В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой
 
 
 
 

Проект «Безтрансформаторный Эксперимент на 6С19П»

📆1 февраля 2011   ✒️inter02   🔎53.224   💬28  
Как я уже рассказывал, работая с лампами 6С33С, см. «Неоконченная мелодия для 6С33С» (Игорь, огромное спасибо за красивое название статьи!), я столкнулся с очень низкой экономичностью этих ламп.

Посудите сами: только накал при 6,3 вольта потребляет 6,6 ампера, а ведь усилитель нужен стерео. Да, 4 лампы выходных, да ещё пару ламп предварительных (не таких прожорливых) имеем 6,6×4 = 26,4А, добавим лампы предусилителя, грубо ещё 4 ампера… имеем: 30 Ампер потребляемого тока только по накалу, при хорошем подходе метал тонкий варить можно!

Проект «Безтрансформаторный Эксперимент на 6С19П»

А учитывая сопротивление холодных ламп…вау, (навскидку раз в 8 — 10 больше) пробки может в квартире выбить в момент включения. ТС-180, на котором, я тогда накальный трансформатор сделал, аж подпрыгивал на столе в момент включения. Видимо от самоудовлетворения своей значимостью. Пробки на самом деле иногда выбивало. И не только от накального трансформатора.
Это допустимо при экспериментах, однако в законченной конструкции подобное как-то не гут выглядит, вот по этой причине и был создан, так сказать, промежуточный усилитель на 6С19П.

Итак, продолжаем вечер воcпоминаний…
Батя мой (инженер-электронщик с большой буквы, царствие ему небесное), после очередного «выбивания света» в квартире подошёл ко мне и так вежливо поинтересовался, а в своём ли я уме?!
Вроде ничего такого не сделал, лампы с проводами на столе не в счёт, ну подумаешь… регулярные выбивания пробок… из-за 30 Ампер накальных (ну я так отмазался), дело то житейское.
Да, так и сказал и добавил: ты сделай хоть что-то законченное. Не надо 6С33С, будь проще. Хочешь триоды? Да пожалуйста: 6С5С, 6Н6П, 6С19П и свет пропадать не будет. И не надо «сварочный агрегат» городить для питания усилителя.

Не вопрос, сказал я. И тут как говорится я попал. Да на 6С33С более менее результат я получил, но на 6С19П всё пришлось начать сначала. А вот не пошла схема СРПП сразу и всё. Тут конечно самомнение взыграло, да как это так, у меня же руки из плеч вроде растут, а тут одни обломы. И батя посмеивается, это тебе не свет в квартире вышибать, а звук дело тонкое – терпения требует.

В результате родился проект под кодовым названием «Эксперимент».


Наверное, наибольший интерес представляет собой оконечный усилитель, этого проекта, именно он даёт такое приятное «бархатное» звучание. Предварительный усилитель я собрал по самой банальной и простой схеме с пассивным тембро-блоком. ИМХО любой предварительный усилитель можно применить. Или вообще без него. Это как говориться на вкус и цвет товарища нет.

Но вернёмся к усилителю. Итак 6С19П. Вот она, красавица.


Лампочка эта очень неплохая, в плане экономичности мало какая может с ней сравниться, да ещё при её Ri. 6С33С отложил в сторону (как оказалось весьма на долго). Подключил место них 6С19П и тут началось… СРПП просто не запустился, тупо верхняя лампа не открывается и всё. Да уж, подумал я. Загадка. Может лампа дохлая попалась, бывает. Поставил другую, открылась, блин, нижняя краснеть начала. И понеслось — целый вечер сидел, лампы «перетыкивал», из десяти ламп реально заработали только две.
Да, уж разброс характеристик это страшная вещь. До этого триодами как-то мало занимался. Пентоды более стабильные что ли, нет там таких разбросов, зато там масса других недостатков имеется. Кстати, 6П18П просто изумительно в СРПП работают, только выходной автотрансформатор там просто необходим, нагрузку они хотят около 1 ком.

Но вернёмся к нашим баранам, то бишь к лампочкам. Стало ясно, что из всех 6С19П, что у меня есть в наличии, и из тех которые я мог «прихватизировать» полноценный СРПП мне не сделать.
А ведь так хотелось. Ладно, поменяем схему, может, что и выйдет. Не буду описывать все пробы в подробностях. Все они крутились вокруг СРПП, скажем, меня эта схема просто обворожила своим внешним видом и звучанием. Пришёл к выводу, что бы хоть как то снять разброс характеристик, фазоинвертор всё таки нужен. Только не классический, а слегка извращённый. Вот такой вариант и получился:
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.


С этой схемой включения лампы начинали нормально работать. Причём разброс характеристик перестал проявляться. Все лампы прекрасно начали работать. Т.е. схема абсолютно повторяемой стала (в последствии парочку на заказ сделал). Ладно, думаю, пора воплощать труды в металле, так сказать.
Вопрос корпуса как-то очень просто решился. Банально пошёл в магазин и купил конструктор. Да-да, в советское время даже такие конструкторы выпускались.


Силовичёк намотал, в корпус вроде помещается. Нету подвала, не беда, согнул кусок железа, приделал подвал. Собрал. Включил. Что это? «Жирный» фон 100 Гц по обоим каналам. Ладно, думаю издержки монтажа, начал двигать по шасси силовик, ничего не дало. Подумал, может взаимное влияние, из-за общего силового трансформатора. Намотал два маленьких. Хуже ведь не будет, убью сразу двух зайцев, и разделение между каналами 100% и фона меньше будет.

Результат почти нулевой, фон есть, но уже не «жирный». А ведь на макете работало, и не плохо работало. Вспомнил, раньше с фоном установкой дросселя в анодной цепи боролись. Намотал, поставил — лучше, но не пропал фон полностью. Собрал электронный дроссель на КТ808А, тоже фонит, но значительно лучше классического дросселя. Да что это такое, думаю. Что за не изученные процессы проходят?

И тут я делаю форменную глупость (господа, не делайте так). На горячую, «подтыкиваю» на анодное напряжение дополнительный конденсатор на 250 мкф. Хлопок, вспышка, какой то, гул в ушах, естественно нехорошие (местами не совсем цензурные) слова всякие произношу. И когда реально навожу резкость, осознаю, а ведь фона нет. Конденсатор с обгоревшим выводом у меня в руке, усилитель не выключился, а фона нет. Ничего себе — думаю, может диодный мостик приказал долго жить, нет, живой, а вот электронный стабилизатор умер. Но не полностью умер, в кт808 каким-то чудом пробило база-эмитерный переход. Резисторы в базе повыгорали, а сам транзистор как бы в качестве диода работает. Ха, думаю не было бы счастья и цепляю вместо транзистора полудохлого диод на схеме Д1. Фон полностью исчез!

Так что иногда глупые опыты бывают полезны. Смело поставил диод во второй канал усилителя. Супер, фона нет. Но на слух, что-то не то с музыкой. Нет не призвуки, не искажения, что-то непонятное, словами не передать. Сую осциллограф, что это? Возбуждается один канал усилителя на частоте порядка 1 мГц. Возможно это издержки монтажа.


Может экземпляр лампы попался, может, какие-то, космические лучи долетают. Вникать я уже не стал. Возбуждение полностью устранилось включением конденсатора между анодом и сеткой левой половинки лампы 6Н2П. Какие-то неясности в музыке сразу исчезли. Усилитель заиграл и красиво заиграл. Вот только выходной автотрансформатор красивую картинку портит (хотя бы своим присутствием).

Определяюсь, что делать дальше. И тут приходит идея, как определить то, чего хочет в нагрузку усилитель. Беру 2-х амперный ЛАТР и подключаю его к выходу, а к ползунку ЛАТРа нагрузку и осциллограф. Картинка просто уникальная, особенно на прямоугольных импульсах. И вот покручивая ползунок ЛАТРа, я практически определил, что самая оптимальная нагрузка для этой схемы примерно 120 Ом. Причём от 80 до 200 ом разница и не особо заметна. А такую акустику в принципе можно и сделать. Нет, 10 штук 1ГД9 в ящик я ставить конечно не собирался, динамики в своих С-90 чего то перематывать не хотелось, жалко — нормальные колонки, рижские, почти заграница по тем временам.

А вот что-то готовое найти — это уже была проблема, киношники обещали кинапами помочь, но до списания их техники очень долго ждать нужно было, помог случай. Зашёл как-то в магазин культтовары, там ещё продавец мой знакомый работал. Говорит, у нас 20АС1 уценённые есть, не надо? Дохлые, правда. Покажи, говорю. Внешний вид идеальный, НЧ-динамики 10ГД34 — 2шт дохлые, 3ГД31 — 4 шт живые, во второй колонке аналогично. 25 руб. Большие деньги по тем временам, хотя новый 10ГД34 как раз и стоил 25-ку, короче забрал я их.
Самое-то думаю, динамики и так дохлые — перемотаю на то сопротивление, что мне надо, а не выйдет, куда-ни будь пристрою, фигня вопрос.
Перемотал. Изначально динамик был намотан 8 ом провод 0.25 два слоя. Намотал 0.1 четыре слоя, получилось примерно 50 ом. Да по два динамика. Это же что-то.

Так появились у меня две 100-омные акустики. Усилитель на них не то, что заиграл. Он запел. И поёт до сих пор. На самых тех лампах что я поставил 20 лет назад. Нет, конечно, поломки были, но не связанные с самой схемотехникой. Например регулятор громкости я уже 4 раза менял, сетевой тумблер как то накрылся, а так больше ничего.

Немного о самой схеме резистор R7, который в катодной цепи требует тщательного подбора. Критерий симметрия выходной синусоиды аноде Л2 т.е. выходного сигнала, у меня вышло 3,6 кОм.
Катодный резистор на Л2 желательно без индукционный. Большая величина падает КПД, малая величина — лампы в нелинейный режим заходят. У меня два МОНа последовательно включены суммарно 480 ом. Лучше всего подбирать величину наблюдая прямоугольные импульсы. Там чётко видно, как на вершине импульса всякие чудеса происходят от величины этого резистора, я оставил по наилучшей форме прямоугольника.
15 пикофарадный конденсатор убил все возбуждения во входном каскаде. Может его и не надо, однако и не мешает. Обратную связь регулировал тоже по прямоугольным импульсам, покручивая резистор R12, практически убирается вся грязь на вершинах прямоугольника. В этом положении его и оставил.
Выходная мощность получилась что-то около 5 Ватт чистого здорового звука.
Вот вроде и всё.

Всё это происходило 20-25 лет назад. Может чего то уже и не помню, но схема срисована с работающего усилителя. Если возникнут какие либо вопросы пишите, постараюсь ответить.

Написав всё это и такая «жаба» меня давить начала, что я свои 6С33С со шкафа снял…

Супруга посмотрела на меня испуганно так, и сказала — что? Опять?!
Нет, говорю, не опять… снова!!! Скажем так, проект «Эксперимент -2» не за горами.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.




 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрил 31 читатель.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Вопросы по SE 6Э5П + 6С33С... Доброго времени суток! Хочу собрать ламповый однотактный усилитель SE 6Э5П 6С33С по схеме...
Схема на Датагоре. Новая статья Неоконченная мелодия для 6С33С... Вот небольшая грустная история о том, как я не завершил работу по создания усилителя на 6С33С. Всё...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый буфер для мощного ОУ, история создания.... Очередной провальный эксперимент привёл к идее лампового буфера для LM1875 и получилось же когда на...
Схема на Датагоре. Новая статья Реле дневных ходовых огней... Эта поделка - самоделка для тех, кто забывает включать - выключать свет на своём авто. Я думаю что...
Схема на Датагоре. Новая статья Итоги голосования по статьям за февраль 2011!... Уважаемые сограждане-датагорцы! Закончилось голосование по февральским статьям. Результаты ниже. 1...
Схема на Датагоре. Новая статья Руководство по живучести ламп 6С33С... Впервые на русском! Работая с триодом 6С33С-В, я прочёл массу статей и отзывов по данной теме на...
Схема на Датагоре. Новая статья Как донять домашних и потерять носки... Эту фотку своей комнаты прислал мне один из жителей Датагории. Пусть он останется инкогнито. Он...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель SE 6Н6П+6С33С... Представляю на ваш суд статью о сборке лампового SE усилителя на очень красивой лампе 6C33C. Это...
Схема на Датагоре. Новая статья Как я починил гибридную микросхему SL7230M для фотолаборатории... Скажу прямо со звуком это особо и не связанно, хотя как сказать. Связано это скорее с автоматикой,...
Схема на Датагоре. Новая статья SE 6Э5П+6С33С... Лично для себя, не стал бы делать этот нагревательный прибор. Много тепла, много звука, всего...
Схема на Датагоре. Новая статья Мини-справочник по популярным лампам. Мнемосхемы... У меня есть вот такая коллекция мнемосхемок! Приведу одну для примера. Это конечно не полноценный...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель на лампах 6С33С. Укрощение рогатой бестии... 6С33С – что мы знаем о ней? Отечественный справочник говорит: «Триоды для работы в качестве...
 

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<
Читатель Датагора

GangstaNation

<
Читатель Датагора

редковезучий

<
Читатель Датагора

inter02

<
Читатель Датагора

alex-miatchin

<
Читатель Датагора

inter02

<
Читатель Датагора

Datagor

<
Читатель Датагора

AlexD

<
Читатель Датагора

inter02

<
Читатель Датагора

TEFD

<
Читатель Датагора

abirvalg2009

<
Читатель Датагора

inter02

<
Читатель Датагора

2780

<
Читатель Датагора

inter02

<
Читатель Датагора

TEFD

<
Читатель Датагора

inter02

<
Читатель Датагора

TEFD

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте дружелюбны, соблюдайте правила!

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
 
 
В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой