Продолжительные опыты со смещением и анодным напряжением, пробы разных ламп и блоков тембра увенчались, на мой взгляд, полной победой. Результат на лампах 12AT7 и 12AU7 нашёл своё место в корпусе G0477 и был назван «GOLD TUBES».
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Привет, датагорцы!
Позвольте представиться. Я, Дмитрий, из Пензы, мне 26 лет. Музыку я люблю тяжёлых направлений: рок, метал и их производные. Игре нигде не учился, просто на 4-м курсе университета «кольнуло» купить электрогитару из-за страстного влечения к самой возможности повторить рифы любимых гитаристов.Нашёл в Сети самоучитель и денно и нощно зубрил сначала аккорды, потом типовые рифы, потом соляки. Всё — до боли в пальцах, даже порою засыпал с гитарой. Когда наступала ночь, использовал в комбике гнездо подключения наушников, получая возможность для игры ночью.
Потом подвернулась начинающая группа панк-рокеров. Панк я не любил, но начинать с чего-то надо! Поэтому пошёл к ним ритм-гитаристом.
Я был в шоке от этих ребят и часто конфликтовал с ними, но репетиции в группе были очень даже полезными для меня.
Сыграл я с этой группой пару концертов, повидал неведомый для меня мир пьяных панков.
Потом разбежались. И я собрал свою рок-группу и уже оттягивался по полной, так как удалось найти толкового басиста и просто шикарного барабанщика. Тогда-то я и понял, что значит слаженный состав группы. Репетировали очень часто, и я ловил огромный кайф от этого.
Сыграть успели лишь один концерт.
После чего женился наш басит, потом ритм-гитарист (к тому времени я уже «прокачался» до соло-гитариста), а потом уже и я сам.
И вот, сначала репетиции стали редкими, потом очень редкими, а сейчас, вообще, хожу на репбазы раз-два в месяц, просто по просьбе друзей, у которых не хватает на репетицию одного гитариста.
Вот так семейная жизнь влияет на музыку в целом.
Из-за тяги к ламповым усилителям и нежелания платить за них великие тысячи, начал понемногу самостоятельно изучать их начинку. После универа, когда устроился на работу инженером (по специальности, наконец-то), начал собирать макеты ламповых схем. Очень понравилось!
И так всё закрутилось-завертелось с электроникой. Наделал себе кучу усилителей, как ламповых, так и транзисторных. «Венец творения», не поверите, — многоканальная система 5.1 на лампах, про которую обязательно хочу написать статью.
↑ Особенности перегруза «GOLD TUBES»
Как частый посетитель репетиционных баз, знаю, как муторно носить с собой по 2 или 3 блока питания, поэтому в своём детище я поставил цель: интегрировать блок питания в корпус педали и запитывать от сети.Сердцем БП педали является трансформатор ТП135-15, способный протянуть до 0,83А на 23,6В при номинальной нагрузке. Как вы поняли, питание будет 24В постоянного напряжения.
Педаль имеет режим работы в обход (переключатель «CONTOUR»), регулировку искажения (переключатель «DRIVE»), уровня выходного сигнала и полноценный блок тембров.
↑ Схема
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Вся схема поделена на 5 плат (см. раздел «Файлы»):
— блок питания
— ламповая обвязка
— блок тембров
— две платы переключателей режима работы.
Входной сигнал подаётся на вторую сетку двойного триода (7 ножка), а не на первую (2 ножка). Считается, что второй триод меньше шумит, поэтому его выгоднее использовать в малосигнальных каскадах.
Блок питания состоит из диодного моста на 1N4007 и стабилизатора типа 7824. К стабилизатору обязательно прикрутить радиатор на термопасте.
В идеале лампам 12AT7 и 12AU7 нужно напряжение накала 12,6 Вольт. Я припаял к средней ножке стабилизатора два диода 1N4007 последовательно. Падения напряжения на паре диодов составило ок. 1,4В, которое суммируется с основным выходом 24В. В режиме холостого хода блок питания выдаёт 25,4В. Под нагрузкой на два последовательно соединённых накала ламп напряжение проседает до значения 25,2В.
Из-за ограничений по габаритам, в первичном фильтре стоит один электролит на 2200 мФ х 50В, но этого вполне достаточно.
↑ Делаем «правильный» корпус
Используем готовый корпус G0477, технологию «ЛУТ» и немного правим дефекты лаком.Элементы на корпусе будут располагаться по следующей схеме:
На корпусе конечно нужно сделать крутую химическую гравировку. Для этого используем раствор хлорного железа в воде в соотношении 1:2.
Ниже фотки другой педальки, так как процесс изготовления «GOLD TUBES» к сожалению не конспектировал.
Зачищаем поверхность мелкозернистой шкуркой или войлочным кругом. Печатаем гравировочный макет (не забываем его отзеркалить перед печатью).
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Тонер прилипает на платы намного равномернее, нежели на корпус. Остаётся много участков с дефектами и просветами. Поэтому после травления получаются протравы различной глубины в ненужных местах, которые потом долго и упорно придётся шлифовать.
Я рекомендую обязательно обрисовать лаком критичные детали картинки гравировки.
Даём засохнуть лаку и погружаем корпус лицом кверху в раствор хлорного железа. Через просверленное отверстие стравится весь воздух и корпус утопится. Засекаем 5 минут. Достаём корпус, промываем его водой и кладём обратно в раствор. Таких погружений должно быть 4, с общим временем травления не более 20 минут.
С первого раза подобная процедура может не получиться. Требуется практика.
Стираем лак, сверлим все необходимые отверстия под ламповые панельки, трансформатор, потенциометры и кнопки. Шлифуем корпус.
↑ Устанавливаем трансформатор
Прорезается отверстие для нижней части трансформатора, она должна быть утоплена. Отмечаем и просверливаем отверстия в корпусе, прикручиваем. Отмечаем и сверлим отверстия под крышку трансформатора, но её пока не прикручиваем.
Крышкой служит корпус для блока питания от трансформатора ТП113.
Срезаем внутренние рёбра, теперь крышка с лёгкостью накроет наш ТП135-15.
↑ Панельки
Устанавливаем панельки для ламп, но перед этим немного модифицируем их под печатный монтаж. Откусываем ножки с одной стороны.↑ Собираем защитные стойки для ламп
Сделаны они из двух шайб 26 мм и трех винтов 4 мм. Делим окружность шайбы на три части, отмечаем и сверлим отверстия. С каждой стороны шайбы контрятся гайками.
↑ Окончательная сборка
Далее травим и собираем все платы. Элементы на платы напаиваются со стороны дорожек (смотрите фотки), поэтому стоит отзеркалить чертёжи при печати. Платы блока питания и обвязки ламп запаиваем на трансформатор и ламповые панельки соответственно. Потенциометры к плате тембров запаиваются следующим образом:Других хитростей тут нет.
Запаиваем платки переключателей на кнопки, распаиваем элементы.
Осталось только пробросить монтажными проводами перемычки и электрическая часть готова.
↑ Завершаем экстерьер корпуса
Настало время покраски. Так как у нас уже установлены кнопки, трансформатор, потенциометры, то тщательно закрываем их бумажным «малярным» скотчем и красим. Ламповые панельки закрываем со стороны установки ламп, чтобы краска не попала на контакты. Это можно проделать с помощью куска ваты.Краску я выбрал алкидную золотую, чтобы соответствовала названию педали. Слой не должен быть толстым, тогда при сушке отчётливо выступят элементы гравировки. Оставляем сушить.
После сушки берём в руки тонкую кисть и баллончик чёрной акриловой краски. Брызгаем немного в какую-нибудь ёмкость. Ждём 3-5 минут, чтобы краска чуть загустела, и заполняем гравировку надписей. Нужно перед этим руку натренировать, иначе можно всё испортить.
Осталось прикрутить крышку на трансформатор и всё готово.
↑ Налаживание
Налаживание при использовании исправных деталей и аккуратном монтаже особо не требуется. Смещения катодов подбирались мною на слух. Чего именно я добивался в звуке, описать точно не могу, просто более приятного для моего уха звучания.Впаивал переменный резистор, крутил его, крутил тембры, играл и слушал.
Первая лампа 12AT7: 3 ножка, переменник 50К впаивал вместо R6. В итоге выставил напряжение смещения катода 0,27В - 0,3В.
Вторая лампа 12AU7: 8 ножка, переменник 10К вместо R10, оставил смещение 0,4В.
Межкаскадные конденсаторы C7 и C8 для изменения характера звучания так же подбирались на слух и могут быть изменены вами по вашему вкусу.
↑ Видео
Прикрепляю видеоролики теста педали.↑ Файлы
Платы в Спринт Лэйаут 6.0: 🎁DATAGOR.RU-Platy-Pedal-lampovogo-peregruza-GOLD-TUBES.zip 84.34 Kb ⇣ 72Большое спасибо Ивану Матвееву за предоставленные фото процесса химической гравировки и Игорю Котову за многочисленные правки и подготовку публикации.
Всем спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.