» » » Промдизайн на службе радиолюбителя. Мой опыт создания лампового усилителя в нетрадиционном корпусе

 
 
 
68

Промдизайн на службе радиолюбителя. Мой опыт создания лампового усилителя в нетрадиционном корпусе

Разместил swap 2 июля 2011. Просмотров: 46 560

С недавних пор я проникся аналоговым звуком. Но как многие знают, купить прилично звучащий ламповый усилитель, дело непростое и дорогое.
После долгих мытарств, решил что надо делать самому. Благо есть форум и опыт отца-КИПовца. С этого собственно и начался поиск "своего" усилителя.

Заканчивая обучение на промышленного дизайнера, решил выбрать финальным проектом разработку лампового усилителя. Ведь сколько ахов-вздохов и хай-эндовых слов про магический ламповый звук. Но за редким исключением, выглядят усилители однообразно: либо черный ящик, либо огромные трансы с лампами вперемежку на фасаде.
У каждого свой вкус, но не слишком эстетично видеть нагромождение компонентов на усилителе. Но прятать лампы не хочется. Поэтому начал думать, как убрать все лишнее внутрь с учетом всех требований к монтажу и экранировке. И корпус конечно должен выполнять не только техническую, но и декоративную функцию.

Но пока дело дойдет до корпуса, надо определиться со схемой.
Отталкиваясь от ламп в наличии, начался поиск схем на просторах интернета и журналов. Параллельно шло исследование рынка (по условиям проекта этот этап обязательный, и замечу, очень полезная вещь), в ходе которого оптимальным по многим критериям оказался аппарат фирмы Leben.

В итоге, выбор пал на одну из широко известных схем, фото 1.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


Был собран макет по этой схеме в обычном деревянном корпусе на прослушку. Трансформаторы было решено мотать самостоятельно на 160 Вт габаритной мощности. К этому моменту уже были собраны в черновом варианте Онкены на 4А32. Изумительно все, но чего-то не хватало. Не складывалось цельной картины. Носились по комнате с колонками, благо ближайшие соседи на 3 этаже, я на первом. Слушать можно до упаду и до глубокой ночи. То бас пропадал, то середина начинала резать уши.

Начали отслушивать лампы. Первой была 6П3С, потом 6П3СЕ и 6L6. 6П3С была отвергнута сразу же. После многочасовых прослушиваний остановились на 6L6. И началась доработка всего что только возможно. Менялись конденсаторы, мотались трансформаторы, много всего было проделано. Скажу лишь, что до оконечной сборки было сделано 5 тестовых усилителей и выходные трансформаторы оставили 250 Вт габаритной мощности. Предусмотрена возможность с небольшой переделкой, разместить в таком корпусе усилитель "на вырост". Есть желание попробовать 2А3, слишком много слышал о ней, но ни разу не слушал :)

Имея все компоненты и их габариты, был скорректирован корпус. Фото 2
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Идея заключается в следующем: размещая выходные трансы и все моточные изделия в отдельных боксах, по сути получается компромисс между моноблоками и единым корпусом. При этом выходники автоматически экранируются самим корпусом. Также крепления трансформаторов и дросселей делались таким образом, чтобы они обеспечивали экранировку. Дополнительно все катушки трансформаторов и дросселей заэкранированы медной фольгой, затем трансы в сборе проварены в парафине, внешние части очищены и приведены в надлежащий вид термостойкой краской (аэрозоль).

В отсеке, где размещаются лампы только малошумящие элементы схемы, все остальное расположено симметрично в экранированных боксах корпуса.
Расположение элементов видно на схеме 3 и 4 с той лишь разницей, что дроссели и емкости в итоге расположились на днище, а не на боковых ребрах жесткости.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Компоненты в итоговой версии остались следующие:
- потенциометр традиционно Alps
- емкости в питании Rubycon обычные, взял по 50 руб/шт. Качество Jamicon оказалось на троечку.
- разделительные Wima пленочные
- С2, С8, C5, C6- Jantzen Cross Cap
- C4, C7 - МБГО.
Переключатель селектора входов какой-то военный, сейчас не вспомню точную маркировку.

Внешний вид проектируемый на картинке 5


Готовый усилитель спереди и сзади фото 6 и 7



Корпус алюминий 2 мм, панели алюминий 3 мм + сольвентная печать на алюминии.
Сначала пытался сделать корпус из 3мм алюминия, но тощие руки не вытянули такую нагрузку и был закуплен новый алюминий уже 2 мм. Но и здесь без газовой горелки не обошлось. В случае небольшого перегиба приходилось отпускать напряжения и доводить угол. Была также попытка раскроить листовой металл на 3D-фрезере, но сломали 4 фрезы и стало понятно что еще пару фрез просто не потяну финансово :)

Взял болгарку в руки, сверлильный станок и 4 струбцины и понеслась душа в рай. Так как гнул металл впервые, то на 2 варианта корпуса ушла почти неделя и пара дней на грунтовку/покраску/сушку/доводку. В самом же корпусе пришлось повозиться и добавить 2 стяжки, чтобы от 27 кило веса не гулял корпус.

