В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой
 
 
 
 

Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

📆13 марта 2015   ✒️Wishmaster   🔎23.996   💬6  

Три канала готовы, дело осталось за малым – сделать сабвуфер, корпус. Плёвое дело, как оказалось, месяца на три. Во второй части статьи я расскажу о многочисленных «граблях», встать на которые после прочтения, я надеюсь, не доведётся ни кому при попытке повторить подобный усилитель.

Фронтальные каналы

Начну с двух фронтальных каналов на двухтактных схемах. В качестве фазоинвертора выступает лампа ECC83S и две лампы 6П14П в оконечном каскаде. Накалы ламп питаются постоянным током (подробное описание схемы смотрите в первой части статьи). Один выпрямитель накала для пары ECC83S и два — для двух пар 6П14П. Анодное питание для каждого канала реализовано от отдельных выпрямителей (описание схемы также ищите в первой части статьи, не буду останавливаться два раза на одном и том же).
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

Для достижения максимально комфортного уровня нелинейности я решил с особым пристрастием подойти к подбору элементной базы. Все конденсаторы использовал качественные – WIMA. Межкаскадные ёмкости C53 и C52 подобрал с разбросом около 1%.

Пары резисторов R46-R48, R47-R49, R39-R42, R43-R45 подбирал с разбросом менее 1%. Прецизионных резисторов в Пензенских магазинах радиодеталей не водится, поэтому взял с собой цифровой мультиметр и выбирал пары MF-резисторов собственноручно из россыпи.

Про подбор ламп 6П14П также не забыл и выбрал из своих запасов 2 пары (методик отбора в интернете не мало). Если лампы 6П14П не новые, то установка резисторов R47 и R49 сопротивлением 470K может привести к саморазогреву. Для контроля нужно включить амперметр в цепь катода и контролировать ток. В случае выявления склонности лампы к саморазогреву, стоит уменьшить номинал до 220K, или заменить лампу на более свежую.

Не забыл и про симметрию ламп, используемых в качестве фазоинверторов. Мною использованные Словацкие лампы ECC83S от JJ сами по себе отличаются симметрией триодов, но в запасе имеется лампа 12AX7 от Mesa Boogie, которую я держу в качестве эталона, по которому провожу сравнительные прослушивания (разбаланс симметрии триодов у неё около 1%).

Как показала практика, лишь одна из 8 приобретённых ламп ECC83S показала уловимое отличие в звучании не в лучшую сторону. В случае использования ламп 12AX7 в качестве фазоинвертора от SOVTEK или Elektro Harmonix, стоит приобретать лампы, специально отобранные по симметрии триодов.

Выходные трансформаторы не мотал, а просто пошёл и купил пару трансформаторов ТП-135-15 ТВ-3-10. Пенза – это «логово Ерасова», поэтому найти любую фурнитуру и электронные компоненты для ламповых усилителей не составляет труда, вопрос только в деньгах.

Разводка земли

На этом я хочу заострить особое внимание. С землёй я сильно накололся с самого начала, из-за чего пришлось заново разводить платы и вести монтаж.

Основа лежит в схемотехнике многоканальных звуковых карт. Они имеет N звуковых каналов и одну общую землю. Проводка трёх стереофонических аудио кабелей, с земляной парой в каждом, приведёт к созданию земляной петли, итогом чего станут наводки различной степени тяжести.

Чтобы этого избежать, я принял следующие меры:
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

Кабели я использовал тоже самодельные: 3,5 стерео на 6,3 стерео. Земля у всех кабелей изолируется кроме одной, которая, соединяется с гнездом двухтактного входа. Только так и никак иначе. Изначально я тестировал однотактные и двухтактные каналы с подключением их к разным источником сигнала, всё было прекрасно, никаких наводок, но стоило подключить всё к выходам звуковой карты, которая по сути один источник, начался «мрак» в виде гудения. Пришлось вернуться к истокам и провести мероприятия, что описаны выше.

Регулировку входных уровней сигнала решил развести на два потенциометра, чисто из соображений эстетического оформления передней панели корпуса. Итого имеем 5 входных гнёзд и 4 потенциометра.

Настало время заняться корпусом

Платы готовы и отстроены, время всё собрать в корпус, создание которого я оставил напоследок. Нарисовал для себя схему-макет расположения плат, трансформаторов и дросселей, от которой впоследствии отталкивался. Справа решил расположить пару анодных и один накальный трансформатор. Чуть левее медный экран с отверстиями для проводов питания. Далее две платы, выше которых установлены выходные трансформаторы. Слева три дросселя Д-47. Пары трансформаторов и дросселей закрепить один на другой при помощи болтов.

Готовый корпус состоит из нижнего основания и верхней крышки. Крышку сделал из 3 кусков железа, согнутых и приваренных друг к другу точечной сваркой.

После участки сварки зашлифовал до ровной поверхности. Сверху в крышке вырезал прямоугольное отверстие для охлаждения, которое впоследствии закрыл сетчатой крышкой. Сверху прикрутил две хромированные ручки для удобства переноски этой бандуры.

Основание так же сделал из куска железа и прикрутил по краям алюминиевые уголки, для крепления крышки. Участок установки накальных и анодных трансформаторов отделил от плат медным экраном, который рассчитан так, чтобы вплотную прилегал к верхней крышке при установке.

Платы крепятся к основанию по средствам болтовых штифтов (по три штифта на каждую плату). В самих платах под штифты сделал линейные отверстия так, чтобы плата свободно перемещалась относительно основания по оси Y на 4-5 см. Получается, что плата подвешена над основанием на этих самых штифтах.

На переднюю панель решил прикрутить лист алюминия, на котором предполагалось выгравировать надписи и участки сверления для большей точности. Метод химической гравировки я подробно описал в своей статье Gold Tubes и заострять на этом внимание здесь не буду.

Корпус покрасил в чёрный цвет акриловой матовой краской, переднюю панель так же покрасил в чёрный цвет, но уже глянцевой акриловой краской.

Выгравированные участки залил белой алкидной краской с помощью кисти. Процесс заливки довольно сложны и требует предварительной тренировки работы с кистью. Для этих целей у меня есть кусочек алюминия с выгравированным словом POWER. Заливаю буквы до тех пор, пока не перестану выходить за границы, после тренировки кладу в уайт-спирит или спирт на несколько минут, в зависимости от используемой краски, после чего стираю и убираю до следующей тренировки.

На задней панели установил:
 — выключатель питания со светодиодной индикацией,
 — гнездо питания,
 — гнездо предохранителя,
 — зажим заземления,
 — 5 пар зажимов для подключения акустики.

Третий контакт сетевого гнезда соединён с корпусом, но я решил перестраховаться от случаев работы системы от незаземлённых розеток, и прикрутил зажим заземления.


Платы установил на штифты

и отрегулировал по высоте с помощью гаек.

Поставил крышку, и через верхнее прямоугольное отверстие охлаждения сдвинул платы в отверстия. Закрепил потенциометры гайками, а входы хромированными втулками. Прикрутил верхнюю сетку, ручки на потенциометры и всё готово.

Собрать подобный 5 канальный усилитель на лампах довольно трудоёмкий процесс, требующий просто прорву свободного времени, но, для меня это того стоило. Я думаю, что мало кто захочет повторить подобное в полном объёме, но взять из моего проекта отдельно схему однотактника или двухтактника проще простого.

Подбор акустики для этой системы стал особой проблемой и влетел мне в копеечку. Абы-какие колонки покупать не хотелось. Рекламировать ничего не буду, а просто скажу, что приобрёл две трёхполосные «колонки-башни» для пары двухтактных выходов сопротивлением 8 Ом и трёхполосную колонку для центрального канала сопротивлением 4 Ома. На этом мой карман опустел и для пары тыловых выходов я использовал двухполосные колонки от магнитофона SONY.

Я очень доволен проделанной работой. Было трудно, даже был момент, когда я хотел забросить проект после неудачной разводки земли, но всё же нашёл в себе силы довести до конца. Теперь получаю удовольствие от просмотра фильмов с применением собственноручно собранного усилителя системы 5.1.

Канал сабвуфера в корпус решил не встраивать ввиду громоздкости конструкции. Да и сделать нормальный сабвуфер столько на лампах, по моему мнению, не целесообразно. Создание активного фильтра требует четырёх ламп 12AX7 и более. Про выходные лампы вообще молчу. Для нормального сабвуфера нужна схема не менее двухтактника на 6П3С или однотактника на ГУ-19, ГУ-50.

Файлы

🎁Sistema-5.1-5-kanalov.zip  147.74 Kb ⇣ 103
🎁Shema.zip  52.28 Kb ⇣ 87

Оконечник на 6П3С у меня уже имеется. Остаётся сделать активный фильтр для сабвуфера, о котором я расскажу в следующей статье. А так же выложу видеоролик тестирования системы.

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.




 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 86 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1... Однажды, морозным декабрьским вечером, на меня напала скука, хотелось паять схемы, вытравливать...
Схема на Датагоре. Новая статья Простой ламповый усилитель для комбика на 6П14П... Ламповый усилитель на 6П14П для комбика и просто для души. Просто захотелось сделать… С...
Схема на Датагоре. Новая статья Вторая жизнь лампового радиоприемника Philips 592LN (Голландия, 1947). Часть 2... Сегодня я хочу поделиться с вами, уважаемые датагорцы, как в своем радиоприемнике Philips 592LN я...
Схема на Датагоре. Новая статья Радиолюбителям: полезные схемы. Книга 2. Шелестов И.П.... Радиолюбителям: полезные схемы. Книга 2. Шелестов И.П. Издательство: СОЛОН Год: 1998 Страниц: 220...
Схема на Датагоре. Новая статья Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты. Г.С. Гендин... Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты. Г.С. Гендин, МРБ, 2-е издание дополненное,...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый пятиполосный графический эквалайзер в слим-корпусе, 6Н2П+6Н1П... Более пяти лет работает у меня дома ламповый усилитель — двухтактник на 6П14П (смотри мою статью...
Схема на Датагоре. Новая статья Микроконтроллеры AVR в радиолюбительской практике. А. В. Белов... А. В. Белов Микроконтроллеры AVR в радиолюбительской практике Данная книга представляет собой...
Схема на Датагоре. Новая статья 160 Вт УМЗЧ с компенсацией нелинейности. Доработанный усилитель В. Короля... Фото сборки камрада andrey Этой разработке почти 20 лет. Но она вовсе не потеряла своей...
Схема на Датагоре. Новая статья УМЗЧ класс "А". С лампами, но не ламповый!... Если посмотреть на фото этого усилителя, то первое, что приходит в голову: «Очередной гибридник с...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель на двух лампах 6П44С в параллель мощностью 10 Ватт... Вступление После создания однотактника на сдвоенных 6П14П (см. статью на Датагоре Усилитель на двух...
Схема на Датагоре. Новая статья Тонкий блин не комом! Двухтактник на 6Н23П + 6П14П... Мотивом для создания этого усилителя послужил… трансформатор. Нашел у себя в гаражных запасах...
Схема на Датагоре. Новая статья Проект «BRASS». Часть 1. Ламповый усилитель по Нобу Шишидо и винил-корректор... Здравствуйте уважаемые читатели нашего любимого портала Datagor.ru! Меня не было слышно около...
 

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

<
Читатель Датагора

vladimirm2

<
Читатель Датагора

pavel_k

<
Читатель Датагора

StalKer-NightMan

<
Читатель Датагора

Wishmaster

<
Читатель Датагора

p.maltsev

<
Читатель Датагора

Wishmaster

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте дружелюбны, соблюдайте правила!

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
 
 
В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой