» » Знакомство с эффектом хоруса на примере гитарной педали "Sound JS Stereo Chorus CE-5"

 
 
 

Знакомство с эффектом хоруса на примере гитарной педали "Sound JS Stereo Chorus CE-5"

Разместил Vitaliy75 19 ноября 2014. Просмотров: 10 953

7

Из множества звуковых эффектов, использующихся гитаристами для обработки звука электрогитары, можно выделить в отдельную группу модулирующие эффекты. Сюда можно отнести такие эффекты, как хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato). Из этого перечня, пожалуй, наиболее распространённым и популярным является хорус. Он может применяться для обработки как чистого, так и «перегруженного» звука электрогитары, а также для обработки звука бас-гитары, клавишных, вокала.

Что же это за эффект? Познакомимся с ним поближе.

Принцип работы хоруса

Хорус (Chorus) - это эффект, позволяющий из звучания одного инструмента получить сразу звучание нескольких. Другими словами, хорус имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов.

Ни у кого, вероятно, нет сомнений в том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение. При прослушивании хора голосов, или инструментов, исполняющих одну и ту же мелодию, можно заметить, что как бы исполнители не старались, абсолютно синхронного звучания им получить не удаётся из-за незначительных расхождений в темпе, а также тембре и высоте звука.

Но именно благодаря этому обстоятельству обогащается спектр звука. Звучание становится объёмным и сочным.
Искусственно (схемотехнически) эффект хоруса реализуется следующим образом. Входной сигнал разделяется на два независимых сигнала. Один из них остаётся без изменений, а другой поступает на линию задержки, где осуществляется его задержка на 20-30 мс. Также в схеме есть генератор низких частот, который осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Генератор вырабатывает колебания определённой формы, частотой от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.

Устройства, реализующие хорус-эффект, могут быть цифровыми и аналоговыми. Цифровые устройства более современны, технологичны. Они позволяют реализовать множество алгоритмов обработки, обычно имеют больше разных регулировок, чем аналоговые, соответственно больше вариаций звучания. Аналоговые хорусы построены на аналоговых линиях задержки и отличаются более «тёплым», естественным звуком.

В стерео-хорусе «пространственное» звучание обычно получают разнесением сигнала по фазе в обоих каналах на 90 градусов. Другой вариант: в одном канале чистый сигнал, во втором - обработанный. Этот вариант на мой взгляд (точнее, слух) хуже первого.

Основные регулировки хоруса:
- Глубина (depth) — регулировка глубины модуляции.
- Скорость (speed, rate) — регулировка частоты модуляции.
Могут быть также регуляторы тембра (tone, filter, eq) и уровня эффекта (e. level), либо баланса чистого и обработанного сигналов (balance, mix).
В цепочке эффектов электрогитары хорус, как правило, включается после педалей перегруза, но перед педалями дилея и (или) ревербератора.

Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса

Давайте теперь заглянем внутрь одного, теперь уже раритетного, аналогового хоруса и послушаем, как он звучит.

Этот стерео-хорус, обладателем которого я являюсь, ещё в начале 90-х годов прошлого века выпускала одна фирма - Sound JS. Производство было налажено на Украине, в Херсоне. Фирма эта выпускала также много других педалей эффектов, скопированных с педалей фирмы Boss.

Даже размеры корпуса они содрали один к одному, но схемы были собраны на отечественных деталях. Не исключение и этот хорус. Посмотрим и сравним его электрическую схему со схемой педали Boss CE-2 Chorus.




Согласитесь, что схемы очень похожи. Принцип работы одинаковый (смотрите выше). Отличия, в основном - в элементной базе. Педаль Sound JS собрана на отечественных микросхемах - микромощных ОУ К140УД1208 и аналоговой линии задержки КА528БР2. Преимуществом её схемы по сравнению со схемой педали Boss, является вход на полевом транзисторе и наличие стерео выхода.

Байпас у обоих педалей «горячий» - на электронных ключах. Также обе они имеют в наличии всего два регулятора - RATE и DEPTH, которых вполне хватает для настройки различных вариантов звука.

Ток потребления очень мал: 3,5 мА в байпасе и 4,5 мА при включенном эффекте (измерения проводил для стерео-хоруса Sound JS).

Сравнить звучание обеих педалей не было возможности, но я сравнивал Sound JS с цифровой педалью Boss CE-5 Chorus Ensemble. Разница в звуке явно слышна. Каждый из хорусов по-своему хорош. Но на мой слух, по многим критериям, таким, например, как чистота, естественность звука, пространственность стерео, аналог лучше цифры.
Да, забыл сказать, что я немного модернизировал свою педаль.

Схему я не изменял, а только перепаял некоторые конденсаторы. Советскую керамику (красные флажки) поменял на импортную. Вместо электролитов 1 мкФ впаял плёночные конденсаторы, а все остальные электролиты также поменял на импортные. Ещё мне пришлось хорошо пропаять все проблемные (холодные) пайки, в частности гнёзда, так как достало уже периодическое шуршание и пропадание сигнала при малейшем касании джека.
Схема собрана на двух платах, соединённых шлейфами. Вот их фотографии до модернизации:



... и после:



Вид внутри после сборки:


Не забываем подложить изолирующую прокладку, чтобы не замкнуть дорожки на корпус. Закрываем нижнюю крышку:


Семплы

В цепи только один хорус. В начале каждого семпла несколько секунд чистого сигнала (байпас) для сравнения.

1. Оба регулятора - в минимальном положении. В этом режиме педаль можно использовать, как зффект псевдо-стерео. Эффекта хоруса как такового нет.
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-09/1411763860_trek-1.mp3]

2. RATE остаётся на минимуме, а DEPTH постепенно вывожу на максимум (увеличиваю глубину).
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-09/1411763845_trek-2.mp3]

3. Теперь DEPTH ставлю посредине (на 12 часов), а RATE кручу от минимума к максимуму (увеличиваю скорость, или частоту модуляции).
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-09/1411763792_trek-3.mp3]

4. Ставлю оба регулятора на максимум. Звук, конечно, становится противно-плавающим, но на практике при таких настройках его никто и не использует. Затем DEPTH остаётся на максимуме, а RATE постепенно уменьшаю (где-то до 9 часов), соответственно звучание становится более приятным для слуха.
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-09/1411763873_trek-4.mp3]

5. В заключение я записал отрывок из одной известной композиции. Партия гитары записана только с использованием хоруса (настройки - оба регулятора на 12 часов). Партия соло: перед хорусом включил Boss MT-2 металзон (настройки хоруса - RATE на 10 часов, DEPTH на 2 часа) и добавил чуть-чуть программного дилея.
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-09/1411763814_mikshing.mp3]

Итого

Лично мой вывод таков: при грамотной настройке данный хорус звучит очень даже достойно, несмотря на то, что собран на отечественных радиодеталях. При желании можно найти недорого б/у и довести до ума, а ещё лучше - попробовать собрать самому. Рекомендую!

Файлы

Sound-JS-Stereo-Chorus-CE-5.zip | Файл 37,55 Kb загружен 69 раз.

Спасибо за внимание!
Виталий (Vitaliy75)
Украина, Белая Церковь
Профиль Vitaliy75
Работаю электромонтажником на машиностроительном заводе упаковочного оборудования.
Увлечения: музыка, электрогитара, и всё, что с этим связано - усилители, приставки и др. звуковое оборудование.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 113
Теги: Хорус

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Моделирование звучания гитарных примочек в Proteus. Как сделать и прослушать педаль

Привет, друзья! Вероятно, каждый хоть разок да провел ночь с паяльником в руках среди клубов...

Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor

Статья посвящена моему исследованию влияния различных полупроводниковых элементов в ограничении...

Когда менять радиолампы в усилителе?

Я собрал и отремонтировал большое количество ламповой аппаратуры — тут и усилители и предусилители...

Новая программа от SRS Labs - Audio SandBox

SRS Labs выпустила программу Audio Sandbox 1.6.3.0, которая может стать реальным конкурентом Dolby...

3D SOUND = ОБЪЁМНЫЙ ЗВУК

Интересная статья на тему "звук вокруг" . История, аппаратура, программное обеспечение, теория,...

Звукоинженерия. Вступительное слово

Я думаю, что многие из нас, хоть однажды, прослушивая любимых исполнителей, мечтали сами...

Умощнение БП усилителя Одисей-002

Лет десять назад умощнял блок питания (БП) усилителя Одисей-002. Вместо заводского трансформатора...

Модули микшерного пульта. Мартиньяк Ф.

Мартиньяк Филлип. Модули микшерного пульта. Перевод с фр. — М. ДМК-Пресс, 2002г. 144 с; ил. В...

Не все сабвуферы одинаково полезны!

Если вы замечаете присутствие сабвуфера, это значит, что либо он работает на слишком высоком уровне...

LT1122

Знакомимся - LT1112, одним из ярких представителей высококачественных, поразительно музыкальных ОУ....

Whitney Houston - I Will Always Love You

Клип и слова песни есть. Споём? If I should stay I would only be in your way So I'll go, but I...

Ноутбук + внешний ЦАП. Компьютер - лучший друг аудиофила

Реальное улучшение звучания системы на основе компьютера и програмного апсамплинга. Идея...
<
  • Гражданин
19 ноября 2014 11:41

Владимир / IVS

  • С нами с 8.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 55 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Замечательная статья!
Добавляю к списку педалей, которые я хочу спаять, данный хорус.
Последний семпл просто супер!

<
  • Гражданин
6 декабря 2014 00:59

Виталий / taseg

  • С нами с 7.08.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 41 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Привет!

А как был получен стерео эффект в примерах звучания? Это тоже какая-то педаль псевдо-стерео, либо эффектик был добавлен во время сведения?
А что в линию пишешь? Было бы интереснее с комбиком.
В какой программе сводил?

С таких хорусом прошу какой-нибудь cover на группу the cure, из раннего! =)

С наилучшими пожеланиями, Виталий.

ps Спасибо, что поделился информацией! Было интересно, но если слушать голос из уголка перфекциониста, то он подскажет, что графический материал с синусоидами был бы в помощь наглядности статьи.

<
  • Гражданин
7 декабря 2014 21:02

Виталий / Vitaliy75

  • С нами с 17.12.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 27 комментариев
  • 9 публикаций
 
  • 0
Виталий, в том-то и дело, что стерео эффект выдаёт сама педаль. Я когда первый раз её услышал в стерео-режиме в наушниках, долго не мог оторваться. Можно сыграть пару фраз или аккордов и просто получать удовольствие от самого звучания.

Записывал и сводил в Adobe Audition, никаких эффектов в программе не добавлял, кроме немного дилэя на соло в последнем примере. Использовал довольно качественный внешний аудиоинтерфейс Focusrite Scarlett 2i2. Записать через комбик нет возможности по причине его отсутствия =). Занимаюсь в наушниках. Сейчас в процессе изготовления ламповый мини-комбик специально для домашней игры, делаю фото процесса, планирую написать статью.

Спасибо за проявленный интерес!

<
  • Гражданин
24 марта 2015 15:54

Владимир / IVS

  • С нами с 8.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 55 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Виталий, у меня вопрос.
Если педаль выдает стерео звук, то куда её подключать?
Ставить её последней среди педалей, а потом в стерео вход чего-нибудь (лин. вход, например)?
Ведь, если подключиться к моно входу весь смысл потеряется. А если включить в другую педаль, то эта самая другая педаль не заработает (как правило, для включения педалей просто используется моно входной джек, а у нас стерео)

<
  • Гражданин
25 марта 2015 04:34

Виталий / Vitaliy75

  • С нами с 17.12.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 27 комментариев
  • 9 публикаций
 
  • +1
Этот хорус можно использовать как в стерео, так и в моно режиме. Если подключить к выходу моно джек, тогда сигнал будет идти только с левого канала. Эффект хоруса при этом не потеряется, но не будет "пространственности", будет "моно", как, например, в педали Boss CE-2. В правом канале - точно такой же сигнал, как и в левом, но сдвинутый по фазе на 90 градусов, получается так называемое "псевдо-стерео". То есть, если вы работаете в моно режиме, смело подключайте на выход моно педаль (моно усилитель, комбик), всё будет работать. А если хотите наслаждаться пространственным стереозвуком, тогда к выходу нужно подключить стерео педаль (стерео усилитель, или два комбика). Обычно, после хоруса в цепь включают только дилей (ревербератор). Я, например, использую стерео дилей Boss DD-7. У него два раздельных входа и два раздельных выхода. Я спаял небольшой разветвитель со стерео джека на два моно (левый и правый). При таком подключении стерео сигнал, приходящий из педали хоруса, не теряется. Плюс к этому добавляется ещё стерео эффект самого дилея. Если нет стерео дилея (или стерео ревербератора), тогда, как вариант, можно подключить к выходу два моно дилея (ревербератора). Так, по моему, будет даже лучше - можно экспериментировать с разными настройками двух дилеев для получения ещё большей пространственности.

<
  • Гражданин
25 марта 2015 07:41

Владимир / IVS

  • С нами с 8.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 55 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Благодарю за развернутый ответ! Ответ подтвердил мои мысли.

<
  • Кандидат
5 июня 2016 16:47

Виталий / CodyDog

  • С нами с 2.06.2016
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
Спасибо за статью! как раз озадачен приобретением или сборкой хоруса для борда
Стереовыход все портит. Может для дома оно и удобно, но в борде от этого стерео толка мало, по моему. Переделать не проблема, конечно, но при сборке обязательно разделю каналы на два выхода.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.