Плоскость где размещены лампы покрыта термокраской для избежания вздутостей от нагрева обычной краски, плюс гармонирует с лицевой панелью. Есть еще конечно места для доработки, особенно ручка селектора и мелкие косметические огрехи. Но при полностью ручной гибке результатом вполне доволен. Ну и болтики заменить на более эстетичные. Разъемы брал недорогие Cardas RCA 3 входа, акустические клеммы Arslab колоночные. До чего не дошли руки, так это вставить светодиод на лицевой панели, хотя все необходимое во внутренностях готово для этого.

Что могу сказать про звук? Сейчас слушаю на Yamaha E800 полочники, пока Онкены довожу до ума. Не знал что эти малыши умеют так звучать. Раньше был не очень доволен их звуком, теперь учитываю их стоимость, звучат просто великолепно. Когда первый раз включил детские песни Клары Румяновой на виниле, дочь 5 лет на несколько секунд остолбенела и чуть не заплакала от испуга - думала чужая тетя заговорила в комнате. Теперь выпрашивает и себе ламповый усилитель в комнату :))))

Этот же комплект звучал на выставке, в огромном помещении и практически вся музыка игралась на этом комплекте, всем хватало :))) При таких площадях речи о качестве конечно не велось, но колбасило здоровски. Даже вышел инцедент: директор университета подошел к куратору с претензией: "Почему у вашего курса есть спонсоры, о которых я не знаю??" - тыча в мой усилитель. Ибо многие думали что это рекламируются многочисленные спонсоры выставки.

на фото 1/4 всего помещения


собственно сам усилитель на выставке


Когда же тестировали с Онкенами, возникало ощущение, что вдруг кто-то незаметно унес стены и сидишь в большом зале наедине с исполнителем. Свой саб B&W с радостью продал и стало совсем непонятно для чего он нужен.

Если кому интересны данные, привожу их отдельно на карточку с кабелем и на усилитель с вычетом влияния кабеля. К сожалению карточка у меня не ахти какая, и до 20 КГц с трудом дотягивается, да и шумно-кривая, будет возможность перемерить более точно, обязательно это сделаю.

Измерения производились в RightMark. Данные карточка + кабель:
Frequency Responce (multitone), dB +0.01 -0.02
Noice Level dBA -90.3
Dynamic Range dBA 90.3
total Harmonic Distortion (THD) % 0.0023
Intermodulation distortion + noise 0.0097
Stereo crosstalk, dB -89.6
Frequency responce (swept sine), dB +0.0 -0.1


Данные усилитель - микабель:
Frequency Responce (multitone), dB +0.3 -1.13
Noice Level dBA -74.0
Dynamic Range dBA 73.8
total Harmonic Distortion (THD) % 0.097
Intermodulation distortion + noise 0.289
Stereo crosstalk, dB -40.2
Frequency responce (swept sine), dB +0.1 -0.8


Респонс карточки с кабелем



Графики с вычетом влияния кабеля


Проделав эту работу, стало понятно куда двигаться дальше и как устранить имеющиеся недочеты.
Благодарю всех за участие и отдельное спасибо Александру(Tank) за советы и помощь, Игорю (Datagor) за содействие.
Юрий (swap)
Местоположение в тайне.
Профиль swap
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 28

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Вторая жизнь лампового радиоприемника Philips 592LN (Голландия, 1947). Часть 2... Сегодня я хочу поделиться с вами, уважаемые датагорцы, как в своем радиоприемнике Philips 592LN...
Схема на Датагоре. Новая статья «Покемон» Олега Чернышева в качестве первого лампового усилителя... Первые 40 лет детства для большинства мужчин самые трудные. Детство, практически, кончилось,...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель с фиксированным смещением на 6Н1П + 6П36С... Привет друзья! Хочу рассказать вам о создании своего лампового УНЧ на 6П36С. Это двухтакт...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухтактный ламповый усилитель 10 Вт на двойных триодах (6Н1П + 6Н6П)... Хочу поделиться своим опытом в создании лампового усилителя для домашнего использования. Этот...
Схема на Датагоре. Новая статья Схемка в блокнот. Низковольтный стабилизатор напряжения (от 0,7V; пригоден для зарядки и питания мобильного телефона)... При изготовлении разного рода устройств с использованием мобильного телефона (МТ), например GSM...
Схема на Датагоре. Новая статья Простая гитарная примочка «Tweak-O Fuzz»... После того, как мне досталась «китайская» электрогитара аля Фендер Стратокастер, я приложил...
Схема на Датагоре. Новая статья Мой опыт создания лампового уся на 6П9... Живя в нашей стране, приходится всё делать самому, решено было осваивать новые горизонты… Вот...
Схема на Датагоре. Новая статья Цифровой двухканальный ампер-вольтметр для блока питания на МК PIC16F876... Подобные устройства часто встречаются в бескрайних просторах Интернета. Я решил изготовить свой...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый гитарный усилитель 40 ватт. 6П3С + 6Н2П... Вот хочу рассказать о моем опыте изготовления усилителя для гитарного комбика. К сожалению фоток...
Схема на Датагоре. Новая статья А.П. Семьян - 500 схем для радиолюбителей - Источники питания... Книга продолжает ряд тематических изданий в серии "Радиолюбитель". В ней представлены самые...
Схема на Датагоре. Новая статья NE5532, SA5532, SE5532, NE5532A, SE5532A... Сдвоенный операционный усилитель с низкими шумами и внутренними цепями компенсации. Чип 5532 -...
Схема на Датагоре. Новая статья LM3886... Overture™ Series High Power Solutions. LM3886 это однокристальный одноканальный усилитель низкой...
<
  • Гражданин
2 июля 2011 17:26

Геннадий / GN

Цитата
  • С нами с 18.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Супер, корпус смотрится как заводской. Счастливые люди, есть свободное время заниматься любимым делом. Спасибо. Я восторге.

<
  • Гражданин
2 июля 2011 17:29

Максим / makc

Цитата
  • С нами с 23.06.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
БРАВО!!! ГРАНДИОЗНАЯ РАБОТА hi

<
  • Гражданин
2 июля 2011 20:00

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Я убежден, что наиболее разумные корпуса - это корпуса, которые были в ЛАМПОВУЮ эпоху, когда ВСЕ усилители, радиоприемники и т. п. были ламповыми. Это достаточно просторные корпуса с большими отверстиями на задней панели. Не следует считать всех конструкторов, живших тогда, дураками.
Да, на самой заре ламп (1920-е) корпуса были открытыми, но убедившись в недостатках такого исполнения, от такого конструктива очень быстро отказались.
Я убежден, что лампы должны быть скрыты, это следует хотя бы из соображений безопасности:
- исключается опасность ожога,
- исключается опасность поражения электрическим током,
- исключается опасность разбить хрупкие стеклянные баллоны и получить осколки.
- Выставление КИШОК наружу считаю неэстетичным.
Люди УШАМИ должны убеждаться в качестве этого усилителя (если они есть), а получается, как сейчас говорят, "пиар" - промывание мозгов, дескать, ну это же лампы, это О Ч Е Н Ь Д О Р О Г О, вот основная цель выворачивания кишок наружу НА ВЫСТАВКАХ, В МАГАЗИНАХ и САЛОНАХ.
Цель - запудрить мозги и получить побольше денег.
Конечно, в радиолюбительской практике такая цель не стоит, конструкторы-любители просто обычно следуют М О Д Е. Как говорят психологи, происходит самоутверждение через любование обозрения стеклянных баллонов и светящихся огоньков. Что называется, "... и себя показать".
Доходит до абсурда - собирают усилитель на какой-нибудь микросхеме TDA, наверху ставят лампочки, подключают их накал и покупатель писает кипятком от восторга, а все друзья, приглашенные оценить это чудо, единогласно восторгаются "непревзойденным ламповым звуком".
И Н И К Т О не замечает подвоха.
Это говорит о том, что большинство людей легко подвергаются внушению и слушают не ушами, а другим местом.
***
Что касается данного усилителя, допускаю, что он звучит превосходно, отмечаю золотые руки создателя (мне так не сделать ни за что и никогда), но саму идею выставления хрупкого горячего нутра напоказ не поддерживаю.
Знаю, что окажусь в меньшинстве и уверен, что даже те, кто со мной в принципе согласен, струсят меня поддержать, но вот опровергнуть мои аргументы, приведенные выше никто не сможет, ответ будет только "ну это же круто, модно, красиво, гламурно, я от этого тащусь и т. п."
***
"...но колбасило здоровски" Подозрительная фраза. На мой взгляд, звучать и "колбасить" - противоположные вещи. В колбасе обычно используется фарш, когда всё вперемешку. Это напоминает запросы начинающих радиолюбителей на таких форумах, как этот: "хачу уселитель 200, 300, 4000 ватт, чтобы колбасило". Не могу представить, например, как от классической или инструментальной музыки может "колбасить", это вещи несовместные. А вот на современной танцульке музыка звуки могут "колбасить" - своей оглушительной громкостью превращают мозги в фарш.
Повторяю, я восхищен способностями автора, его трудолюбием и упорством, которые привели к законченной конструкции, на это способны очень немногие.
Но смущает, что про схемотехнику, режимы, особенности и подводные камни почти ничего не написано, статья напоминает рекламный буклет.
Упор сделан исключительно на ПРОМДИЗАЙН.
Еще смущает то, что "При таких площадях речи о качестве конечно не велось", т.е, звук был плохим??? а о чем тогда велось, о внешнем виде? Но тогда усилитель можно было и не включать.
Не могу поверить в следующие цифры, цитирую:
Данные усилитель - микабель: (без нагрузки??)
total Harmonic Distortion (THD) % 0.097
Intermodulation distortion + noise 0.289
Frequency responce (swept sine), dB +0.1 -0.8
Я не спец по ламповым усилителям, но добиться нелинейных искажений у лампы заметно менее 0,1% без ООС...
"К сожалению карточка у меня не ахти какая, и до 20 КГц с трудом дотягивается, да и шумно-кривая..." Любопытная фраза, получить выдающийся результат с посредственным источником звука... не знаю.
А относительно заглавия, корпус скорее традиционный, но сделанный весьма качественно, и в него добавлены внутренние перегородки, обычно это используют на ВЧ, но и на НЧ не помешает, вопрос только в том в соотношении прирост качества/трудоемкость.

<
  • Гражданин
2 июля 2011 21:06

Сергей / lamaka

Цитата
  • С нами с 26.05.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 14 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
работа достойная! корпус реально обалденный!

<
  • Кандидат
2 июля 2011 21:32

Дмитрий / GangstaNation

Цитата
  • С нами с 16.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 36 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Внешне очень интересный, весьма качественно с усердием сделанный усилитель, мне понравился.
Но не могу не согласится с Chugunov в плане характеристик, что касается кишок то, то лампы желательно тоже экранировать, но есть большая проблема высоких температур в закрытом корпусе и их негативного влияния на конденсаторы и прочие компоненты. Так что тут палка с двумя концами.

ЗЫ: Автор, проведите эксперимент: включите трансформатор ватт на 200+ и поводите им над корпусом включенного усилителя (попробуйте без сигнала), будет ясно какого качества экранировка...
Еще хотел, как проектировщик, поинтересоваться в какой программе чертили 3D

<
  • Гражданин
2 июля 2011 22:23

Игорь / igor1969

Цитата
  • С нами с 29.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 59 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Все отлично, интересная идея размещения трансов, и кожухи для них не надо уже делать.

<
  • Гражданин
3 июля 2011 01:27

Виталий / jank5

Цитата
  • С нами с 22.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Красота.
Но что меня всегда угнетает - это, не знаю, преклонение перед словами, написанными на нечеловеческом иностранном языке, что ли?
Мы все-таки русскоговорящие в основном, и считаю, что разумно было бы выполнять все надписи на родном языке.
Цитата: Chugunov
статья напоминает рекламный буклет. Упор сделан исключительно на ПРОМДИЗАЙН
Согасен со всеми пунктами комментария, но:
Цитата: swap
Заканчивая обучение на промышленного дизайнера, решил выбрать финальным проектом разработку лампового усилителя.
Автор и представил дизайнерсий проект.

<
  • Гражданин
3 июля 2011 01:53

Александр Мячин / alex-miatchin

Цитата
  • С нами с 1.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 55 комментариев
  • 7 публикаций
 
  • 0
Трудно судить о качестве самого тракта из-за отсутствия описания схемы и ее режимов, но, что касается слесарно-жестяных работ - браво! По поводу открытого дизайна - мне кажется это не только модно и красиво, просто довольно трудно разместить, например 4 шт. 6С33С, в закрытом ящике обеспечив хорошее охлаждение. Что касается техники безопасности - а кто кроме меня включает и слушает мой усилитель?! Если я обожгусь о лампу, то сам неуклюжий болван! Единственное неудобство это пыль, которую надо сдувать периодически.

<
  • Гражданин
3 июля 2011 03:05

Денис / HarDRocK

Цитата
  • С нами с 2.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 17 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Автор молодец. Отличный дизайн.
А насчет закрытых корпусов, мощности и качества - это дело вкуса. Ничего идеального нет Кому как нравится. имхо
Теже усилители Leben имеют винтажные корпуса, что не мешает им стоить целую кучу денег.

<
  • Кандидат
3 июля 2011 04:24

Андрей / End_reW

Цитата
  • С нами с 16.02.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Фантастиш!!! Дизайн и конечный результат поражают.

<
  • Гражданин
3 июля 2011 05:56

Рубен / rubenlukin

Цитата
  • С нами с 15.05.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 93 комментария
  • 4 публикации
 
  • 0
swap, прочел, когда ещё не было камментов. Вернулся с работы -- их есть, стало быть, первым не успел, ну ничего.
ИМХО работа потрясная во всех отношениях.
Дальше начинаю нудить по посту камрада Chugunov.
Во-первых респект и уважуха ему за такой объемный материал. Сразу видно -- есть свободное время! У меня сейчас тоже, + вдохновение, извините за пафос blush
Цитата: Chugunov
Я убежден, что лампы должны быть скрыты, это следует хотя бы из соображений безопасности:
- исключается опасность ожога,
- исключается опасность поражения электрическим током,
- исключается опасность разбить хрупкие стеклянные баллоны и получить осколки.

Не спорю.
Мой приятель, очень практичный в быту человек, утверждает: если ребёнок (дом. животное, пришедший друг-пьяница) добрался до чего-либо, до чего не должен был -- это не его вина, а твоя! Это ТЫ не смог спрятать / запереть / предусмотреть.
Полностью согласен.

НО!
Цитата: Chugunov
происходит самоутверждение через любование обозрения стеклянных баллонов и светящихся огоньков.

Любуюсь своими светящимися огоньками. Буквально как живым пламенем, которое, как известно, составляет мега-троицу (в ней ещё работающие люди и паркующаяся блондинка).
На волне слова "самоутверждение" думаю -- а чего у меня нет? И не надумал ничего, что мешает жизнедеятельности. Безопасной.
Чья-то истина оказалась НЕ в последней инстанции pardon

Цитата: Chugunov
Доходит до абсурда - собирают усилитель на какой-нибудь микросхеме TDA, наверху ставят лампочки, подключают их накал и покупатель писает кипятком от восторга, а все друзья, приглашенные оценить это чудо, единогласно восторгаются "непревзойденным ламповым звуком".
И Н И К Т О не замечает подвоха.
Это говорит о том, что большинство людей легко подвергаются внушению и слушают не ушами, а другим местом.

Несовременно выражаясь, БОЯН. Отражен, как многие другие интересные факты / байки, на сайте long.ru в разделе "юмор". Сам прочел где-то в 2002-м. До и после убеждался неоднократно в истинности высказываний.

Цитата: Chugunov
"...но колбасило здоровски" Подозрительная фраза. На мой взгляд, звучать и "колбасить" - противоположные вещи.

На фото видно, что это выставка, в огромном помещении. В таких условиях о качестве бытовых аппаратов речи быть не может. Насчет колбасы: раз аппарат "пробил" такое помещение, мега-шумное из-за наличия тысяч студентов (а они теперь не тихони, как и во все времена) -- мне нравится этот аппарат. К сожалению, неясно, что там за АС были (может, пропустил, извините).

Цитата: Chugunov
Упор сделан исключительно на ПРОМДИЗАЙН.

Собственно, первое слово заголовка статьи... А что смущает? Камрад swap давно глаголет о своей специальности... Или речь об отсутствии технологичности / дешевизны массового производства / etc.? mocking

Кстати, если кто упустил в тексте статьи, что это пятый вариант схемы -- акцентирую. То есть люди слушали ушами и выбрали то, что ИХ ушам показалось хорошим?

ИМХО:
Вот и славно! Когда есть гармония между собой и окружающим миром -- это хорошо! Сами собой решаются все проблемы. Точнее: они не возникают.

swap, отличный дизайн, классная конструкция! Свои глаза и уши -- это главное! good

<
  • Гражданин
3 июля 2011 10:54

Николай / spb-nik

Цитата
  • С нами с 14.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 26 комментариев
  • 6 публикаций
 
  • 0
Юрий, спасибо, дизайн отличный (мне так не сделать). Обязательно возьму на вооружение.
Так-же согласен с коментами Сергеея (Chugunov), но не на 100%.
Рубен уже примерно описал, не буду повторяться.
Лично мне нравится открытый дизайн и "любование огоньками" светящихся ламп.
Это дело вкуса личное, и оспаривать, какой дизайн лучше - закрытый или открытый не буду.
Еще раз автору спасибо!

<
  • Гражданин
3 июля 2011 14:12

Александр / al Ex

Цитата
  • С нами с 13.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 114 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Несомненно, дизайн и научно-изыскательская работа заслуживают абсолютного восхищения и уважения!

Но одна маленькая загадка не дает покоя:
как известно, 6П3С имеют неравномерные (как говорят, "веерные" ВАХи), об этом много дискутировалось, и вывод-в двухтакте еще возможно понизить уровень 2 гармоники (за счет взаимной компенсации), но в однотакте-...увы!
Не знаю, насколько подвержена такому диагнозу 6L6, но вызывает большие сомнения заявленный низкий процент искажений. Возможно, это на большой (сотни Ом) нагрузке? Для однотактов и 1% не оскорбителен...

<
  • Гражданин
3 июля 2011 14:34

Владимир / vladimirm2

Цитата
  • С нами с 5.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 131 комментарий
  • 14 публикаций
 
  • 0
Работа хорошая, добротная и спасибо за некоторые идеи. Коль речь шла только о корпусе напишите пожалуйста поподробнее о подготовке и покраске корпуса, что и как делали. Особенно интересно где наносили надписи на корпус?

<
  • Гражданин
3 июля 2011 17:43

Константин / Gutman

Цитата
  • С нами с 19.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 20 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Великолепная работа! Я в восторге от увиденного!!!

<
  • Прохожий
3 июля 2011 17:49

/ BobCoRn

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Интересная и скорее всего качественная дизайнерская работа. Думаю, это главное, к чему смерился автор конструкции, и поставленная цель была достигнута полностью. Мои поздравления с успехом в изящной реализации замысла!
Разговор об электронике здесь лишён смысла. Эта конструкция будет слушаться глазами, и это лишний раз доказывает... знаете, фотографы говорят, что снимать можно даже консервной банкой.

<
  • Кандидат
3 июля 2011 18:38

Евгений / JAWA634

Цитата
  • С нами с 20.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Вот это внешний вид!!!!!! Дизайн на высоте, напоминает конструкцию заводского исполнения.

<
  • Гражданин
4 июля 2011 01:26

Юрий / swap

Цитата
  • С нами с 20.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Спасибо всем! Очень приятно что проделанная работа многим понравилась.
Попытаюсь ответить на вопросы.
Хорошо что есть и критика! Без нее было бы сложно оценить со всех сторон работу и учесть на будущее недоработки.
Цитата: Chugunov
Я убежден, что наиболее разумные корпуса - это корпуса, которые были в ЛАМПОВУЮ эпоху

С этим сложно поспорить, но и согласиться безоговорочно нельзя. Мы живем в другой эпохе и она вносит свои коррективы. Считаю что все должно развиваться и совершенствоваться. Хотя бы в рамках понимания того кто пытается переосмыслить что-либо.

Цитата: Chugunov
Это говорит о том, что большинство людей легко подвергаются внушению и слушают не ушами, а другим местом.

В статье я писал, что в процессе создания было сделано 5 усилителей. Поэтому в этом пункте никак не могу согласиться.

Цитата: Chugunov
"...но колбасило здоровски" Подозрительная фраза. На мой взгляд, звучать и "колбасить" - противоположные вещи. В колбасе обычно используется фарш, когда всё вперемешку. Это напоминает запросы начинающих радиолюбителей на таких форумах, как этот: "хачу уселитель 200, 300, 4000 ватт, чтобы колбасило".


В условиях выставки и объема помещения + шум посетителей и студентов, задачал стояла обратить на себя внимание и создать музыкальный фон. При менее чем 3 Вт выходной мощности считаю с задачей усилитель справился. По поводу можно было и не включать - врядли Вы отважитесь купить автомобиль без тест-драйва.

Цитата: Chugunov
Но смущает, что про схемотехнику, режимы, особенности и подводные камни почти ничего не написано, статья напоминает рекламный буклет.
Упор сделан исключительно на ПРОМДИЗАЙН.

Боюсь не смогу ответить вам на профессиональном языке о схемотехнике и т.д. Электронной частью занимался больше отец, о чем в статье упоминается. Подводные камни как раз расписаны: выбор оптимального трансформатора, конденсаторов и формообразование корпуса для автоматической экранировки трансформаторов.
И не удивительно что упор я сделал на промдизайн - это моя профессия и этот усилитель моя попытка переосмыслить ламповую технику.

Цитата: Chugunov
Не могу поверить в следующие цифры, цитирую:
Данные усилитель - микабель: (без нагрузки??)
total Harmonic Distortion (THD) % 0.097
Intermodulation distortion + noise 0.289
Frequency responce (swept sine), dB +0.1 -0.8

Измерения делал в RightMark по методике из журнала Радиохобби. Если порекомендуете другую методику, буду только признателен и обязательно сообщу результаты.

Цитата: GangstaNation
Но не могу не согласится с Chugunov в плане характеристик
....
Еще хотел, как проектировщик, поинтересоваться в какой программе чертили 3D

К сожалению кроме Райтмарк, доступного для меня способа проверить характеристики усилителя не знаю. Если подскажете, буду очень благодарен.
Проектировал в Rhinoceros местами Grasshoper, визуализация 3DS Max.


Цитата: jank5
Мы все-таки русскоговорящие в основном, и считаю, что разумно было бы выполнять все надписи на родном языке.

Я учился в британском ВУЗе, поэтому надписи на русском были недопустимы. Но и для себя не вижу проблем в надписях на английском. Это помогает унифицировать информацию.

Цитата: alex-miatchin
Трудно судить о качестве самого тракта из-за отсутствия описания схемы и ее режимов

Схема весьма распространенная и ее описания есть в интернете. Могу выслать ссылку. Элементная база в статье есть.


Цитата: rubenlukin
К сожалению, неясно, что там за АС были (может, пропустил, извините).

АС использовал полочники Yamaha E800. Средств и времени не хватило сделать хорошую акустику к выставке.

Цитата: rubenlukin
Или речь об отсутствии технологичности / дешевизны массового производства / etc.?

Не назвал бы этот проект дорогим, если откинуть подбор компонентов. Листового алюминия на усилитель ушло 560 руб если покупать металл в розницу. 800 руб сольвентная печать на металле. Опять же при печати тиража стоимость резко уменьшится. Доноры для выходных трансформаторов 700 руб штука плюс цена меди. Такой корпус руками делать сложно, но если делать прокаткой либо листогибом то ценник получается человечный. С технологичностью вроде проблем не наблюдается :) Остальные компоненты вполне стандартны и легкодоступны.
Цитата: al Ex
Не знаю, насколько подвержена такому диагнозу 6L6, но вызывает большие сомнения заявленный низкий процент искажений. Возможно, это на большой (сотни Ом) нагрузке? Для однотактов и 1% не оскорбителен...

К сожалению знания пока похрамывают, новичок еще в этом деле, поэтому не смогу ответить на Ваш вопрос. Но благодаря Вашему вопросу обязательно изучу отличия ВАХ 6L6 от 6П3С. Спасибо.

Цитата: vladimirm2
Коль речь шла только о корпусе напишите пожалуйста поподробнее о подготовке и покраске корпуса, что и как делали. Особенно интересно где наносили надписи на корпус?

Речь не только о корпусе шла. Просто из-за нехватки знаний и терминологии не особо подробно и адекватно смогу ответить на вопросы по схеме. Спаять усилитель могу, но вот настройка и глубокое понимание процессов, увы, пока не осилю :)
Что касается корпуса, после гибки хорошо промыл ацетоном. Затем вместо грунта покрыл термостойкой аэрозольной краской. Она видна в средней части, где установлены лампы. Покрывал в 2 слоя, среднюю часть в 3 слоя. Потом обычной аэрозольной краской (предварительно заклеив среднюю часть малярным скотчем.
Надписи - это сольвентная печать на алюминиевых пластинах 0,2 мм с клеевой основой.
Переднюю и задние панели вырезал болгаркой + напильник. После приклеивания пластин с надписями обрезал лишнее ножом и легонько надфилем пробежался.

Спасибо всем за отзывы и вопросы.

<
  • Гражданин
4 июля 2011 03:29

Максим / GRafGRay

Цитата
  • С нами с 20.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
картинка красивая, но имхо писькоизмерения не есть хорошо (извините конечно, но инфы полезной для применения - я в статье не нашел, если очерк о проделанной работе - то где супеньки/преграды и метода преодоления), ворклог бы посмотреть, опыту перенять ...
в остальном конечно 5+

<
  • Гражданин
4 июля 2011 03:47

Юрий / swap

Цитата
  • С нами с 20.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Цитата: GRafGRay
картинка красивая, но имхо писькоизмерения не есть хорошо

Извините, а где было писькомерие?
Фотографий процесса нет по банальной причине - сроки.

Видимо из меня писатель плохой, но суть проекта была в том, чтобы избежать изготовления кожухов и иметь возможность убирать внутрь, без ущерба для размеров корпуса достаточно крупные трансформаторы. Ну и конечно важен факт, что без лишних усилий оба канала разделены между собой и заэкранированны.
Мне подобные решения не встречались, поэтому собсно и решил поделиться.

что касается преград/ступенек, то помимо того что из 3мм листа не получилось хорошо выгнуть корпус, особенно и не было затруднений. Благодаря проектированию в 3д редакторе удалось учесть большинство моментов, просчитать все что необходимо и иметь четкий план действий.
Много времени отняло изготовление выходных трансов различной габаритной мощности и подбор недорогих компонентов с устраивающим звуком. Но все это есть в статье :)

<
  • Гражданин
4 июля 2011 12:26

Владимир / dok

Цитата
  • С нами с 4.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 15 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Преклоняюсь. Аппарат получился супер. Работа проделана громадная. Так держать!

<
  • Кандидат
4 июля 2011 15:14

Павел / Shturman_Basov

Цитата
  • С нами с 16.08.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Цитата: swap
Видимо из меня писатель плохой,

Чем выше уровень проделанной работы, тем больше спрос с автора. Никто не придерется только к статье "усилитель за три рубля".

<
  • Прохожий
4 июля 2011 15:22

/ Ryan

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • -1
Цитата: swap
Проектировал в Rhinoceros местами Grasshoper, визуализация 3DS Max


Спасибо.
Как дизайнер дизайнеру, и в качестве конструктивной критики скажу следующее:

1. Нормальная такая работа, вполне студенческая. Результат на 3+ по шкале в 5. Почему так низко? А потому, мой друг, что мало сделать железку, нужно ещё правильно презентовать и эскизную документацию оформить. Не картинки разрезов, а один-два чертежа.

2. Единую систему конструкторской документации (ЕСКД) никто не отменял. Отсутствие габаритного чертежа... листа технических показателей нет... и спецификации нету... Не зачёт.

3. Применение экзотического программного обеспечения не приветствую. Ни в одном из вышеперечисленных софтов нет нормальной возможности изготовить адекватную документацию. Зато мультяшность точно уводит дизайнера в сторону абстрактного, не имеющего отношения к технодизайну. Всё что необходимо есть в специализированных пакетах. Будут вопросы обращайтесь помогу с приобретением и обучением.

4. Заяц, это не только ценный мех... Вот смотрю на корпус и плачу - жесткость конструкции ниже допустимого уровня. Если это изделие уронить на стол с высоты 10см.... Вашему красавцу кирдык... unknown

Извините, если критика была слишком прямолинейной.

<
  • Гражданин
4 июля 2011 15:56

Рубен / rubenlukin

Цитата
  • С нами с 15.05.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 93 комментария
  • 4 публикации
 
  • 0
Цитата: Ryan
Если это изделие уронить на стол с высоты 10см.... Вашему красавцу кирдык...

ИМХО это уже перегиб. Простите за неудачную аналогию, но так можно фарфоровую чашку уронить на пол ванной комнаты. Ни чашка, ни усилитель для этого не предназначены.
Если изделие нужно транспортировать, то его сохранность -- вопрос упаковки. Как известно, она должна быть такой, чтобы упакованный предмет не повреждался при падении с высоты 1 метр.

<
  • Гражданин
4 июля 2011 16:43

Юрий / swap

Цитата
  • С нами с 20.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Цитата: Ryan
Почему так низко? А потому, мой друг, что мало сделать железку, нужно ещё правильно презентовать и эскизную документацию оформить. Не картинки разрезов, а один-два чертежа.


Я не против критики, особенно конструктивной. Только критика помогает взглянуть на работу под разными углами.
Не думаю чтобы на радиолюбительском портале имело смысл размещать статью с документацией на 60 листов :). Презентация и эскизная документация пускай остается для универа, зачем здесь людям голову засорять? Все это есть, но в статье подобная информация будет перебором.

Цитата: Ryan
2. Единую систему конструкторской документации (ЕСКД) никто не отменял.

Если Вы заметили в статье, учился в Британской школе, а не в Российской. По забугорным стандартам, по которым нас учили дизайнер и инженер-конструктор - две разных специальности. Задача дизайнера - придумать, задача инженера - довести идею до технического совершенства.В России, думаю ситуация другая и дизайнер делает всю работу и за себя и за того парня :)

Цитата: Ryan
3. Применение экзотического программного обеспечения не приветствую. Ни в одном из вышеперечисленных софтов нет нормальной возможности изготовить адекватную документацию.

Rhino во многих странах стандартный инструмент для дизайнера. 3Д макс думаю вобще стал стандартным для любых дизайнеров. Не вижу проблемы сделать проект в CATIA (единственный на мой взгляд серьезный пакет инженерного моделирования. Не в SolidWorks же делать проекты). Просто в рамках проекта и тем более этой статьи не стояла задача запуска в промышленное производство, где требуется технологическая карта)

Цитата: Ryan
Вот смотрю на корпус и плачу - жесткость конструкции ниже допустимого уровня.

Корпус с двумя продольными ребрами из 3мм АМГ + экранировка силового транса служит поперечной стяжкой, это ниже допустимого? Я вобще-то вставал на корпус ногами (60 с копейками кг), масса же усилителя около 27 кг. Посему не соглашусь с Вами.

За предложение помочь с софтом и обучением искреннее спасибо, но есть пакеты на любой вкус и задачу.

<
  • Главный редактор
4 июля 2011 17:47

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 650 комментариев
  • 261 публикация
 
  • 0
Ryan,
Ваш пост - примитивное хамство.
Что за речи совкового дирика, желающего сбить цену заказанной у дизайнера работы?
Вы не забылись, где Вы, кто Вы? Что Вы сделали на ниве дизайна, чтобы расставлять оценки, ставить зачеты?
Ryan лишен права голоса на 1 месяц.

swap,
Уважаемый Юрий, прекратите оправдываться перед неадекватными нападками заумников, которые не удосуживаются прочитать внимательно ни статью, ни даже её названия! Завидую Вашему терпенью и восхищаюсь Вашей работой.

<
  • Гражданин
4 июля 2011 17:59

Юрий / swap

Цитата
  • С нами с 20.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Цитата: Datagor
Уважаемый Юрий, прекратите оправдываться перед неадекватными нападками заумников, которые не удосуживаются прочитать внимательно ни статью, ни даже её названия!

Спасибо большое за поддержку, Игорь!

<
  • Гражданин
4 июля 2011 20:26

Максим Черепанов / еще один max

Цитата
  • С нами с 10.03.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 91 комментарий
  • 10 публикаций
 
  • 0
Уважаемый swap, мне очень понравилось! И дизайн, и схема. А главное - чтобы всё это нравилось Вам!
Сказано много, только 5 копеек по поводу открытого или закрытого размещения ламп. Сделал сыну маленький ламповый усилок: Покемон (ну все знают, да? 6Н23П+2*6П14П) с ИБП в закрытом исполнении. Всем все нравится кроме одного - сын предпочел бы лампы в ОТКРЫТОМ исполнении... Говорит, что через сеточку их плохо видно. Вот так!

<
  • Гражданин
4 июля 2011 20:45

Юрий / swap

Цитата
  • С нами с 20.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Цитата: еще один max
5 копеек по поводу открытого или закрытого размещения ламп.


Согласен. Многим нравится смотреть на свечение ламп. Конечно это небезопасно, но к примеру дочери 5 лет и ни разу не пыталась трогать лампы. Хотя, когда буду делать для нее усилитель, сделаю закрытые лампы.
Поэтому каждый вправе выбирать внутри лампы или снаружи.

<
  • Гражданин
4 июля 2011 22:08

Михаил Сапожников / mikesp

Цитата
  • С нами с 19.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 132 комментария
  • 8 публикаций
 
  • 0
Мужественная рука автора нуждается в крепком рукопожатии. Что-либо создавая, каждый исходит из имеющихся условий, материалов, времени. Есть, конечно, такое соотношение, которое называют "необходимо и достаточно". У автора соблюдено и то, и то. На звук влияет не только схема и применяемые компоненты, но и расположение деталей, подведение "земли", а тут и корпус, его ноги, на чем они стоят и т.д. Когда-то давно, делая одному парню гитарный комбик (транзисторный), я взял одну стандартную схему и сделал ее сначала "навесом", чтобы проверить, а затем тоже же самое на плате. В конце концов я вернулся к "навесу" на контактных гребенках, потому что так звучало лучше. Уже здесь в Израиле создав неплохой аппарат, который слушаю до сих пор (ж."Радио" №6 1999г.), я многое открыл начав играться с проводами. Какая глупость, думал я, провода... а ведь в корне меняет звук иногда до неузнаваемости.
Так и корпус.

<
  • Гражданин
4 июля 2011 22:56

Юрий / swap

Цитата
  • С нами с 20.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Цитата: mikesp
Какая глупость, думал я, провода... а ведь в корне меняет звук иногда до неузнаваемости.
Так и корпус.


Да, был момент, когда от выходных трансов к клеммам кинули обычный провод 0,7 квадрата для прослушки. Пытались понять отчего звук мыльноватый стал. Потом заменили на отрезки VanDen Hull skyline все пришло в норму.

<
  • Гражданин
4 июля 2011 23:28

Юрий / shaytan

Цитата
  • С нами с 25.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 73 комментария
  • 2 публикации
 
  • 0
Уважаемый теска, мне тоже понравился ваш усилитель! Такое непроходящее ощущение современной и неординарной конструкции, новизна в самом подходе к дизайну лампового усилителя. Может и не похож он на множество других проверенных, качественных конструкций, но, мне кажется, главное, что вложенный вами труд и потраченное время никого не оставили тут равнодушным к Вашей работе!

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.
Назад Вперед