» » » Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

 
 
 

Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 2

Разместил Wishmaster 13 марта 2015. Просмотров: 17 288

6

Три канала готовы, дело осталось за малым – сделать сабвуфер, корпус. Плёвое дело, как оказалось, месяца на три. Во второй части статьи я расскажу о многочисленных «граблях», встать на которые после прочтения, я надеюсь, не доведётся ни кому при попытке повторить подобный усилитель.

Фронтальные каналы

Начну с двух фронтальных каналов на двухтактных схемах. В качестве фазоинвертора выступает лампа ECC83S и две лампы 6П14П в оконечном каскаде. Накалы ламп питаются постоянным током (подробное описание схемы смотрите в первой части статьи). Один выпрямитель накала для пары ECC83S и два — для двух пар 6П14П. Анодное питание для каждого канала реализовано от отдельных выпрямителей (описание схемы также ищите в первой части статьи, не буду останавливаться два раза на одном и том же).
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Для достижения максимально комфортного уровня нелинейности я решил с особым пристрастием подойти к подбору элементной базы. Все конденсаторы использовал качественные – WIMA. Межкаскадные ёмкости C53 и C52 подобрал с разбросом около 1%.

Пары резисторов R46-R48, R47-R49, R39-R42, R43-R45 подбирал с разбросом менее 1%. Прецизионных резисторов в Пензенских магазинах радиодеталей не водится, поэтому взял с собой цифровой мультиметр и выбирал пары MF-резисторов собственноручно из россыпи.

Про подбор ламп 6П14П также не забыл и выбрал из своих запасов 2 пары (методик отбора в интернете не мало). Если лампы 6П14П не новые, то установка резисторов R47 и R49 сопротивлением 470K может привести к саморазогреву. Для контроля нужно включить амперметр в цепь катода и контролировать ток. В случае выявления склонности лампы к саморазогреву, стоит уменьшить номинал до 220K, или заменить лампу на более свежую.

Не забыл и про симметрию ламп, используемых в качестве фазоинверторов. Мною использованные Словацкие лампы ECC83S от JJ сами по себе отличаются симметрией триодов, но в запасе имеется лампа 12AX7 от Mesa Boogie, которую я держу в качестве эталона, по которому провожу сравнительные прослушивания (разбаланс симметрии триодов у неё около 1%).

Как показала практика, лишь одна из 8 приобретённых ламп ECC83S показала уловимое отличие в звучании не в лучшую сторону. В случае использования ламп 12AX7 в качестве фазоинвертора от SOVTEK или Elektro Harmonix, стоит приобретать лампы, специально отобранные по симметрии триодов.

Выходные трансформаторы не мотал, а просто пошёл и купил пару трансформаторов ТП-135-15 ТВ-3-10. Пенза – это «логово Ерасова», поэтому найти любую фурнитуру и электронные компоненты для ламповых усилителей не составляет труда, вопрос только в деньгах.

Разводка земли

На этом я хочу заострить особое внимание. С землёй я сильно накололся с самого начала, из-за чего пришлось заново разводить платы и вести монтаж.

Основа лежит в схемотехнике многоканальных звуковых карт. Они имеет N звуковых каналов и одну общую землю. Проводка трёх стереофонических аудио кабелей, с земляной парой в каждом, приведёт к созданию земляной петли, итогом чего станут наводки различной степени тяжести.

Чтобы этого избежать, я принял следующие меры:
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Кабели я использовал тоже самодельные: 3,5 стерео на 6,3 стерео. Земля у всех кабелей изолируется кроме одной, которая, соединяется с гнездом двухтактного входа. Только так и никак иначе. Изначально я тестировал однотактные и двухтактные каналы с подключением их к разным источником сигнала, всё было прекрасно, никаких наводок, но стоило подключить всё к выходам звуковой карты, которая по сути один источник, начался «мрак» в виде гудения. Пришлось вернуться к истокам и провести мероприятия, что описаны выше.

Регулировку входных уровней сигнала решил развести на два потенциометра, чисто из соображений эстетического оформления передней панели корпуса. Итого имеем 5 входных гнёзд и 4 потенциометра.

Настало время заняться корпусом

Платы готовы и отстроены, время всё собрать в корпус, создание которого я оставил напоследок. Нарисовал для себя схему-макет расположения плат, трансформаторов и дросселей, от которой впоследствии отталкивался. Справа решил расположить пару анодных и один накальный трансформатор. Чуть левее медный экран с отверстиями для проводов питания. Далее две платы, выше которых установлены выходные трансформаторы. Слева три дросселя Д-47. Пары трансформаторов и дросселей закрепить один на другой при помощи болтов.

Готовый корпус состоит из нижнего основания и верхней крышки. Крышку сделал из 3 кусков железа, согнутых и приваренных друг к другу точечной сваркой.

После участки сварки зашлифовал до ровной поверхности. Сверху в крышке вырезал прямоугольное отверстие для охлаждения, которое впоследствии закрыл сетчатой крышкой. Сверху прикрутил две хромированные ручки для удобства переноски этой бандуры.

