» » » Режущий плоттер в изготовлениии печатных плат

 
 
 

Режущий плоттер в изготовлениии печатных плат

Разместил Dmitriy13 5 февраля 2010. Просмотров: 34 944

23 Способов изготовления печатных плат различное множество, начиная от кустарных и заканчивая более технологичными. Попробовал разные, но для меня они мало подошли по ряду причин. Работая в фирме по изготовлению наружной рекламы, мне пришла в голову идея — использовать режущий плоттер Рис 1. (устройство для резки пленки ПВХ) для нанесения рисунка схемы на фольгированный материал.

Немного поэксперементировав, получил хорошие результаты. Данным способом прекрасно получаются и одиночные изделия, и целые тиражи.
Подобные устройства есть практически в каждой фирме по изготовлению наружной рекламы, и они предоставляют услуги за небольшую плату. У нас формат для печати на плоттере готовился в программе CorelDraw. Итак, приступим...
Если вы с эти ни когда не сталкивались, то в агентстве по рекламе можете получить небольшую консультацию. Я, например, использую пленку фирмы ORACAL — 641, (цвет не имеет значения), она хорошо отделяется от основы и легко выбирается (удаляете лишние элементы после резки, получая требуемый рисунок вашей схемы, как показано на Рис. 2.).


Для удаления лишних элементов прекрасно подойдет канцелярский резачок. Единственно, будьте внимательны, чтобы не удалить нужную часть рисунка. Далее берете кусочек монтажной пленки («монтажка» — ее можно использовать неоднократно, а приобрести также в агентствах), накатываете на вашу «резку» как показано на Рис. 3, чтобы все участки рисунка приклеились к «монтажке».


Убедившись, что вы качественно прокатали, начинаете аккуратно отделять «монтажку» с пленкой от подложки как показано на Рис. 4. Накатывают обычно «ракелем», если нет такого инструмента, то можно ровным кусочком пластика (без зазубрин), а если ваша «резка» небольших размеров, то просто ногтем.



Затем изображение переносите на фольгированный гетенакс или текстолит, как показано на Рис. 5 и Рис. 6. Перенос начинайте с одного края постепенно накатывая изображение на поверхность. Во время накатывания придерживайте другой край «монтажки», чтоб ваш рисунок сразу не лег на медь, а то можете по неосторожности неровно наклеить.



После накатывания аккуратно снимите монтажку (см. Рис. 7), а резка останется приклеенной к поверхности. Монтажку лучше снимать отогнув назад, как бы сложив ее, и равномерным движением удаляете. Монтажку приберите, скрутив клейкой стороной вовнутрь. Если на ее поверхность не будет попадать пыль и мусор, то она послужит вам около 20 раз.


Далее выпиливаете вашу плату и можете приступать к протравливанию в растворе. Для протравливания я обычно использую хлорное железо, его можно свободно приобрести в магазинах «Радиодетали». После протравливания тщательно промываете плату и удаляете пленку (см. Рис. 9 и Рис. 10).



Ваша плата готова. Отвечу на вопросы.
Всем удачи!
Имя героя неизвестно (Dmitriy13)
Местоположение в тайне.
Профиль Dmitriy13
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 20

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Рисуем свой логотип для печатных плат в Sprint Layout, а также переводим плату с

Все мы знаем, что программа Sprint-Layout далеко не графический редактор и написать какую-нибудь...

Зачистка поверхности платы перед печатью "Пемолюксом"

Приветствую всех паятелей и травителей печатных плат! Долгое время занимаясь изготовлением...

О принципиальном подходе в рисовании принципиальных схем

Кусок схемы-прототипа Apple I. Источник: digitaltrends.com «Если принципиальная схема нарисована...

Шкала со светодиодной подсветкой для усилителя: Corel + плёнка ORACAL + режущий

Привет, друзья! После публикации моей первой датагорской статьи «Ламповый аудио усилитель на 6П6С...

Программа ForMC в помощь программисту микроконтроллеров

Программа называется ForMC, изначально предназначалась для МК AVR. В ней объединены несколько...

Требуются специалисты по разработке печатных плат и отрисовке схем

ДрУги, добрый день! В Датагорскую лабораторию требуются специалисты, рисующие схемы и печатные...

Сделай сам вандалоустойчивую клавиатуру: фоторезист + травление алюминия хлорным

Поставил шеф как-то передо мной задачу. Надо сделать дублирующую клавиатуру для управления...

Инструкция по использованию самоклеящейся плёнки

Источник - Евгений Васильченко В природе есть множество видов самоклеящейся пленки. Вроде бы самая...

Самоклеящаяся пленка и работа с ней

Нашел в сети. Думаю, что многим пригодится. Самоклеющаяся пленкаСамоклеющаяся пленка — это...

Баширов С.Р. Баширов А.С. Современные интегральные усилители

М.: Эксмо, 2008, 174 стр с илл. В книге рассмотрены конструкции узлов современных усилителей....

Метод изготовления корпусов для сабвуферов и АС

Хочу поделиться опытом изготовления корпусов для АС и Сабов. Сам я занимаюсь изготовлением...

Самоклеющаяся плёнка в оформлении самодельной акустики

Пленка самоклейка по своей природе и свойствам очень удобная вещь, особенно для тех, кто любит...
<
  • Гражданин
5 февраля 2010 02:34

Александр / TANk

  • С нами с 11.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 159 комментариев
  • 16 публикаций
 
  • 0
Если дорожки достаточно крупные, а изделие делается в единичном экземпляре, то просто на самоклеющейся пленке печатаем рисунок на принтере, а потом приклеив ее к фольге острым ножом прорезаем по напечатанному рисунку и удаляем лишнее.
Все таки режущий плоттер далеко не всегда и не у всех есть под руками.

<
  • Прохожий
5 февраля 2010 05:05

/ Kotofey

  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
О, мои догадки подтверждаются практикой!!! wink

Игорь, а с какой точностью может резать плоттер? А то тут решил морду для преампа заказать, но не знаю получится ли... там минимальная "ширина" элемента около 0,5 мм, такое плоттер сможет нарезать?

<
  • Прохожий
5 февраля 2010 09:51

/ Dmitriy13

  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Kotofey,

Режущие плоттеры имеют довольно большую точность, порядка (0,05 - 0,02 мм при повторном проходе). Но все зависит от технического состояние режущей головки, а точнее разболтан механизм роликов на штанге (по которой бегает головка) или нет. Что касается возможности прорезать толщину линии в 0,5 мм возможно, при условии нового острого режущего ножа, сказанного выше и пленки без замятостей. Прорезал и не раз буковки размером в 3 мм высотой с толщиной линии в 0,5 мм.
А так в среднем практически на любом плоттере толщина линии получается нормально и с хорошей точностью рисунка в 1 мм. На фотографиях в статье контур плат в 1 мм, дорожки в 1,5 мм.

maniyk,

По цене за резку в моем городе берет в среднем 90 рублей за 1м2, сами по судите сколько можно плат поместить в 1 м2. Что касается других регионов к сожалению не в курсе по цене, но сразу скажу, плотерщики обычно берется резать пленку если резка по размеру начиная от 20 см/погонных. Правда если познакомиться, любую площадь вырежут.

<
  • Гражданин
5 февраля 2010 11:55

Дмитрий Смазнов / dm_smazzy

  • С нами с 21.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
Хороший способ! Но для мелкого рисунка вряд ли подойдет - замучаетесь лишнюю пленку отделять.

<
  • Гражданин
5 февраля 2010 12:21

Георгий / asterix_72

  • С нами с 19.09.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Так можно и наоборот, вырезать трафарет, трафарет покрыть лаком и фсе

<
  • Гражданин
5 февраля 2010 13:15

Федор / Theodor

  • С нами с 12.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
1. Я работал на плоттере и могу сказать следующее - что бы достичь точности в 0,5мм нужно очень тщательно настраивать плоттер и использовать постпроцессор программный. Многие плоттеры на прямую из Корела режут их рук вон плохо. В частности там не учитывается геометрия ножа и плоттер не дорезает часть углов.
2. А смысл всего этого? Один экземпляр с миллиметровыми дорожками, я и маркером за 15 мин нарисую. Может иметь смысл только тогда когда делается партия ПП.
Просто если резать одну(!) небольшую плату дорого выйдет, если нет друзей плоттерщиков.

<
  • Гражданин
5 февраля 2010 13:40

Павел / papasha

  • С нами с 6.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 43 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Способ хороший,сам много лет так делаю платы.Хотя есть несколько нюансов:
Делать выборку лишней пленки с непривычки сложно,(особенно если порезка мелкая)поэтому стоит заказать порезку сразу нескольких плат (будет на чем потренироваться).
И второе: обдирать пленку после протравки-занятие не для слабонервных.Особенно
при массовом производстве (а приходилось делать и по 10 и по 100 плат).
Я обычно ложу несколько плат в подходящую ванночку и заливаю растворителем.
Или заворачиваю платы в тряпочку (если небольшая партия),поливаю 646,647 растворителем и оставляю минут на 10.(на улице,балконе).Клеевой слой пленки растворяется,и она(пленка)
обдирается очень легко.
На счет тонких дорожек: Менее 0,7-0,8 мм дорожки делать не стоит.Я стараюсь делать дорожки КАК МОЖНО ТОЛЩЕ. И железа расходуется меньше,и проводимость печатных проводников лучше,и в случае перетравки меньше риск испортить плату.

<
  • Прохожий
5 февраля 2010 14:24

/ lamer

  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Господа наставники-изобретатели, а как на счет "лазерно-утюжной технологии" ???Кореш закинул мне описание с картинками, где то в нете её нарыл. Так там чел делает платы используя лазерный принтер (который в отличии от плоттера есть у многих дома), утюг и защитную пленку от самоклейки (марка 333). Описываемый им способ занимает минут 5 + травление. Основной его плюс в том, что ничего выковыривать не надо напечатал схему, перевел утюгом , протравил и готово. Если кому интересно выкину на днях описание, сразу говорю что автор ее не я и моей заслуги тут нет))))

<
  • Гражданин
5 февраля 2010 14:31

Георгий / asterix_72

  • С нами с 19.09.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
lamer, этот метод уже давно все знают и используют, просто автор хочет поделится еще одним методом smile

<
  • Гражданин
5 февраля 2010 16:47

Александр / ultra-nn

  • С нами с 16.11.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
нет плоттер для толстых дорожек тонкие не получатся! так что "лазерно-утюжная технология" рулит, сам недавно приобрел в магазине ( самый дешовый )лазерник,тонер на максимум и вперед,очень быстро и качественно!Получилось с первого раза winked (бумагу беру от глянцевых журналов)

<
  • Прохожий
5 февраля 2010 17:54

/ Kotofey

  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
В том-то и дело, что доступа к плоттеру я иметь не будут, буду заказывать. Вот приблизительно такого размера будут надписи и прочее, потянет?

<
  • Гражданин
5 февраля 2010 19:14

Виталий / vitter

  • С нами с 22.01.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 11 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Уже несколько лет пользуюсь таким методом. Есть доступ к плоттеру. Настраиваю и режу сам. Для самодельщика - считаю наилучший вариант. Не более кропотливый, чем лазерно-утюжный. Брака практически не бывает. Травить можно даже в соляной кислоте с перекисью водорода. Нормальный правильно настроенный плоттер вырезает даже отверстия диаметром 0,3 мм. Просто для порезки нужно использовать специальную "шрифтовую" пленку ОРАКАЛ 641(на голубой подложке, т.е бумаге). Легко удаляется лишнее после порезки. Ну а рекламные фирмешки есть уже в любом городке.

<
  • Гражданин
5 февраля 2010 19:36

Павел / papasha

  • С нами с 6.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 43 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Отверстия советую не резать.Плоттер может и вырежет,хотя наш не справился с
отверстиями(старенький очень).Но как вы сделаете выборку?

<
  • Гражданин
5 февраля 2010 21:03

Андрей / sputnic

  • С нами с 15.11.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Какие минимальные зазоры/толщины дорожек можно плучить таким способом?

<
  • Гражданин
6 февраля 2010 03:15

Игорь / Igr44

  • С нами с 6.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 16 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Хоть и пользуюсь фотометодом довольно давно, но вот для шкал приборов резак вещь отлично подходящая, жалко что доступа к такому девайзу не имею, а покупать такое наверное не дешево

<
  • Прохожий
6 февраля 2010 10:15

/ Dmitriy13

  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
sputnic,

Зазоры между дорожек практически любой плоттер вырежит по 0,5 мм, а вот минимальную толщину линии стоит придерживаться 0,8-1 мм. В отличном техническом состоянии плоттер может прорезать и 0,5 мм дорожки.

dm_smazzy,
Что касается выборки пленки, занятие конечно кропотливое, но хочу заметить, что 1 квадратный метр резки с буковками в 5 мм и сплошным текста рекламщики в среднем выбирают за 1 - 1,5 часа, главное схватить принцип выборки, а там уже проще.


Kotofey,
Плоттер такое прорежет без проблем, только файлы постарайтесь заранее на резку подготовить.

papasha,
Спасибо за подсказку, что с большой партии плат пленку легко удалить растворителем, как то не пришла сразу в голову эта мысль. А на счет толщины дорожек также предпочитаю более толстые.

Что касается изготовления передних панелей, то в разнообразии видов пленки рекламного назначения, имеются виды имитация различной обработки металла. Можно поступить так: панель полностью закатываете пленкой, тем цветом которым у вас будут значки и буквы, а сверху накатываете металлизированную пленку с заранее выбранным рисунком (выбираите, чтобы получить, как бы трафарет). Общий вид панели получается довольно приличный.

<
  • Гражданин
7 февраля 2010 01:22

Игорь / Igr44

  • С нами с 6.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 16 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Может, но я имел ввиду шкалы приборов для автомобиля, да и не совсем глазу приятно при ярком освещении зайчики ловить от пленки под металл

<
  • Гражданин
8 февраля 2010 13:57

Виталий / vitter

  • С нами с 22.01.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 11 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
papasha,
Выборку отверстий удобно делать иглой или шилом. Ну а остальное - поддев край острым ножом, аккуратно стягиваем лишнее. Периодически отрезаем выбранную пленку.

<
  • Прохожий
22 февраля 2010 04:14

/ partizan

  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Дмитрий, я интересовался в рекламном агентстве и мне сказали что для режущего плоттера надо чтоб дорожки были заданы в кривых по контуру (линии разреза), а не линиями с определенной толщиной.

Если у Вас устроено также, то в чем Вы разводите платы и как потом в кривые переводите? Я добился результата через SLayout 5.0 -> экспорт в Фрезеровка-изоляционных дорожек -> Corel. Это дает контуры без центральных отверстий на площадках. Можно и центральные отверстия в кривых добавить, но это вообще интерректально smile

Может есть путь попроще? Из DipTrace вообще неясно как плату в кривых получить.


<
  • Прохожий
15 марта 2010 21:19

/ Dmitriy13

  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Добрый день partizan , простите. что не сразу ответил на вашь вопрос, был в командировке.
По поводу кривых для резки на плоттере. Рисую схему обычно сразу в кореле, линиями. Толщину линии задать можно любую необходимую вам, далее после разводки выделяите все линии и даете коману в верней строке окна УПОРЯДОЧИТЬ --- ПРЕОБРАЗОВАТЬ АБРИС В ОБЪЕКТ, таким образом получаите все ваши линии в кривых заданной толщины. На клаве кнопки после выделения линии можене нажать Ctrl+Shift+Q, та же функция. Затем необходимые участки объединяите в одно целое (выделили нужные и даете команду "обединить")
Корел программа довольно мощная и жирет любые веторные форматы, растровые изображения можно трассировать по контуру.

<
  • Прохожий
19 марта 2010 23:48

/ partizan

  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Ага, спасибо, Дмитрий, Ваш метод понятен. Попробую тогда поэкспериментировать с трассировкой экспортных растровых форматов, хотя сомневаюсь, что точность сохранится.

<
  • Прохожий
22 января 2011 04:30

/ Sirop84

  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
подниму тему. лет 5 уже пользуюсь данным способом. дорожки режет отлично. вырезает дорожки под планарку atmeg'у. только по мне так пленку лишнюю лучше убирать после накатки всего рисунка на текстолит. и после травления пленку лучше срезать острым канцелярским ножом прижав паралельно к плате.
ПС. если нужна помощь в рисовании платы в Corel Draw для резки, стучите в личку, чем смогу помогу))

<
  • Кандидат
19 марта 2014 12:44

Михаил / pinger

  • С нами с 16.03.2014
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
простые платы аж с шумом можно резать на плоттере а вот мелкие увы невсякий плоттер сможет, я както что-то типа плоттера сделать laughing э
вместо ножа был лазерный диод примерно 1.2 ватта, на стеклотестолит наклеивал черную пленку оракал (матовая и тонкая) и с лайоута вытягивал файл фрезеровка изоляционных дорожек шириной 0.00мм и получилось супер!
максимум что смог получить между дорогами 0.25мм и сами дорожки 0.25мм а пятаки 1мм, но самое страшное отделить ненужное dash
ечатка 40х80мм заняла примерно 4 часа пинцетом выдирать не-нужные куски пленки.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.