Часто встречается явление, когда басист хочет изменить или улучшить звук своего инструмента. Хочется чуть другой характер звучания, хочется добавить глубины, или просто получить более насыщенный и сочный звук.
Для этой цели используются различные «преампы» (предусилители).
Сегодня я хочу рассказать, как за один-два вечера можно построить простой, но отлично звучащий ламповый преамп для бас-гитары.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Введение
За долгое время дружбы с паяльником, я перепробовал много различных схем преампов: для бас-гитары, для гитары, для микрофонов, на транзисторах, на лампах, на микросхемах, и даже гибридные варианты.В интернете много схем, описаний достоинств и недостатков каждой схемы. Сегодня я хочу рассказать о одном из самых популярных ламповых преампов для бас-гитары, который отличает простота, отсутствие необходимости настройки и при этом – отличное, чистое и насыщенное звучание.
↑ Схема лампового преампа для бас-гитары
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
За основу был взять один канал от басового преампа фирмы Alembic. Поскольку этих преампов я собрал действительно много, то мне удалось попробовать разные модификации в конструкции.
В усилительных каскадах, которые строятся на всего одной лампе 12AX7 (ECC83) изменений нет, разве что я обычно слегка поднимаю анодное напряжение, для большего запаса. Тогда лампа работает в отличном, чистом режиме, внося только те искажения и гармоники, которые необходимы.
А вот в части темброблока я остановился на двух, на мой взгляд, полезных модификациях.
• Первое. Добавлен ещё один потенциометр R12 «Sweep». Суть его работы, если очень просто, заключается в «перемещении» всей АЧХ темброблока влево-вправо по частоте. В среднем положении движка этого потенциометра вы получите стандартное значение для фендеровего темброблока, который используется в устройстве от Alembic.
• Второе. Дополнительный переключатель S2, который подключает ещё один конденсатор к потенциометру «Middle», что даёт более широкую полосу завала по середине, захватывая нижнюю её часть в районе 200-250Гц (частоты, вызывающее так называемое «бубнение» бас-гитары).
Я использовал этот переключатель, чтобы получить сочный, глубокий слеп. Кстати! В этом режиме с преампом отлично звучит электрогитара на чистом звуке.
↑ Питание
Вы можете использовать классическое питание, используя анодно-накальный трансформатор на выходные напряжения 280V и 7V. Накал лампы необходимо выпрямить и стабилизировать для устранения шумов.У применённых ламп 12AX7 подогреватели можно включать последовательно (12.6V, 150 mA) или параллельно (6.3V, 300 mA). Для стабилизации отлично подойдет микросхема LM317, на которую нужно будет прикрутить радиатор.
Для анодов будет более чем достаточно 5-10 мА тока. Сама лампа потребляет не более 3 мА, но лучше взять с небольшим запасом.
Схема стандартного блока питания представлена ниже.
Так же можно воспользоваться решением с «перевертышем», для чего взять 2 трансформатора. Первый помощнее для получения необходимого напряжения накала 220V/7V. А второй будет включен «перевёртышем» для получения высокого анодного напряжения из 7V. Для этой цели отлично подходит трансформатор 220V/5V, где вторичка 5V подключается к вторичке первого трансформатора (7V), тогда на первичке получаем около 280V переменного напряжения, которое выпрямляем и фильтруем согласно схеме выше.
Но! Я отказался от использования в преампах подобных громоздких блоков питания.
• Причина первая – проблема с трансформаторами. Мне достаточно сложно находить (или делать самому) трансформаторы на такие выходные напряжения.
• Причина вторая – при наличии трансформаторов ограничиваешься выбором корпусов для готового устройства. Чаще всего преамп не войдёт в формат педали или нужно городить большой отдельный БП с нетипичным разьёмом (для безопасности). Даже в рэк «1U» трансформатор может оказаться слишком высоким… И снова начинаем искать очень маленькие или очень «плоские» трансформаторы.
Поэтому я начал питать ламповые преампы, используя импульсные преобразователи постоянного напряжения. Для одной лампы типа 12AX7/ECC83 достаточно простого преобразователя. В оригинале его схему предлагали для питания индикаторов «ламповых» часов (Nixie Clock). Большой pdf со схемой, описанием работы, платой и списком деталей можете скачать внизу.
Скажу сразу: там не требуется каких-то дорогостоящих деталей, необычных трансформаторов и прочее. Все компоненты легко доступны.
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Подавая 12V на вход такого преобразователя, на выходе можно получить напряжение в 330-340в, это достаточно для отличной работы лампового преампа.
Выходной конденсатор преобразователя С4 нужно увеличить до 10 uF и рабочее напряжение должно быть не ниже 400V.
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Готовый преобразователь обладает малыми размерами. Кроме того я не услышал никакой разницы в характере или динамике звука по сравнению с трансформаторным питанием. Разве что шумов/фона у хорошо собранного импульсника поменьше.
Вся необходимая информация написана в прилагаемом файлике. Чуть позже, я надеюсь, смогу его перевести на русский язык.
↑ Детали и компоненты преампа
Лампа типа 12AX7, ECC83. В принципе, лампу вы можете подобрать любую, на ваш вкус. Я только не рекомендую лампы с «длинными анодами» типа 12AX7LPS и т.п., т.к. они обладают значительным микрофонным эффектом и могут «заводится» при больших уровнях громкости.Я использовал обычные для ламповой техники детали:
• Все резисторы – металлопленочные, 1 Ватт.
• Конденсаторы С1, С3, С4, С6, С9 – плёночные, на напряжение по постоянке 400V.
Хорошо окрашивали звук плёночные полиэстеровые конденсаторы Cornell Dubilier 225P, они же «Orange Drop», но если у вас нет возможности купить такие – подойдут любые другие на подходящее напряжение и емкость. Звук не станет хуже, просто будет чуток иначе окрашен.
• Конденсаторы С7 и С8 – электролитические конденсаторы (я взял аксиальные) на напряжение от 25V и выше.
• Конденсаторы С2 и С5 – отвечают за верхние частоты. Наиболее красивый искриящийся верх мне удалось получить на слюдяных конденсаторах Silver Mica, на 500V. Вы можете использовать любые слюдяные или пленочные конденсаторы на напряжение больше 400V. Не рекомендую использовать керамические высоковольтные конденсаторы – мне с ними звук показался мало разборчивый и несколько неприятный, резкий.
Ну вот в принципе и все.
↑ Плата
Я не уверен, что стоит приводить чертёж платы – т.к. корпус, куда вы захотите смонтировать данный преамп, может быть педалью, может быть рэком, может быть чем-то особенным. Равно как и детали могут быть очень и очень разными (речь в первую очередь о конденсаторах).Кроме того приветствуется монтаж «от точки к точке» на монтажке, подобно фотографии ниже.
Сделаем так: напишите в комментариях, для какого корпуса и какую вы хотели бы видеть плату, и для варианта, который наберёт больше всего голосов, я её нарисую и выложу!
↑ Файлы
🎁Описание импульсного конвертера для анодного напряжения (En.) nixie_supply.pdf 170.68 Kb ⇣ 130↑ Ссылки
• Даешь народное анодное! Малогабаритный БП для ламповой аппаратуры• Часы с GPS-синхронизацией времени и винтажными индикаторами ИН-12. Наш вариант Nixie Tube Clock
Спасибо за внимание!
С Новым годом!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.