В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой
 
 
 
 

Обзор популярных радиоламп для аудио. Разбираемся с применением, маркировкой и аналогами ламп

📆25 мая 2014   ✒️-=Sm()kE=-   🔎125.910   💬24  
Обзор популярных радиоламп для аудио. Разбираемся с применением, маркировкой и аналогами ламп
На фотке стимпанковые гоглы от мастера Xyrgo

Когда-то я думал, что лампы просты и делаются одинаково: если технология одинакова, то зачем делать лампы хуже, чем возможно? Но как оказалось, хоть и прошло много времени, а лампы выпускаются разные, и местами «недостаточно хорошие».
Несколько раз натыкался на одно и то же — при всем возможном выборе обязательно попадётся не та лампа и всё пойдёт наперекосяк. Чтобы уберечься от некоторых типичных неприятностей, можно просто почитать мою новую статью на Датагоре.

Вопросом подбора ламп приходится заниматься любому музыканту, серьёзно относящемуся к музыке. Ведь ламповый аппарат требует планового обслуживания, своевременной замены ламп.
В этом, на первый взгляд, простом действии скрыто много подводных камней. Неправильный выбор либо не даст желаемого эффекта, либо убьёт недешёвые лампы. В инструкциях к аппаратуре частенько не указывается, какие лампы должны стоять и каким требованиям отвечать.

Далее я попробую объяснить, что же нужно делать, какую лампу выбрать и как подобрать аналог.
Многообразие ламп действительно огромное, каждый тип ламп со своей символикой, грейдами и индексами, и, не смотря на то, что определённые индексы предполагают строго определённую функцию лампы, каждый производитель понимает это по-своему.

Для начала давайте разберёмся с обозначением ламп и с тем, как и что называется.

Название радиоламп состоит из нескольких частей. В зависимости от страны производства, количество и смысловая нагрузка этих частей разная. Не вникая в подробности, будем делить их на 3 части: американская, советская и европейская. Да, у советского союза метод маркировки совпадает частично с американцами, частично с Европой. Связано это с тщательным копированием иностранной потребительской техники, дабы не затрачивать силу на разработку своей. Свои же силы тратились на военную технику.

Рассмотрим советскую маркировку:
6 | Н | 2 | П | -EВ

Маркировка делится на 5 частей.
1 часть — число, указывает напряжение накала. В данном случае- 6.3 вольта (число 6).
2 часть — буква, указывает тип лампы, в данном случае двойной триод (буква Н).
3 часть — число, указывает модель конкретного типа лампы (число 2).
4 часть — буква или её отсутствие, указывает на вариант исполнения, в данном случае — стеклянный баллон пальчикового типа (буква П).
5 часть — грэйд, указывает на различные изменения в лучшую сторону от оригинальной модели, в данном случае — повышенная долговечность (буква Е) и повышенная механическая прочность (буква В)

Теперь рассмотрим европейскую маркировку:
E | CC | 83

Маркировка здесь из 3 частей.
1 часть — буква, указывает напряжение или ток накала, в данном случае напряжение 6.3 вольта (буква E).
2 часть — буква или несколько букв, указывает на тип лампы, в данном случае сдвоенный триод (две буквы C).
3 часть — число, обозначает модель данного типа (число 83). Кстати, именно последняя часть может таить в себе сюрприз, так именно 83 модель (и некоторые другие) могут работать и с напряжением накала в 12.6 Вольт, и с напряжением в 6.3 вольта, в зависимости от схемы включения. Весьма деликатный вопрос.

И наконец, рассмотрим американскую маркировку:
12 | AX | 7 | EH

Маркировка из 4 частей, отдельные маркировки весьма непонятные по причине нестабильности 4 части, но об этом по порядку.
1 часть — число, указывает на напряжение накала, в данном случае- 12.6 Вольт (число 12).
2 часть — буквы, указывают на тип лампы, в данном случае — вариант двойного триода с высоким усилением (буквы AX).
3 часть — число, обозначает модель данного типа лампы (число 7).
4 часть — чертовщина, это и грэйд, и производитель. Понимается 4 часть интуитивно.