Основание так же сделал из куска железа и прикрутил по краям алюминиевые уголки, для крепления крышки. Участок установки накальных и анодных трансформаторов отделил от плат медным экраном, который рассчитан так, чтобы вплотную прилегал к верхней крышке при установке.

Платы крепятся к основанию по средствам болтовых штифтов (по три штифта на каждую плату). В самих платах под штифты сделал линейные отверстия так, чтобы плата свободно перемещалась относительно основания по оси Y на 4-5 см. Получается, что плата подвешена над основанием на этих самых штифтах.

На переднюю панель решил прикрутить лист алюминия, на котором предполагалось выгравировать надписи и участки сверления для большей точности. Метод химической гравировки я подробно описал в своей статье Gold Tubes и заострять на этом внимание здесь не буду.

Корпус покрасил в чёрный цвет акриловой матовой краской, переднюю панель так же покрасил в чёрный цвет, но уже глянцевой акриловой краской.

Выгравированные участки залил белой алкидной краской с помощью кисти. Процесс заливки довольно сложны и требует предварительной тренировки работы с кистью. Для этих целей у меня есть кусочек алюминия с выгравированным словом POWER. Заливаю буквы до тех пор, пока не перестану выходить за границы, после тренировки кладу в уайт-спирит или спирт на несколько минут, в зависимости от используемой краски, после чего стираю и убираю до следующей тренировки.

На задней панели установил:
 — выключатель питания со светодиодной индикацией,
 — гнездо питания,
 — гнездо предохранителя,
 — зажим заземления,
 — 5 пар зажимов для подключения акустики.

Третий контакт сетевого гнезда соединён с корпусом, но я решил перестраховаться от случаев работы системы от незаземлённых розеток, и прикрутил зажим заземления.


Платы установил на штифты

и отрегулировал по высоте с помощью гаек.

Поставил крышку, и через верхнее прямоугольное отверстие охлаждения сдвинул платы в отверстия. Закрепил потенциометры гайками, а входы хромированными втулками. Прикрутил верхнюю сетку, ручки на потенциометры и всё готово.

Собрать подобный 5 канальный усилитель на лампах довольно трудоёмкий процесс, требующий просто прорву свободного времени, но, для меня это того стоило. Я думаю, что мало кто захочет повторить подобное в полном объёме, но взять из моего проекта отдельно схему однотактника или двухтактника проще простого.

Подбор акустики для этой системы стал особой проблемой и влетел мне в копеечку. Абы-какие колонки покупать не хотелось. Рекламировать ничего не буду, а просто скажу, что приобрёл две трёхполосные «колонки-башни» для пары двухтактных выходов сопротивлением 8 Ом и трёхполосную колонку для центрального канала сопротивлением 4 Ома. На этом мой карман опустел и для пары тыловых выходов я использовал двухполосные колонки от магнитофона SONY.

Я очень доволен проделанной работой. Было трудно, даже был момент, когда я хотел забросить проект после неудачной разводки земли, но всё же нашёл в себе силы довести до конца. Теперь получаю удовольствие от просмотра фильмов с применением собственноручно собранного усилителя системы 5.1.

Канал сабвуфера в корпус решил не встраивать ввиду громоздкости конструкции. Да и сделать нормальный сабвуфер столько на лампах, по моему мнению, не целесообразно. Создание активного фильтра требует четырёх ламп 12AX7 и более. Про выходные лампы вообще молчу. Для нормального сабвуфера нужна схема не менее двухтактника на 6П3С или однотактника на ГУ-19, ГУ-50.

Файлы

Sistema-5.1-5-kanalov.zip | Файл 147,74 Kb загружен 57 раз.
Shema.zip | Файл 52,28 Kb загружен 48 раз.

Оконечник на 6П3С у меня уже имеется. Остаётся сделать активный фильтр для сабвуфера, о котором я расскажу в следующей статье. А так же выложу видеоролик тестирования системы.

Спасибо за внимание!
Дмитрий (Wishmaster)
Пенза
Профиль Wishmaster
27 лет. Инженер-электронщик. Ранее состоял в нескольких рок и металл группах. Люблю собирать ламповые усилители.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 81

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Вторая жизнь лампового радиоприемника Philips 592LN (Голландия, 1947). Часть 2

Сегодня я хочу поделиться с вами, уважаемые датагорцы, как в своем радиоприемнике Philips 592LN...

Многоканальный 5.1 ламповый усилитель. Часть 1

Однажды, морозным декабрьским вечером, на меня напала скука, хотелось паять схемы, вытравливать...

Ламповый пятиполосный графический эквалайзер в слим-корпусе, 6Н2П+6Н1П

Более пяти лет работает у меня дома ламповый усилитель — двухтактник на 6П14П (смотри мою статью...

Сделай сам простой ламповый усилитель для комбика на 6П14П. Полная версия

Ламповый усилитель на 6П14П для комбика и просто для души. Просто захотелось сделать… С...

Тонкий блин - не комом. Двухтактник на 6П14П

Мотивом для создания этого усилителя послужил … транформатор. Нашел у себя в гаражных запасах...

