Начало » Усилители » Усилители на лампах » Проект «BRASS». Часть 1. Ламповый усилитель по Нобу Шишидо и винил-корректор

 
 
 

Проект «BRASS». Часть 1. Ламповый усилитель по Нобу Шишидо и винил-корректор

📆22.02.18 🙋Wishmaster 👀18 516 💬41

Здравствуйте уважаемые читатели нашего любимого портала Datagor.ru! Меня не было слышно около года. За это время я успел стать отцом и времени на радиолюбительство стало внезапно меньше.

Но я не забросил свои радиоэлектронные изыскания, а воплотил в жизнь один из моих самых амбициозных проектов в сфере УНЧ.
Было много времени на обдумывание и ничтожно мало на практическую реализацию. Проект вёлся неспешно, поэтому качество проработки деталей максимально высокое. Денег на достижение нужного мне результата не жалел и не шёл на компромиссы ради удешевления, или упрощения конструкции.

«BRASS» — потому что всё живёт в корпусе из полированной латуни толщиной 1,5 мм и покрыто лаком. А остальные весёлые значения перевода см. в английском словаре.

Проект включает в себя:
 — Основной стерео блок УНЧ по схеме Нобу Шишидо с двухтактным выходом на 6П3С.
 — Ламповый RIAA стерео винил корректор на 6Н2П.
 — Блок MP3, работающий по USB с флеш памятью.
 — Дистанционное управление блоком MP3.
 — Дистанционной управление потенциометром громкости основного усилителя при помощи щёточного двигателя.

В первой части серии статей я расскажу о сборке схемы основного усилителя и корректора для подключения винил-проигрывателя.

Выбор схемы УЗЧ

Выбор схемы основного блока УНЧ был долог и мучителен. Я просмотрел уйму схем, как на нашем Датагоре, так и на сторонних сайтах. Даже послушал сэмплы самодельных усилителей на Youtube (что, кстати, предсказуемо оказалось бесполезным, так как съёмка не передаёт отличительных особенностей схем в плане звука).

Выбор встал между двухтактным усилителем на 6П3С и 6С33С. Обе лампы в двухтактном включении я уже слышал. На 6П3С у меня собран гитарный комбо-усилитель и звук этой лампы мне приятен. 6С33С много раз слышал у друга-аудиофила, который намотал выходные трансформаторы габаритной мощностью железа чуть ниже мощности рассеивания ламп в двухтактном включении, что не могло не повлиять на звук, который, моему уху, казался несколько надрывным, тем самым, исказив моё представление об этой лампе.

Остался вариант двухтакта на 6П3С. Среди статей на Datagor.ru приглянулась реализация товарища Михаила (Lektor) с его модификацией «Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С по мотивам Нобу Шишидо». Изучив первоисточник и его модификацию, решился проверить всё на практике и подобрать звучание более благоприятное моему слуху.


Идея более токового драйвера однозначно мне приглянусь. Звук пентодного включения показался мне необычным, потому что привык к триодному звучанию.

Стабилизация сетки относительно высокого напряжения при помощи газоразрядного стабилитрона СГ16П на мой взгляд не вносит никаких изменений в звук — что я только не слушал в этом варианте от попсы до метала.

Обратная связь — тут я даже пробовать не стал, ибо являюсь ярым борцом с обратными связями в ламповых усилителях.

Схема из моего проекта

В итоге я собрал схему-гибрид с более токовым драйвером относительно оригинала и первозданным оконечником, но без обратной связи.

На схеме вы можете видеть блок корректора винила, о котором я расскажу чуть позже. Схема в высоком разрешении — в архиве внизу.

Резисторы от 0,5 до 2 Ватт MF 5%, 5 Ватт китайские керамические. Хочется отметить, что в моём варианте драйвера анодные резисторы (R30 на схеме) следует использовать мощностью 5 Ватт (резисторы на 2 Ватта почернеют).
Все межкаскадные конденсаторы я использовал плёночные на напряжение 400 Вольт.

Описание организации питания

Описание схемы начну с основного – блока питания, а точнее трёх блоков питания. Главная проблема была найти сетевой трансформатор нагрузочной способностью не менее 0,38 А при напряжении 300-350 В на вторичных обмотках.

