Три канала готовы, дело осталось за малым – сделать сабвуфер, корпус. Плёвое дело, как оказалось, месяца на три. Во второй части статьи я расскажу о многочисленных «граблях», встать на которые после прочтения, я надеюсь, не доведётся ни кому при попытке повторить подобный усилитель.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Фронтальные каналы
Начну с двух фронтальных каналов на двухтактных схемах. В качестве фазоинвертора выступает лампа ECC83S и две лампы 6П14П в оконечном каскаде. Накалы ламп питаются постоянным током (подробное описание схемы смотрите в первой части статьи). Один выпрямитель накала для пары ECC83S и два — для двух пар 6П14П. Анодное питание для каждого канала реализовано от отдельных выпрямителей (описание схемы также ищите в первой части статьи, не буду останавливаться два раза на одном и том же).Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Для достижения максимально комфортного уровня нелинейности я решил с особым пристрастием подойти к подбору элементной базы. Все конденсаторы использовал качественные – WIMA. Межкаскадные ёмкости C53 и C52 подобрал с разбросом около 1%.
Пары резисторов R46-R48, R47-R49, R39-R42, R43-R45 подбирал с разбросом менее 1%. Прецизионных резисторов в Пензенских магазинах радиодеталей не водится, поэтому взял с собой цифровой мультиметр и выбирал пары MF-резисторов собственноручно из россыпи.
Про подбор ламп 6П14П также не забыл и выбрал из своих запасов 2 пары (методик отбора в интернете не мало). Если лампы 6П14П не новые, то установка резисторов R47 и R49 сопротивлением 470K может привести к саморазогреву. Для контроля нужно включить амперметр в цепь катода и контролировать ток. В случае выявления склонности лампы к саморазогреву, стоит уменьшить номинал до 220K, или заменить лампу на более свежую.
Не забыл и про симметрию ламп, используемых в качестве фазоинверторов. Мною использованные Словацкие лампы ECC83S от JJ сами по себе отличаются симметрией триодов, но в запасе имеется лампа 12AX7 от Mesa Boogie, которую я держу в качестве эталона, по которому провожу сравнительные прослушивания (разбаланс симметрии триодов у неё около 1%).
Как показала практика, лишь одна из 8 приобретённых ламп ECC83S показала уловимое отличие в звучании не в лучшую сторону. В случае использования ламп 12AX7 в качестве фазоинвертора от SOVTEK или Elektro Harmonix, стоит приобретать лампы, специально отобранные по симметрии триодов.
Выходные трансформаторы не мотал, а просто пошёл и купил пару трансформаторов ТП-135-15 ТВ-3-10. Пенза – это «логово Ерасова», поэтому найти любую фурнитуру и электронные компоненты для ламповых усилителей не составляет труда, вопрос только в деньгах.
↑ Разводка земли
На этом я хочу заострить особое внимание. С землёй я сильно накололся с самого начала, из-за чего пришлось заново разводить платы и вести монтаж.Основа лежит в схемотехнике многоканальных звуковых карт. Они имеет N звуковых каналов и одну общую землю. Проводка трёх стереофонических аудио кабелей, с земляной парой в каждом, приведёт к созданию земляной петли, итогом чего станут наводки различной степени тяжести.
Чтобы этого избежать, я принял следующие меры:
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Кабели я использовал тоже самодельные: 3,5 стерео на 6,3 стерео. Земля у всех кабелей изолируется кроме одной, которая, соединяется с гнездом двухтактного входа. Только так и никак иначе. Изначально я тестировал однотактные и двухтактные каналы с подключением их к разным источником сигнала, всё было прекрасно, никаких наводок, но стоило подключить всё к выходам звуковой карты, которая по сути один источник, начался «мрак» в виде гудения. Пришлось вернуться к истокам и провести мероприятия, что описаны выше.
Регулировку входных уровней сигнала решил развести на два потенциометра, чисто из соображений эстетического оформления передней панели корпуса. Итого имеем 5 входных гнёзд и 4 потенциометра.
↑ Настало время заняться корпусом
Платы готовы и отстроены, время всё собрать в корпус, создание которого я оставил напоследок. Нарисовал для себя схему-макет расположения плат, трансформаторов и дросселей, от которой впоследствии отталкивался. Справа решил расположить пару анодных и один накальный трансформатор. Чуть левее медный экран с отверстиями для проводов питания. Далее две платы, выше которых установлены выходные трансформаторы. Слева три дросселя Д-47. Пары трансформаторов и дросселей закрепить один на другой при помощи болтов.Готовый корпус состоит из нижнего основания и верхней крышки. Крышку сделал из 3 кусков железа, согнутых и приваренных друг к другу точечной сваркой.
После участки сварки зашлифовал до ровной поверхности. Сверху в крышке вырезал прямоугольное отверстие для охлаждения, которое впоследствии закрыл сетчатой крышкой. Сверху прикрутил две хромированные ручки для удобства переноски этой бандуры.
Основание так же сделал из куска железа и прикрутил по краям алюминиевые уголки, для крепления крышки. Участок установки накальных и анодных трансформаторов отделил от плат медным экраном, который рассчитан так, чтобы вплотную прилегал к верхней крышке при установке.
Платы крепятся к основанию по средствам болтовых штифтов (по три штифта на каждую плату). В самих платах под штифты сделал линейные отверстия так, чтобы плата свободно перемещалась относительно основания по оси Y на 4-5 см. Получается, что плата подвешена над основанием на этих самых штифтах.
На переднюю панель решил прикрутить лист алюминия, на котором предполагалось выгравировать надписи и участки сверления для большей точности. Метод химической гравировки я подробно описал в своей статье Gold Tubes и заострять на этом внимание здесь не буду.
Корпус покрасил в чёрный цвет акриловой матовой краской, переднюю панель так же покрасил в чёрный цвет, но уже глянцевой акриловой краской.
Выгравированные участки залил белой алкидной краской с помощью кисти. Процесс заливки довольно сложны и требует предварительной тренировки работы с кистью. Для этих целей у меня есть кусочек алюминия с выгравированным словом POWER. Заливаю буквы до тех пор, пока не перестану выходить за границы, после тренировки кладу в уайт-спирит или спирт на несколько минут, в зависимости от используемой краски, после чего стираю и убираю до следующей тренировки.
На задней панели установил:
— выключатель питания со светодиодной индикацией,
— гнездо питания,
— гнездо предохранителя,
— зажим заземления,
— 5 пар зажимов для подключения акустики.
Третий контакт сетевого гнезда соединён с корпусом, но я решил перестраховаться от случаев работы системы от незаземлённых розеток, и прикрутил зажим заземления.
Платы установил на штифты
и отрегулировал по высоте с помощью гаек.
Поставил крышку, и через верхнее прямоугольное отверстие охлаждения сдвинул платы в отверстия. Закрепил потенциометры гайками, а входы хромированными втулками. Прикрутил верхнюю сетку, ручки на потенциометры и всё готово.
Собрать подобный 5 канальный усилитель на лампах довольно трудоёмкий процесс, требующий просто прорву свободного времени, но, для меня это того стоило. Я думаю, что мало кто захочет повторить подобное в полном объёме, но взять из моего проекта отдельно схему однотактника или двухтактника проще простого.
Подбор акустики для этой системы стал особой проблемой и влетел мне в копеечку. Абы-какие колонки покупать не хотелось. Рекламировать ничего не буду, а просто скажу, что приобрёл две трёхполосные «колонки-башни» для пары двухтактных выходов сопротивлением 8 Ом и трёхполосную колонку для центрального канала сопротивлением 4 Ома. На этом мой карман опустел и для пары тыловых выходов я использовал двухполосные колонки от магнитофона SONY.
Я очень доволен проделанной работой. Было трудно, даже был момент, когда я хотел забросить проект после неудачной разводки земли, но всё же нашёл в себе силы довести до конца. Теперь получаю удовольствие от просмотра фильмов с применением собственноручно собранного усилителя системы 5.1.
Канал сабвуфера в корпус решил не встраивать ввиду громоздкости конструкции. Да и сделать нормальный сабвуфер столько на лампах, по моему мнению, не целесообразно. Создание активного фильтра требует четырёх ламп 12AX7 и более. Про выходные лампы вообще молчу. Для нормального сабвуфера нужна схема не менее двухтактника на 6П3С или однотактника на ГУ-19, ГУ-50.
↑ Файлы
🎁Sistema-5.1-5-kanalov.zip 147.74 Kb ⇣ 103🎁Shema.zip 52.28 Kb ⇣ 87
Оконечник на 6П3С у меня уже имеется. Остаётся сделать активный фильтр для сабвуфера, о котором я расскажу в следующей статье. А так же выложу видеоролик тестирования системы.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.