Делал я как-то раз одну систему для автомашины, не своей правда. Так вот, эта система определяла факт работающего двигателя по наличию импульсов на катушке зажигания. И вот в процессе изготовления мне пришла мысль, что это решение так же хорошо подойдет для управления дневными ходовыми огнями (далее ДХО) автомобиля.
ДХО я тоже давно хотел сделать, да все руки не доходили…
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Начало
Исходная схема ДХО была на 555-м таймере, на нем и попытался сначала сделать управление ДХО, но как ни старался добиться от таймера нужного алгоритма работы мне и не удалось. Тогда решил сделать на МК, стал вопрос выбора, на чем делать, моя любимая ATmega8 для такого дела ну явный перебор, а других мелких МК от Atmel’а в наличии не оказалось, да и в местных магазинах тоже, да и дорогие они, даже мелкие.Зато нашелся PIC12F629, мелкий, 8 ног всего, и относительно не дорогой. Вот только с PIC я еще не общался, но ради такого дела пришлось начать изучение, заодно и программатор сделал PICkit-2 lite.
↑ Схема блока дневных ходовых огней
В результате всего этого появилась вот такая схема:Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Схема очень простая. Линейный стабилизатор, ток потребления небольшой так что в более продвинутом стабилизаторе необходимости нет. По входам делители в соответствии с входным сигналом и транзисторные ключи, для надежности, на всякий случай. На выходе полевой транзистор, который коммутирует стандартное автомобильное реле с током срабатывания не более 200 мА, вот типа такого
↑ Алгоритм работы
Алгоритм работы — уж не обессудьте, его я сделал исходя из своих представлений управления ДХО.- При включении зажигания подается питание на схему и она начинает отслеживать, работает ли двигатель, по наличию импульсов на катушке зажигания
- При непрерывном наличии импульсов на катушке зажигания в течении 5 секунд ДХО включаются
- При непрерывном отсутствии импульсов на катушке зажигания (двигатель заглох, но зажигание включено) в течении 5 секунд ДХО выключатся
- При включении габаритов ДХО отключаются сразу, независимо от других условий
- При выключении габаритов и наличии импульсов на катушке зажигания ДХО включаются сразу
↑ Подключение блока ДХО в автомобиле
Схема подключения тоже довольно простая:- Питание — берется в любой точке, где оно появляется при включении зажигания
- Импульсы, индицирующие работу двигателя — можно брать с катушки зажигания либо с тахометра
- Сигнал включения габаритов — с любой точки, где появляется +12В при включении габаритов
- На выход — подключается любое стандартное автомобильное реле с током потребления не более 200 мА на напряжение 12В и коммутируемый ток 30-40А, чтобы можно было коммутировать любую нагрузку напрямую, хоть отдельные ДХО, хоть штатные фары.
- Общий провод соответственно на корпус
↑ Печатная плата
Этап макетирования и проверки я как-то пропустил. Просто смоделировал схему в протеусе. Все заработало как ожидалось, поэтому я решил сразу делать плату, развел в DipTrace, смоделировал 3D (вид с обеих сторон):Потом сделал вживую (вид с обеих сторон):
↑ Вариант окончательной сборки
С корпусом решил не заморачиваться, взял готовое подходящее по размерам автомобильное реле:Внутренности выкинул, у этого реле в принципе уже был разъем, но он 5-ти контактный, а нужно 6, да и контакты были сделаны неудобно, поэтому штатные выкинул и на термоклее приделал обычный автомобильный разъем, с коммутирующей релюшки снял корпус, все это соединил, получилось вот так:
Плату залакировал средством CRAMOLIN ISOTEMP (термостойкое, влагоотталкивающее и водонепроницаемое защитное покрытие на силиконовой основе). Хотя плата и залакирована, на всякий случай надел на нее термоусадку.
Вставляем все это дело в корпус.
Крышка реле вообще-то на защелках, но на всякий случай, по месту стыка прошелся термоклеем и защелкнул. Теперь чтобы вскрыть нужно будет ломать, зато герметично.
↑ Итоги
В итоге имеем почти фирменное реле, которое можно прикрутить в любом удобном месте.Еще один положительный момент данной конструкции: вся схема подключения делается параллельно штатной схеме, т. е. в случае отказа (поломки) достаточно всего лишь отсоединить разъем от реле и вся система будет работать в штатном режиме.
↑ Файлы
В прилагаемом архиве схема, плата, монтажная плата (в формате DipTrace и jpg), прошивка.🎁 files.rar 674.34 Kb ⇣ 199
Вопросы как всегда сюда и на форум.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.