Из множества звуковых эффектов, использующихся гитаристами для обработки звука электрогитары, можно выделить в отдельную группу модулирующие эффекты. Сюда можно отнести такие эффекты, как хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato). Из этого перечня, пожалуй, наиболее распространённым и популярным является хорус. Он может применяться для обработки как чистого, так и «перегруженного» звука электрогитары, а также для обработки звука бас-гитары, клавишных, вокала.
Что же это за эффект? Познакомимся с ним поближе.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Принцип работы хоруса
Хорус (Chorus) - это эффект, позволяющий из звучания одного инструмента получить сразу звучание нескольких. Другими словами, хорус имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов.Ни у кого, вероятно, нет сомнений в том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение. При прослушивании хора голосов, или инструментов, исполняющих одну и ту же мелодию, можно заметить, что как бы исполнители не старались, абсолютно синхронного звучания им получить не удаётся из-за незначительных расхождений в темпе, а также тембре и высоте звука.
Но именно благодаря этому обстоятельству обогащается спектр звука. Звучание становится объёмным и сочным.
Искусственно (схемотехнически) эффект хоруса реализуется следующим образом. Входной сигнал разделяется на два независимых сигнала. Один из них остаётся без изменений, а другой поступает на линию задержки, где осуществляется его задержка на 20-30 мс. Также в схеме есть генератор низких частот, который осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Генератор вырабатывает колебания определённой формы, частотой от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.
Устройства, реализующие хорус-эффект, могут быть цифровыми и аналоговыми. Цифровые устройства более современны, технологичны. Они позволяют реализовать множество алгоритмов обработки, обычно имеют больше разных регулировок, чем аналоговые, соответственно больше вариаций звучания. Аналоговые хорусы построены на аналоговых линиях задержки и отличаются более «тёплым», естественным звуком.
В стерео-хорусе «пространственное» звучание обычно получают разнесением сигнала по фазе в обоих каналах на 90 градусов. Другой вариант: в одном канале чистый сигнал, во втором - обработанный. Этот вариант на мой взгляд (точнее, слух) хуже первого.
Основные регулировки хоруса:
- Глубина (depth) — регулировка глубины модуляции.
- Скорость (speed, rate) — регулировка частоты модуляции.
Могут быть также регуляторы тембра (tone, filter, eq) и уровня эффекта (e. level), либо баланса чистого и обработанного сигналов (balance, mix).
В цепочке эффектов электрогитары хорус, как правило, включается после педалей перегруза, но перед педалями дилея и (или) ревербератора.
↑ Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса
Давайте теперь заглянем внутрь одного, теперь уже раритетного, аналогового хоруса и послушаем, как он звучит.Этот стерео-хорус, обладателем которого я являюсь, ещё в начале 90-х годов прошлого века выпускала одна фирма - Sound JS. Производство было налажено на Украине, в Херсоне. Фирма эта выпускала также много других педалей эффектов, скопированных с педалей фирмы Boss.
Даже размеры корпуса они содрали один к одному, но схемы были собраны на отечественных деталях. Не исключение и этот хорус. Посмотрим и сравним его электрическую схему со схемой педали Boss CE-2 Chorus.
Согласитесь, что схемы очень похожи. Принцип работы одинаковый (смотрите выше). Отличия, в основном - в элементной базе. Педаль Sound JS собрана на отечественных микросхемах - микромощных ОУ К140УД1208 и аналоговой линии задержки КА528БР2. Преимуществом её схемы по сравнению со схемой педали Boss, является вход на полевом транзисторе и наличие стерео выхода.
Байпас у обоих педалей «горячий» - на электронных ключах. Также обе они имеют в наличии всего два регулятора - RATE и DEPTH, которых вполне хватает для настройки различных вариантов звука.
Ток потребления очень мал: 3,5 мА в байпасе и 4,5 мА при включенном эффекте (измерения проводил для стерео-хоруса Sound JS).
Сравнить звучание обеих педалей не было возможности, но я сравнивал Sound JS с цифровой педалью Boss CE-5 Chorus Ensemble. Разница в звуке явно слышна. Каждый из хорусов по-своему хорош. Но на мой слух, по многим критериям, таким, например, как чистота, естественность звука, пространственность стерео, аналог лучше цифры.
Да, забыл сказать, что я немного модернизировал свою педаль.
Схему я не изменял, а только перепаял некоторые конденсаторы. Советскую керамику (красные флажки) поменял на импортную. Вместо электролитов 1 мкФ впаял плёночные конденсаторы, а все остальные электролиты также поменял на импортные. Ещё мне пришлось хорошо пропаять все проблемные (холодные) пайки, в частности гнёзда, так как достало уже периодическое шуршание и пропадание сигнала при малейшем касании джека.
Схема собрана на двух платах, соединённых шлейфами. Вот их фотографии до модернизации:
... и после:
Вид внутри после сборки:
Не забываем подложить изолирующую прокладку, чтобы не замкнуть дорожки на корпус. Закрываем нижнюю крышку:
↑ Семплы
В цепи только один хорус. В начале каждого семпла несколько секунд чистого сигнала (байпас) для сравнения.1. Оба регулятора - в минимальном положении. В этом режиме педаль можно использовать, как зффект псевдо-стерео. Эффекта хоруса как такового нет.
2. RATE остаётся на минимуме, а DEPTH постепенно вывожу на максимум (увеличиваю глубину).
3. Теперь DEPTH ставлю посредине (на 12 часов), а RATE кручу от минимума к максимуму (увеличиваю скорость, или частоту модуляции).
4. Ставлю оба регулятора на максимум. Звук, конечно, становится противно-плавающим, но на практике при таких настройках его никто и не использует. Затем DEPTH остаётся на максимуме, а RATE постепенно уменьшаю (где-то до 9 часов), соответственно звучание становится более приятным для слуха.
5. В заключение я записал отрывок из одной известной композиции. Партия гитары записана только с использованием хоруса (настройки - оба регулятора на 12 часов). Партия соло: перед хорусом включил Boss MT-2 металзон (настройки хоруса - RATE на 10 часов, DEPTH на 2 часа) и добавил чуть-чуть программного дилея.
↑ Итого
Лично мой вывод таков: при грамотной настройке данный хорус звучит очень даже достойно, несмотря на то, что собран на отечественных радиодеталях. При желании можно найти недорого б/у и довести до ума, а ещё лучше - попробовать собрать самому. Рекомендую!↑ Файлы
🎁Sound-JS-Stereo-Chorus-CE-5.zip 37.55 Kb ⇣ 123Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.