» » » Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1

 
 
 

Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1

Разместил Wishmaster 4 марта 2015. Просмотров: 12 638

12

Однажды, морозным декабрьским вечером, на меня напала скука, хотелось паять схемы, вытравливать платы, но какие, моя душенька ещё не понимала. Как истинный поклонник лампового звука и гитарист, я наделал себе самых разнообразных усилителей на лампах – стереоусилитель для компьютера, гитарный усилитель на 40 Ватт, целую кучу педалек и эффектов. Хотелось чего-нибудь «такого», амбициозного и крупного… Чего у меня нет? И тут меня осенило, у меня нет системы 5.1!
Мозги сразу начали соображать. Проект обещал очень быть сложным во многих аспектах, но это лишь ещё более подстёгивало меня к его реализации. Начал изучать архитектуру подобных систем, особенно меня интересовало соотношение мощности между каналами.

Систематизировав всю полученную информацию, мне стало понятно, что наибольшей мощностью должна обладать пара передних динамиков, а именно двукратное превосходство по мощности по отношению к центральному каналу и фронтам.

Собирать нужно три однотактника и два двухтактника, подумал я, но на каких выходных лампах делать? Проверил запасы, стало понятно, в достаточном количестве имеются лишь 6П14П, 6П3Си 6П6С. 6П3С и 6П6С, конечно же, хорошо, но по суммарным габаритам это будет целый шкаф, ну, по крайней мере, антресоль. Остаётся только вариант с 6П14П.

Архитектура системы 5.1


Как вы видите, на рисунке, система 5.1 состоит из тыловой пары колонок, фронтальной пары, центральной колонки и сабвуфера. Для комфортного использование этой системы необходима правильная расстановка колонок в помещении и соблюдение соотношения мощностей между ними. Подобные системы используются в целях озвучки фильмов, игр, музыки, в общем, всего, что имеет 6-канальное разделение дорожек.

В случае с фильмами и играми на колонки выводятся звуковые дорожки по следующему принципу: фронтальная пара – основные звуковые эффекты, голоса справа и слева, центральный динамик – голосовой, тыловая пара – эффекты заднего плана, сабвуфер – басовая составляющая эффектов. Очень важен баланс всей системы, чтобы боковой голос не заглушал центральный, или эффекты заднего плана не перебивали фронтальные.

Поняв этот принцип, я перешёл к проблеме мощности. Установить эту систему я планировал в зал, примерно прикинул, где какие колонки будут стоять, и перешёл непосредственно к проблеме мощности. По собственному опыту знаю, что при включении 10 Ваттного оконечника на полную мощность в комнате становится несколько не комфортно. В итоге было решено сделать фронтальную пару на двухтактных схемах с выходными лампами 6П14П мощностью 10 Ватт, а центральный динамик и тыловую пару на однотактах всё с той же 6П14П на выходе. Сабвуфер был для меня отдельной темой, так как ламповый оконечник мощностью 40 Ватт у меня уже был, оставалось придумать к нему драйвер.

Блок питания для пяти ламп ECC83S и семи 6П14П обещал быть довольно громоздким. Пораскинув мозгами в сторону того, какие и сколько нужно трансформаторов для этого дела, отправился на поиски сокровищ. Сокровища эти были собраны примерно за неделю. Мне удалось достать ТН-60 для накала всех ламп, два ТА-166 для анодного и три дросселя Д-47 в фильтры. Удовольствие это обошлось не дёшево, но я знал, на что шёл, когда задумывал этот проект.

Начинают все обычно с корпуса, но я решил для себя, что сначала сделаю платы, а потом сварю под них коробку из листов железа, в которую бы всё поместилось.

Схема трёхканального усилителя

Начать было решено с 3 каналов на однотактных схемах.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


Накал предусилительных и выходных ламп я решил организовать постоянным током. Подогреватель ламп ECC83S осуществляется от стабильного напряжения +12,6V. Подобную схему выпрямителя вы могли уже видеть не раз в моих статьях, но ещё раз повторю – к средней ножке стабилизатора 7812 нужно припаять диод, падение напряжение на котором составит 0,6V, который складывается с основным выходом 12V и в итоге получается 12,6V. Токопотребление трёх ламп ECC83S составляет 450мА, поэтому установка радиатора на микросхему 7812 обязательна.

Накал выходных ламп 6П14П изначально планировал сделать на 5А-ном регулируемом стабилизаторе, но примерно, рассчитав минимально необходимую площадь радиатора при токе 3А, отказался от этой затеи из-за громоздкости. Поэтому просто собрал выпрямитель с фильтром. Разделение первичного и вторичного фильтра осуществляется диодом КД213. Выходное напряжение накала под нагрузкой 6V.

Анодное питание организовано классическим П-образным фильтром «ёмкость 100 uF – дроссель – ёмкость 220 uF». По-моему мнению этого вполне достаточно при наличии дросселя Д-47.

Сама схема простейшая – «предусилитель - эмиттерный повторитель – оконечник». Регулировка уровня сигнала производится потенциометрами, стоящими в разрыве между предусилителем и эмиттерным повторителем. Регулировка уровня центрального канала выведена на один потенциометр, а вот два тыловых канала заведены на один сдвоенный потенциометр, чтобы одновременно регулировать уровни.

Элементная база

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


По выходным трансформаторам

И ещё одна хитрость – достать 3 трансформатора ТВ-3Ш, или что-то подобное мне не удалось, поэтому я пошёл на эксперимент, купил ТП-113-12V и подключил его вместо выходного, будь что будет. Результат меня поразил, звук этот силовик выдал весьма приличный. Перед тем, как критиковать эту замену, послушайте его. После чего я докупил ещё 2 таких трансформатора и поставил на все три однотактных выхода ТП-113-12V.

Файлы

Схема и чертёж ПП
Sistema-5.1-3-kanala.zip | Файл 74,16 Kb загружен 99 раз.
Shema-3-kanala.7z | Файл 18,77 Kb загружен 61 раз.

На этом первая часть статьи «Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1» подошла к концу. В следующей части я расскажу про два фронтальных канала на двухтактных схемах, заострю внимание на разводке земли и правильности подключения системы к компьютеру во избежание наводок и земляных петель, а так же поведаю историю о создании корпуса.

Спасибо за внимание!
Дмитрий (Wishmaster)
Пенза
Профиль Wishmaster
27 лет. Инженер-электронщик. Ранее состоял в нескольких рок и металл группах. Люблю собирать ламповые усилители.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 110

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Смешной приемник 6Ж7, 6П6С, КХА058

Вряд ли кто из старых паяльщиков не задумывался над вопросом: имеют ли в наше время смысл...

Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 3

Настало время поговорить о «бомбящем ящике» — сабвуфере, как составном элементе «системы 5.1»....

Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

Три канала готовы, дело осталось за малым – сделать сабвуфер, корпус. Плёвое дело, как оказалось,...

Тестер быстрого приготовления для проверки компьютерных БП

Прибор предназначен для быстрой проверки (предпродажной, скажем) блоков питания формата АТХ (BTX) и...

Я назвал его "Куб". Компактный ламповый усилитель с ИБП

6П6С, винтажное железо и импульсник. Был у меня усилитель... Строил я его много лет назад, из...

Проект комплекта акустических систем совсем не Hi-Fi

Предлагаю описание конструкции акустической системы. Сразу оговорюсь, это не Hi-Fi. Вариант...

Октальные лучевые тетроды и пентоды 6П3С, 6П6С, 6П7С, 6П9, 6П13С

Поговорим об октальных тетродах и пентодах. 6П3С - очень музыкальная лампа, классика жанра! Лучевой...

6П14П пентод, аналог EL84

Ну это вообще классика, большая часть приемников, радиол и телевизоров работала именно с ней. И не...

Микроконтроллеры AVR семейств Tiny и Mega фирмы ATMEL, Евстифеев А.В.

Издательство: Додэка XXI [М.], 560 стр. 2005 г. Книга посвящена вопросам практического применения...

УМЗЧ класс "А". С лампами, но не ламповый!

Если посмотреть на фото этого усилителя, то первое, что приходит в голову: «Очередной гибридник с...

РР 6Н8С(Мэлз)+6П6С. Усилитель для акустики Mordaunt-Short

РР 6Н8С(Мэлз)+6П6С. Звонок, телефонный...Палыч, я гараж купил, а в нём какая то Радиола, большая....

Стандарты измерения выходной мощности

В этой статье вкратце рассказывается о мощности. Разъясняются такие параметры как номинальная и...
<
  • Гражданин
5 марта 2015 01:11

Валерий Яковенко / jvu

  • С нами с 23.06.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 35 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • +1
Начало весьма интересное!
В схеме опечатки в нумерации ламп (нижняя левая Л5) и соответственно их накалов ( 12,6 накал Л1,Л3, Л5)

<
  • Гражданин
5 марта 2015 01:35

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 83 комментария
  • 14 публикаций
 
  • 0
Спасибо за поправку.

<
  • Гражданин
5 марта 2015 12:20

Петр / p.maltsev

  • С нами с 21.10.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 23 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Размах проекта впечатляет. Сам при закладке подобного девайса остановился бы на однотипных усилителях для всех 5ти каналов.

<
  • Главный редактор
5 марта 2015 13:38

Игорь Петрович Котов / Datagor

  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 604 комментария
  • 257 публикаций
 
  • +1
Валерий, спасибо, правки внесены.

<
  • Гражданин
6 марта 2015 00:08

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 83 комментария
  • 14 публикаций
 
  • +1
Пётр, я тоже так думал по первому времени, но спустя неделю долгих размышлений остановился на 3 каналах с 5 Ваттами и 2 каналах с 10 ваттами. Тут больше вопрос стоимости - все 5 каналов на двухтактных схемах делать дорого, учитывая то, что выходные трансформаторы все покупные. Выбрать 5 пар ламп 6П14П схожих по параметрам из 13 имеющихся не представлялось возможным, еле-еле 2 пары выделил. Вопрос анодного питания для 5 двухтактных усилителей был бы так же сложнее решаем. Я поставил два трансформатора ТА-166 и один ТН-60, в противном случае понадобилось бы искать пару трансформаторов ТА-2XX, что существенно увеличило бы и так не малые габариты. Всё это я рассчитывал по финансам и себестоимость пяти двухтактных схем вышла бы чуть ли не в два раза дороже того, что представлено в статье.

<
  • Гражданин
6 марта 2015 13:24

Петр / p.maltsev

  • С нами с 21.10.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 23 комментария
  • 1 публикация
 
  • +2
Дмитрий, реальность вносит свои коррективы. Не резиновый бюджет проекта, имеющиеся комплектующие и акустические системы, размер помещения и т.д. Полностью с тобой согласен и поддерживаю. Применение однотипных усилителей в проекте 5.1 я упомянул только, как наиболее предпочтительный вариант для верного воспроизведения многоканальной музыки.

<
  • Гражданин
7 марта 2015 02:07

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 83 комментария
  • 14 публикаций
 
  • +1
Пётр, Вариант пяти каналов на однотактных схемах, конечно же, первое, что пришло мне в голову тем самым морозным вечером, когда меня осенило на создание системы 5.1.

В принципе, пять однотактов и один регулятор - всё просто выглядит, но, после я выяснил много нюансов. Прошёлся по друзьям, у кого есть многоканальные системы (таких оказалось два). Итогом обхода стало понимание, что вносить коррекцию по мощности в зависимости от типа помещения просто необходимо.

Как это сделать - через компьютер выравнивать баланс фронтов и тылов, а коли так, что мешает поставить 4 регулятора мощности в усилитель и крутить ручки непосредственно на усилителе. Второе, что я заметил, именно в маломощной многоканальной системе - явную нехватку мощности во фронтальной паре.

Вот так, собрав теоретическую информацию в интернете и подкрепив знания на практике я и решил собрать фронтальную пару на двухтактных схемах, а тыловую пару и цент на однотактных с меньшей мощностью.

<
  • Гражданин
9 марта 2015 02:13

Игорь / AudioKiller

  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
3 однотактника + 2 двухтактника = 5 каналов. А у нас 5.1, т.е. 6. Сабвуфер не на лампах?

<
  • Гражданин
9 марта 2015 02:50

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 83 комментария
  • 14 публикаций
 
  • 0
Игорь, Сабвуфер - гибрид, драйвер на операционных усилителях и ламповый двухтактный оконечник на 6П3С.

<
  • Гражданин
9 марта 2015 14:51

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 83 комментария
  • 14 публикаций
 
  • 0
Забыл сказать, что схема усилителя для сабвуфера в отдельном корпусе.

<
  • Гражданин
8 января 2016 13:55

Максим / Max331

  • С нами с 10.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Про вариант выходного трансформатора - необычная идея! Хочется верить, что звучит и правда приемлемо. Но, что бросилось в глаза - тут же однотактная схема, в звуковом трансформаторе нужен немагнитный зазор. Неужели без него работает?

<
  • Гражданин
16 января 2016 02:20

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 83 комментария
  • 14 публикаций
 
  • 0
Максим / Max331, поверьте, это работает. Я бы не стал писать о варианте с ТП-113-12В, если бы это не работало. В то время я просто проводил эксперименты с выходняками и пробовал различные варианты с учётом схожести сопротивлений первичной и вторичной обмотки с выходными трансформаторами для лампы 6П14П. Честно говоря, сам был поражён услышанным, да что там услышанным, я вообще не верил что это заработает.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.