Решением стало закупить на местном радиорынке трёх трансформаторов ТАН-55 и включить вторичные обмотки последовательно.



На фото также виден понижающий трансформатор 220/12В нагрузочной способностью 1А, который был введён в конструкцию позже, при разработке управления и подсветки.

Выпрямитель-фильтр я использовал двухуровневый.

На первой ступени фильтр на полевом транзисторе, или электронный дроссель (кому как удобнее) предложенный Loki и TANk, а на второй обычный П-фильтр (ёмкость + дроссель + ёмкость). Меди не жалел, поэтому и использовал пару дросселей Д47.

По выходу стоит делитель, чтобы снять напряжения порядка 40-60В и подать на среднюю точку накала для закрытия паразитного диода накал-сетка у лампы.

Блок питания выполнен на отдельной плате моноблоком с элементами двухступенчатого фильтра и выпрямителем смещения ламп 6П3С.

В анодном питании использовал диоды ультрафасты UF5408, а в смещении шотки BYV26C.
Для удобства регулировки подстроечные резисторы установил у верхнего края платы.
На каждый канал усиления своя плата питания.

Радиатор на транзисторе IRF740 типа «ёж» 54x32x25мм. При тестах на максимальную мощность усилителя нагревался до 37-39 градусов.

Входные электролитические ёмкости обязательно на 450В. Если использовать на 400 В и запустить без нагрузки однозначно будет «розочка». Плёночные конденсаторы взял с запасом, на 630 В.

Для питания корректора винила использовал одну общую ступень с фильтром на полевом транзисторе и параллельную цепочку П-фильтра.

Токопотребление анода лампы 6Н2П менее 10мА, поэтому решил не делать на каждый канал отдельный фильтр на полевом транзисторе.

Накал ламп корректора винила запитан постоянным током с использованием всё этого же П-фильтра, что было не моей максималистической прихотью, а необходимостью. Фон в цепи накала удалось победить лишь введением дросселя (который намотал собственноручно проводом 0,35 на железе от дросселя Д232) в цепь.

Блок питания корректора винила выполнен на отдельной плате.
Выпрямитель накала решил совместить на плате со схемой дистанционного управления и второго плеча П-фильтра высокого напряжения.

Настройки баланса плеч и анодного тока выходных каскадов

Как я уже говорил, усилитель собран по схеме Нобу Шишидо, которую многие не один раз видели, а может и слышали. Остановиться я хочу на настройки баланса плеч и анодного тока выходных каскадов.

Из-за того что плечи фазоинвертора разбалансированы, нагрузочные резисторы R34 и R35 имеют разные номиналы – 24К и 27К соответственно.

Для выведения симметрии необходимо подать на вход усилителя сигнал (в моём случае это 1 кГц с генератора) и через плёночную ёмкость 1 мкФ 400 В промерить тестером уровень напряжения на резисторе R35, после чего разрядить конденсатор и выполнить измерение на R34.

Затем взять добавочные резисторы от 100 Ом до 3 кОм и включать их последовательно резистору R34 каждый раз замеряя значения напряжения, предварительно разряжая конденсатор.
На моей плате резистор R34 составной для удобства настройки.

Далее необходимо выставить анодные токи каждой лампы 6П3С, для этого, регулируя напряжение построечными резисторами на платах питания, добиваемся падения напряжения на катодных резисторах +0,05В.

Выходные трансформаторы

Выходные трансформаторы мотал по совету Михаила (Lektor). Первичная обмотка 2500 витков проводом 0,35 с отводом от середины, вторичная 100 витков проводом 0,9 (меньше не нашёл). В качестве магнитопровода использовал железо от совершенно неизвестных мне трансформаторов массагабаритной мощностью 250 Ватт.

Борьба с фоном

Я предполагал, что фона быть не должно, ведь я выполнил печатную плату по всем правилам разводки земли в ламповых усилителях. Но фон был. Товарищи с нашего форума давали много советов по устранению, но результат был всё тот же.

