» » » Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля

 
 
 
13

Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля

Разместил hsl 23 сентября 2012. Просмотров: 73 197


Делал я как-то раз одну систему для автомашины, не своей правда. Так вот, эта система определяла факт работающего двигателя по наличию импульсов на катушке зажигания. И вот в процессе изготовления мне пришла мысль, что это решение так же хорошо подойдет для управления дневными ходовыми огнями (далее ДХО) автомобиля.
ДХО я тоже давно хотел сделать, да все руки не доходили…

Начало

Исходная схема ДХО была на 555-м таймере, на нем и попытался сначала сделать управление ДХО, но как ни старался добиться от таймера нужного алгоритма работы мне и не удалось. Тогда решил сделать на МК, стал вопрос выбора, на чем делать, моя любимая ATmega8 для такого дела ну явный перебор, а других мелких МК от Atmel’а в наличии не оказалось, да и в местных магазинах тоже, да и дорогие они, даже мелкие.
Зато нашелся PIC12F629, мелкий, 8 ног всего, и относительно не дорогой. Вот только с PIC я еще не общался, но ради такого дела пришлось начать изучение, заодно и программатор сделал PICkit-2 lite.

О моём варианте USB-программатора PICkit-2 читайте на Датагоре в ближайшее время


Схема блока дневных ходовых огней

В результате всего этого появилась вот такая схема:
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Схема очень простая. Линейный стабилизатор, ток потребления небольшой так что в более продвинутом стабилизаторе необходимости нет. По входам делители в соответствии с входным сигналом и транзисторные ключи, для надежности, на всякий случай. На выходе полевой транзистор, который коммутирует стандартное автомобильное реле с током срабатывания не более 200 мА, вот типа такого
Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля


Алгоритм работы

Алгоритм работы — уж не обессудьте, его я сделал исходя из своих представлений управления ДХО.
  • При включении зажигания подается питание на схему и она начинает отслеживать, работает ли двигатель, по наличию импульсов на катушке зажигания
  • При непрерывном наличии импульсов на катушке зажигания в течении 5 секунд ДХО включаются
  • При непрерывном отсутствии импульсов на катушке зажигания (двигатель заглох, но зажигание включено) в течении 5 секунд ДХО выключатся
  • При включении габаритов ДХО отключаются сразу, независимо от других условий
  • При выключении габаритов и наличии импульсов на катушке зажигания ДХО включаются сразу

Подключение блока ДХО в автомобиле

Схема подключения тоже довольно простая:
  • Питание — берется в любой точке, где оно появляется при включении зажигания
  • Импульсы, индицирующие работу двигателя — можно брать с катушки зажигания либо с тахометра
  • Сигнал включения габаритов — с любой точки, где появляется +12В при включении габаритов
  • На выход — подключается любое стандартное автомобильное реле с током потребления не более 200 мА на напряжение 12В и коммутируемый ток 30-40А, чтобы можно было коммутировать любую нагрузку напрямую, хоть отдельные ДХО, хоть штатные фары.
  • Общий провод соответственно на корпус
Поскольку отдельных ДХО у меня нет, я подключил реле параллельно штатному реле управления ближним светом, но даже в таком варианте это минус 4 лампочки габаритов и минус вся приборная панель, какая-никакая, а все-таки экономия. Но таким же образом можно подключить и отдельные ДХО.

Печатная плата

Этап макетирования и проверки я как-то пропустил. Просто смоделировал схему в протеусе. Все заработало как ожидалось, поэтому я решил сразу делать плату, развел в DipTrace, смоделировал 3D (вид с обеих сторон):


Потом сделал вживую (вид с обеих сторон):


Вариант окончательной сборки

С корпусом решил не заморачиваться, взял готовое подходящее по размерам автомобильное реле:

Внутренности выкинул, у этого реле в принципе уже был разъем, но он 5-ти контактный, а нужно 6, да и контакты были сделаны неудобно, поэтому штатные выкинул и на термоклее приделал обычный автомобильный разъем, с коммутирующей релюшки снял корпус, все это соединил, получилось вот так:

Плату залакировал средством CRAMOLIN ISOTEMP (термостойкое, влагоотталкивающее и водонепроницаемое защитное покрытие на силиконовой основе). Хотя плата и залакирована, на всякий случай надел на нее термоусадку.

Вставляем все это дело в корпус.

Крышка реле вообще-то на защелках, но на всякий случай, по месту стыка прошелся термоклеем и защелкнул. Теперь чтобы вскрыть нужно будет ломать, зато герметично.

Итоги

В итоге имеем почти фирменное реле, которое можно прикрутить в любом удобном месте.
Еще один положительный момент данной конструкции: вся схема подключения делается параллельно штатной схеме, т.е. в случае отказа (поломки) достаточно всего лишь отсоединить разъем от реле и вся система будет работать в штатном режиме.


Файлы

В прилагаемом архиве схема, плата, монтажная плата (в формате DipTrace и jpg), прошивка.
files.rar | Файл 674,34 Kb загружен 162 раз.

Вопросы как всегда сюда и на форум.
Спасибо за внимание!
Сергей (hsl)
РФ
Профиль hsl
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 43

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Windows 10 и программаторы на базе AVR910 Prottos... Я он-лайн геймер, поэтому недавно пришлось на моём компьютере обновить ОС с MS Windows 8.1 до MS...
Схема на Датагоре. Новая статья Простой контроллер ДХО без микроконтроллеров. Проверено в суровых условиях Якутской зимы... Приветствую сограждан Датагории! Я хочу рассказать вам историю создания мной контроллеров ДХО...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам программатор PIC-микроконтроллеров PICkit-2 clone... Как я уже упомянул в предыдущей статье «Сделай сам универсальный блок управления для дневных...
Схема на Датагоре. Новая статья Универсальный контроллер управления 7-сегментными LED индикаторами по двум проводам (Atmega16)... Занялся я конструированием нового устройства и встал вопрос — на чем отображать данные....
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам дневные ходовые огни: ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555... В статье изложен вариант автоматических дневных ходовых огней (ДХО) для автомобиля на базе ШИМ...
Схема на Датагоре. Новая статья Программатор JTAGICE 3. Что внутри?... Совершенно случайно попался мне в руки программатор JTAGICE3, который был выпущен компанией Atmel...
Схема на Датагоре. Новая статья SHT10 + Atmega8: Микроконтроллерный модуль управления вентилятором санузла, v2... Доброго дня, сограждане! Представляю вторую версию блока управления вентилятором для ванной,...
Схема на Датагоре. Новая статья Поделки начинающего цапостроителя. Часть 2. РСМ2704, AD822, AD812, ОРА2604, РСМ2906, ОРА658, N75176... Продолжаем серию экспериментов. Для начала надо поставить себе техзадание. 1. Хочется добавить...
Схема на Датагоре. Новая статья Реле дневных ходовых огней... Эта поделка - самоделка для тех, кто забывает включать - выключать свет на своём авто. Я думаю что...
Схема на Датагоре. Новая статья Программатор AVR-910-slim для контроллеров ATMEL + Code Vision... Прочитав на Датагоре статью Гунтиса о программаторе AVR 910, задумал сделать ещё меньше размер и...
Схема на Датагоре. Новая статья Программатор для ATMEL AVR-910 по USB... Представлю Вам мой вариант печатной платы для сборки такого программатора. Детали, кроме самого...
Схема на Датагоре. Новая статья Усилитель TL082 + UTC2030 с виртуальной массой... Идея приготовить самодельный усилитель из того, что имеется под рукой родилась неожиданно, когда...
<
  • Гражданин
23 сентября 2012 02:07

Вячеслав / mailoff

Цитата
  • С нами с 23.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 18 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Отличная конструкция, есть чему поучиться

<
  • Гражданин
23 сентября 2012 02:15

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Слишком сложно.
Делал на резисторе, конденсаторе и двух полевиках - один включает реле, другой сбрасывает задержку при отключении питания

<
  • Гражданин
23 сентября 2012 03:49

Сергей / hsl

Цитата
  • С нами с 18.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 54 комментария
  • 7 публикаций
 
  • 0
Согласен, сложно, зато интересно)

<
  • Главный редактор
23 сентября 2012 11:52

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 663 комментария
  • 267 публикаций
 
  • 0
Цитата: Yamazaki
Слишком сложно
Сергей, по Сеньке и шапка smile
Кому что нравится, кому что доступнее и т.д.

Цитата: Yamazaki
Делал на резисторе, конденсаторе и двух полевиках
Кому-то и это покажется сложным, ведь можно просто тумблер поставить.

Сергей (Yamazaki), разместите небольшую сугубо практическую статейку про свой вариант, с фотками и пояснениями для новичков. Раз ваша схема проще, то и статью написать про неё проще.
Просим, просим!

<
  • Кандидат
23 сентября 2012 17:06

Александр / saschai

Цитата
  • С нами с 30.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Делал нечто подобное, пару лет назад, вот только в корпус реле, упаковать не получилось бы wink , у меня еще пищало на разные бяки(ручник, давление,, температура, поворотник, низкое напряжение, естественно с нужными задержками и попутными условиями smile ), после смены авто, актуальность конструкция потеряла

<
  • Кандидат
24 сентября 2012 15:20

Владимир / WEK

Цитата
  • С нами с 9.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Реализация классная!
НО! не выполнены условия ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации. По нему:
6.19 Дневной ходовой огонь
6.19.1 Установка
Факультативна на автомобилях. Запрещена на прицепах.
6.19.2 Число
Два.
6.19.3 Схема монтажа
Специальных предписаний нет.
...
6.19.7 Функциональная электрическая схема
В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение "включено" орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента.
Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения.
6.19.8 Контрольный сигнал
Факультативен в виде замкнутого контура.

Так что получается одним контактом включения не обойдешься!

С уважением, Владимир

<
  • Гражданин
24 сентября 2012 16:25

Сергей / hsl

Цитата
  • С нами с 18.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 54 комментария
  • 7 публикаций
 
  • 0
В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение "включено" орган управления запуском/остановом двигателя
Вот интересно, что бы это значило? Если чисто по тексту, что у нас орган управления запуском/остановом двигателя? Ключ зажигания, а что у нас положение включено? Положение когда зажигание влючено, а ведь при этом положении двигатель может и не работать, т.е. стоим с включеным зажиганием и выключенным двигателем и тупо сажаем фарами аккамулятор, здорово. Я считаю это в корне не правильным. ГОСТ оспаривать конечно глупо, но несколько смягчить вот такие места думаю можно, как еще один характрерный пример, зимой когда и так бывает сложно завести двигатель, а тут еще и ДХО будут включены, это не есть хорошо, ведь ДХО могут быть не только светодиоды, но и обычные лампы.
-Так что факт включения ДХО реализован я считаю технически правильно, поскольку фиксируется именно работа двигателя и фиксируется от первичного источника, а не по коссвенным данным.
-Приведение в действие и отключение функционирования ДХО без помощи инструмента: чтобы снять разъем с релюшки инструмент не нужен, к тому же никто не мешает подключить питание через тумблер, без питания схема никакого влияния на электрооборудование автомобиля оказывать не будет.
-ДХО должны выключатся автоматически когда включаюстся головные фары за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени: ближний или дальний свет можно включить только при включенных габаритах, а это как раз и служит сигналом для отключения ДХО, а вот кратковременное моргание работает без включенных габаритов и соответственно ДХО выключатся не будут.
-Контрольный сигнал: модуль ДХО здесь это плата и подключать ее можно не только так как сделал я, подключаем параллельны катушки реле светодиод, выводим его на панель и получаем индикацию.
Если же опять читать буквально, т.е. контрольный сигнал в виде замкнутого контура, тогда, при наличии отдельно стоящих ДХО подключаем контрольную лампу или светодиод, в зависимости от ДХО, последовательно с ДХО.
Вот как то так, и все, практически, по правилам.

<
  • Кандидат
24 сентября 2012 20:32

Роман / romario

Цитата
  • С нами с 23.12.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Да, сложновато...отслеживавть импульсы зажигания...я делал на 3х реле, алгоритм работы был такой:
при включении зажигания огни не зажигаются, а ждут первого нажатия на тормоз. Это полезно на автопрогревах зимой, зазря не горят, при включении габаритов тоже отключаются и работает штатная система освещения. Поставил такую в жучку классику и Фольксваген Пассат, мужики довольны, хотел ее на камаз тоже поставить, но там нужно было на торм.педаль выключатель мастырить, а лень.

<
  • Гражданин
24 сентября 2012 21:09

Александр / Alex.Co

Цитата
  • С нами с 23.02.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 28 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Всего одно рэле питается от габаритных огней.При повороте ключа зажигания питание через его свободные контакты питают ходовые огни (свето диоды).В тёмное время при включении фар ,габаритов рэле срабатывает и разрывает цепь питания ходовых огней. Ваше управление с интелектом smile да выполнено прилично

<
  • Гражданин
27 сентября 2012 01:05

Павел / papasha

Цитата
  • С нами с 6.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 43 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Маленькое уточнение- термоклей не обеспечивает герметичности.
Для герметичности нужно пролить стык автогерметиком.

<
  • Гражданин
27 сентября 2012 02:22

Сергей / hsl

Цитата
  • С нами с 18.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 54 комментария
  • 7 публикаций
 
  • 0
Ну так то да, но я ведь термоклеем не сверху намазал, а по периметру, где детали соприкасаются и на горячую задвинул, думаю этого хватит, плата залакирована, а релюшки почти все вообще обычно никак не герметизированы.

<
  • Гражданин
15 октября 2012 15:01

Сергей / hsl

Цитата
  • С нами с 18.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 54 комментария
  • 7 публикаций
 
  • 0
машины все разные, у меня например не новая, и на низких оборотах бывает давление масла в ноль падает, даже лампочка загарается, так что не надежный это источник информации. А импульсы на катушке зажигания напрямую связаны с работой двигателя.

Подобная система применяется на иномарках для управления топливным насосом, на мой взгляд достаточно серьезная система в автомобиле и я думаю не случайно разработчики выбрали для ее управления именно такой сигнал. А я лишь позаимствовал идею и сделал это на МК.


<
  • Главный редактор
16 октября 2012 01:45

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 663 комментария
  • 267 публикаций
 
  • 0
Братия, спокойствие, только спокойствие! МИР!
Весь оффтоп удалил, разбитые стекла заменил, стены побелил.

Для полного соответствия ГОСТ осталось прилепить к этому блоку независимое ручное включение/отключение. Полагаю, с тумблером желающие сами могут определиться.

WEK, Владимир, вы сможете снова комментировать после публикации 2 ваших статей.
У вас нет ни одной, хочу чтобы вы побывали на месте автора статьи.

hsl, Сергей, не стоит так бурно реагировать не зависимо от причины.
На Датагоре никто не сомневается в вашей компетентности, рукастости и мастеровитости!

Согражданам На портале все проекты опасны и не соответствуют ГОСТам.
Все проекты размещены без каких бы то нибыло гарантий, всю ответственность берет на себя индивид, решивший проект повторить.
У нас портал хоббистов, аматоров, самодельщиков, энтузиастов: как обычно - нужно сознавать, что делаешь и не ковырять горячим паяльником в зубах.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.