» » » Kruse Density Toner и путь к совершенству технологии фоторезиста

 
 
 
23

Kruse Density Toner и путь к совершенству технологии фоторезиста

Разместил Frozen 16 ноября 2012. Просмотров: 18 827


Вряд ли кто-то из радиолюбителей не хотел бы делать сам высококачественные, аккуратные печатные платы. Методов нанести рисунок ПП существует довольно много, но не все методы применяемые в домашних условиях позволяют получить действительно качественный продукт.

На сегодняшний день пожалуй самый лучший способ изготовить качественную ПП дома — это способ с применением фоторезистов, будь то плёночные или жидкие/аэрозольные. Интернет кишит статьями о технологиях нанесения/сушки/засветки/проявки фоторезиста, форумы завалены мнениями по поводу что лучше ЛУТ или фоторезист (священные войны на эту тему не утихают). За ЛУТ обычно выступают в основном те, кто не любит усложнять и те у кого попытки использовать фоторезист увенчались крахом, но речь не о том.

Недавно я прочитал на Датагоре статью Сергея из Новосибирска "Как я делаю печатные платы с фоторезистом ПФ-ВЩ-50" и решил поделиться своими полезными наработками по данной теме.
Мне удалось добится высокой повторяемости и отличных результатов.

Как дошел я до фоторезиста

В своей жизни я перепробовал много способов изготовления радиоэлектронных устройств:
→ навесной монтаж/платы на картонках (в детстве) → выцарапывание рисунка на текстолите → рисование цапоном/маркерами → ЛУТ → фоторезист.

Однажды узнав про ЛУТ и попробовав этот способ, я был безумно доволен результатом. ЛУТ открыл широчайшие возможности по изготовлению печатных плат. По сравнению с ручным рисованием печаток это было небо и земля! Но всё равно платы были далеки от идеально ровных заводских… это не давало покоя… хотелось большего… в итоге освоил способ с применением фоторезиста.

Трудности и их преодоление

Думать о том, какой фоторезист использовать долго не пришлось ибо в нашем городе я в продаже нашел только аэрозольный POSITIV 20. Отбросив сомнения купил баллон и пошёл пробовать. Попыток было довольно много и получить приемлемый результат, как и у многих не получалось! Слишком много переменных в техпроцессе: процесс сушки, время засветки, проявка, изготовление фотошаблона...

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


Решив, что сутки сушки фоторезиста это для меня не приемлемо и процесс был форсирован до 15 минут при помощи
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

И тут начинается самое главное — изготовление фотошаблона

Изготовление фотошаблона

Была закуплена прозрачная плёнка Lomond для лазерников. Распечатал рисунок и опробовал засветить через него. Результат был плачевный — всё смылось. Очевидно - пересветил, шаблон на просвет был недостаточно плотный и время засветки велико. Поигравшись с временем засветки стал получаться более-менее приемлемый результат, но в голове засела мысль, что надо улучшать непрозрачность фотошаблона и путей для этого немного:

1) Сложить два шаблона вместе — результат хорош. Но только для небольших плат с крупным рисунком (могут быть проблемы с совмещением рисунков) и присутствует боковая засветка, т.к. слои пленки довольно толстые и свет рассеивается. Не удастся получить тонкие дорожки, высок процент брака. А так хочется работать с SMD и миниатюрой.

2) Уплотнить сам рисунок, уплотнить тонер. Продержал фотошаблон в парах ацетона в течении 3-х часов согласно рекомендациям в Интернете. Данная манипуляция у меня не сработала. Может тонер какой-то не такой или еще чего. Да и запах ацетона в доме сводит с ума + 3 часа времени на шаблон это долго.

Я продолжил поиски решения и узнал о фирменном уплотнителе тонера Density Toner итальянского производителя KRUSE, который именно для моей цели и предназначен.

В итоге нашел его в одной полиграфической конторе (изготавливают штампы и печати). Там же мне предложили купить пленки для принтера. Баллон большой, запах довольно приятный, высыхает быстро.

Пшикнув этой буржуйской смесью на свой фотошаблон я понял — вот оно!
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Итоги

Весь процесс нанесения рисунка ПП на стеклотекстолит занимает полчаса. Намного ли дольше, чем утюжить плату при ЛУТе? А результат в разы лучше. Расходные конечно стоят денег, но при пересчете сколько уходит на плату — это копейки, надо лишь один раз немного вложиться.
Фотошаблон делается один раз, шлёпай печатки сколько хочеш. Для лучшей сохранности я некоторые шаблоны ламинирую тонкой плёнкой.
Когда нет плёнки в ход идёт обычная калька. Удивительно, но калька как для лута, так и фотопечати хороша.

А вот пример печатки

Это готовая вытравленная ПП, только тонер не смыт.
Кто сделает также ЛУТ-ом — жму руку!


Всем удачи! bye
Имя героя неизвестно (Frozen)
Местоположение в тайне.
Профиль Frozen
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 64

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Китайский гетинакс Kinsten с нанесённым фоторезистом... Сегодня я хочу рассказать вам об ещё одной китайской диковинке. Речь пойдет о гетинаксе...
Схема на Датагоре. Новая статья Зачистка поверхности платы перед печатью "Пемолюксом"... Приветствую всех паятелей и травителей печатных плат! Долгое время занимаясь изготовлением...
Схема на Датагоре. Новая статья Оснастка Лазеро Кипятильной Технологии для изготовления печатных плат. Вы ещё не кипятите? Тогда мы идём к вам!... Самый распространённый на сегодняшний день метод изготовления печатных плат — метод «ЛУТ» или...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам УФ-лампу для экспонирования фоторезиста. Подробная инструкция... Попробовать фоторезист и изготовить данную лампу мне пришло в голову, когда метод ЛУТа был мной...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам вандалоустойчивую клавиатуру: фоторезист + травление алюминия хлорным железом... Поставил шеф как-то передо мной задачу. Надо сделать дублирующую клавиатуру для управления...
Схема на Датагоре. Новая статья Современные радиотехнические конструкции. Маленькие помощники. М. Г. Майоров... Издательство: Солон-Пресс Год издания: 2004 Страниц: 192 В этой книге рассмотрен ряд устройств,...
Схема на Датагоре. Новая статья К вопросу о нанесении надписей на панели корпусов... Это одна из самых больших проблем при изготовлении усилителя. Только красиво выполненные надписи...
Схема на Датагоре. Новая статья Платы для навесного монтажа... Для макетирования устройств или для изготовления ламповой техники часто применяют навесной монтаж....
Схема на Датагоре. Новая статья Технология выпаивания радиодеталей с односторонних плат... Я перепробовал несколько способов распайки плат. Иголками - происходит травмирование ножек...
Схема на Датагоре. Новая статья Делаем платы при помощи пленочных фоторезистов ПНФ-ВЩ и LIUXI (обновлено!)... Автор: Кошурников Андрей, andy[гав]m-p-l.ru Существует много технологий изготовления печатных...
Схема на Датагоре. Новая статья Фоторезист Positiv-20 и печатные платы... Как и многие другие, я свои первые печатние платы рисовал со спичкой и нитролаком. Дорожки...
Схема на Датагоре. Новая статья Самоучитель по радиоэлектронике. Николаенко М. Н.... Николаенко М. Н. Самоучитель по радиоэлектронике. — М.: НТ Пресс, 2006. — 224 с: ил. Вы держите...
<
  • Гражданин
16 ноября 2012 02:15

Владимир / kotyk7

Цитата
  • С нами с 8.11.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 5 публикаций
 
  • 0
Класс! Надо попробовать такую методу.

<
  • Кандидат
16 ноября 2012 02:26

Николай / Nick_Ross

Цитата
  • С нами с 4.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Насколько я понял, плата - , похоже,что-то типа ЦАПа на какой-то из PCMок?
Если так, что я делал подобное ЛУТом. :)
Но не на обычной бумаге. Использовал Эпсоновскую глянцевую фотобумагу для СТРУЙНИКОВ. Тонер с нее на плату опереходит весь. На бумаге совсем не остается. Главное, не перегреть утюгом, иначе потом достаточно тяжко смывать слой перевевшегося на плату глянца с ненужных мест:)

Но, опять же, нужно различать единичные платы и хоть небольшую , но партию...
Городить фотошаблон ради единичного изделия, ИМХО, неоправданно.
А вот если их , хотя бы десяток, тогда да. Тут фоторезист вне конкуренции по соотношению затраты труда-времени к результату:)

<
  • Прохожий
16 ноября 2012 03:18

/ kifir

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
А кто вместо пленки исользовал аэрозоль для просветки? Рисунок как обычно распечатывается на обычном листе А4 плотностью 80 мг, распыляется аэрозоль на бумагу и вперед на экспонирвание.

<
  • Кандидат
16 ноября 2012 03:26

Дмитрий / Diim

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
дорожки 0.2мм. ?
я такие делаю ЛУТом+ламинатор отлично выходит, но это пока картридж новый mocking
что будет после заправки незнаю...
придётся тож наверно на фоторезист переходить sarcasti

<
  • Кандидат
16 ноября 2012 03:33

Николай / Nick_Ross

Цитата
  • С нами с 4.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
мы для улучщения прозрачности пропитывали бумашу парафином

<
  • Прохожий
16 ноября 2012 11:09

/ Frozen

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
это usb адаптер на FT232RL. дорожки 0,2 текст 0,1 шрифт 3. по поводу единичных образцов согласен, поэтому для них печатаю на кальке если плёнку жалко) а так я меньше 2 экземпляров не делаю, да и распечатать для фото либо для лута разницы по трудозатратам и времени никакой. да и на будущее шаблон пригодится всегда чтоб не искать инфу и не печатать заново.
лут с ламинатором даёт лучший результат по сравнению с утюгом. пока мой HP был свеж лут был довольно не плох, тонера сыпало немеряно, но после перезаправки катриджа сами видите по фотке какая заливка стала. тут уже не до лута)
по поводу транспарента - думал купить, но не стал. не портите журналы ) печатайте на кальке, она отлично проводит уф и для лута лучше журналов.

<
  • Гражданин
16 ноября 2012 13:25

Алексей / SLAYER

Цитата
  • С нами с 3.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 77 комментариев
  • 10 публикаций
 
  • 0
Я кгда пользовался Positiv20 отработал технологию до того, что печатал рисунок прям на обычной бумаге, и получались нормальные платы. Сейчас использую в основном текстолит с нанесенным фоторезистом и печать на фотовыводе. Остался еще баллон позитива, иногда им тоже пшикаю) Хороша штука. Всем удачи))

<
  • Кандидат
16 ноября 2012 17:56

Алишер / killboss

Цитата
  • С нами с 15.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 6 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Доброго всем дня!.
А попробуйте подержать фотошаблон над ацетоном, вернее в его парах. Эффект тот же, а цена разная. Но приемлемо для не больших шаблонов.

<
  • Прохожий
16 ноября 2012 18:56

/ Frozen

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
ну у меня написано что с ацетоном не вышло ничего. тонер на пары не реагировал вообще, а при прямом контакте смывался.
подумываю катридж перезаправить, может чего попутёвее насыплют.

<
  • Кандидат
16 ноября 2012 21:36

Юрьевич / jonni

Цитата
  • С нами с 4.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Идеальный вариант перевести на ч.б. фотопленку контактным способом (наложить друг на друга и щелкнуть лампочкой). Или фотовыводом в типографии (стоит копейки, а результат идеальный) . Стекло очень хорошо использовать от старого сканера. Оно в отличии от обычного не бликует и не искажает изображение. Из собственного пятилетнего опыта работы с фотополимерами.

<
  • Кандидат
16 ноября 2012 22:36

Александр / tayalex

Цитата
  • С нами с 17.03.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Обалдеть! Перевел тонны времени и материалов пока не понял, что дело именно в тонере. Но то, что есть такой состав узнал впервые.

<
  • Кандидат
16 ноября 2012 23:28

Алишер / killboss

Цитата
  • С нами с 15.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 6 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
У меня принтер HP LJ1200 держу 2 картриджа один для супруги, ноты печатает ну и я под шумок пользую pardon , другой храню в черном пакете, достаю только для печати на пленке, заправляю только сам, тонер беру специальный супер черный цена вопроса 90 руб после 3х заправок сменил фото вал и ракель.

<
  • Гражданин
16 ноября 2012 23:40

Григорий / faers

Цитата
  • С нами с 20.09.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 25 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Прошу прошения но поделюсь. Печатаю на обычной бумаге даже не скажу плотность но после утюжки не отдираю бумагу а отмачиваю в воде и аккуратно обтираю пальцем. Приемлемое качество получается.

<
  • Гражданин
17 ноября 2012 00:55

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
1. Ацетон действует в основном на оригинальные тонеры, и то не на все. Так что уплотнитель рулит.

2. По поводу ЛУТа - не соглашусь: он быстрее. Если плата простая и не нужно высокое качество, то ЛУТ быстрее вдвое. А если нужно хорошо - тут фоторезист. Хотя, я так и не наловчился его ровно наносить из баллона.

3. Для ЛУТ хорошо подходит бумага для фотопечати, но к ней надо приспособиться.

4. А вот уплотнителя я у нас не встречал, что очень грустно. sad Может плохо искал?

<
  • Прохожий
17 ноября 2012 12:44

/ Frozen

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
AudioKiller, ищите там где делают штампы/печати. может не сразу но найдёте.

<
  • Кандидат
14 января 2013 00:25

Андрей / andrew40

Цитата
  • С нами с 18.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Рисунок-то прекрасный , но покажите уже готовую плату, сколько дорожек, и особенно, надписей у Вас сохранится.

<
  • Главный редактор
15 января 2013 17:10

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 652 комментария
  • 265 публикаций
 
  • 0
andrew40, не нужно писать комментарии не прочитав статью.
А вы на этот раз даже картинки не просмотрели. В чем смысл?

Автор в конце статьи приводит очень показательное фото готовой печатки и сопроводительный текст.

<
  • Прохожий
26 января 2013 16:12

/ Фарход

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Уважаемые! У кого хорошо получался перенос отпечатенного изображения на поверхность утюгом, отпишитесь. Я 2 недели утюжу разные листы, и ни один рисунок ещё не перенёсся. Создаётся впечатление, что это какой-то интернет развод и массовая истерия по поводу ЛУТа. Я печатал на всех бумагах, описанных в сети (уже гора дома лежит): и вощёных, и на мелованных, и на плёнках, и на глянцевых журналах, покупал в фирмах по 3 листа каждого вида глянцевой мелованной бумаги, какая только у них есть (у тех, кто печатает), и принтеры разные пробовал - от современных до старинных лазерных, и настройки тонера разные выставляли, вплоть до самого максимума. Никакого результата. Точнее, во всех случаях результат один: или совсем не переносится рисунок, или переносится очень мелкими рваными кусочками, которые потом пальцем стираются, хоть с текстолита, хоть со стекла, хоть с чего. На всё переносил. Кто что подскажет?

<
  • Кандидат
27 января 2013 20:52

Василий / Vasil

Цитата
  • С нами с 31.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 10 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Frozen, чем ты прижимаешь шаблон к плате.

Из моего опыта: слой фоторезиста должен быть как можно тоньше, чего можно добиться только используя центрифугу.

<
  • Кандидат
28 января 2013 00:55

Андрей / andrew40

Цитата
  • С нами с 18.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Датагору,картинку -то я просмотрел, но разрешение фото и плата освещена таким образом,что фольгу я не увидел, посчитал её за не смытый тонер.
Я своё приспособление перевернул на 180 гр.На стол ложится сливной поддон от холодильника, в который смонтированы две длинные лампы по 18 Вт с электронными балластами (для более равномерной засветки больших плат), над ними , на высоте 12-15 см,на опорах ложится стекло толщиной 5-6мм (от смытого старого зеркала).Фотошаблон кусочками скотча крепится к фольге текстолита.Плата ложится на стекло фотошаблоном вниз.Сверху толстая тетрадь , затем кусок ДСП и 2 гантели по 5кг.За счёт более толстого стекла можно увеличить силу прижима на плату и соответственно на фотошаблон. Ранее склеивал вместе 2 шаблона (если печатал на лазерном с плохим тонером , то и 4),, чтобы не было засветки через краску,Но теперь на струйном делаю max качество и этого вполне достаточно(чёрную краску заливаю сам). Один очень важный нюанс, на котором я накалывался достаточно долго-После прогона платы с фоторезистом 2-3 раза через ламинатор на высокой температуре, я отключаю нагрев, но продолжаю изредка всё-равно пропускать плату через валики ламинатора, иначе местами фоторезист будет отваливаться либо до проявки либо во время оного, что ещё хуже.Объясняю это тем , что в горячем виде фоторезист может деформироваться и отходить от платы.
Т.к. краска после струйника недолговечна и боится не только воды , но и влажных пальцев, со стороны краски я теперь напыляю быстросохнущий акриловый лак из баллончика,краска не успевает раствориться от химикатов.
А со стороны деталей , на стеклотекстолит,можно нанести маркировку деталей ЛУТом.Залудить в сплаве Розе и вы будете в руках держать Вещь smile
P.S. Ещё плюс для струйника- у него фотошаблоны не имеют сильных отличий , как у лазерника-на расстоянии 8-10см отличия уже 2-3 мм), и их можно легко совмещать,причём дорожки на плате становятся тоньше! будьте внимательны.
Добавлю ещё одно- важное значение имеет качество и структура текстолита-чем она плотнее и мельче, тем лучше.Это больше сказывается уже при пайке деталей на тонких дорожках.

<
  • Кандидат
31 января 2013 01:28

Василий / Vasil

Цитата
  • С нами с 31.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 10 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Фарход: Поверхность текстолита надо ОБЯЗАТЕЛЬНО обезжиривать, после переноса тонера на плату бумагу надо отмачивать в кипятке. Фото способ значительно лучше.

andrew40: Запарный у вас процесс.

Я прижимаю фотошаблон вакуумным пакетом для хранения шмоток, фоторезист наношу центрифугой и сушу в печи, в результате 100% результат.

<
  • Прохожий
31 января 2013 13:02

/ Фарход

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
А оргстеклом можно прижимать? УФ пропускает 100%? А если обычным стеклом 4 мм прижать, то на сколько по времени засветку увеличивать?

<
  • Кандидат
1 февраля 2013 00:34

Андрей / andrew40

Цитата
  • С нами с 18.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Оргстекло может прогнуться( и это трудно заметить): 1.если оно лишком тонкое и 2. если нагрузка на края слишком велика. Малейшее отсутствие прижима и шаблон приподнимется над платой.Во многих сообщениях, если Вы их прочитали, говорится, что используется с успехом обычное стекло. Кстати, через очень толстое оргстекло (11-14мм)засветки фоторезиста практически нет, ну, или нужно выдерживать очень долго.
Время выдержки большой роли не играет, если фотошаблон не просвечивается. И под тонком и под толстым стекле держу 10 мин.
Фарходу: Относительно ЛУТа никакого развода нет.Через трудности первых опытов все прошли.Не ищите причину в бумаге,особой роли она не играет. В Вашем случае вижу 2 причины:
1слишком тонкий слой тонера на бумаге.Хорошо печатают оригинальные картриджы unknown Ставьте печать на max. или распечатайте на хорошем принтере у знакомых
2.Слишком низкая температура утюга.Ставьте ближе к максимуму, но работать нужно быстро .
Мы с товарищем плату ложим НА утюг, плату и бумагу сверху , фторопластовым бруском придавливаем тонер к фольге.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.