Решением стала статья «О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе», которую разместил Игорь Котов несколько лет назад. (Очень советую прочитать и положить в закладки — вам это много нервных клеток убережёт).
Выполнил так называемую двойную экранировку межблочного кабеля и фон исчез. Проблемой была наводка в довольно надёжном (как я сам предполагал) кабеле от компьютера к усилителю.

Корректор винила

Усилитель закончил, но мне показалось, что этого слишком мало и посмотрел в сторону своего переделанного проигрывателя виниловых пластинок «Мелодия – 103». Почему бы не взять сигнал напрямую со звукоснимателя, а не снимать его с каменного предусилителя? Так и родилась идея интегрировать в основную плату корректор винила на 6Н2П.

Стерео виниловый корректор решил делать на двойных триодах 6Н2П, так как её звуковые качества мною давно изучены (пускаться в эксперименты не захотелось).
Схему выбрал следующую

Подстраивать звучание средних и высоких частот можно конденсаторами C20 (от 1n до 470n) и C21 (от 1000 pF до 3400 pF), перестраивая делитель частоты. Выходной конденсатор (обязательно плёночный, можно аудиофильские типа WIMA MKP10 и т.п.) максимальной ёмкости, но в пределах разумного, я впаял 10 мкФ.

Корректор заработал отлично, но опять прорезался фон, который удалось устранить, запитав лампы постоянным током с использованием П-фильтра. Дроссель мотал проводом 0,35 специально для накала на миниатюрном железе от дросселя Д232. Он получился индуктивностью 0,3H и сопротивлением 2 Ом.

Плата корректора и усилителя объединены, см. приложенный архив.

Отдельно хочется сказать о ламповых панельках и их креплении. Под пальчиковые лампы использовались панельки GZC9-Y-1, под октальные — панельки GZC8-1. Их монтаж провёл со стороны дорожек, для чего на плате все контакты были отзеркалены.



Ссылки

О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе
Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С по мотивам Нобу Шишидо

Файлы

[Обновлено 08/05/2018] Архив схемы в sPlan и печатной платы в Sprint Layout brass-datagor.ru.zip 🕗 08/05/18 ⚖️ 238,94 Kb ⇣ 63

Спасибо за внимание!
Продолжение следует.
Дмитрий (Wishmaster)
Пенза
Профиль Wishmaster
29 лет. Инженер-электронщик. Ранее состоял в нескольких рок и металл группах. Люблю собирать ламповые усилители.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 119 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.

08.05.18 изменил Datagor. Исправлены схемы, перезалиты архивы.

 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Вопросы по SE 6Э5П + 6С33С... Доброго времени суток! Хочу собрать ламповый однотактный усилитель SE 6Э5П 6С33С по схеме Манакова....
Схема на Датагоре. Новая статья Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1... Однажды, морозным декабрьским вечером, на меня напала скука, хотелось паять схемы, вытравливать...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С по мотивам Нобу Шишидо... Очень удачный двухтактный усилитель на лампах 6П3С. Эти лампы незаслуженно отнесли в разряд...
Схема на Датагоре. Новая статья Полный аудио усилитель на TDA7293. Итоги... Привет! Продолжаем разговор, начатый в предыдущих статьях «TDA7293 и LM3886 — две пары кирпичиков...
Схема на Датагоре. Новая статья Промдизайн на службе радиолюбителя. Мой опыт создания лампового усилителя в нетрадиционном корпусе... С недавних пор я проникся аналоговым звуком. Но как многие знают, купить прилично звучащий ламповый...
Схема на Датагоре. Новая статья SE 6Э5П+6С33С... Лично для себя, не стал бы делать этот нагревательный прибор. Много тепла, много звука, всего...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель SE 6Н6П+6С33С... Представляю на ваш суд статью о сборке лампового SE усилителя на очень красивой лампе 6C33C. Это...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой опыт создания лампового уся на 6П9... Живя в нашей стране, приходится всё делать самому, решено было осваивать новые горизонты… Вот...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный усилитель на ГУ-32... После подписки на USB-ЦАП на РСМ2702 «GOLDSMITH» встал ребром вопрос: «А на чем его слушать?»...
Схема на Датагоре. Новая статья Генераторные лампы ГУ-50, ГУ-32, ГУ-29, ГМИ-6, ГИ-30 для звука... Многие думают что на этих лампах нельзя собрать усилитель, якобы лампы предназначались не для...
Схема на Датагоре. Новая статья Октальные лучевые тетроды и пентоды 6П3С, 6П6С, 6П7С, 6П9, 6П13С... Поговорим об октальных тетродах и пентодах. 6П3С - очень музыкальная лампа, классика жанра! Лучевой...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый гитарный усилитель 40 ватт. 6П3С + 6Н2П... Вот хочу рассказать о моем опыте изготовления усилителя для гитарного комбика. К сожалению фоток...
 

