В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой
 
 
 
 

Знакомство с эффектом хоруса на примере гитарной педали "Sound JS Stereo Chorus CE-5"

📆19 ноября 2014   ✒️Vitaliy75   🔎27.178   💬9  

Из множества звуковых эффектов, использующихся гитаристами для обработки звука электрогитары, можно выделить в отдельную группу модулирующие эффекты. Сюда можно отнести такие эффекты, как хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato). Из этого перечня, пожалуй, наиболее распространённым и популярным является хорус. Он может применяться для обработки как чистого, так и «перегруженного» звука электрогитары, а также для обработки звука бас-гитары, клавишных, вокала.

Что же это за эффект? Познакомимся с ним поближе.

Принцип работы хоруса

Хорус (Chorus) - это эффект, позволяющий из звучания одного инструмента получить сразу звучание нескольких. Другими словами, хорус имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов.

Ни у кого, вероятно, нет сомнений в том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение. При прослушивании хора голосов, или инструментов, исполняющих одну и ту же мелодию, можно заметить, что как бы исполнители не старались, абсолютно синхронного звучания им получить не удаётся из-за незначительных расхождений в темпе, а также тембре и высоте звука.

Но именно благодаря этому обстоятельству обогащается спектр звука. Звучание становится объёмным и сочным.
Искусственно (схемотехнически) эффект хоруса реализуется следующим образом. Входной сигнал разделяется на два независимых сигнала. Один из них остаётся без изменений, а другой поступает на линию задержки, где осуществляется его задержка на 20-30 мс. Также в схеме есть генератор низких частот, который осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Генератор вырабатывает колебания определённой формы, частотой от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.

Устройства, реализующие хорус-эффект, могут быть цифровыми и аналоговыми. Цифровые устройства более современны, технологичны. Они позволяют реализовать множество алгоритмов обработки, обычно имеют больше разных регулировок, чем аналоговые, соответственно больше вариаций звучания. Аналоговые хорусы построены на аналоговых линиях задержки и отличаются более «тёплым», естественным звуком.

В стерео-хорусе «пространственное» звучание обычно получают разнесением сигнала по фазе в обоих каналах на 90 градусов. Другой вариант: в одном канале чистый сигнал, во втором - обработанный. Этот вариант на мой взгляд (точнее, слух) хуже первого.

Основные регулировки хоруса:
- Глубина (depth) — регулировка глубины модуляции.
- Скорость (speed, rate) — регулировка частоты модуляции.
Могут быть также регуляторы тембра (tone, filter, eq) и уровня эффекта (e. level), либо баланса чистого и обработанного сигналов (balance, mix).
В цепочке эффектов электрогитары хорус, как правило, включается после педалей перегруза, но перед педалями дилея и (или) ревербератора.

Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса

Давайте теперь заглянем внутрь одного, теперь уже раритетного, аналогового хоруса и послушаем, как он звучит.

Этот стерео-хорус, обладателем которого я являюсь, ещё в начале 90-х годов прошлого века выпускала одна фирма - Sound JS. Производство было налажено на Украине, в Херсоне. Фирма эта выпускала также много других педалей эффектов, скопированных с педалей фирмы Boss.

Даже размеры корпуса они содрали один к одному, но схемы были собраны на отечественных деталях. Не исключение и этот хорус. Посмотрим и сравним его электрическую схему со схемой педали Boss CE-2 Chorus.




Согласитесь, что схемы очень похожи. Принцип работы одинаковый (смотрите выше). Отличия, в основном - в элементной базе. Педаль Sound JS собрана на отечественных микросхемах - микромощных ОУ К140УД1208 и аналоговой линии задержки КА528БР2. Преимуществом её схемы по сравнению со схемой педали Boss, является вход на полевом транзисторе и наличие стерео выхода.

Байпас у обоих педалей «горячий» - на электронных ключах. Также обе они имеют в наличии всего два регулятора - RATE и DEPTH, которых вполне хватает для настройки различных вариантов звука.

Ток потребления очень мал: 3,5 мА в байпасе и 4,5 мА при включенном эффекте (измерения проводил для стерео-хоруса Sound JS).

Сравнить звучание обеих педалей не было возможности, но я сравнивал Sound JS с цифровой педалью Boss CE-5 Chorus Ensemble. Разница в звуке явно слышна. Каждый из хорусов по-своему хорош. Но на мой слух, по многим критериям, таким, например, как чистота, естественность звука, пространственность стерео, аналог лучше цифры.
Да, забыл сказать, что я немного модернизировал свою педаль.

Схему я не изменял, а только перепаял некоторые конденсаторы. Советскую керамику (красные флажки) поменял на импортную. Вместо электролитов 1 мкФ впаял плёночные конденсаторы, а все остальные электролиты также поменял на импортные. Ещё мне пришлось хорошо пропаять все проблемные (холодные) пайки, в частности гнёзда, так как достало уже периодическое шуршание и пропадание сигнала при малейшем касании джека.
Схема собрана на двух платах, соединённых шлейфами. Вот их фотографии до модернизации:



... и после:



Вид внутри после сборки:


Не забываем подложить изолирующую прокладку, чтобы не замкнуть дорожки на корпус. Закрываем нижнюю крышку:


Семплы

В цепи только один хорус. В начале каждого семпла несколько секунд чистого сигнала (байпас) для сравнения.

1. Оба регулятора - в минимальном положении. В этом режиме педаль можно использовать, как зффект псевдо-стерео. Эффекта хоруса как такового нет.


2. RATE остаётся на минимуме, а DEPTH постепенно вывожу на максимум (увеличиваю глубину).


3. Теперь DEPTH ставлю посредине (на 12 часов), а RATE кручу от минимума к максимуму (увеличиваю скорость, или частоту модуляции).


4. Ставлю оба регулятора на максимум. Звук, конечно, становится противно-плавающим, но на практике при таких настройках его никто и не использует. Затем DEPTH остаётся на максимуме, а RATE постепенно уменьшаю (где-то до 9 часов), соответственно звучание становится более приятным для слуха.


5. В заключение я записал отрывок из одной известной композиции. Партия гитары записана только с использованием хоруса (настройки - оба регулятора на 12 часов). Партия соло: перед хорусом включил Boss MT-2 металзон (настройки хоруса - RATE на 10 часов, DEPTH на 2 часа) и добавил чуть-чуть программного дилея.


Итого

Лично мой вывод таков: при грамотной настройке данный хорус звучит очень даже достойно, несмотря на то, что собран на отечественных радиодеталях. При желании можно найти недорого б/у и довести до ума, а ещё лучше - попробовать собрать самому. Рекомендую!

Файлы

🎁Sound-JS-Stereo-Chorus-CE-5.zip  37.55 Kb ⇣ 123

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.




 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 52 читателя.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья 3D SOUND = ОБЪЁМНЫЙ ЗВУК... Интересная статья на тему "звук вокруг" . История, аппаратура, программное обеспечение,...
Схема на Датагоре. Новая статья Модули микшерного пульта. Мартиньяк Ф.... Мартиньяк Филлип. Модули микшерного пульта. Перевод с фр. — М. ДМК-Пресс, 2002г. 144 с; ил. В...
Схема на Датагоре. Новая статья Звукоинженерия. Вступительное слово... Я думаю, что многие из нас, хоть однажды, прослушивая любимых исполнителей, мечтали сами...
Схема на Датагоре. Новая статья Whitney Houston - I Will Always Love You... Клип и слова песни есть. Споём? If I should stay I would only be in your way So I'll go, but...
Схема на Датагоре. Новая статья Новая программа от SRS Labs - Audio SandBox... SRS Labs выпустила программу Audio Sandbox 1.6.3.0, которая может стать реальным конкурентом Dolby...
Схема на Датагоре. Новая статья Не все сабвуферы одинаково полезны!... Если вы замечаете присутствие сабвуфера, это значит, что либо он работает на слишком высоком уровне...
Схема на Датагоре. Новая статья Ноутбук + внешний ЦАП. Компьютер - лучший друг аудиофила... Реальное улучшение звучания системы на основе компьютера и програмного апсамплинга. Идея...
Схема на Датагоре. Новая статья Умощнение БП усилителя Одисей-002... Лет десять назад умощнял блок питания (БП) усилителя Одисей-002. Вместо заводского трансформатора...
Схема на Датагоре. Новая статья Моделирование звучания гитарных примочек в Proteus. Как сделать и прослушать педаль эффектов без паяльника... Привет, друзья! Вероятно, каждый хоть разок да провел ночь с паяльником в руках среди клубов...
Схема на Датагоре. Новая статья Когда менять радиолампы в усилителе?... Я собрал и отремонтировал большое количество ламповой аппаратуры — тут и усилители и предусилители...
Схема на Датагоре. Новая статья Твик СД чейнджера Kenwood DPF-R3030. Работа над ошибками... В моей статье "Твик СД чейнджера Kenwood DPF-R3030" рассказывалось об установке...
Схема на Датагоре. Новая статья В помощь радиолюбителю. Выпуск 9: Информационный обзор для радиолюбителей.... В помощь радиолюбителю. Выпуск 9: Информационный обзор для радиолюбителей. Автор: Сост. Никитин...
 

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

<
Читатель Датагора

IVS

<
Читатель Датагора

taseg

<
Читатель Датагора

Vitaliy75

<
Читатель Датагора

IVS

<
Читатель Датагора

Vitaliy75

<
Читатель Датагора

IVS

<
Читатель Датагора

CodyDog

<
Читатель Датагора

ggnnoomm

<
Читатель Датагора

Vitaliy75

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте дружелюбны, соблюдайте правила!

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
 
 
В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой