» » » Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1

 
 
 
12

Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1

Разместил Wishmaster 4 марта 2015. Просмотров: 13 059


Однажды, морозным декабрьским вечером, на меня напала скука, хотелось паять схемы, вытравливать платы, но какие, моя душенька ещё не понимала. Как истинный поклонник лампового звука и гитарист, я наделал себе самых разнообразных усилителей на лампах – стереоусилитель для компьютера, гитарный усилитель на 40 Ватт, целую кучу педалек и эффектов. Хотелось чего-нибудь «такого», амбициозного и крупного… Чего у меня нет? И тут меня осенило, у меня нет системы 5.1!
Мозги сразу начали соображать. Проект обещал очень быть сложным во многих аспектах, но это лишь ещё более подстёгивало меня к его реализации. Начал изучать архитектуру подобных систем, особенно меня интересовало соотношение мощности между каналами.

Систематизировав всю полученную информацию, мне стало понятно, что наибольшей мощностью должна обладать пара передних динамиков, а именно двукратное превосходство по мощности по отношению к центральному каналу и фронтам.

Собирать нужно три однотактника и два двухтактника, подумал я, но на каких выходных лампах делать? Проверил запасы, стало понятно, в достаточном количестве имеются лишь 6П14П, 6П3Си 6П6С. 6П3С и 6П6С, конечно же, хорошо, но по суммарным габаритам это будет целый шкаф, ну, по крайней мере, антресоль. Остаётся только вариант с 6П14П.

Архитектура системы 5.1


Как вы видите, на рисунке, система 5.1 состоит из тыловой пары колонок, фронтальной пары, центральной колонки и сабвуфера. Для комфортного использование этой системы необходима правильная расстановка колонок в помещении и соблюдение соотношения мощностей между ними. Подобные системы используются в целях озвучки фильмов, игр, музыки, в общем, всего, что имеет 6-канальное разделение дорожек.

В случае с фильмами и играми на колонки выводятся звуковые дорожки по следующему принципу: фронтальная пара – основные звуковые эффекты, голоса справа и слева, центральный динамик – голосовой, тыловая пара – эффекты заднего плана, сабвуфер – басовая составляющая эффектов. Очень важен баланс всей системы, чтобы боковой голос не заглушал центральный, или эффекты заднего плана не перебивали фронтальные.

Поняв этот принцип, я перешёл к проблеме мощности. Установить эту систему я планировал в зал, примерно прикинул, где какие колонки будут стоять, и перешёл непосредственно к проблеме мощности. По собственному опыту знаю, что при включении 10 Ваттного оконечника на полную мощность в комнате становится несколько не комфортно. В итоге было решено сделать фронтальную пару на двухтактных схемах с выходными лампами 6П14П мощностью 10 Ватт, а центральный динамик и тыловую пару на однотактах всё с той же 6П14П на выходе. Сабвуфер был для меня отдельной темой, так как ламповый оконечник мощностью 40 Ватт у меня уже был, оставалось придумать к нему драйвер.

Блок питания для пяти ламп ECC83S и семи 6П14П обещал быть довольно громоздким. Пораскинув мозгами в сторону того, какие и сколько нужно трансформаторов для этого дела, отправился на поиски сокровищ. Сокровища эти были собраны примерно за неделю. Мне удалось достать ТН-60 для накала всех ламп, два ТА-166 для анодного и три дросселя Д-47 в фильтры. Удовольствие это обошлось не дёшево, но я знал, на что шёл, когда задумывал этот проект.

Начинают все обычно с корпуса, но я решил для себя, что сначала сделаю платы, а потом сварю под них коробку из листов железа, в которую бы всё поместилось.

Схема трёхканального усилителя

Начать было решено с 3 каналов на однотактных схемах.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


Накал предусилительных и выходных ламп я решил организовать постоянным током. Подогреватель ламп ECC83S осуществляется от стабильного напряжения +12,6V. Подобную схему выпрямителя вы могли уже видеть не раз в моих статьях, но ещё раз повторю – к средней ножке стабилизатора 7812 нужно припаять диод, падение напряжение на котором составит 0,6V, который складывается с основным выходом 12V и в итоге получается 12,6V. Токопотребление трёх ламп ECC83S составляет 450мА, поэтому установка радиатора на микросхему 7812 обязательна.

Накал выходных ламп 6П14П изначально планировал сделать на 5А-ном регулируемом стабилизаторе, но примерно, рассчитав минимально необходимую площадь радиатора при токе 3А, отказался от этой затеи из-за громоздкости. Поэтому просто собрал выпрямитель с фильтром. Разделение первичного и вторичного фильтра осуществляется диодом КД213. Выходное напряжение накала под нагрузкой 6V.

Анодное питание организовано классическим П-образным фильтром «ёмкость 100 uF – дроссель – ёмкость 220 uF». По-моему мнению этого вполне достаточно при наличии дросселя Д-47.

Сама схема простейшая – «предусилитель - эмиттерный повторитель – оконечник». Регулировка уровня сигнала производится потенциометрами, стоящими в разрыве между предусилителем и эмиттерным повторителем. Регулировка уровня центрального канала выведена на один потенциометр, а вот два тыловых канала заведены на один сдвоенный потенциометр, чтобы одновременно регулировать уровни.

Элементная база

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


По выходным трансформаторам

И ещё одна хитрость – достать 3 трансформатора ТВ-3Ш, или что-то подобное мне не удалось, поэтому я пошёл на эксперимент, купил ТП-113-12V и подключил его вместо выходного, будь что будет. Результат меня поразил, звук этот силовик выдал весьма приличный. Перед тем, как критиковать эту замену, послушайте его. После чего я докупил ещё 2 таких трансформатора и поставил на все три однотактных выхода ТП-113-12V.

Файлы

Схема и чертёж ПП
Sistema-5.1-3-kanala.zip | Файл 74,16 Kb загружен 99 раз.
Shema-3-kanala.7z | Файл 18,77 Kb загружен 61 раз.

На этом первая часть статьи «Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1» подошла к концу. В следующей части я расскажу про два фронтальных канала на двухтактных схемах, заострю внимание на разводке земли и правильности подключения системы к компьютеру во избежание наводок и земляных петель, а так же поведаю историю о создании корпуса.

Спасибо за внимание!
Дмитрий (Wishmaster)
Пенза
Профиль Wishmaster
27 лет. Инженер-электронщик. Ранее состоял в нескольких рок и металл группах. Люблю собирать ламповые усилители.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 110

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Смешной приемник 6Ж7, 6П6С, КХА058... Вряд ли кто из старых паяльщиков не задумывался над вопросом: имеют ли в наше время смысл...
Схема на Датагоре. Новая статья Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 3... Настало время поговорить о «бомбящем ящике» — сабвуфере, как составном элементе «системы 5.1»....
Схема на Датагоре. Новая статья Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2... Три канала готовы, дело осталось за малым – сделать сабвуфер, корпус. Плёвое дело, как оказалось,...
Схема на Датагоре. Новая статья Тестер быстрого приготовления для проверки компьютерных БП... Прибор предназначен для быстрой проверки (предпродажной, скажем) блоков питания формата АТХ (BTX) и...
Схема на Датагоре. Новая статья Я назвал его "Куб". Компактный ламповый усилитель с ИБП... 6П6С, винтажное железо и импульсник. Был у меня усилитель... Строил я его много лет назад, из...
Схема на Датагоре. Новая статья Проект комплекта акустических систем совсем не Hi-Fi... Предлагаю описание конструкции акустической системы. Сразу оговорюсь, это не Hi-Fi. Вариант...
Схема на Датагоре. Новая статья Октальные лучевые тетроды и пентоды 6П3С, 6П6С, 6П7С, 6П9, 6П13С... Поговорим об октальных тетродах и пентодах. 6П3С - очень музыкальная лампа, классика жанра! Лучевой...
Схема на Датагоре. Новая статья 6П14П пентод, аналог EL84... Ну это вообще классика, большая часть приемников, радиол и телевизоров работала именно с ней. И не...
Схема на Датагоре. Новая статья Микроконтроллеры AVR семейств Tiny и Mega фирмы ATMEL, Евстифеев А.В.... Издательство: Додэка XXI [М.], 560 стр. 2005 г. Книга посвящена вопросам практического применения...
Схема на Датагоре. Новая статья УМЗЧ класс "А". С лампами, но не ламповый!... Если посмотреть на фото этого усилителя, то первое, что приходит в голову: «Очередной гибридник с...
Схема на Датагоре. Новая статья РР 6Н8С(Мэлз)+6П6С. Усилитель для акустики Mordaunt-Short... РР 6Н8С(Мэлз)+6П6С. Звонок, телефонный...Палыч, я гараж купил, а в нём какая то Радиола, большая....
Схема на Датагоре. Новая статья Стандарты измерения выходной мощности... В этой статье вкратце рассказывается о мощности. Разъясняются такие параметры как номинальная и...
<
  • Гражданин
5 марта 2015 01:11

Валерий Яковенко / jvu

  • С нами с 23.06.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 35 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • +1
Начало весьма интересное!
В схеме опечатки в нумерации ламп (нижняя левая Л5) и соответственно их накалов ( 12,6 накал Л1,Л3, Л5)

<
  • Гражданин
5 марта 2015 01:35

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 84 комментария
  • 14 публикаций
 
  • 0
Спасибо за поправку.

<
  • Гражданин
5 марта 2015 12:20

Петр / p.maltsev

  • С нами с 21.10.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 23 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Размах проекта впечатляет. Сам при закладке подобного девайса остановился бы на однотипных усилителях для всех 5ти каналов.

<
  • Главный редактор
5 марта 2015 13:38

Игорь Петрович Котов / Datagor

  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 631 комментарий
  • 261 публикация
 
  • +1
Валерий, спасибо, правки внесены.

<
  • Гражданин
6 марта 2015 00:08

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 84 комментария
  • 14 публикаций
 
  • +1
Пётр, я тоже так думал по первому времени, но спустя неделю долгих размышлений остановился на 3 каналах с 5 Ваттами и 2 каналах с 10 ваттами. Тут больше вопрос стоимости - все 5 каналов на двухтактных схемах делать дорого, учитывая то, что выходные трансформаторы все покупные. Выбрать 5 пар ламп 6П14П схожих по параметрам из 13 имеющихся не представлялось возможным, еле-еле 2 пары выделил. Вопрос анодного питания для 5 двухтактных усилителей был бы так же сложнее решаем. Я поставил два трансформатора ТА-166 и один ТН-60, в противном случае понадобилось бы искать пару трансформаторов ТА-2XX, что существенно увеличило бы и так не малые габариты. Всё это я рассчитывал по финансам и себестоимость пяти двухтактных схем вышла бы чуть ли не в два раза дороже того, что представлено в статье.

<
  • Гражданин
6 марта 2015 13:24

Петр / p.maltsev

  • С нами с 21.10.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 23 комментария
  • 1 публикация
 
  • +2
Дмитрий, реальность вносит свои коррективы. Не резиновый бюджет проекта, имеющиеся комплектующие и акустические системы, размер помещения и т.д. Полностью с тобой согласен и поддерживаю. Применение однотипных усилителей в проекте 5.1 я упомянул только, как наиболее предпочтительный вариант для верного воспроизведения многоканальной музыки.

<
  • Гражданин
7 марта 2015 02:07

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 84 комментария
  • 14 публикаций
 
  • +1
Пётр, Вариант пяти каналов на однотактных схемах, конечно же, первое, что пришло мне в голову тем самым морозным вечером, когда меня осенило на создание системы 5.1.

В принципе, пять однотактов и один регулятор - всё просто выглядит, но, после я выяснил много нюансов. Прошёлся по друзьям, у кого есть многоканальные системы (таких оказалось два). Итогом обхода стало понимание, что вносить коррекцию по мощности в зависимости от типа помещения просто необходимо.

Как это сделать - через компьютер выравнивать баланс фронтов и тылов, а коли так, что мешает поставить 4 регулятора мощности в усилитель и крутить ручки непосредственно на усилителе. Второе, что я заметил, именно в маломощной многоканальной системе - явную нехватку мощности во фронтальной паре.

Вот так, собрав теоретическую информацию в интернете и подкрепив знания на практике я и решил собрать фронтальную пару на двухтактных схемах, а тыловую пару и цент на однотактных с меньшей мощностью.

<
  • Гражданин
9 марта 2015 02:13

Игорь / AudioKiller

  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
3 однотактника + 2 двухтактника = 5 каналов. А у нас 5.1, т.е. 6. Сабвуфер не на лампах?

<
  • Гражданин
9 марта 2015 02:50

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 84 комментария
  • 14 публикаций
 
  • 0
Игорь, Сабвуфер - гибрид, драйвер на операционных усилителях и ламповый двухтактный оконечник на 6П3С.

<
  • Гражданин
9 марта 2015 14:51

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 84 комментария
  • 14 публикаций
 
  • 0
Забыл сказать, что схема усилителя для сабвуфера в отдельном корпусе.

<
  • Гражданин
8 января 2016 13:55

Максим / Max331

  • С нами с 10.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Про вариант выходного трансформатора - необычная идея! Хочется верить, что звучит и правда приемлемо. Но, что бросилось в глаза - тут же однотактная схема, в звуковом трансформаторе нужен немагнитный зазор. Неужели без него работает?

<
  • Гражданин
16 января 2016 02:20

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 84 комментария
  • 14 публикаций
 
  • 0
Максим / Max331, поверьте, это работает. Я бы не стал писать о варианте с ТП-113-12В, если бы это не работало. В то время я просто проводил эксперименты с выходняками и пробовал различные варианты с учётом схожести сопротивлений первичной и вторичной обмотки с выходными трансформаторами для лампы 6П14П. Честно говоря, сам был поражён услышанным, да что там услышанным, я вообще не верил что это заработает.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.