Усилитель на двух лампах 6П44С в параллель мощностью 10 Ватт

Вступление После создания однотактника на сдвоенных 6П14П (см. статью на Датагоре Усилитель на двух...

УМЗЧ с компенсацией нелинейности, 160 Вт (Римейк по В. Королю)

Этой разработке почти 20 лет. Но она вовсе не потеряла своей актуальности. Автор базовой схемы В....

Ламповый гитарный усилитель 40 ватт. 6П3С + 6Н2П

Вот хочу рассказать о моем опыте изготовления усилителя для гитарного комбика. К сожалению фоток...

УМЗЧ класс "А". С лампами, но не ламповый!

Если посмотреть на фото этого усилителя, то первое, что приходит в голову: «Очередной гибридник с...

Радиолюбителям: полезные схемы. Книга 2. Шелестов И.П.

Радиолюбителям: полезные схемы. Книга 2. Шелестов И.П. Издательство: СОЛОН Год: 1998 Страниц: 220...

Микроконтроллеры AVR в радиолюбительской практике. А. В. Белов

А. В. Белов Микроконтроллеры AVR в радиолюбительской практике Данная книга представляет собой...

Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты. Г.С. Гендин

Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты. Г.С. Гендин, МРБ, 2-е издание дополненное,...
<
  • Гражданин
13 марта 2015 17:50

Владимир / vladimirm2

  • С нами с 5.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 131 комментарий
  • 14 публикаций
 
  • 0
Идея и реализация на столько глубокая и серьезная, что и не сразу ответишь! Все здорово и красиво, правильно! Можно спорить о мелочах, но здесь дело вкуса и индивидуальных предпочтений. Я вот о чем подумал. Управлять механически сложно; подрываться каждый раз и поправлять звук в тех или иных колонках сложно, да и раздражать будет. Фильмы, музыка и концерты записаны по разному и постоянно требуется регулировка громкости каналов.

Поставить процессор и управлять с пульта, теряем идеологию ламповости. Как выйти из этой ситуации? Может применить эл. приводные регуляторы громкости и ими управлять с пульта.

И спасибо за такой труд! Много чего интересного подчеркнул лично для себя! Супер! )

<
  • Гражданин
14 марта 2015 02:15

Павел / pavel_k

  • С нами с 30.07.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 94 комментария
  • 7 публикаций
 
  • 0
Такой труд достоен уважения!
Избавится от фона в такой сложной и многоканальной системе действительно сложно!
Важно не только разомкнуть все петли заземления, но и экранировать
входные каскады от электро-магнитных полей трансформаторов и дросселей, которые стоят с двух сторон от платы усилителя.
По моему мнению, нужно продублировать медный экран металлическим-
медь не экранирует магнитные помехи, и постараться скомпоновать элементы так, чтобы входные лампы и гнёзда были подальше от блока питания.

<
  • Подписчик
14 марта 2015 08:55

Игорь / StalKer-NightMan

  • С нами с 15.03.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 86 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
Титанический труд!!! Весьма профессионально!!!

<
  • Гражданин
15 марта 2015 02:48

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 83 комментария
  • 14 публикаций
 
  • 0
Владимир, приводы дело очень сложное. Имел я дело с приводами радиопередатчиков с дистанционным управлением. За ними нужен глаз да глаз. Правильно выставить механический стопор, дабы избежать курьёзов с уничтожением потенциометра. В случае с многоканальной системой установка механики на потенциометры добавить огромных проблем, что в итоге будет легче самому подстроить систему вручную.
Павел, я так и сделал, входные лампы и гнёзда дальше всего расположены от блока питания. Помимо этого существует ещё куча граблей, которые я описал в статье. Представленный вам аппарат не фонит. Мною было потрачено огромное количество времени, чтобы развести все земляные петли и добиться такого результата.

<
  • Гражданин
16 марта 2015 12:19

Петр / p.maltsev

  • С нами с 21.10.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 23 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Цитата: vladimirm2

Поставить процессор и управлять с пульта, теряем идеологию ламповости. Как выйти из этой ситуации?

Владимир, думаю, что в случае с многоканальным звуком - никак. Дискретные 5.1 каналы в любом случае получаем через процессор и регулировка уровней по каналам, времени задержки и т.п. им же большего вреда не принесет.
Дмитрий, поздравляю с трудовой победой. Пару слов какой используете источник видео/аудио?

<
  • Гражданин
22 марта 2015 23:42

Дмитрий / Wishmaster

  • С нами с 1.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 83 комментария
  • 14 публикаций
 
  • +2
Петр, на данный момент эта система мною модифицирована под отдельное включение двухтактных и однотактных каналов. Это решение было принято мною для подключения к паре двухтакных выходов винилового проигрывателя и, при этом, три однотакта не ели бы в пустую рубль. Ну, а при работе системы "на полную мощь" подключаю к нему компьютер и смотрю фильмы, при этом подключаюсь вторым монитором к монитору, который на фото в шапке темы.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.