» » » Вредный полезный термопредохранитель трансформатора питания

 
 
 
15

Вредный полезный термопредохранитель трансформатора питания

Разместил basilevscom 15 декабря 2013. Просмотров: 20 204


Попал мне в руки ресивер фирмы SONY, марку точно не запомнил, да это и не важно. Важно то, что во многих аппаратах тепловая защита трансформаторов реализована с помощью термо-предохранителя, который устанавливают внутри трансформатора. И при выходе этого предохранителя из строя по любым причинам (пусть даже из-за перегрева!) нужно или менять трансформатор или его разбирать и ремонтировать. А это зачастую достаточно трудоёмкий процесс, тем более если трансформаторное железо заварено сваркой.

При нажатии кнопки питания, на первичной обмотке появлялось сетевое напряжение 220 Вольт, а на вторичных - ничего не было. При внимательном осмотре был обнаружен термо-предохранитель, установленный внутри между первичной и вторичной обмотками, вероятно что-то типа этого:


К нему удалось подлезть щупами тестера и убедиться, что он в обрыве, но первичная и вторичная обмотки прозваниваются.
И вообще, трансформатор без видимых следов перегрева и горелым не пахнет.


Вид на термопредохранитель сверху и снизу


Что делать? Можно долго и практически бесполезно искать новый трансформатор...
Аппарат на помойку? НЕТ! Жить еще будет! В принципе, нормальный трансформатор не должен греться более 60 градусов. Забегая вперед, скажу, что в данном случае, при небольших уровнях громкости и при работе на акустику 5+1, трансформатор грелся, но вполне допустимо...

Вредный полезный термопредохранитель трансформатора питания
ВНИМАНИЕ!
НИКАКОЙ ответственности я за данное решение не несу,
его следует использовать на свой страх и риск.

Было принято решение подпаять провод к выводу предохранителя и закоротить его, тем самым исключая термо-предохранитель из схемы.


При соблюдении правил эксплуатации вполне можно так жить дальше. По сути, это временная мера, пока он не найдется новый трансформатор, а пока поработает так, при условии отсутствия перегрева (в принципе, можно было бы и новый термо-предохранитель между обмоток запихнуть).


Сухой остаток: не торопитесь выбрасывать или разбирать трансформаторы, может сгорела не обмотка , а термо предохранитель. Бывает, что выводы предохранителя выведены наружу, и тогда ремонт сводится с поиску контактов первичной обмотки...

Спасибо за внимание, удачи в ремонте!
Антон (basilevscom)
Россия, Санкт-Петербург
Профиль basilevscom
Электроника для меня - и профессия, и хобби. Испытываю огромное удовольствие, когда получается что-то сделать или починить, основные предпочтения - звуковая аппаратура и микроконтроллеры.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 41

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Моделирование линейного блока питания в программе «PSU Designer II»... Многие радиолюбители используют трансформаторы в качестве основы блоков питания, в том числе...
Схема на Датагоре. Новая статья Дополнения к статье "Прибор для наладки и тестирования импульсных блоков питания и сварочников"... Теперь у меня обновка: вместо этого старенького С1-101 — цифровой Rigol После публикации моей...
Схема на Датагоре. Новая статья Выходной трансформатор для Marshall JCM 800... По просьбам датагорцев даю подробное описание изготовления выходного трансформатора для JCM 800...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель 10 Вт на двойных триодах (6Н1П + 6Н6П)... Хочу поделиться своим опытом в создании лампового усилителя для домашнего использования. Этот...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам простой ламповый усилитель для комбика на 6П14П. Полная версия... Ламповый усилитель на 6П14П для комбика и просто для души. Просто захотелось сделать… С...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам лабораторный импульсный блок питания. Часть 5. Миниатюрный лабораторный ИБП... Несмотря на простоту схем импульсных блоков питания, описанных в предыдущих частях серии,...
Схема на Датагоре. Новая статья Transformer: программа расчета маломощного (до 500 Вт) силового трансформатора на частоте 50 Гц... Предлагаю начинающим очень простую программулину для расчета силовых трансформаторов. Автор...
Схема на Датагоре. Новая статья Твик CD чейнджера KENWOOD DPF-R3030 или мой первый опыт с лампами... Приобрел я этот аппарат 6 января 2001 года. Это была моя первая покупка за собственные...
Схема на Датагоре. Новая статья О явлении подмагничивания сердечника трансформатора БП постоянным током... Существует мнение, что если усилитель воспроизводит синусоидальный сигнал частотой 25 Гц (половина...
Схема на Датагоре. Новая статья Реинкарнация компьютерных БП. Часть 2... Если уж брать от убитого компьютерного БП, то - по максимуму. А это значит, что кроме перечисленных...
Схема на Датагоре. Новая статья Микшер Numark DM2002X изнутри. Насколько страдает качество при серийном производстве?... Если вы считаете себя радиолюбителем, то вероятно ваши знакомые тоже так считают, и разумеется...
Схема на Датагоре. Новая статья Как намотать трансформатор. А.Н. Подъяпольский... Как намотать трансформатор. А.Н. Подъяпольский. Типография Госэнергоиздата. Москва, 1953г. При...
<
  • Гражданин
15 декабря 2013 14:34

