблема тут в том, что между катодом и спиралью накала появляется большая разность потенциалов, которая может убить (и очень часто убивает) лампу. Это может происходить очень быстро (в течение минуты работы) или довольно медленно (1-2 недели). Так или иначе, лампы не отживают и близко положенный срок.
Катодные повторители встречаются в многоламповых усилителях, чаще всего на последней лампе преампа, перед фазоинвертором. Если есть ламповая петля эффектов (как, к примеру, в Masa/Boogie или Soldano SLO), то можно быть почти уверенным, что там 2 лампы в катодном повторителе. Встречаются они и в ламповых преампах.
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
у советской лампы больше всего гейна. Плюс к этому, она дешевле. Есть повод задуматься? ↑ Выходные лампы
Мускулы усилителя таят в себе столь же много особенностей, сколь и лампы предварительных каскадов. Неаккуратный выбор ламп может привести к выходу из строя ламп или даже самого усилителя! Потому надо следовать простым универсальным правилам:- Не используйте изношенные лампы. Можно использовать немного б/у, но без явных признаков длительной эксплуатации (чёрный или серый налёт на баллоне, замутнённость стекла баллона и т.п.)
- Если в усилителе используется более одной лампы (2, 4 или 6), то приобретайте лампы, подобранные друг к другу по параметрам и в соответствующем количестве! Если брать лампы в разнобой, то могут возникнуть проблемы от сильного шума и фона до повреждения усилителя!
- Аккуратно обращайтесь с новыми лампами. Большинство ламп преампа маленькие, жёсткость их корпуса достаточно велика чтобы пережить даже падения. А вот с выходными лампами все наоборот — они большие и хрупкие.
Рассмотрим наиболее распространённые лампы, а именно EL84 и их аналог 6П14П, 6V6 и аналог 6П6С, 6L6 и аналог 6П3С, а оно же 5881 и KT66, и, наконец, EL34 и её вариант 6550.
↑ EL84
Эти довольно распространённые лампы незаслуженно часто игнорируются музыкантами, как «недоросшие». Очень часто им приписываются различные низкокачественные свойства, вроде рыхлого звука, недостаточной массивности и детальности.
Надо думать, что это происходит из-за их небольшого размера — стандартный пальчиковый корпус не так внушает, как огромный баллон октальной лампы. Однако, несмотря на все нападки, это лампа с весьма характерным звуком, великолепно звучащая на клине или кранче.
Да, мощные искажения она передаёт с трудом, так же как и, перегружаясь, сама даёт очень странный звук. Но списывать в утиль её не следует, ибо в своём классе вряд ли можно найти что-то лучшее, что и доказывают старые усилители Laney.
При выборе этих ламп надо учесть следующее: этих ламп существует 2 основных типа вне зависимости от производителя: простая EL84 и лампа с грейдом M (military)- EL84M. Последняя лампа отличается тем, что может работать при гораздо более высоких напряжениях, позволяя получить с четвёрки этих ламп до 50 ватт (против 30 у EL84) и имеет более жёсткое, агрессивное звучание. Такой подход применяется, например, в упомянутых усилителях Laney. Разумеется, ставить вместо EL84M простую EL84 нельзя — лампа банально не выдержит нагрузки, что может привести к повреждению усилителя. А вот наоборот — можно!
У лампы EL84 (без грейда М!) есть советский аналог, 6П14П:
Вообще считается, что им является лампа 6П14П, но внимательно изучив характеристики можно заметить, что у некоторых существенные различия. Более близким аналогом является та же лампа, но с грейдом ЕВ: 6П14П-ЕВ. Лампы настолько аналогичны, что после замены одних на другие требуется только подстройка смещения, звучат они ну очень похоже.
Перед покупкой этих ламп стоит уточнить, какое напряжение действует в усилителе. Бывает и так, что в очень старых усилителях на высоких напряжениях трудились и обычные EL84, и новые, например JJ EL84 просто не выдерживают, о чем есть множество тем на форумах. Если возможности узнать напряжение нет, то лучше раскошелиться на более дорогую военную EL84M.
↑ 6V6
Не смотря на свой размер и мощность, сопоставимую с EL84, эта лампа, на удивление, оценивается, как «взрослая». На удивление потому, что эта лампа начала свою карьеру в усилителе для начинающих «Fender Tweed Champ». Хотя, можно и понять такое отношение, ведь эта лампа ведёт себя как большие собратья, с лёгкостью передавая все, что на неё подадут, будь то чистый звук или тяжёлый перегруз. Сама лампа так же перегружается хорошо, давая взрослый перегруз.
Думаю, не многие видели оригинальную 6V6, выполненную в металлическом баллоне. Вариант, применяемый в усилителях, имеет прямой стеклянный баллон и грейд GT — 6V6GT. Именно они используются в усилителях как по одной, так и по 2 штуки.
Советской промышленностью выпускался полный аналог этих ламп 6V6GT под маркировкой 6П6С.
Советские лампы в нормальных условиях абсолютно равноценны, имеют сходное звучание и аналогичные характеристики.
При подборе данных ламп для усилителя стоит учесть одну особенность — лампы ранних годов выпуска делались с большим запасом по рабочему напряжению, что нещадно эксплуатировалось в усилителях Fender. Современные версии 6V6GT, как и 6П6С не способны выдержать такого напряжения, потому очень быстро помирают. Перед выбором стоит уточнить у производителя или у мастера, насколько высокое напряжение в усилителе. Если выше, чем возможности лампы, то стоит сделать выбор в пользу более дорогих, но и более устойчивых 6V6EH
↑ 6L6
Будучи старшим братом 6V6, эта лампа имеет долгую историю, за время которой нашла своё место в различных областях аудио — от домашних систем до профессиональных усилителей.
Как и младший брат, лампа изначально выпускалась в металлических баллонах, но со временем преобразовалась в стеклянный, обретя маркировку 6L6GT. По сей день вариант со стеклянным баллоном используется в гитарных и Hi-End усилителях. Эту лампу многие копировали и дорабатывали, пока не выпустили более мощный вариант, названный EL34, не многим похожий на оригинал. Но были и копии 1 в 1:
Советский вариант, с маркировкой 6П3С:
Современный вариант с маркировкой 5881 (есть мнение, что это просто военная маркировка):
Современный вариант KT66:
Умощнённый вариант 6L6GC:
Стоит заметить тот факт, что оригинальная 6L6GT и советская 6П3С настолько похожи, что часто последнюю продают вместо оригинальной не только в России, но и на западе. Отличить их друг от друга довольно тяжело, а слабозаметную разницу в звучании можно списать на различия в производстве на разных заводах.
При выборе этих ламп для усилителя надо руководствоваться мощностью усилителя. Так рекомендуемый режим работы для оригинальной 6L6GT и её клонов позволяет получить не более 45-47 ватт. Если усилитель предполагается быть более мощным (о чем могут быть упоминания в руководстве или на панелях самого усилителя), то следует использовать более мощный и, соответственно, дорогой вариант 6L6GC. Невыполнение данного условия может привести к слишком быстрому износу ламп.
↑ EL34
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
На этот раз это всё, что я хотел рассказать о лампах. Замечания об ошибках и полезные дополнения принимаются в комментариях.
Надеюсь, что моя статья поможет вашим лампам работать хорошо и долго.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.