Однажды, морозным декабрьским вечером, на меня напала скука, хотелось паять схемы, вытравливать платы, но какие, моя душенька ещё не понимала. Как истинный поклонник лампового звука и гитарист, я наделал себе самых разнообразных усилителей на лампах – стереоусилитель для компьютера, гитарный усилитель на 40 Ватт, целую кучу педалек и эффектов. Хотелось чего-нибудь «такого», амбициозного и крупного… Чего у меня нет? И тут меня осенило, у меня нет системы 5.1!
Содержание статьи / Table Of Contents
Систематизировав всю полученную информацию, мне стало понятно, что наибольшей мощностью должна обладать пара передних динамиков, а именно двукратное превосходство по мощности по отношению к центральному каналу и фронтам.
Собирать нужно три однотактника и два двухтактника, подумал я, но на каких выходных лампах делать? Проверил запасы, стало понятно, в достаточном количестве имеются лишь 6П14П, 6П3Си 6П6С. 6П3С и 6П6С, конечно же, хорошо, но по суммарным габаритам это будет целый шкаф, ну, по крайней мере, антресоль. Остаётся только вариант с 6П14П.
↑ Архитектура системы 5.1
Как вы видите, на рисунке, система 5.1 состоит из тыловой пары колонок, фронтальной пары, центральной колонки и сабвуфера. Для комфортного использование этой системы необходима правильная расстановка колонок в помещении и соблюдение соотношения мощностей между ними. Подобные системы используются в целях озвучки фильмов, игр, музыки, в общем, всего, что имеет 6-канальное разделение дорожек.
В случае с фильмами и играми на колонки выводятся звуковые дорожки по следующему принципу: фронтальная пара – основные звуковые эффекты, голоса справа и слева, центральный динамик – голосовой, тыловая пара – эффекты заднего плана, сабвуфер – басовая составляющая эффектов. Очень важен баланс всей системы, чтобы боковой голос не заглушал центральный, или эффекты заднего плана не перебивали фронтальные.
Поняв этот принцип, я перешёл к проблеме мощности. Установить эту систему я планировал в зал, примерно прикинул, где какие колонки будут стоять, и перешёл непосредственно к проблеме мощности. По собственному опыту знаю, что при включении 10 Ваттного оконечника на полную мощность в комнате становится несколько не комфортно. В итоге было решено сделать фронтальную пару на двухтактных схемах с выходными лампами 6П14П мощностью 10 Ватт, а центральный динамик и тыловую пару на однотактах всё с той же 6П14П на выходе. Сабвуфер был для меня отдельной темой, так как ламповый оконечник мощностью 40 Ватт у меня уже был, оставалось придумать к нему драйвер.
Блок питания для пяти ламп ECC83S и семи 6П14П обещал быть довольно громоздким. Пораскинув мозгами в сторону того, какие и сколько нужно трансформаторов для этого дела, отправился на поиски сокровищ. Сокровища эти были собраны примерно за неделю. Мне удалось достать ТН-60 для накала всех ламп, два ТА-166 для анодного и три дросселя Д-47 в фильтры. Удовольствие это обошлось не дёшево, но я знал, на что шёл, когда задумывал этот проект.
Начинают все обычно с корпуса, но я решил для себя, что сначала сделаю платы, а потом сварю под них коробку из листов железа, в которую бы всё поместилось.
↑ Схема трёхканального усилителя
Начать было решено с 3 каналов на однотактных схемах.Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Накал предусилительных и выходных ламп я решил организовать постоянным током. Подогреватель ламп ECC83S осуществляется от стабильного напряжения +12,6V. Подобную схему выпрямителя вы могли уже видеть не раз в моих статьях, но ещё раз повторю – к средней ножке стабилизатора 7812 нужно припаять диод, падение напряжение на котором составит 0,6V, который складывается с основным выходом 12V и в итоге получается 12,6V. Токопотребление трёх ламп ECC83S составляет 450мА, поэтому установка радиатора на микросхему 7812 обязательна.
Накал выходных ламп 6П14П изначально планировал сделать на 5А-ном регулируемом стабилизаторе, но примерно, рассчитав минимально необходимую площадь радиатора при токе 3А, отказался от этой затеи из-за громоздкости. Поэтому просто собрал выпрямитель с фильтром. Разделение первичного и вторичного фильтра осуществляется диодом КД213. Выходное напряжение накала под нагрузкой 6V.
Анодное питание организовано классическим П-образным фильтром «ёмкость 100 uF – дроссель – ёмкость 220 uF». По-моему мнению этого вполне достаточно при наличии дросселя Д-47.
Сама схема простейшая – «предусилитель - эмиттерный повторитель – оконечник». Регулировка уровня сигнала производится потенциометрами, стоящими в разрыве между предусилителем и эмиттерным повторителем. Регулировка уровня центрального канала выведена на один потенциометр, а вот два тыловых канала заведены на один сдвоенный потенциометр, чтобы одновременно регулировать уровни.
↑ Элементная база
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
↑ По выходным трансформаторам
И ещё одна хитрость – достать 3 трансформатора ТВ-3Ш, или что-то подобное мне не удалось, поэтому я пошёл на эксперимент, купил ТП-113-12V и подключил его вместо выходного, будь что будет. Результат меня поразил, звук этот силовик выдал весьма приличный. Перед тем, как критиковать эту замену, послушайте его. После чего я докупил ещё 2 таких трансформатора и поставил на все три однотактных выхода ТП-113-12V.↑ Файлы
Схема и чертёж ПП🎁Sistema-5.1-3-kanala.zip 74.16 Kb ⇣ 170
🎁Shema-3-kanala.7z 18.77 Kb ⇣ 123
На этом первая часть статьи «Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1» подошла к концу. В следующей части я расскажу про два фронтальных канала на двухтактных схемах, заострю внимание на разводке земли и правильности подключения системы к компьютеру во избежание наводок и земляных петель, а так же поведаю историю о создании корпуса.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.