Общаемся по статье 💬

«Проект «BRASS». Часть 1. Ламповый усилитель по Нобу Шишидо и винил-корректор»

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<

Wishmaster

Дмитрий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 33 от 15-03-18, 19:46.
Ответить
  • С нами с 1.05.2013
  • 111 комментариев
  • 20 публикаций
 
Да, я всё расскажу про корпус. Решил разбить на три статьи - ламповая часть, MP3 модуль + дистанционное управление и отдельно корпус. По корпусу у меня есть все выкладки по чертежам (резка, гибка) и 3D модель.

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 34 от 08-05-18, 5:31.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 243 комментария
  • 273 публикации
 
Внесены исправления, перезалит архив.

<

alexzender

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 35 от 30-05-18, 9:49.
Ответить
  • С нами с 5.07.2016
  • 23 комментария
  • 2 публикации
 
Впечатляющий внешний вид и проделанный объём работ.
Как усилитель звучит? На какой акустике? Если есть, дайте пожалуйста замеры характеристик.

<

mista_dj

Дмитрий Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 36 от 02-06-18, 20:30.
Ответить
  • С нами с 19.05.2016
  • 6 комментариев
  • 0 публикаций
 
Снимаю шляпу, Дима. Великолепная работа!
С какими еще (музыкальными) лампами его можно предположить?

<

Равиль

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 37 от 24-06-18, 18:36.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Дмитрий, если не затруднит, ответьте пожалуйста, какая выходная номинальная и максимальная мощность получилась, какие КНИ и ИМИ на номинальной мощности, какое выходное сопротивление усилителя.
Спасибо.

<

AndyMikh

Андрей Читатель Датагора
  • Меценат
Комментарий # 38 от 16-10-18, 9:03.
Ответить
  • С нами с 5.09.2017
  • 33 комментария
  • 0 публикаций
 
Дмитрий, один вопрос по выходным трансформаторам: сколько секций обмоток первичных и вторичной обмоток?
Спасибо.

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 39 от 16-10-18, 10:27.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 243 комментария
  • 273 публикации
 
В описании ТВЗ нет ни слова о секционировании.
Возможно оно не делалось.

<

Wishmaster

Дмитрий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 40 от 16-10-18, 18:31.
Ответить
  • С нами с 1.05.2013
  • 111 комментариев
  • 20 публикаций
 
Секций я не делал.

<

Dolboyacher

Руслан Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 41 от 02-11-18, 12:31.
Ответить
  • С нами с 4.02.2015
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
 
Михаил (Lektor) не зря упомянул "Ташкентский завод". Если вдруг встретятся 6н8с этого завода годов так 50х-60х очень советую заменить Ваши новосибирские 70-80х (худшие из семейства 6н8с) ,на них будет заметно лучше по звучанию и на это есть причины, которые инструментально можно оценить по более короткому гармоническому хвосту, все это связано с различиями в конструкции электродной системы. Еще очень неплохо работают ,сокращая этот самый "хвост" - силиконовые кольца натянутые на баллоны ламп, вибро-демпферы. Можно даже натянуть силиконовые сантехнические прокладки подходящие по размеру, они не горят ,не плавятся и не пахнут да и выглядят вполне прилично. Кстати Ташкентские 6н8с не редкость и по цене не кусаются, как допустим, МЭЛЗ в металле.

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте корректны и вежливы, соблюдайте правила!


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew


Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.