Начнём с ламп предварительных каскадов.

Лампы для преампов

За всю историю ламповой техники в роли ламп преампа побывало многое, столь многое, что сейчас уже всё и не упомнить. В то же время, в музыкальной технике последних 20-30 лет их ассортимент довольно узок и специфичен, потому именно на них мы и заострим внимание. Сегодняшние наши гости: ECC83 или она же 12AX7, ECC81 или она же 12AT7, 12AU7, 12AY7, ECC88, а так же отечественные аналоги 6Н1П, 6Н2П и 6Н23П. Начнём с лёгонького, оставим мозголомку на сладкое.

12AT7 / ECC81

Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.


12AU7

Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

ECC88

Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.


12AX7


Наверное, нет другой такой лампы, которая при одном названии была бы столь разнообразна. Эти лампы выпускаются большим количеством заводов и по сей день, причём выпускаются по-разному, со своими замашками и параметрами. Именно эти лампы используются почти во всех гитарных и бас — гитарных ламповых усилителях, и именно с ними больше всего проблем при выборе.

Самая большая проблема при их выборе — неспособность большинства этих ламп работать в так называемом «катодном повторителе» или «cathode follower» — особом месте усилителя, где нагрузка прикладывается не на анод (как во всех других местах), а на катод. Проблема тут в том, что между катодом и спиралью накала появляется большая разность потенциалов, которая может убить (и очень часто убивает) лампу. Это может происходить очень быстро (в течение минуты работы) или довольно медленно (1-2 недели). Так или иначе, лампы не отживают и близко положенный срок.

Катодные повторители встречаются в многоламповых усилителях, чаще всего на последней лампе преампа, перед фазоинвертором. Если есть ламповая петля эффектов (как, к примеру, в Masa/Boogie или Soldano SLO), то можно быть почти уверенным, что там 2 лампы в катодном повторителе. Встречаются они и в ламповых преампах.

Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
у советской лампы больше всего гейна. Плюс к этому, она дешевле. Есть повод задуматься?

Выходные лампы

Мускулы усилителя таят в себе столь же много особенностей, сколь и лампы предварительных каскадов. Неаккуратный выбор ламп может привести к выходу из строя ламп или даже самого усилителя! Потому надо следовать простым универсальным правилам:
  1. Не используйте изношенные лампы. Можно использовать немного б/у, но без явных признаков длительной эксплуатации (чёрный или серый налёт на баллоне, замутнённость стекла баллона и т.п.)
  2. Если в усилителе используется более одной лампы (2, 4 или 6), то приобретайте лампы, подобранные друг к другу по параметрам и в соответствующем количестве! Если брать лампы в разнобой, то могут возникнуть проблемы от сильного шума и фона до повреждения усилителя!
  3. Аккуратно обращайтесь с новыми лампами. Большинство ламп преампа маленькие, жёсткость их корпуса достаточно велика чтобы пережить даже падения. А вот с выходными лампами все наоборот — они большие и хрупкие.


Рассмотрим наиболее распространённые лампы, а именно EL84 и их аналог 6П14П, 6V6 и аналог 6П6С, 6L6 и аналог 6П3С, а оно же 5881 и KT66, и, наконец, EL34 и её вариант 6550.

EL84


Эти довольно распространённые лампы незаслуженно часто игнорируются музыкантами, как «недоросшие». Очень часто им приписываются различные низкокачественные свойства, вроде рыхлого звука, недостаточной массивности и детальности.
Надо думать, что это происходит из-за их небольшого размера — стандартный пальчиковый корпус не так внушает, как огромный баллон октальной лампы. Однако, несмотря на все нападки, это лампа с весьма характерным звуком, великолепно звучащая на клине или кранче.
Да, мощные искажения она передаёт с трудом, так же как и, перегружаясь, сама даёт очень странный звук. Но списывать в утиль её не следует, ибо в своём классе вряд ли можно найти что-то лучшее, что и доказывают старые усилители Laney.

При выборе этих ламп надо учесть следующее: этих ламп существует 2 основных типа вне зависимости от производителя: простая EL84 и лампа с грейдом M (military)- EL84M. Последняя лампа отличается тем, что может работать при гораздо более высоких напряжениях, позволяя получить с четвёрки этих ламп до 50 ватт (против 30 у EL84) и имеет более жёсткое, агрессивное звучание. Такой подход применяется, например, в упомянутых усилителях Laney. Разумеется, ставить вместо EL84M простую EL84 нельзя — лампа банально не выдержит нагрузки, что может привести к повреждению усилителя. А вот наоборот — можно!

У лампы EL84 (без грейда М!) есть советский аналог, 6П14П:

Вообще считается, что им является лампа 6П14П, но внимательно изучив характеристики можно заметить, что у некоторых существенные различия. Более близким аналогом является та же лампа, но с грейдом ЕВ: 6П14П-ЕВ. Лампы настолько аналогичны, что после замены одних на другие требуется только подстройка смещения, звучат они ну очень похоже.
Перед покупкой этих ламп стоит уточнить, какое напряжение действует в усилителе. Бывает и так, что в очень старых усилителях на высоких напряжениях трудились и обычные EL84, и новые, например JJ EL84 просто не выдерживают, о чем есть множество тем на форумах. Если возможности узнать напряжение нет, то лучше раскошелиться на более дорогую военную EL84M.

6V6


Не смотря на свой размер и мощность, сопоставимую с EL84, эта лампа, на удивление, оценивается, как «взрослая». На удивление потому, что эта лампа начала свою карьеру в усилителе для начинающих «Fender Tweed Champ». Хотя, можно и понять такое отношение, ведь эта лампа ведёт себя как большие собратья, с лёгкостью передавая все, что на неё подадут, будь то чистый звук или тяжёлый перегруз. Сама лампа так же перегружается хорошо, давая взрослый перегруз.

Думаю, не многие видели оригинальную 6V6, выполненную в металлическом баллоне. Вариант, применяемый в усилителях, имеет прямой стеклянный баллон и грейд GT — 6V6GT. Именно они используются в усилителях как по одной, так и по 2 штуки.

Советской промышленностью выпускался полный аналог этих ламп 6V6GT под маркировкой 6П6С.

Советские лампы в нормальных условиях абсолютно равноценны, имеют сходное звучание и аналогичные характеристики.

При подборе данных ламп для усилителя стоит учесть одну особенность — лампы ранних годов выпуска делались с большим запасом по рабочему напряжению, что нещадно эксплуатировалось в усилителях Fender. Современные версии 6V6GT, как и 6П6С не способны выдержать такого напряжения, потому очень быстро помирают. Перед выбором стоит уточнить у производителя или у мастера, насколько высокое напряжение в усилителе. Если выше, чем возможности лампы, то стоит сделать выбор в пользу более дорогих, но и более устойчивых 6V6EH


6L6



Будучи старшим братом 6V6, эта лампа имеет долгую историю, за время которой нашла своё место в различных областях аудио — от домашних систем до профессиональных усилителей.
Как и младший брат, лампа изначально выпускалась в металлических баллонах, но со временем преобразовалась в стеклянный, обретя маркировку 6L6GT. По сей день вариант со стеклянным баллоном используется в гитарных и Hi-End усилителях. Эту лампу многие копировали и дорабатывали, пока не выпустили более мощный вариант, названный EL34, не многим похожий на оригинал. Но были и копии 1 в 1:

Советский вариант, с маркировкой 6П3С:


Современный вариант с маркировкой 5881 (есть мнение, что это просто военная маркировка):


Современный вариант KT66:


Умощнённый вариант 6L6GC:
Обзор популярных радиоламп для аудио. Разбираемся с применением, маркировкой и аналогами ламп


Стоит заметить тот факт, что оригинальная 6L6GT и советская 6П3С настолько похожи, что часто последнюю продают вместо оригинальной не только в России, но и на западе. Отличить их друг от друга довольно тяжело, а слабозаметную разницу в звучании можно списать на различия в производстве на разных заводах.

При выборе этих ламп для усилителя надо руководствоваться мощностью усилителя. Так рекомендуемый режим работы для оригинальной 6L6GT и её клонов позволяет получить не более 45-47 ватт. Если усилитель предполагается быть более мощным (о чем могут быть упоминания в руководстве или на панелях самого усилителя), то следует использовать более мощный и, соответственно, дорогой вариант 6L6GC. Невыполнение данного условия может привести к слишком быстрому износу ламп.

EL34

Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.


На этот раз это всё, что я хотел рассказать о лампах. Замечания об ошибках и полезные дополнения принимаются в комментариях.
Надеюсь, что моя статья поможет вашим лампам работать хорошо и долго.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.




 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрил 101 читатель.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Генераторные лампы ГУ-50, ГУ-32, ГУ-29, ГМИ-6, ГИ-30 для звука... Многие думают что на этих лампах нельзя собрать усилитель, якобы лампы предназначались не для...
Схема на Датагоре. Новая статья DVD/VCR/HDD рекордеры и проигрыватели. Устройство и ремонт... DVD/VCR/HDD рекордеры и проигрыватели. Устройство и ремонт Серия «Ремонт» №107. Приложение к...
Схема на Датагоре. Новая статья «Чёрная дыра»... Привет всем! Буду краток. Мы выпали из Сети на пару дней. У нас были серьёзные технические...
Схема на Датагоре. Новая статья Идея светильника из убитых флюоресцентных ламп... Дизайнеры из компании Castor Canadensis, Торонто, предложили интересный способ утилизации не...
Схема на Датагоре. Новая статья Электровакуумные приборы. Справочник. Ю.Л. Голубев, Т.В. Жукова... Ю.Л. Голубев и Т.В. Жукова Электровакуумные приборы. Справочник. (100 приёмо-усилительных ламп) под...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель на компактронах... Компактроны – общее название целой серии радиоламп разработанных уже на закате ламповой эры в...
Схема на Датагоре. Новая статья Однотактный усилитель на 6Н9С и 6С4С... Я никогда не понимал людей, которые хоть чем-то не увлечены в своей жизни. Быть увлеченным и...
Схема на Датагоре. Новая статья Вторая жизнь лампового радиоприемника Philips 592LN (Голландия, 1947). Часть 2... Сегодня я хочу поделиться с вами, уважаемые датагорцы, как в своем радиоприемнике Philips 592LN я...
Схема на Датагоре. Новая статья Когда менять радиолампы в усилителе?... Я собрал и отремонтировал большое количество ламповой аппаратуры — тут и усилители и предусилители...
Схема на Датагоре. Новая статья «Покемон» Олега Чернышева в качестве первого лампового усилителя... Первые 40 лет детства для большинства мужчин самые трудные. Детство, практически, кончилось, а...
Схема на Датагоре. Новая статья DVD-проигрыватели. Устройство и ремонт... DVD-проигрыватели. Устройство и ремонт. Серия «Ремонт» №96. Приложение к журналу «Ремонт...
Схема на Датагоре. Новая статья Определение ёмкости конденсатора по цифровой маркировке из трёх знаков... Цифровая маркировка используется уже довольно давно. На малогабаритных конденсаторах чаще всего она...
 

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<
Читатель Датагора

Александр Компромистер

<
Читатель Датагора

Datagor

<
Читатель Датагора

niko000000

<
Читатель Датагора

mikesp

<
Читатель Датагора

Godin0104

<
Читатель Датагора

hailstone451

<
Читатель Датагора

geshka55

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте дружелюбны, соблюдайте правила!

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
 
 
В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой