» » Аудио ЦАП DAC. Поделки начинающего цапостроителя. Часть 13. PCM63P-K, о грейде чипов ЦАП

 
 
 

Аудио ЦАП DAC. Поделки начинающего цапостроителя. Часть 13. PCM63P-K, о грейде чипов ЦАП

📆31.12.12 | 🙋AlexD | 👀20 771 | 💬20

На столе PCM63P-K.
Заняться изготовлением данного утройства меня подтолкнуло любопытство.
Когда я возился с новыми РСМ-ками, я нисколько не задумывался о том, что они могут отличаться чем-то друг от друга. Ну, разве что оригинал и не оригинал, хотя этот вопрос опять же довольно спорный, и на тот момент меня не сильно волновал.
Но вот когда начал вплотную общаться с топовыми мультибитниками, и самое главное искать про них информацию, все чаще натыкался на странное слово «Grade/Грейд».
В даташите этого слова нет, есть таблички вида «ORDERING GUIDE», «ORDERING INFORMATION» и прочие похожие, на которые мы никогда не обращаем внимания. А наверное зря.
Если проводить аналогию с отечественной радиопромышленностью, то например, грейды существовали и здесь, причем еще со времен радиоламп, и загадочные буквы –Е, –ЕВ, –ЕДР, и прочие, после названия лампы говорили о отдельной группе, или градации по ряду параметров. А уж сочетания –ВП и –ОС после названий транзисторов видели многие.
Оказалось и среди буржуйских ЦАП-ов, да и не только ЦАП-ов, есть точно такие же разделения на группы по параметрам.
И у каждой фирмы они хоть и разные, но в чем-то схожи. Например AD1862 имеет два грейда, а РСМ63 – три, хотя читал про мифический грейд Y, но живьем не видел!
В чем же их отличия? Если внимательно взглянуть в даташит, то мы видим, в чем отличия для AD1862

Или для РСМ63


Там же приводятся характеристики отдельно для каждого типа грейда и по другим парамерам. А вот в современных дельтасигмах я такого не нашел, странно, может не там искал? Но из приведенного выше становится понятно, что РСМ63Р-К значительно лучше, чем РСМ63Р.
И еще оказалось, что AD1862 заказал с лучшим грейдом, а на РСМ63 пожалел денег. Надо исправить это досадное недоразумение и заказать еще пару, но уже «понтовых», с грейдом «К».
Пока скаковые верблюды везут мои запчасти нужно заняться подготовкой к их встрече. Продумать, куда и как их буду ставить.
Первая шальная мысль была проста как трояк, вытащить из сокетов РСМ63Р и запихать на их место РСМ63Р-К, отрегулировать и отслушать.
Но здравый смысл как всегда зарубил эту идею на корню:
1. Сравнить не получится, так как просто замена корпуса на корпус как ОУ без подстройки линейности не даст нормального резульата.
2. И куда ты потом РСМ63 денешь? Будут валяться на полке… Не жалко тебе их?
3. И вообще, лень тебе чтоль сделать отдельный аппарат?

«Рисовый» корпус

- А корпус?- жалобно возразил я – Тюнеров то больше нет, да и на полке место заканчивается.
 — Возьми другой корпус, че ломаешься, как красна девица???.
В общем то под давлением таких аргументов деваться было некуда, поэтому пришлось выбирать из того, что есть.
А то, что было – мегакитайский мегатюнер. От него помоему даже рисом пахло. И при попытке распилить пластиковое лицо, оно просто треснуло.
Поэтому придется изготавливать лицо и заднюю часть самостоятельно.


И думать над компоновкой.
Так как в принципе сильно менять функционал я не планировал, то задача была одна – запихать все это любой ценой в имеющийся корпус.
Пришлось объединить сам ЦАП и наушниковый усилитель на общей плате, а БП доработать, урезав одну секцию питания.
Иначе не лезло!
Остальное без изменений.

БП

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!

И цап

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа!

Индикация описана в предыдущих статьях, единственное отличие, ключи размещены на общей плате – места на передней панели не хватило.
Самым долгим и трудным было разработать плату такого размера.
Я давно уже не был ограничен размерами корпуса!

Обрезанный БП


И майнбоард!


И вид снизу.


Пока возился с платами, подвезли мои РСМ-ки, можно даже прикинуть платки на своих местах и пробно запуститься.

Ну, как обычно, проверить все стабы, найти пару соплей, несколько ошибок. А потом уже ехать дальше.


Запуск

Предварительный запуск прошел без проблем, даже звук появился, и было принято решение проводить тестирование после полной сборки устройства.
Поэтому займусь панелями.

На передней панели все меньше свободного места, но мы не отступаем!

Надо все запихать.

А потом покрасить, собрать и подключить одно к другому.

И включать уже в составе полного устройства.

И, когда все окончательно собрано, можно откалибровать индикацию, выставить линейность, отрегулировать линейный выход.
Проверить на шумы и помехи.
Кстати, больше всего боялся, что при такой плотной компоновке будет много помех и шумов, все оказалось в точности наоборот!

Зато вся конструкция прилично нагревается, или даже неприлично.
Ну оно и понятно, скинуть с 15В до 7В, а по цифре с 20В до 5В, хоть и в две ступени.
Хотя, одев крышку и, погоняв аппарат весь день, сбоев не заметил – все живы и здоровы.


О звуке…

На этом этапе меня всегда клинит.
Надо что-то традиционно написать, но почему то не получается оставить отзыв самому себе о результате проделанной работы…
Ну пытался я сравнить этот аппарат с остальными, что были под рукой, получилось тоже самое, что и при сравнении с РСМ63 в предыдущей статье.
Не удалось также «в лоб» услышать разницу между РСМ63Р и РСМ63Р-К.
Конечно, может быть надо еще послушать, внимательнее, несколько раз, с разных ракурсов, но то, что есть сейчас, меня полностью устраивает как по звуку, так и по функционалу. Либо вариант номер два – мои уши уже не способны уловить такой тонкой разницы, а поэтому и может и нет смысла дальше ее здесь искать, а просто слушать и наслаждаться?
Или попробовать изменить выходную часть, питание или что-нибудь еще, но наверное не в этой констукции.


Файлы

Кому интересно, платы и схемы здесь.
63k.rar 🕗 06/03/12 ⚖️ 383,68 Kb ⇣ 336

С уважением, Алексей.
Алексей (AlexD)
Алматы, Казахстан
Профиль AlexD
Родился 6 апреля 1972 года.
Хобби-радиоэлектроника.
Увлекся железом еще с раннего детства,чем доставлял немало хлопот родителям.
Не брали в радиокружок в 4 классе,т.к. в школе еще не преподавали физику (вот такие были правила).
Сейчас занимаюсь ремонтом и настройкой компьютеров,в свободное время что-нибудь паяю или собираю-разбираю:)
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрил 31 читатель.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Даташит THX203H... Чип THX203H — 12W Switching Power Controller IC. Все подробности в даташите....
Схема на Датагоре. Новая статья Аудио ЦАП DAC. Поделки начинающего цапостроителя. Часть 20. ПЛИС в ЦАП. Quartus II + Altera USB Blaster... В тот момент, когда почти все типы ЦАП изготовлены и отслушаны, пощупаны и попробованы на вкус,...
Схема на Датагоре. Новая статья Аудио ЦАП DAC. Поделки начинающего цапостроителя. Часть 16. В погоне за низким THD... Я хорошо помню свое босоногое радиолюбительсткое детство. Тогда не было этих ваших интернетов, зато...
Схема на Датагоре. Новая статья Обзор популярных радиоламп для аудио. Разбираемся с применением, маркировкой и аналогами ламп... На фотке стимпанковые гоглы от мастера Xyrgo Когда-то я думал, что лампы просты и делаются...
Схема на Датагоре. Новая статья Texas Instruments Audio Guide 2012... Официальный справочник-гид по всем аудиокомпонентам, предлагаемым TI в 2012 году включая Class-AB,...
Схема на Датагоре. Новая статья Аудио ЦАП DAC. Поделки начинающего цапостроителя. Часть 12. PCM63, AD1862... «Эй, Макфлай! – взвизгнул он. – Никуда не уходи! Ты – следующий!» PCM63 и AD1862. Они пришли одной...
Схема на Датагоре. Новая статья Учимся в MIT бесплатно он-лайн по курсу 6.002x (Circuits and Electronics)!... MIT - "Эм Ай Ти" - массачусеттский технологический... Кто знает, тот понимает. Основанный в далеком...
Схема на Датагоре. Новая статья Аудио ЦАП DAC. Поделки начинающего цапостроителя. Часть 11. Призрак «высокого конца»: PCM1704, AD1862, PCM63... Сегодня на столе PCM1704, AD1862, PCM63. Чем глубже погружаешься в тему какой-либо отрасли техники,...
Схема на Датагоре. Новая статья Аудио ЦАП DAC. Поделки начинающего цапостроителя. Часть 9. WM8805, WM8740 — приручаем «волчат»... В предыдущей статье я рассказал о работе с цифровыми ресиверами, теперь пора перейти к другому...
Схема на Датагоре. Новая статья Аудио ЦАП DAC. Поделки начинающего цапостроителя. Часть 3. PCM1796, DIR9001, PCM2704, ADM485... РСМ1796 - что это за зверь и с чем ее едят. Покорение новых горизонтов Иногда наступает момент,...
Схема на Датагоре. Новая статья Аудио ЦАП DAC. Поделки начинающего цапостроителя. Часть 1. pcm2704 + ad822... Когда очень хочется слушать музыку… Я беру в руки перфоратор! Собираем аудиоцап на pcm2704! Когда...
Схема на Датагоре. Новая статья Даташит TDA7293 pdf datasheet... 120В - 100Ватт DMOS аудио усилитель с цепями MUTE/ST-BY TDA7293 монолитная микросхема в корпусе...
<

