» » » Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

 
 
 

Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

Разместил Wishmaster 13 марта 2015. Просмотров: 17149

6
Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

Три канала готовы, дело осталось за малым – сделать сабвуфер, корпус. Плёвое дело, как оказалось, месяца на три. Во второй части статьи я расскажу о многочисленных «граблях», встать на которые после прочтения, я надеюсь, не доведётся ни кому при попытке повторить подобный усилитель.

Фронтальные каналы

Начну с двух фронтальных каналов на двухтактных схемах. В качестве фазоинвертора выступает лампа ECC83S и две лампы 6П14П в оконечном каскаде. Накалы ламп питаются постоянным током (подробное описание схемы смотрите в первой части статьи). Один выпрямитель накала для пары ECC83S и два — для двух пар 6П14П. Анодное питание для каждого канала реализовано от отдельных выпрямителей (описание схемы также ищите в первой части статьи, не буду останавливаться два раза на одном и том же).
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Для достижения максимально комфортного уровня нелинейности я решил с особым пристрастием подойти к подбору элементной базы. Все конденсаторы использовал качественные – WIMA. Межкаскадные ёмкости C53 и C52 подобрал с разбросом около 1%.

Пары резисторов R46-R48, R47-R49, R39-R42, R43-R45 подбирал с разбросом менее 1%. Прецизионных резисторов в Пензенских магазинах радиодеталей не водится, поэтому взял с собой цифровой мультиметр и выбирал пары MF-резисторов собственноручно из россыпи.

Про подбор ламп 6П14П также не забыл и выбрал из своих запасов 2 пары (методик отбора в интернете не мало). Если лампы 6П14П не новые, то установка резисторов R47 и R49 сопротивлением 470K может привести к саморазогреву. Для контроля нужно включить амперметр в цепь катода и контролировать ток. В случае выявления склонности лампы к саморазогреву, стоит уменьшить номинал до 220K, или заменить лампу на более свежую.

Не забыл и про симметрию ламп, используемых в качестве фазоинверторов. Мною использованные Словацкие лампы ECC83S от JJ сами по себе отличаются симметрией триодов, но в запасе имеется лампа 12AX7 от Mesa Boogie, которую я держу в качестве эталона, по которому провожу сравнительные прослушивания (разбаланс симметрии триодов у неё около 1%).

Как показала практика, лишь одна из 8 приобретённых ламп ECC83S показала уловимое отличие в звучании не в лучшую сторону. В случае использования ламп 12AX7 в качестве фазоинвертора от SOVTEK или Elektro Harmonix, стоит приобретать лампы, специально отобранные по симметрии триодов.

Выходные трансформаторы не мотал, а просто пошёл и купил пару трансформаторов ТП-135-15 ТВ-3-10. Пенза – это «логово Ерасова», поэтому найти любую фурнитуру и электронные компоненты для ламповых усилителей не составляет труда, вопрос только в деньгах.

Разводка земли

На этом я хочу заострить особое внимание. С землёй я сильно накололся с самого начала, из-за чего пришлось заново разводить платы и вести монтаж.

Основа лежит в схемотехнике многоканальных звуковых карт. Они имеет N звуковых каналов и одну общую землю. Проводка трёх стереофонических аудио кабелей, с земляной парой в каждом, приведёт к созданию земляной петли, итогом чего станут наводки различной степени тяжести.

Чтобы этого избежать, я принял следующие меры:
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Кабели я использовал тоже самодельные: 3,5 стерео на 6,3 стерео. Земля у всех кабелей изолируется кроме одной, которая, соединяется с гнездом двухтактного входа. Только так и никак иначе. Изначально я тестировал однотактные и двухтактные каналы с подключением их к разным источником сигнала, всё было прекрасно, никаких наводок, но стоило подключить всё к выходам звуковой карты, которая по сути один источник, начался «мрак» в виде гудения. Пришлось вернуться к истокам и провести мероприятия, что описаны выше.

Регулировку входных уровней сигнала решил развести на два потенциометра, чисто из соображений эстетического оформления передней панели корпуса. Итого имеем 5 входных гнёзд и 4 потенциометра.

Настало время заняться корпусом

Платы готовы и отстроены, время всё собрать в корпус, создание которого я оставил напоследок. Нарисовал для себя схему-макет расположения плат, трансформаторов и дросселей, от которой впоследствии отталкивался. Справа решил расположить пару анодных и один накальный трансформатор. Чуть левее медный экран с отверстиями для проводов питания. Далее две платы, выше которых установлены выходные трансформаторы. Слева три дросселя Д-47. Пары трансформаторов и дросселей закрепить один на другой при помощи болтов.
Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

Готовый корпус состоит из нижнего основания и верхней крышки. Крышку сделал из 3 кусков железа, согнутых и приваренных друг к другу точечной сваркой.
Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

После участки сварки зашлифовал до ровной поверхности. Сверху в крышке вырезал прямоугольное отверстие для охлаждения, которое впоследствии закрыл сетчатой крышкой. Сверху прикрутил две хромированные ручки для удобства переноски этой бандуры.