Михаил / Godin0104

Цитата
  • С нами с 10.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 114 комментариев
  • 5 публикаций
 
  • 0
Как знакомо!
Наглядная демонстрация нарушения Закона, который гласит: "Если цепь защищена предохранителем, цепь сгорает, защитив собой предохранитель".
Или так. Один из Законов Мёрфи гласит: "Если устройство защищено плавким предохранителем, то устройство успевает сгореть первым, защитив собой предохранитель".
Не знаю как точно в первоисточнике, речь не об этом.

Часто мне удавалось "вытащить за ушко, да на солнышко", защитника цепи, но в последнее время все реже и реже получается. Производители ведут бескомпромиссную борьбу за продажи, и - точка! bad. Жаль только, что "Сонька" туда же. А если по существу, лишняя деталь - лишняя ненадежность.

Практический вывод:
1. Не покупайте трансформаторы со встроенными предохранителями (трансформаторы нынешней эпохи греются как черти уже на холостом ходу), я писал о "трансформаторах XXI века" в своей статье "Даешь народное анодное!"

2. Если заказываете трансформатор, не ведитесь на трепотню менеджера о новом слове в трансформаторостроении.

3. Обязательно используйте предохранитель в цепи первичной, а можно и вторичной обмотки, они служат для защиты от пожара. Так всегда делали наши деды и прадеды!

<
  • Гражданин
15 декабря 2013 16:05

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Я столкнулся с установкой предохранителя внутрь трансформатора более 40 лет назад, так что приём этот - не новое изобретение, причем предохранитель был установлен не между обмотками (перемотать вторичную обмотку не так трудно, как первичную), а под первичной, что обнаружил, смотав все обмотки... Уж не помню, кажется это был даже не термопредохранитель.
В случае греющегося трансформатора или нестабильной электросети, стандартный совет - установить на переключателе сетевого питания аппарата напряжение 240 В, ЕСЛИ есть такая возможность.
Термопредохранитель в данном аппарате можно заново установить, обеспечив тепловой контакт с железом сердечника, но надо обеспечить хорошую электроизоляцию для безопасности.

<
  • Гражданин
15 декабря 2013 16:19

Андрей / andrew_spb

Цитата
  • С нами с 21.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 128 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Если транс намотан нормально, то термопредохранитель ему реально лишний.... НО! Братья-китайцы мотают трансы сильно экономно, потому они начинают подогреваться даже на ХХ. А уж если у тебя дома повышено напряжение.... Отводы на 240 вольт редко встретишь.. Потому остается с тоской вспоминать наши унифицированные зеленые трансики или телевизионные - где комбинациями первичных обмоток допускалось выбирать входное 110\127\220\246 вольт. Все "старики" помнят характерный переключатель сетевого напряжения на задней стенке аппаратов. И предохранители там четко были по первичке и вторичке и сгорали именно они, когда надо...

<
  • Подписчик
15 декабря 2013 18:52

Роман / Roman0891

Цитата
  • С нами с 27.12.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Только перемотка. На нормальном железе, несмотря на габариты. Нормальному трансу термопредохранитель не нужен, да и нагрев в худшем случае будет 40С.

<
  • Гражданин
15 декабря 2013 21:02

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Думаю, термопредохранитель - нужная и полезная вещь т. к. он служит Безопасности. При возникновении КЗ витка или пробое моста легко может сложиться ситуация, когда плавкий предохранитель не сработает, а нагрев трансформатора может вызвать его возгорание и пожар.

Относительно "да и нагрев в худшем случае будет 40С" и подобных утверждений. Если склероз не изменяет, в институте нас учили расчету трансформаторов так, чтобы в штатном режиме его нагрев был 60...65 градусов.

Так что промышленность и любительские конструкции - это разные вещи. Любители для себя часто делают вещи, которые никакое производство делать не будет.
И наоборот, в промышленных изделиях безопасность очень важна.

<
  • Гражданин
15 декабря 2013 22:50

Олег / logvoleg

Цитата
  • С нами с 4.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 85 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Согласен с Сергеем "Chugunov" в том что предохранитель нужен, но не согласен что предохранитель нужен во вторичной обмотке. Нормально, по потреблению, рассчитанный предохранитель в цепи первичной обмотки защитит от любого пожара. Не надо, просто, ставить то что есть, а надо ставить номинал. А то, последнее время, я вижу массу устройств с предохранителями рассчитанными на сечение подводящего кабеля, а не на потребление устройства.

P/S: Термопредохранитель во вторичной обмотке реально вредительство!

<
  • Гражданин
16 декабря 2013 00:08

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Термопредохранитель во вторичной обмотке реально вредительство!

А кто такое написал? Я что-то не нашёл. ТЕРМОпредохранитель на вторичную обмотку никто не ставит. Он имеет тепловой контакт с первичной обмоткой, а в крайнем случае (при сгорании и невозможности поставить на его место новый), можно греть от железа, но тогда надо взять на более низкую температуру срабатывания - лучше так, чем никак.
С плавким предохранителем во вторичной обмотке не всё так радужно. Очень большая ёмкость фильтра после моста создает очень большой ток и предохранители номиналом "по мощности" будут гореть.
(Я в усилителе, который сейчас слушаю, использую мягкий старт именно по этой причине).
Относительно достаточности только плавкого предохранителя в первичной обмотке, я не согласен. Обычно номинал предохранителя определяют из условия удвоенной максимальной потребляемой мощности, но при этом, учитывая индуктивность трансформатора, они иногда горят.
Пусть максимальный ток (того же УМЗЧ) равен 1 А, тогда предохранитель должен быть на 2...3 А. Это 400...500 ватт тепла при которых плавкий предохранитель ещё не горит, а вот усилитель загореться может.
Еще хуже с малогабаритными трансформаторами, из-за приличного тока при включении, ставят пр. на 1 А. Получаем в теории печку до 200 ватт, что при малом размере обеспечит хороший нагрев.
Я имел дело с мелкосерийными изделиями (несколько тысяч штук) в которых для платы управления стоял маломощный трансформатор. Из-за большой емкости фильтра и режима работы, нередко пробивался мост во вторичной обмотке и трансформаторы горели. К счастью, сгорали обмотки в уголь и пламени не было (хороший СТЕКЛОтекстолит и т. п.), предохранители не горели.
(Я доработал схему и такие случаи прекратились).
Вот включен в розетку адаптер мощностью в несколько ватт. Какой ему нужен плавкий предохранитель? Спасёт ли он от перегрева? Сумлеваюсь. Предохранитель 0,16 А будет перегорать при включении, 1 А не поможет. А термопредохранитель должен спасти. К счастью, первичная обмотка обычно греется сильнее, провод у нее тонкий и этот провод успевает сгорать раньше, чем наступает возгорание.

<
  • Гражданин
16 декабря 2013 12:00

Михаил / Godin0104

Цитата
  • С нами с 10.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 114 комментариев
  • 5 публикаций
 
  • 0
Еще несколько слов о защите от пожара. Обратите внимание на трансформаторы, от именитых производителей, они закрыты крышками, и они выполняют функцию не только экрана!
Крышки, эти, по сути ухудшают охлаждение трансформатора, но их таки ставят! Как такое возможно?

Да очень просто, если на меди и стали не экономили. Если трансформатор работает с номинальной нагрузкой, он проработает, сколь угодно долго.

У меня в распоряжении имеется усилитель, который с 1956(!) года постоянно работал на производстве в системе оповещения не выключаясь соответственно, сейчас его списали в связи с модернизацией.
Так вот, все что там за эти годы поменяли, это шунтирующий конденсатор в катоде лампы драйверного каскада.

Лично "гонял" усилитель в течение 12 часов, никакого перегрева. Больше тепла выделил кенотрон, нагрев одну сторону сердечника трансформатора, т.к. монтаж, довольно компактен.

<
  • Кандидат
18 декабря 2013 10:55

Михаил / doMAGus

Цитата
  • С нами с 4.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Первый раз столкнулся с этой "бякой" лет двадцать назад. Столкновение закончилось перемоткой транса, предохранитель находился под обмотками. А причина была в банальном "броске" напряжения. Много тогда чего погорело в доме! Хорошо помню, что этот предохранитель срабатывает по трем параметрам: превышение температуры, превышение тока и превышение напряжения. Все "уставки" этих параметров были написаны на корпусе предохранителя.

<
  • Гражданин
19 декабря 2013 14:03

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Не, все правильно, предохранители нужны. Но устанавливать одноразовый да еще в таком месте, где его не заменишь - это издевательство. Как раз в духе общества потребления - намерено сделать устройство неремонтопригодным.
Плавкий предохранитель защищает от превышения тока, а термо - от превышения температуры. Так что использовать лучше оба. Но так, чтобы легко было поменять. Тем более, что термопредохранитель чаще всего нужен тогда, когда мощность транса маловата, и он склонен к перегреву, если устроить дискотеку на максимальной мощности. Ставьте многоразовый, можно даже не вырубать из сети, а переводить усилок в режим Mute.

<
  • Гражданин
20 декабря 2013 02:02

Антон / basilevscom

Цитата
  • С нами с 8.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 111 комментариев
  • 15 публикаций
 
  • 0
Вот и я про тоже - издевательство! dash
Просто в данном случае повезло - удалось добраться до первичной обмотки, а если не смогли бы, то... Заварен транс основательно...

<
  • Кандидат
25 декабря 2013 02:02

Александр / AlViS

Цитата
  • С нами с 25.09.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 98 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
Думаю в текущей конструкции притянуть термотоковый предохранитель к внешней поверхности тора пластиковым хомутом. От пожара должен защитить, а бОльшего от него и не требуется.

<
  • Гражданин
25 января 2014 21:14

Алексей / zud

Цитата
  • С нами с 25.03.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 72 комментария
  • 0 публикаций
 
  • -1
20 лет занимался ремонтом бытовухи, и могу сказать.
Термопредохранители - понт карявый!
Но если сдох - пытаешся до него добраться и закоротить.
На практике - за всё время обратно пришло лишь пять аппаратов (из не одной сотни подобных "неисправностей").
Если греется транс - или он сам"гонимый"(тогда конечно замена), либо производитель заэкономился в доску.
Этим страдают китайские производители "левых" товаров.
Мне попадала техника (усилители) один сделан в Китае (ессно левый)
а второй - один -в один первый, но собран в Англии .....
М.М. Жванецкий обессмертил себя уже выражением - общим видом овладели - подробности пропускать не нужно.
А ваще для друзей я торы ставил если габариты позволяли

Кстати у япошек тоже стоят термики в трансах (даже в 110 вольтовых), но на прктике попадали раз десять всего и то из сельской местности, где напруга гуляет как и куда хочет

<
  • Гражданин
12 мая 2014 12:31

Кузьмин Николай Михайлович / Kuzmin

Цитата
  • С нами с 26.03.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Из моей праетики: термопредохранитель нужен. Другое дело, что до него добраться нужно, производители устанавливают их глубоко для того, чтобы 220 вольт не попало на вторичные обмотки, удаляйте сгоревший и ставьте в удобном месте новый, при перегреве он поможет. Перегрев возможен по многим причинам: пробой диодного моста, конденсатора фильтра,транзисторов, микросхем оконечного каскада и т.д. А 380 вольт не редкость и этот термопредохранитель спасает аппаратуру и квартиру от пожара.

<
  • Кандидат
23 февраля 2015 07:50

Анатолий / antss48

Цитата
  • С нами с 17.11.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Был такой случай лет 25 назад в японской магнитоле SHARP у знакомых. От батареек работает а от сети нет. В трансе нашлась штучка которая была оборвана и он не работал. Раньше не знал что это такое, но догадывался что какая-то защита типа предохранителя. И где его взять на замену в то время. Хорошо что был на поверхности, обошлось малой кровью.
Sharp как раз был из сельской местности, после "ремонта" еще долго работал.

A вот в машинке стиральной термопредохраниттель ТЭН уберег.

<
  • Кандидат
15 февраля 2017 20:09

Андрей / andre5555

Цитата
  • С нами с 15.02.2017
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Интересно, а не кому не попадались такие предохранители в обмотках бытового вентилятора?

<
  • Главный редактор
16 февраля 2017 11:00

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 648 комментариев
  • 261 публикация
 
  • 0
andre5555,
хорошие производители ставят термопредохранители во все потенциально опасные по перегреву и пожару места. Замечу, что ТП бывают и самовосстанавливающиеся - вот это добрая штука.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.