seregaKP

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 1 от 31-12-12, 1:28.
Ответить
  • С нами с 10.12.2009
  • 8 комментариев
  • 3 публикации
 
просто шикарно! других слов нет!

<

Chugunov

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 2 от 31-12-12, 2:34.
Ответить
  • С нами с 30.09.2009
  • 330 комментариев
  • 30 публикаций
 
Алексей!
Можно поподробнее по исполнение самодельных панелей?
Толщина? Соединение только пайкой? Чем покрашено? Чем сделаны надписи и т. п.

<

ClearSound

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 3 от 31-12-12, 3:49.
Ответить
  • С нами с 8.08.2009
  • 27 комментариев
  • 0 публикаций
 
Я вот тоже не чувствую ушами разницу между такими грейдами как 6Н3П и 6Н3П-ДР smile А если серьёзно, то это очень здОрово когда сочетается три великих составляющих счастья радиолюбителя: время, возможность и желание! Алексей, благодаря Тебе освоил ИБП и благополучно "подружил" его с лампами, теперь начну осваивать ЦАПы, опять таки благодаря Твоему путеводителю! ОГРОМЕННОЕ СПАСИБО за столь подробное и приятное описание своих трудов и опыта!

<

_taras_

Тарас Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 4 от 31-12-12, 5:23.
Ответить
  • С нами с 20.07.2008
  • 14 комментариев
  • 0 публикаций
 
Спсибо за конструкцию!
Обязательно попробую повторить.
З.Ы. Всех с наступающим Новым Годом. Счатья и удачи! И чтоб "Синий дым" не вырывался на волю :)

<

galrad

Радик Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 5 от 31-12-12, 7:23.
Ответить
  • С нами с 23.08.2011
  • 94 комментария
  • 12 публикаций
 
Сейчас на рынке стали доступны микроконтроллеры STM32F407 и STM32F417, имеющие на борту цифровые 24 битные трансмиттеры, работающие по протоколу I2S. Мои первые эксперементы с STM32F407 и audio DAC - PCM1704 получились очень обнадеживающими, правда все на макетных платах. Такого опыта в изготовлении печатных плат и корпусов как у Вас, Алексей у меня пока нет, но с микроконтроллерами управлятся вроде понемногу получается. Могу лишь сказать, что применение подобных микроконтроллеров значительно улучшит функциональность и еще лучше сделает звук. Очень надеюсь, что Вы будите одним из первых, кто сделает подобную законченную конструкцию.
Всех граждан и участников датагории поздравляю с Наступающим Новым 2013 годом!

<

Jiner

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 6 от 31-12-12, 16:11.
Ответить
  • С нами с 28.08.2009
  • 21 комментарий
  • 0 публикаций
 
Алексей - вы как всегда радуете нас новыми вкусНяшками) Респект за рподеланную рботу) особенно впечатлила плата! У меня к вам пару вопросов -на фото у вас на индикаторе везде 48 пишет - это частота дискретизации я так понимаю?

<

t2aua

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 7 от 31-12-12, 17:53.
Ответить
  • С нами с 8.02.2010
  • 11 комментариев
  • 0 публикаций
 
Красиво! вот если бы еще послушать smile Всех с Наступающим Новым Годом!

<
  • Прохожий
Комментарий # 8 от 31-12-12, 18:56.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Индикатор может писать до 96 кГц, он показывает входную частоту, если вернуться на несколько статей назад то все поймете.
Алекс, молодец!!! Еще б статейку с ЮСБ на 24 бита и будет полный набор для начинающего цапостроителя.

<

Пасочкин

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 9 от 01-01-13, 12:57.
Ответить
  • С нами с 18.10.2009
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
Я конечно извиняюсь, но видимо с импульсником нормального звука не получишь. Да и ёмкостей на выходе ИБП маловато будет. Может в этом году Вы сможете перейти на 50гецовые трансформаторы и фарадные ёмкости по формуле 50*I/U ? А там глядишь и звук наладится... drinks
Может все эти "Надо все запихать.", "Обрезанный БП" и т.д. не дают Вашим устройствам выдать в результате такой звук, что Вас перестанет клинить "На этом этапе меня всегда клинит." ?
Извините, если что не так.... :blush:

<

galrad

Радик Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 10 от 01-01-13, 16:37.
Ответить
  • С нами с 23.08.2011
  • 94 комментария
  • 12 публикаций
 
Цитата: Пасочкин
с импульсником нормального звука не получишь.

Совершенно не согласен, т.к. уже давно доказано и построенно множество конструкций класса Hi-End, кроме того многие фирменные ламповые усилители стоимостью более $30 тыс. построенны на импульсниках. drinks С Новым годом!

<

VDV

Всеволод Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 11 от 01-01-13, 20:48.
Ответить
  • С нами с 4.01.2009
  • 6 комментариев
  • 0 публикаций
 
Алексей,спасибо за отличные работы wink

<

Yamazaki

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 12 от 02-01-13, 21:37.
Ответить
  • С нами с 2.07.2009
  • 173 комментария
  • 7 публикаций
 
Пасочкин, импульсники не являются принципиально недопустимыми, но создают некоторые проблемы. Тактовые сигналы очень чувствительны к ВЧ помехам, а плата однослойная, следовательно, не слишком хорошо экранирована. Значит, по крайней мере должны быть короткие дорожки в цифровой части. Ну и, возможно, не стоило размещать всё это в одном объёме корпуса без перегородок. Главное, что автору нравится, я в этом не сомневаюсь.

<

Ahatolii

Анатолий Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 13 от 03-01-13, 16:30.
Ответить
  • С нами с 8.10.2012
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
 
Подскажите где заказывали PCM и сколько в среднем обошлась стоимость устройство

<

metrolog

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 14 от 03-01-13, 17:21.
Ответить
  • С нами с 5.01.2010
  • 90 комментариев
  • 5 публикаций
 
Всех с наступившим НГ!!

Цитата: Пасочкин
...но видимо с импульсником нормального звука не получишь. Может в этом году Вы сможете перейти на 50гецовые трансформаторы и фарадные ёмкости по формуле 50*I/U ? А там глядишь и звук наладится...

Пасочкин, не будьте таким категоричным. Сложно ведь на расстоянии определить, что у кого-то звук "не ладится". В качестве аргументов лучше перечислить свои последние 5-10 неудачных конструкций с применением ИБП и указанием их недостатков :yes: .

Алексей, как всегда good
Подскажите где заказывали PCM
Присоединяюсь.

<

lanchakov

Роман Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 15 от 03-01-13, 18:38.
Ответить
  • С нами с 31.12.2011
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
 
Ahatolii,
На ebay множество предложений, искать по запросу "pcm63"
Цены за 1 DAC в стреднем от 20 до 50 долларов с доставкой.

<
  • Прохожий
Комментарий # 16 от 04-01-13, 0:58.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Два слова про Грейды. Как показала моя практика, на слух разница звучания разных грейдов не существенна, однако огромное преимущество в качестве звука появляется при замене современных элементов на "древние"- из прошлого века.
Особенно это касается ламповой техники, в частности, радиоламп, конденсаторов, выходных трансформаторов, а грейды, при этом, остаются незаметными.
Алексею, как всегда, респект и пора уже издавать книгу своих трудов.

<

AlexD

Алексей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 17 от 05-01-13, 14:54.
Ответить
  • С нами с 21.11.2008
  • 269 комментариев
  • 46 публикаций
 
Всем привет!
В первую очередь с наступившим новым годом!
И кончено спасибо за отзывы!

Chugunov,
Думаю написать отдельную статью про технологию, есть наброски, только в кучу собрать.

galrad,
Да, это очень интересная тема, но моего склада ума пока не хватает на освоение, а толкового учителя рядом нет. sad

Jiner, DIR9001 имеет выход встроенного измерителя частоты дискретизации, я его просто перевел в удобоваримый вид.
показывает 32,44,48 и 96, причем 96 это все что выше 48 кГц, включая "out of range".
когда я прикручивал DIR9001 к SM5813, которая выше 48 не держит, пришлось использовать 3 сегмента для индикации.
там уже показывает 32,0 44,1 48,0 и Out.
но это уже другой аппарат.

kifir,
если речь идет про цап с контроллером TAS1020, то прошивка то не моя, и без согласия автора будет некрасиво размещать статью о нем smile

Пасочкин,
я не буду здесь обсуждать плюсы и минусы, просто рекомендую попробовать и сравнить.
дело не в принципе преобразования, а скорее в реализации.

Ahatolii,
на ебее.
когда мне прислали корейские РСМ63 и РСМ1702, думал, что это какая-то подделка, но почитав в сети про места производства этих микросхем понял, что есть japan (что чаще всего подделывается) и USA (большая редкость).
кто-то говорит, что все что сейчас продается подделка на уровне дельты внутри, но то что у меня есть сейчас, работает так, как описано в даташите, включая подстройку MSB.

arz17,
самое интересное, что та же РСМ63 уже из прошлого века :)
в остальном вопрос спроный, хотя соглашусь, что раньше делали лучше и качественнее.
а про сам грейд я уже написал, что не услышал разницы, если подстроить линейность даже на слух.

<

Jiner

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 18 от 05-01-13, 20:57.
Ответить
  • С нами с 28.08.2009
  • 21 комментарий
  • 0 публикаций
 
Я имел ввиду что очень многое зависит от источника цифрового сигнала и программного плеера. И записи в 44.1 при пересчете на 48 могут звучать не самим лучшим образом. Какой плеер вы используете и с каким и настройками? С чего выводите по оптике\коаксиалу звук?

<

AlexD

Алексей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 19 от 06-01-13, 11:17.
Ответить
  • С нами с 21.11.2008
  • 269 комментариев
  • 46 публикаций
 
Естественно, даже спорить не буду.
Более того, многое зависит от качества оцифровки самой фонограммы.
Источник у меня один - компьютер.
Плеер - Foobar с различными нужными и не очень плюшками.
Вывод цифры разный - встроенная карточка оптика\коаксиал, USB карточка Musiland Monitor USD01 оптика\коаксиал, для тестов РСМ2704\2706 (их у меня несколько).
Звучит оно все примерно одинаково, есть конечно нюансы, но незначительные.
Хуже всех РСМ2704, но в этом ничего удивительного.
44 или 48 - не заметно, а вот если из 44 делать программно 192, то слышно очень хорошо - проверял на своих дельтасигмах, причем звучит одинаково криво что при конвертации ресемплером плеера, что средствами драйвера Musiland-а.
Поэтому бросил эту забаву.

Самый лучший результат вывода звука из компа был получен мной при использовании контроллера TAS1020, как конвертера USB-I2S, что говорит о том, что в идеале этот самый I2S надо брать напрямую из аудиоконтроллера компьютера, но готовых мобильных решений не очень много или они не всегда доступны, а городить огород из блока гальваноразвязок и намертво привязывать себя к компу - это мне неудобно, поэтому использую имеющуюся конфигурацию как есть... music

<

Jiner

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 20 от 07-01-13, 18:11.
Ответить
  • С нами с 28.08.2009
  • 21 комментарий
  • 0 публикаций
 
AlexD,
Попробуйте апсемплинг в 88.2 и 176,4 кгц - это кратно 44.1 и в моем случае это давало более приятный результат. (ЦАП на AD1955 из поднебесной) В моем случае источник VIA Tremor перешитая в M-Audio Delta 192.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.