Основание так же сделал из куска железа и прикрутил по краям алюминиевые уголки, для крепления крышки. Участок установки накальных и анодных трансформаторов отделил от плат медным экраном, который рассчитан так, чтобы вплотную прилегал к верхней крышке при установке.
Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

Платы крепятся к основанию по средствам болтовых штифтов (по три штифта на каждую плату). В самих платах под штифты сделал линейные отверстия так, чтобы плата свободно перемещалась относительно основания по оси Y на 4-5 см. Получается, что плата подвешена над основанием на этих самых штифтах.
Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

На переднюю панель решил прикрутить лист алюминия, на котором предполагалось выгравировать надписи и участки сверления для большей точности. Метод химической гравировки я подробно описал в своей статье Gold Tubes и заострять на этом внимание здесь не буду.
Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

Корпус покрасил в чёрный цвет акриловой матовой краской, переднюю панель так же покрасил в чёрный цвет, но уже глянцевой акриловой краской.

Выгравированные участки залил белой алкидной краской с помощью кисти. Процесс заливки довольно сложны и требует предварительной тренировки работы с кистью. Для этих целей у меня есть кусочек алюминия с выгравированным словом POWER. Заливаю буквы до тех пор, пока не перестану выходить за границы, после тренировки кладу в уайт-спирит или спирт на несколько минут, в зависимости от используемой краски, после чего стираю и убираю до следующей тренировки.

На задней панели установил:
 — выключатель питания со светодиодной индикацией,
 — гнездо питания,
 — гнездо предохранителя,
 — зажим заземления,
 — 5 пар зажимов для подключения акустики.

Третий контакт сетевого гнезда соединён с корпусом, но я решил перестраховаться от случаев работы системы от незаземлённых розеток, и прикрутил зажим заземления.
Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2


Платы установил на штифты
Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

и отрегулировал по высоте с помощью гаек.

Поставил крышку, и через верхнее прямоугольное отверстие охлаждения сдвинул платы в отверстия. Закрепил потенциометры гайками, а входы хромированными втулками. Прикрутил верхнюю сетку, ручки на потенциометры и всё готово.

Собрать подобный 5 канальный усилитель на лампах довольно трудоёмкий процесс, требующий просто прорву свободного времени, но, для меня это того стоило. Я думаю, что мало кто захочет повторить подобное в полном объёме, но взять из моего проекта отдельно схему однотактника или двухтактника проще простого.

Подбор акустики для этой системы стал особой проблемой и влетел мне в копеечку. Абы-какие колонки покупать не хотелось. Рекламировать ничего не буду, а просто скажу, что приобрёл две трёхполосные «колонки-башни» для пары двухтактных выходов сопротивлением 8 Ом и трёхполосную колонку для центрального канала сопротивлением 4 Ома. На этом мой карман опустел и для пары тыловых выходов я использовал двухполосные колонки от магнитофона SONY.

Я очень доволен проделанной работой. Было трудно, даже был момент, когда я хотел забросить проект после неудачной разводки земли, но всё же нашёл в себе силы довести до конца. Теперь получаю удовольствие от просмотра фильмов с применением собственноручно собранного усилителя системы 5.1.

Канал сабвуфера в корпус решил не встраивать ввиду громоздкости конструкции. Да и сделать нормальный сабвуфер столько на лампах, по моему мнению, не целесообразно. Создание активного фильтра требует четырёх ламп 12AX7 и более. Про выходные лампы вообще молчу. Для нормального сабвуфера нужна схема не менее двухтактника на 6П3С или однотактника на ГУ-19, ГУ-50.

Файлы

Файловый сервис доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Файловый сервис доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


Оконечник на 6П3С у меня уже имеется. Остаётся сделать активный фильтр для сабвуфера, о котором я расскажу в следующей статье. А так же выложу видеоролик тестирования системы.

Спасибо за внимание!

Об авторе

Дмитрий (Wishmaster)
Пенза
27 лет. Инженер-электронщик. Ранее состоял в нескольких рок и металл группах. Люблю собирать ламповые усилители.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 81

Поделись с друзьями!


Связанные материалы:


Kaspersky FREE. Бесплатная годовая лицензия для России, Белоруссии и Украины

Привет, друзья! Очередной подарок от kaspersky.ru — антивирус «Kaspersky FREE». Спасибо...

Пусть всегда будет солнце!

Сегодня День Победы. Мы так долго живём без войны, что начали забывать, что это...

Доработанный вариант малошумящего двухполярного источника питания

Здравствуйте, коллеги! Размещаю дополнение к статье «Малошумящий двухполярный блок питания...

Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 3

Настало время поговорить о «бомбящем ящике» — сабвуфере, как составном элементе...

17/01 киберсубботник на портале

Привет, дрУги! В ближайщую субботу на нашем портале и в магазине будет...

Выходной трансформатор для Marshall JCM 800

По просьбам датагорцев даю подробное описание изготовления выходного трансформатора...

Сэмплы гитарного комбоусилителя U-96

Как и обещал, записал пару сэмплов на скорую руку с моего комбика...

Библиотеки Diptrace +3D. Разъёмы PBS (розетки)

Продолжая тему библиотек для Diptrace, хочу предложить розетки однорядные PBS для пайки...

Датагорскiя Вѣдомости №1 (2012)

Здравствуйте, уважаемые сограждане-датагорцы и гости нашего электронного города! Спешу...

Сделай сам преобразователь сигналов для механического энкодера, v.2

Хотелось бы дополнить и продолжить мою статью про энкодер «Преобразователь сигналов...

Transformer: программа расчета маломощного (до 500 Вт) силового трансформатора на

Предлагаю начинающим очень простую программулину для расчета силовых трансформаторов. Автор...

Датагорская Ярмарка электроники v.2 открылась!

Уважаемые граждане Датагории и гости нашего кибер-города! После обновления открылась...
<
  • Гражданин
13 марта 2015 17:50

Владимир / vladimirm2

  • Регистрация: 5.01.2010
  • Публикаций: 14
  • Комментариев: 131
 
  • 0
Идея и реализация на столько глубокая и серьезная, что и не сразу ответишь! Все здорово и красиво, правильно! Можно спорить о мелочах, но здесь дело вкуса и индивидуальных предпочтений. Я вот о чем подумал. Управлять механически сложно; подрываться каждый раз и поправлять звук в тех или иных колонках сложно, да и раздражать будет. Фильмы, музыка и концерты записаны по разному и постоянно требуется регулировка громкости каналов.

Поставить процессор и управлять с пульта, теряем идеологию ламповости. Как выйти из этой ситуации? Может применить эл. приводные регуляторы громкости и ими управлять с пульта.

И спасибо за такой труд! Много чего интересного подчеркнул лично для себя! Супер! )

<
  • Гражданин
14 марта 2015 02:15

Павел / pavel_k

  • Регистрация: 30.07.2013
  • Публикаций: 7
  • Комментариев: 94
 
  • 0
Такой труд достоен уважения!
Избавится от фона в такой сложной и многоканальной системе действительно сложно!
Важно не только разомкнуть все петли заземления, но и экранировать
входные каскады от электро-магнитных полей трансформаторов и дросселей, которые стоят с двух сторон от платы усилителя.
По моему мнению, нужно продублировать медный экран металлическим-
медь не экранирует магнитные помехи, и постараться скомпоновать элементы так, чтобы входные лампы и гнёзда были подальше от блока питания.

<
  • Подписчик
14 марта 2015 08:55

Игорь / StalKer-NightMan

  • Регистрация: 15.03.2012
  • Публикаций: 1
  • Комментариев: 84
 
  • 0
Титанический труд!!! Весьма профессионально!!!

<
  • Гражданин
15 марта 2015 02:48

Дмитрий / Wishmaster

  • Регистрация: 1.05.2013
  • Публикаций: 14
  • Комментариев: 81
 
  • 0
Владимир, приводы дело очень сложное. Имел я дело с приводами радиопередатчиков с дистанционным управлением. За ними нужен глаз да глаз. Правильно выставить механический стопор, дабы избежать курьёзов с уничтожением потенциометра. В случае с многоканальной системой установка механики на потенциометры добавить огромных проблем, что в итоге будет легче самому подстроить систему вручную.
Павел, я так и сделал, входные лампы и гнёзда дальше всего расположены от блока питания. Помимо этого существует ещё куча граблей, которые я описал в статье. Представленный вам аппарат не фонит. Мною было потрачено огромное количество времени, чтобы развести все земляные петли и добиться такого результата.

<
  • Гражданин
16 марта 2015 12:19

Петр / p.maltsev

  • Регистрация: 21.10.2012
  • Публикаций: 1
  • Комментариев: 23
 
  • 0
Цитата: vladimirm2

Поставить процессор и управлять с пульта, теряем идеологию ламповости. Как выйти из этой ситуации?

Владимир, думаю, что в случае с многоканальным звуком - никак. Дискретные 5.1 каналы в любом случае получаем через процессор и регулировка уровней по каналам, времени задержки и т.п. им же большего вреда не принесет.
Дмитрий, поздравляю с трудовой победой. Пару слов какой используете источник видео/аудио?

<
  • Гражданин
22 марта 2015 23:42

Дмитрий / Wishmaster

  • Регистрация: 1.05.2013
  • Публикаций: 14
  • Комментариев: 81
 
  • +2
Петр, на данный момент эта система мною модифицирована под отдельное включение двухтактных и однотактных каналов. Это решение было принято мною для подключения к паре двухтакных выходов винилового проигрывателя и, при этом, три однотакта не ели бы в пустую рубль. Ну, а при работе системы "на полную мощь" подключаю к нему компьютер и смотрю фильмы, при этом подключаюсь вторым монитором к монитору, который на фото в шапке темы.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.