» » » Когда менять радиолампы в усилителе?

 
 
 
11

Когда менять радиолампы в усилителе?

Разместил -=Sm()kE=- 16 июля 2014. Просмотров: 22 468

Когда менять радиолампы в усилителе?

Я собрал и отремонтировал большое количество ламповой аппаратуры — тут и усилители и предусилители и даже один осциллограф был. И часто задавали один вопрос, а как определить, когда менять лампы?
Сегодня будем учиться определять телепатически и по народным приметам состояние ламп, а так же оценим правдивость нескольких ламповых мифов.
Думаю, среди читающих есть моё поколение — тех времён, когда можно было ещё застать хотя-бы отчасти работающие ламповые приёмники и телевизоры у дедушек или бабушек. И наверняка многим было любопытно, а что же там внутри? Чаще всего первое, во что упирался взгляд, это радиолампы. Большие и маленькие стеклянные колбы с чем-то загадочным и интригующим внутри, а так же со странным металлическим напылением на стекле.
Собственно с этого напыления и начнём. Не все знают что это и зачем оно вообще надо.

Проверяем вакуум

Когда менять радиолампы в усилителе?

Рассмотрим вот эту лампу. Искомое напыление у неё находится сверху. Впрочем, у разных ламп расположение может быть разное. Эта штука называется «геттер». У здоровой лампы он зеркальный, с резкими краями и с небольшим затенением к краю.
Предназначена эта шайтан-штука для поглощения газов, которые могли остаться в баллоне, обеспечивая, таким образом, вакуум. Его можно использовать как индикатор физической целостности баллона: если он вдруг побелеет, то значит, в баллоне появилась трещина. Такая лампа — мёртвая, использовать в дальнейшем ею не возможно, как и восстановить. Единственна судьба — мусорное ведро.

Чаще всего это можно увидеть у мощных выходных ламп. Баллон там сильнее подвержен повреждениям. Впрочем, бывали случаи, когда тоже самое происходило из-за перегрева ламп — раскалённый баллон входил в резонанс со звуком из динамиков и просто лопался.

Термальные повреждения

Как и в предыдущем случае, диагностика проводится визуально. В целом, можно определить 2 варианта повреждений: проблемы с баллоном и проблемы с цоколем.

Если взглянуть на фотографию лампы EL34, венчающую этот пост, можно увидеть огромное чёрное пятно с проплавленным стеклом. Изначальное это повреждение вызвано сильнейшим перегревом анода. Такая лампа — труп, менять не жалеючи. Хочу заметить, что возник этот перегрев не просто так, это либо неправильно выставленное значение смещения (BIAS), либо повреждение одной из ламп.

Второй вариант термального повреждения — отклеивание цоколя от баллона. Сильно ли этого стоит бояться? Пожалуй, нет. Такое происходит не только от критических перегревов, но и от некачественного клея, которым цоколь приклеили к баллону.
В таких ситуациях баллон начинает болтаться, но остаётся прицепленным к цоколю тоненькими проволочными выводами. Использовать в работе усилитель не стоит, впрочем, как и паниковать — ничего страшного ещё не случилось. Чтобы исправить это, замешайте эпоксидный клей (быстросохнущие эпоксидные клеи не подходят — не успеют затечь всюду) и залейте в образовавшуюся щель между баллоном и цоколем при помощи, скажем, шприца с толстой иглой (можно взять от капельницы). Через сутки получите свою лампу в полностью готовом к работе состоянии.

Повреждения потрохов

Не менее важным фактором является внутренняя механическая целостность лампы. Так уж получается, что может пострадать не только баллон лампы, но и её потроха. Чаще всего это сильный износ, но бывают ещё и ошибки производства. Такая лампа превращается в бомбу замедленного действия: дальнейший износ лампы может привести к повреждению усилителя. Например, в выходных лампах может упасть сетка на анод, что приведёт к сгоранию выходного трансформатора.

Впрочем, диагностируется это просто. Достаточно потрясти лампу и послушать, что происходит внутри. Если все тихо или слышен едва различимый «звон» — все в порядке, лампа живая. Но если слышно бряцание, или в процессе проверки что-то отвалилось и начало прыгать внутри баллона — все плохо, от такой лампы нужно избавляться!

Стоит заметить, что физическая целостность лампы может пострадать не только от механического воздействия (удары и тряска), но и от неправильных условий эксплуатации. Один из факторов — неправильно выставленное смещение (BIAS). Смещение выставляется при замене ламп (лучше мастером) для того, чтобы лампы работали в строго определённом безопасном режиме.
Неправильный уровень смещения в лучшем случае вызовет проблемы с качеством звука, а в худшем убьёт лампы. Происходит это из-за того, что на аноде начинает рассеиваться слишком много тепла, что он перегревается вплоть до красного свечения.

Это самый явный признак того, что лампа работает в ненормальном режиме и очень скоро может наступить физическое повреждение. Потому стоит обращать на это внимание и поглядывать на свои лампы хотя-бы раз в месяц.

Кстати говоря, именно по этому свечению можно обнаружить неисправность одной или нескольких выходных ламп в усилителях, где таковых 4 и более. Потому если увидели, что одна из 4 или 6 ламп нагрелась докрасна, стоит немедленно вырубить усилитель и думать о замене сразу всех.

Не стоит путать свечение анода и свечение спирали накала! Анод светится темно-красным цветом, больше даже бордовым. А вот спираль накала – светло-оранжевым или даже жёлтым.

Этот цвет абсолютно нормален для ламп.

Наработка и износ

Ради чего приобретается ламповая аппаратура? Ради высокого качества её звучания! Однако, именно в лампах «качество» — понятие временное. С каждой секундой работы лампы деградируют, ухудшаются их показатели, снижается качество звука. Умелое распознание визуальных признаков (т.е. глазами) износа ламп не позволит «испортить слух», что происходит незаметно: звук всё ухудшается, а мозг умело адаптируется к этому. В результате через какое-то время вы можете привыкнуть даже к отвратительному звучанию. Мозг умело скомпенсирует все недостатки и подчеркнёт достоинства.

Самый радикальный признак, намекающий нам на то, что лампе пора отправится в мусор, это наличие внутри баллона порошка тёмного цвета. Для проверки на наличие его нужно холодную лампу (не работавшую ближайшие 10-15 минут) несколько раз аккуратно тряхнуть (без маниакальности, товарищи!) и наклонив под углом в 45 градусов дать несколько лёгких щелчков по баллону.
Если этот самый порошок там есть, то он обязательно вывалится из потрохов на внутреннюю поверхность баллона. Этот порошок — осыпавшийся катод или, что хуже, анод.
И то и другое означает, что лампа использовалась долго и жёстко. Параметры такой лампы уже очень далеки от идеала. Использование подобной лампы возможно, но нежелательно. Возможно так же, что это производственный брак, который особо не повлияет на качество. Потому этот признак надо рассматривать вместе со следующим.

Ещё один признак износа — пятна на баллоне. Эти пятна, по сути, тот же порошок, результат отделения частичек металла со своих родных мест. Просто ещё не всё так плохо и детали ещё не рассыпаются в труху. В зависимости от износа пятна могут быть как светлые, плохо различимые, так и тёмные. Темные пятна у сильно изношенных ламп больше похожи на кляксы с рваными краями

Сами пятна могут находиться в разных местах баллона, в зависимости от конструкции самой лампы. Именно по этим пятнам можно определить, в каком состоянии лампа. На пример, светлые и трудно различимые пятна могут быть нормой даже у новых ламп, особенно если они проходили цикл испытаний и тестовых прогонов. А вот наличие темных пятен указывает на серьёзные проблемы с характеристиками лампы, и разница в звучании между такой лампой и новой будет очень заметная. Именно после появления таких вот пятен и появляется порошок внутри баллона, как следующая стадия деградации лампы.

Стоит добавить, что в отдельных случаях заводская тренировка ламп бывает довольно жёсткой, что может привести к появлению тех самых пятен, причём довольно темных. Как же быть, как следить за деградацией в этом случае? Самый лучший выход — расположить лампы на белом листе и сфотографировать с разных сторон, чтобы позже сверяться, насколько потемнели пятна.

Изменения в звучании

Вот и добрались до самого тонкого и сложного, оценке состояния ламп по звучанию. Не отрываясь от начала, я хочу сразу же заметить вот какую деталь: в этом пункте я буду иметь в виду только оценку звучания старых ламп по отношению к новым. Иными словами, будем оценивать одни и те же лампы, просто деградировавшие со временем, а не наборы от разных фирм. Потому оценить эту разницу можно только в том случае, когда у вас есть воспоминания о звуке, когда лампы были «молоды и красивы».

Итак, признаков много. Начнём от лёгких повреждений к серьёзным.

Первое, что указывает на угасание ламп — потеря сустейна. Когда лампы новые, эмиссия катода весьма высока, электроны бьют ключом и усиление на высоте. Вместе с усилением достаточно и гармоник, которые обогащают звучание даже без перегруза. Однако со временем эмиссия уменьшается, становится меньше гармоник, и звучание перестаёт быть насыщенным.
Слух определяет это как уменьшение сустейна — громкие звуки выравниваются, а тихие становятся ещё тише, благодаря чему на слух звучание гитары обрывается (на самом деле, если прислонить ухо к динамику можно услышать, что звук ещё есть). Особенно сильно заметно это на перегрузе, насыщение гармониками там максимальное и разница в их количестве отчётливо заметна. По большому счету, это не является причиной замена ламп, хотя профессиональные музыканты за это меня бы уже побили ногами. Если нет необходимости играть затяжные соло или заунывные гитарные рифы, то смысла менять такие лампы нет.
Кстати, за счёт этих же процессов звучание усилителя станет мягче, что так же заметно.

Дальше — хуже. Следующая ступень деградации — потеря яркости и плотности звука. Это результат дальнейшей потери гармоник лампой, теперь уже их становится совсем немного, так что, закрыв одно ухо можно оценить некоторое сходство между транзисторным аппаратом и ламповым, с такими вот лампами внутри. Перегруз с такими лампами звучит уже не столь красиво как в начале, а чистый звук становится плоским и безынтересным.
Знакомство новичка с ламповой техникой в именно таком состоянии и приводит к закреплению мнения о том, что лампа — дорогая и бестолковая игрушка. Чего греха таить, сам такой был, ведь первый ламповый комбарь «Peavey Classic» я слышал именно в таком состоянии.
Потому рекомендую менять лампы заранее или хотя-бы именно в этот самый момент, чтобы поддерживать свой аппарат в отличной звуковой форме.

Впрочем, пользоваться аппаратом все ещё можно, до тех самых пор, пока не наступит финальная стадия деградации — появление шорохов или призвуков. Это уже, что называется, финиш, предсмертные судороги.
Появление шорохов чаще всего оказывается внезапностью — вчера все работало хорошо, а сегодня после включения кто-то запустил в усилитель дождь или падающий гравий. Впрочем, разнообразие шорохов велико: это может быть шум моря, треск ломаемой деревяшки и т.п. Шумы могут усиливаться или меняться при постукивании по усилителю или повреждённой лампе.

Призвуки тоже могут быть очень разнообразными: от появления микрофонного эффекта лампы (например, возникновении эффекта реверберации при игре через усилитель без ревербератора и пр.) до покрякиваний или «попёрдываний» в самые громкие моменты динамичной игры.

И то и другое — признак разрушения, лампам пора на свалку.

График замены

Я сам и многие другие люди предпочитают менять сразу все лампы. Это отличная тактика! Так все лампы будут свежими, а звучание максимально качественным. Но в силу стоимости ламп такой метод не подходит, к примеру, для начинающих или кабачных музыкантов. Впрочем, такой метод не по душе и тем, кто не придаёт значения качеству звука.

Тогда важнее всего устранить самые проблематичные лампы — не работающие лампы, лампы с шумом и резкими недостатками в звуке.
Как определить больные лампы я указал выше. Лучшие бесплатные диагностические приборы – ваши уши и палочка для суши или карандаш.
Лампы с шумами и подобными проблемами выявляются простым постукиванием, когда усилитель включён. Стукнули по лампе — хруст, треск, шорох — ага, под замену.

Качественные же параметры лампы, однако, так не оценить. Тогда как?
Я всегда имею запасной комплект ламп для своей аппаратуры. В случае ухудшения звука я просто меняю все, но, в целях экономии, лампы можно менять по одной, ища «ту самую».
Однако спешу напомнить: выходные лампы по отдельности не меняются никогда! Поэтому, если уж обнаружить больную лампу в преампе не удалось, выходные лампы придётся менять все сразу, иначе получите не усилитель, а большой сломанный ящик с проводами. А вот лампы преампа можно менять хоть по одной, хоть все сразу.

Подводя итог

Я встречал людей, которые могут заметить разницу в звуке уже через неделю-другую после замены ламп. Причём мало того, что они замечали разницу, они могли, не глядя сказать, насколько именно стары лампы. Эти товарищи были очень и очень требовательны к состоянию усилителей и ламп в частности.
Можно ли называть это излишней привередливостью? Вряд ли, просто люди очень ценят звучание. Единственный способ тогда держать усилитель в форме — менять лампы раз в пол-года, причём менять весь набор.

Стоит ли подражать? Этот вопрос, собственно, и определяет то, как относиться к своему усилителю. Многие музыканты меняют лампы только тогда, когда усилитель уже не включается. Что ж, это вполне можно понять — лампы нынче действительно дороги, и не хочется лишний раз тратиться на них. Кроме того, у студентов тоже маловато денег.

Выбирать, конечно, вам. Но, может быть, всё-таки призадуматься над тем, что дорогой ламповый усилитель покупался не для того, чтобы стать заменителем транзисторного, а для чего-то большего и для получения этого «большего» придётся регулярно раскошеливаться.
Михаил Соловьев (-=Sm()kE=-)
Чебоксары
Профиль -=Sm()kE=-
Работаю в Relpro Industrial Group в направлении производства реле и выпрямительных систем. Начальник, инженер, технолог, монтажник и специалист по применению в одном лице, хотя, к счастью, почти всегда есть кому меня заменить в вопросах монтажа и инженерии :)
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 140

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Двойной триод 6Н23П-ЕВ повышенной надежности, механической прочности и долговечности... Эта статья навеяна материалом Михаила Соловьёва aka -=Sm()kE=-. Лампа 6Н23П-ЕВ является, по-моему,...
Схема на Датагоре. Новая статья Обзор популярных радиоламп для аудио. Разбираемся с применением, маркировкой и аналогами ламп... На фотке стимпанковые гоглы от мастера Xyrgo Когда-то я думал, что лампы просты и делаются...
Схема на Датагоре. Новая статья Библиотека для sPlan 7.0 в старом стиле: радиолампы и основные элементы по мотивам С. Комарова... Недавно я поднял важную тему в своей статье «О принципиальном подходе в рисовании принципиальных...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам бойлер для дачного дома из пропанового баллона... В статье описывается идея изготовления системы горячего водоснабжения для дачного или деревенского...
Схема на Датагоре. Новая статья Достойная замена редких панелек для ламп ГУ-29... Генераторный лучевой двойной тетрод ГУ-29, предназначен для усиления мощности и генерирования...
Схема на Датагоре. Новая статья Однотактный усилитель на 6Н9С и 6С4С... Я никогда не понимал людей, которые хоть чем-то не увлечены в своей жизни. Быть увлеченным и...
Схема на Датагоре. Новая статья Fender Jazz Bass - бустер для басгитары... Как то задумался я о том, что наши братья басисты как то обделены в плане всякик там...
Схема на Датагоре. Новая статья Моддинг ламповых конструкций или как заставить лампы светиться.... Как известно, лампы это не только приятный теплый звук, но также и необычные формы самих ламп,...
Схема на Датагоре. Новая статья Генераторные лампы для звука... Многие думают что на этих лампах нельзя собрать усилитель, якобы лампы предназначались не для...
Схема на Датагоре. Новая статья 6Ф5П. Триод-пентод... Не хватает в нашем справочнике даташитов на электронные Лампы. Попробую исправить положение. 6Ф5П....
Схема на Датагоре. Новая статья ЖК и ЭЛТ телевизоры. Регулировка и ремонт... ЖК и ЭЛТ телевизоры. Регулировка и ремонт Серия «Ремонт» №105. Приложение к журналу «Ремонт &...
Схема на Датагоре. Новая статья Мое поколение не верит в себя... Я рыскал в поисках простого программатора МК по сети. И набрел на сайт молодого парняги, студента...
<
  • Гражданин
17 июля 2014 09:41

Юрий / yrk

Цитата
  • С нами с 10.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 19 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Лампами не занимаюсь, но для общего развития полезно, хотя...может и пригодиться. Спасибо.

<
  • Гражданин
17 июля 2014 16:05

Виктор / arz17

Цитата
  • С нами с 28.08.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 24 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Прекрасная статья! И тем, не менее - очень старые по возрасту лампы и трансформаторы звучат гораздо лучше новых.

<
  • Гражданин
17 июля 2014 22:00

Григорий / faers

Цитата
  • С нами с 20.09.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 25 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Большое спасибо, очень интересно и познавательно. Чудесная статья.

<
  • Гражданин
17 июля 2014 23:51

Павел / pavel_k

Цитата
  • С нами с 30.07.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 95 комментариев
  • 6 публикаций
 
  • 0
Полезная информация + наглядные фото! Подпишусь под каждой строкой!

Добавлю несколько слов.
Баллон к цоколю приклеиваю термостойкой эпоксидкой - обычная при нагреве размякает!

Шорохи и шумы при постукивании по лампе могут возникать из-за плохого контакта в панельках, особенно старых или новых (ну вы знаете, кто их клепает из позолоченного алюминия).
Стоит проверить до уничтожения драгоценной лампы - подогнуть контакты и промыть их спиртом (да простят меня неравнодушные).

<
  • Гражданин
19 июля 2014 04:47

Михаил Соловьев / -=Sm()kE=-

Цитата
  • С нами с 26.12.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 49 комментариев
  • 15 публикаций
 
  • 0
Всем спасибо за отзывы :)

2 pavel_k,
Да, не подумал я про фиговенькие панельки, а оно ведь и вправду- сам сталкивался.. Надеюсь, вас судьба убережет от них..

<
  • Кандидат
29 июля 2014 21:45

Виталий / taseg

Цитата
  • С нами с 7.08.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 41 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Привет!

То есть все лампы с "кляксами" из своих запасов могу выбросить? Ха! На кой я их тогда хранил?...

<
  • Гражданин
2 августа 2014 18:57

Михаил Соловьев / -=Sm()kE=-

Цитата
  • С нами с 26.12.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 49 комментариев
  • 15 публикаций
 
  • 0
2 taseg, можно оставить просто для экспериментов. Скажем, при изготовлении новой конструкции и первом пуске - а мало ли что. Но применить по назначению, с ожидаемыми параметрами уже невозможно.

<
  • Кандидат
20 июня 2016 02:16

Анатолий / ice7

Цитата
  • С нами с 22.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 6 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Нужная статья.Люди со стажем наверное знают эти признаки и как правило даже не думают что это на сегодня кому то надо.
Да надо и автор молодец чиркнул статейку. Новая волна увлечения лампами как правило этих нюансов и не знают.
Им подавай только лампы с хранения да ещё чтоб условия были тогда отличные. А кто скажет как их хранили наверное и людей тех осталось мало. Грустно конечно. Как сказал один киногерой (В бой идут одни старики) всё проходящее а музыка вечна.

<
  • Кандидат
21 июня 2016 16:23

Илья / BluesPre

Цитата
  • С нами с 21.06.2016
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Добрый день. Хочу заметить, что Ваше изложение - это, фактически, "с точностью до наоборот" по сравнению с тем, что пишет на своем сайте уважаемый мною производитель усилителей "Хьюз и Кеттнер" (Hughes & Kettner, Германия). Процитирую:
The first criterion is a tube’s maximum life expectancy. Even the most mathematically challenged player should be able guesstimate how much of that life has been expended. We’re not talking about the shelf life of a perishable item here. The only thing that matters is how many operating hours it has put in, and not how many years have passed since it what was made. You can expect a conventional amplifier tube to have a service life ranging up to 10,000 hours. Tubes with military specifications are built to last up to 100,000 hours. How do you know if you’re looking at a military-grade tube? You could say that the type designation made a military maneuver and shifted to the right flank: ECC83 is the designation for the regular civilian tube; E83CC denotes the military version.

Т.е. вкратце - средняя продолжительность операционного цикла "гражданской" версии радиолампы - приблизительно 10 000 часов, тогда как версия для военных может прожить и 100 000 часов. Тип лампы можно понять по маркировке: у гражданских все буквы слева, у военных - справа, как в примере ECC83 / E83CC.
Here’s a little arithmetic for the worst-case scenario, or as we musicians call it, gigging life:

Two rehearsals a week lasting two hours each + two gigs a month lasting three hours each = 22 hours of operation a month. Let’s round up to 25 hours a month just because we like to play. 12 x 25 = 300. Now we have a rough idea of how many hours a year those tubes get toasty.

The 10,000 hours of expected tube life is of course an estimate, but not an unrealistic prospect. If we divide this life expectancy by 300 hours of service a year, we get a useful life of 33 1/3 years.

Путем нехитрых математических вычислений, получаем в ситуации "2 еженедельных репетиции по 2 часа и два ежемесячных выступления по 3 часа" дают в сумме 22 часа работы в месяц, или 300 часов работы ежегодно. Поделив весь ожидаемый цикл 10 000 / 300 получим, что полезная жизнь радиолампы равноценна более чем 33 годам использования в вышеописанном режиме. Даже если лампа проживет вдвое меньше, то это все равно одна замена в 15 лет. И да, все вышесказанное применимо к выходным лампам, в преампе они живут намного дольше, т.к. режим эксплуатации гораздо более щадящий.

В этой связи хочу спросить, на чем основаны Ваши слова о замене выходных ламп два раза в год? Не пытаюсь нарваться на конфликт - согласитесь, один раз в 15 лет или 30 раз за 15 лет - большая разница. Полно усилителей, в которых эксплуатируются лампы 40-50-60-70 годов выпуска, и звук потрясающий. Так что есть над чем подумать, да и организация уважаемая, знаете ли.
Ссылка на статью:
//blog.hughes-and-kettner.com/does-it-pay-to-regularly-swap-tubes/

<
  • Прохожий
28 мая 2017 14:45

/ Vladimir

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Тут напутал немного производитель усилителей "Хьюз и Кеттнер" или оговорился т.к лампы гражданские имеют срок службы до 500 часов!
Другое дело лампы (отечественные) с индексом "ЕВ" - это лампы повышенной надежности, механической прочности и долговечности.
Срок службы такой лампы не менее 5000 часов.

В википедии можно посмотреть таблицу обозначения ламп и расшифровку этих обозначений: https://ru.wikipedia.org/wiki/Радиолампы_производства_СССР/России

<
  • Кандидат
30 июня 2017 13:21

Виктор / Katod67

Цитата
  • С нами с 28.06.2017
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Где я проживаю раньше была киноустановка с комплектом звукоусиления 10УДС-3 в комплекте было два оконечника по 20 ватт на Г807 по две штуки, двухтактный режим, в питалове кенотроны, усилитель был 1966 года изготовления , и работал до 90 годов без единого ремонта, так вот я не помню чтоб на нем меняли лампы каждый год , да я и не помню вообще когда их меняли и звук был отличным . Хотя спорить не буду , многое зависит от качества и условий работы.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.