» » » Регулятор нагрева паяльника в корпусе удлинителя

 
 
 

Регулятор нагрева паяльника в корпусе удлинителя

📆19.02.14 🙋Vadim Khudobets 👀33 055 💬23

Одной из первых схем для начинающего радиолюбителя часто становится тиристорный регулятор мощности для паяльника.
По этой проторенной дорожке решил пойти и я, но пойти дальше и сделать такой регулятор более удобным в использовании.

Схема простого регулятора мощности паяльника

Сразу после покупки нового паяльника я решил собрать для него тиристорный регулятор — схема простая, детали не редкие. Но результат меня не слишком обрадовал, т.к. заметное изменение мощности происходило только в крайнем секторе положении движка резистора. Поэтому «каноническую» схему я немного доработал: уменьшил номинал переменного резистора и подключил к нему последовательно постоянный резистор, чтобы не крутить «крутилку» вхолостую.


Силовые детали тоже взял мощнее, чем в оригинальной схеме — на тот случай, если буду подключать что-то мощнее своего 30-ваттного паяльника.


Удлинитель-разветвитель как корпус регулятора

Однако, собрать схему — это полдела, теперь нужен корпус. Городить какие-то «коробочки» в разрез шнура паяльника мне не хотелось, да и нельзя будет потом к регулятору подключить что-то другое, кроме паяльнка. Очень вовремя под руку попался удлинитель на 6 розеток с перегоревшей «клавишей» — выключателем. Вот на место выключателя я и решил встроить регулятор, подключив только к первой розетке:

Также добавил неоновую лампочку, заменив неисправную из «клавиши».

Теперь практическая часть: как закрепить все это в удлинителе?
Выход нашёлся быстро: в Г-образном радиаторе просверлил отверстие и закрепил винтом с потайной головкой в дне корпуса удлинителя:


Затем открыл одну из пластиковых «секций» по три розетки и соединил с регулятором и второй «секцией» по своей схеме:


Припаял неонку в прозрачной термоусадке:


Почти готово!


Теперь нужно сделать «заглушку» — крепление переменного резистора. В качестве материала выбрал оргстекло 4 мм. Делаю шаблон:


Вырезаю ножовкой, шлифую торцы гравёром. Готовая крышка:


Затем её нужно закрепить на корпусе удлинителя. Для этого выбрал маленькие саморезики-шурупчики, добытые из разобранной китайской техники. При вкручивании использую особую хитрость: сверлю отверстие чуть меньше шурупа, вкручиваю его на пару оборотов и нагреваю зажигалкой. Разогретый шуруп плавит оргстекло, выдавливая резьбу:


Вот и готовое устройство:


Надеюсь, эта статья пригодится новичкам, а «бывалые» датагорцы подскажут мне что-нибудь полезное.
Всем удачи! Спасибо за внимание!
Вадим Худобец (Vadim Khudobets)
Украина, Киев
Профиль Vadim Khudobets
Год рождения - 1997, на данный момент - студент КПИ
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 40 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Безпомеховый регулятор оборотов однофазного асинхронного двигателя вентилятора ВН-2. Делаем вытяжку... Со своих первых паек с кислотным флюсом я задумывался о вентиляторе для паяльных работ. После...
Схема на Датагоре. Новая статья Неожиданный кейсмод паяльной станции Lukey 868. Репортаж об одной курьёзной переделке... Началось всё тривиально. У меня, как и у многих других пользователей, возникли проблемы с этой...
Схема на Датагоре. Новая статья Дискретный регулятор напряжения от 0 до 220 Вольт с 8-битной точностью... Понадобился как-то мне регулятор переменного напряжения 220В для проведения измерений параметров...
Схема на Датагоре. Новая статья Целлюлозная губка в опытных руках электронщика: чистим жало паяльника... Заводские губки для очистки жала паяльника тонкие, быстро приходят в негодность, рвутся и...
Схема на Датагоре. Новая статья Tillman's FET Guitar Preamp: активная электроника в гитаре Yamaha Pacifica... В этой статье хочу рассказать о своём опыте оснащения электрогитары преампом Дональда Тиллмана (J....
Схема на Датагоре. Новая статья Характеристика резистора для пассивного регулятора громкости... Давайте по простому разберемся, какая кривая зависимости сопротивления от угла поворота должна быть...
Схема на Датагоре. Новая статья Переделка удлинителя «BURO» под радиолюбительские нужды... Собственно, все началось, с того, что в руках оказался трансформатор «просто и ясно» обозначенный...
Схема на Датагоре. Новая статья Регулятор нагрева паяльника с индикатором мощности... Многие радиолюбители сталкивались с проблемой перегрева паяльников и успешно решали ее с помощью...
Схема на Датагоре. Новая статья 3-х фазный регулятор с Системой Импульсно-Фазового Управления... 3-х фазный регулятор с СИФУ Регулятор собран на печатной плате размерами 120х150 мм, и предназначен...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый усилитель для гитарного комбика... Всем привет !! Давно хочу собрать какой нибудь усилитель и колонки чтоб дома можно было слушать...
Схема на Датагоре. Новая статья Не все паяльники одинаково хороши... Расскажу вам о трагической судьбе отдельно взятого паяльника. Перенесемся на несколько месяцев...
Схема на Датагоре. Новая статья Регулятор нагрева паяльника из диммера (светорегулятора)... Понадобился мне регулятор нагрева паяльника, так как новый паяльник (да и старый на 80 Ватт)...
 

Общаемся по статье 💬

«Регулятор нагрева паяльника в корпусе удлинителя»

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 1 от 19-02-14, 20:52.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 207 комментариев
  • 273 публикации
 
Автор статьи, Вадим, 17-летний студент КИСИТ (г. Киев).
Это его первая статья на нашем ресурсе. ДрУги, встречайте, подбадривайте, голосуйте.

У меня пара замечаний:

1) Зачем нарезать резьбу нагретым винтом в прижимаемой пластине? Как раз в пластите должно быть свободное отверстие, а резьба (если жалко винта с гайкой) должна быть в корпусе удлинителя.

2) Я думаю, что на вал переменника обязательно нужно надеть обычную пластиковую ручку, для электробезопасности.

Вадим, сейчас, когда даже среди граждан РФ не модно быть грамотным, хочу отдельно похвалить твой русский язык.
Хлопець, ти молодець! Щастя тобі!
drinks

<

deuterium

Антон Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 2 от 19-02-14, 22:17.
Ответить
  • С нами с 1.02.2012
  • 8 комментариев
  • 0 публикаций
 
а переменный резистор с какой зависимостью номинала от угла поворота использовали (линейной или логарифмической), может быть нелинейность регулировки мощности с этим и связано?

<

ADIKAS

Аркадий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 3 от 19-02-14, 22:56.
Ответить
  • С нами с 4.03.2009
  • 13 комментариев
  • 0 публикаций
 
Вилку на паяльнике и управляемое гнездо удлинителя поменять-бы на нечто нестандартное в наших широтах, дабы ни у кого не было соблазна воткнуть бытовой прибор, который сам выйдет из строя, или регулятору навредит.

<

doswindows

Алексей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 4 от 20-02-14, 2:12.
Ответить
  • С нами с 22.03.2009
  • 33 комментария
  • 0 публикаций
 
Цитата: ADIKAS
Вилку на паяльнике и управляемое гнездо удлинителя поменять-бы на нечто нестандартное в наших широтах, дабы ни у кого не было соблазна воткнуть бытовой прибор, который сам выйдет из строя, или регулятору навредит.


Согласен с предложением заменить на нестандарт вилку и розетку (Защита от женской логики :laughing: )

<

rubenlukin

Рубен Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 5 от 20-02-14, 4:59.
Ответить
  • С нами с 15.05.2009
  • 92 комментария
  • 4 публикации
 
Дарю идею.
В бытность свою осветителем в театре, когда возникла необходимость перейти на сцене от 220В до безопасных <36В, предложил начальству использовать после трансформаторов 220/24В разъёмы TS 1/4" (aka JACK / PLUG). До того использовали обычные вилки, и 28-вольтовые самолётные лампы моментально сгорали в случае некорректного подключения.

off
Цитата: Datagor
Щастя тобі!

Игорь, як щiрий хохо(i)л, запевняю, краще казати: щастИ тобi wink

<

picap

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 6 от 20-02-14, 6:33.
Ответить
  • С нами с 16.02.2010
  • 31 комментарий
  • 4 публикации
 
Схема проверенная. Надежная.
У меня одно замечание - зачем смотреть через прозрачное оргстекло на внутренние кишки? В данном случае его (оргстекло) лучше зачистить мелкой наждачной шкуркой с внутренней стороны. Кишки исчезнут, а неонку будет видно.

<

IVS

Владимир Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 7 от 20-02-14, 7:51.
Ответить
  • С нами с 8.05.2013
  • 55 комментариев
  • 3 публикации
 
Прекрасная статья и отличное устройство!
Особо хочу отметить высокое качество фотографий)))
good

<

Kurdl

Борис Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 8 от 20-02-14, 9:41.
Ответить
  • С нами с 22.05.2011
  • 8 комментариев
  • 0 публикаций
 
Уж простите мое брюзжание, но данная конструкция просто опасна. Регулятор гальванически связан с сетью, радиатор и винт его крепления (а головка винта доступна для прикосновения человеком) могут оказаться под фазным напряжением. Необходимо как то изолировать - можно наклеить сверху головки пластину из оргстекла или текстолита. Про обязательную изолирующую ручку для переменника Игорь уже написал. Вообще при изготовлении таких устройств надо быть очень внимательным - мелочей здесь нет.

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 9 от 20-02-14, 10:06.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 207 комментариев
  • 273 публикации
 
Немного оффтопа от меня.
Цитата: rubenlukin
к щiрий хохо(i)л, запевняю, краще казати: щастИ тобi
Рубен, тут уж как Гугель мне подсказал, извиняй crazy Этим и отличается знание языка от компового переводчика

Цитата: ADIKAS
Вилку на паяльнике и управляемое гнездо удлинителя поменять-бы на нечто нестандартное
Если этот удлинитель уложен навечно на рабочий стол паяльщика, то это совсем не обязательно. А идея то у автора статьи была противоположная: он умощнил регулятор и применил стандартную розетку, чтобы иметь возможность подкючать еще что-то, кроме паяльника.

<

MVV

Владимир Мосягин Читатель Датагора
  • Автор
Комментарий # 10 от 20-02-14, 15:51.
Ответить
  • С нами с 21.09.2011
  • 201 комментарий
  • 43 публикации
 
Регулировка мощности осуществляется только в одном полупериоде перехода сетевого напряжения через ноль. По большому счету, такой регулятор в России вне закона (при изготовлении в количестве больше трех штук и при мощности в нагрузке более 60 Вт).
Нужно устройство на симисторе, работающее в обеих полуволнах сетевого напряжения.

<

shursh

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 11 от 20-02-14, 17:07.
Ответить
  • С нами с 15.02.2009
  • 45 комментариев
  • 6 публикаций
 
Молодец парень! Просто и удобно. Насчет безопасности уже сказано выше.
Цитата: MVV
По большому счету, такой регулятор в России вне закона (при изготовлении в количестве больше трех штук и при мощности в нагрузке более 60 Вт).

Поясните почему? Особенно выделенную цитату!

<

Chugunov

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 12 от 20-02-14, 20:40.
Ответить
  • С нами с 30.09.2009
  • 335 комментариев
  • 30 публикаций
 
Вадим! Молодец!
Голова и руки есть, не побоялся высунуться из траншеи под огонь критики.
Выскажу своё мнение, прошу не обижаться.
Да, регулятор для паяльника должен быть первой конструкцией - обычные паяльники пере- или недогреваются, а с регулировкой они дОроговаты для любителя.
Понимаю, что собирал из имеющихся деталей...
Не согласен с теми, кто пишет, что нужен особый разъем. Эта защита от дурака нужна, если инструмент общего пользования, а для себя это лишнее т. к. очень сильно усложняет конструктив, да и другой паяльник включить будет сложно.
С решением использовать одно гнездо удлинителя я не согласен - можно перепутать, неудобно переносить всю конструкцию.
Считаю, что собирать надо в корпусе одиночной розетки наружной проводки (я так и делаю).
Схему (стандартная) рекомендую вот такую:

Обязательно симистор т. к. форма сигнала будет хоть и искаженной, но симметричной, без постоянной составляющей. Это отчасти защитит ошибочно подключенную нагрузку.
Да, диапазон регулировки лучше взять не от нуля, а примерно от 120 В - это сделает регулировку удобнее, а нагрузку на очень малое напряжение всё равно подключать нельзя т. к. среднее напряжение будет небольшим, а амплитуда импульсов большой.
И главное, чтобы конструкция была электробезопасной.

<

YuP

Юрий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 13 от 20-02-14, 22:26.
Ответить
  • С нами с 27.04.2009
  • 37 комментариев
  • 0 публикаций
 
"Щастя тобі!" - тоже вполне корректно. Это предложение дословно переводится на русский, причем не изменяются смысловые нюансы.
"Щасти тобі!" - по русски это как бы "Пусть к тебе приходит счастье". Здесь есть оттенок активности. Но в последнее время чаще употребляется в украинском языке, раньше это выражение было как бы диалектическим.
Так что Гугл неплохо понимает по-украински (ИМХО).

А по поводу "других розеток", я так понимаю, что в эти гнезда подключаются другие приборы радиолюбителя - блоки питания, генераторы, осциллографы и т.п. Скорее всего, никто и не будет этот специфический удлинитель использовать для включения других электроприборов. Если же в доме нет места для стационарного "стола монтажника" - достаточно просто хранить паяльник вместе с удлинителем, не разъединяя.

<

MVV

Владимир Мосягин Читатель Датагора
  • Автор
Комментарий # 14 от 20-02-14, 23:38.
Ответить
  • С нами с 21.09.2011
  • 201 комментарий
  • 43 публикации
 
Александр, привет!
Речь идет о Российском стандарте ГОСТ Р 51317.3.2-99 «Эмиссия гармонических составляющих тока техническими средствами с потребляемой мощностью не более 16 А (в одной фазе)».
Стандарт введен в действие с 01.01.2002 г. и распространяется на пускорегулирующие устройства, электроинструменты и на другие приборы, к которым отнесены все импульсные источники питания (ИИП) мощностью более 50 Вт.
В документе прописаны методы испытаний бытовой радиоаппаратуры с ИИП, а также вычислительной техники на соответствие стандарту.
Также сказано, что испытаниям подлежат каждый из аппаратов, изготовленных в количестве трех и более экземпляров.
Поэтому радиолюбители должны знать, что электроснабжающая организация (Энергосбыт) формально имеет право запретить подключать к сети устройства не выдержавшие или не прошедшие испытаний.
Стандарт говорит о том, что ток, потребляемый от сети, не должен содержать постоянной составляющей и четных гармоник. Поэтому запрещены методы управления мощностью, основанные на неодинаковой форме или неравном числе протекающих через нагрузку положительных и отрицательных полупериодов тока.
Иными словами, распространенный среди радиолюбителей способ уменьшения температуры паяльника или яркости свечения лампы накаливания с помощью последовательно включенного диода оказывается вне закона.
Чуть выше Сергей приводит "правильную" схему регулятора.

<

Serg_hax

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 15 от 21-02-14, 1:14.
Ответить
  • С нами с 22.02.2010
  • 60 комментариев
  • 0 публикаций
 
Молодца! Подобную схему использую уже не один десяток лет, правда тиристор КУ101Е значительно меньшей мощности (когда собирал под рукой не оказалось КУ201 или КУ202). Но как практика показала, достаточно надежно работает и со 100 ваттным паяльником, и тем более 25 - 40W. При 100W тиристор греется градусов до 70-80, поэтому на "шляпу" ему надет миниатюрный радиатор (в виде знака * - снежинки). Собирал в корпусе "Добавочное устройство типа П223", - оно выпускалось когда-то, в виде адаптера на ~220V, комплектом вместе с 36V паяльником. Параллельно нагрузке ставил цепочку из резистора 20 кОм, 2W и светодиода АЛ307; параллельно светодиоду в обратном включении диод (светодиоды высокого обратного напряжения не любят). По яркости светодиода можно примерно судить о напряжении, поступающем на паяльник.

<

pavel_k

Павел Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 16 от 21-02-14, 14:46.
Ответить
  • С нами с 30.07.2013
  • 107 комментариев
  • 5 публикаций
 
Полезное устройство и удобная конструкция. Я собирал такие и сталкивался с проблемой- все подобные регуляторы создают сильные помехи в сети и принимаются всеми чувствительными электроприборами.
Иметь такое на рабочем столе я не советую.
Лекарство- простой фильтр на входе с синфазным трансформатором ,
который можно взять из старого телека или микроволновки.

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте корректны и вежливы, соблюдайте правила!


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew


Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.