» » » Повышающий преобразователь напряжения +12V для облегчения зимнего запуска двигателя автомобиля

 
 
 
17

Повышающий преобразователь напряжения +12V для облегчения зимнего запуска двигателя автомобиля

Разместил reper 1 октября 2014. Просмотров: 20 054


При запуске двигателя внутреннего сгорания в холодное время года возникают известные всем автолюбителям проблемы. Аккумулятор на морозе теряет значительное количество емкости. Масло загустевает, и в результате стартеру оказывается трудно провернуть коленвал. Самое неприятное, что в момент, когда так необходима мощная искра (верхняя мёртвая точка), нагрузка на аккумулятор максимальна и мощности искры может оказаться недостаточно даже на электронных системах зажигания (ЭСЗ).
В одном из журналов «За рулем» 80-х встречал предложение установить дополнительный аккумулятор на 12В (типа мотоциклетного) с диодной развязкой, но все это требует обслуживания.

Для более простого решения проблемы зимнего запуска двигателя разработано описанное устройство.

Схема повышающего преобразователя для авто

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Рис. 1-а

Схема работает следующим образом. В положении переключателя S1, указанном на схеме, напряжение на приборы искрообразования подаётся напрямую и зажигание работает в штатном режиме. Чтобы применить наше устройство, нужно переключить S1 в нижнее положение.
При включении зажигания запускается таймер на D1 (о его назначении ниже) и контактами реле подается напряжение на преобразователь на D2, на выходе которого имеем стабильно ок. 13,6 Вольт в любой мороз!

Вариант схемы для пятивольтового реле (при сильной просадке)

Может случиться совсем невероятная ситуация — может оказаться недостаточно бортового напряжения для удержания реле. В таком случае можно применить реле на 5В и включить по следующей схеме:
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Рис. 1-б


Преобразователь

выполнен по общеизвестной схеме. Стабилитроном VD5 подбирается напряжение на выходе преобразователя (у меня 13,6 В). Это напряжение через диод VD6 попадает на цепи искрообразования и на катод диода VD1, который запирается, отделяя цепи искрообразования от бортовой сети с ее аккумулятором и стартером.
При работе преобразователя по входу от 7 до 16 В – напряжение на выходе практически не изменяется.

Таймер

Все-таки не хотелось бы долговременно питать зажигание от даже самого наилучшего преобразователя – присутствует элемент ненадежности и зажигание может отказать в самый неподходящий момент. Поэтому было решено включать преобразователь на 15 сек. Примерно столько времени рекомендуется вращать стартером коленвал при запуске двигателя. Время работы таймера можно изменить резистором R2.
Через 15 секунд преобразователь выключается, и на анод диода VD1 подается напряжение уже от генератора, при этом напряжение на катоде отсутствует. Диод открывается, и зажигание продолжает работать в штатном режиме уже через диод VD1.
Диод VD6 запирается напряжением от генератора, предотвращая подачу этого напряжения на неработающий преобразователь. Устройство можно отключить тумблером S1.

О деталях

Дроссель L1 содержит 45-52 витка провода
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Конденсатор С11 лучше применить типа LowESR, но у меня стоит обычный. Напряжения всех конденсаторов - 25 В. Мощность резисторов 0,25 Вт.
Реле на ток контактов не менее 5 А, я применил от выгоревшей автосигнализации.
Полевики выпаяны из б/у материнки, тип даже не смотрел, только проверил тестером. Подойдут любые, нужного типа проводимости канала и расчитанные на рабочий ток.

Печатная плата

Печатная плата разработана в SL6 под китайский корпус Z7-C (37×54×104 мм).
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Рис. 3

Отверстие в центре платы – под стойку в корпусе. Полевые транзисторы – ключи из дохлой материнки (SMD) – для них на плате есть две площадки.

Подключение

В автомобиле (у меня ВАЗ 2108) разрезается провод, идущий к 12-вольтовой клемме катушки зажигания (от нее же идет провод на ЭСЗ) и подключается, как на фото.

Рис. 4, 5. Красный — «+», черный – «масса», желтый – на катушку зажигания.


Файлы

zazhiganie-datagor-ru.7z | Файл 10,89 Kb загружен 82 раз.

Итого

Действие прибора почувствовалось сразу — мотор в морозы стал запускаться гораздо охотнее.
Ни жезла всем, ни гвоздя!
Владимир (reper)
г. Николаев
Профиль reper
Уже на пенсии. Работал в "ящике" мастером участка по производству печатных плат - от фотооригиналов до сборки и регулировки. Играл в музыкальных ансамблях.
Записываю песни и инструменталки на компьютере - под рукой громадный оркестр в любое время года и суток, никто не пьянствует, не прогуливает репетиции. Точнее, либо никто, либо все!!!

Паяльники у меня тоже под рукой, да и приборы кой-какие имеются. Руки-то свербят!
Занимаюсь несложной аналоговой техникой, был помоложе - паял всякие там усилители, примочки, светомузыки, даже изготовил один из первых в городе аналоговых синтезаторов.

Схемы, конечно, не сохранились, но кой-какие идеи помню. Ну, в общем вот так пока....
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 105

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Облегченный лестничный регулятор громкости с дистанционным управлением... Конструкция регулятора громкости (РГ) в моей статье на Датагоре «Блок управления аудиоусилителем...
Схема на Датагоре. Новая статья Сверлильный станок для печатных плат на базе механизмов дисковых приводов... Сейчас аппаратура быстро устаревает. Всё, что остаётся не у дел, надо снова пускать в дело! ...
Схема на Датагоре. Новая статья Схемка в блокнот. Устройство для разрядки никель-кадмиевых аккумуляторов... При эксплуатации никель-кадмиевых аккумуляторов перед тем как ставить их на зарядку, их надо...
Схема на Датагоре. Новая статья Схемка в блокнот. Реле времени на КМОП микросхемах... Иногда возникает необходимость отключать (или включать) нагрузку по истечении определенного...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля... Делал я как-то раз одну систему для автомашины, не своей правда. Так вот, эта система определяла...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам лабораторный импульсный блок питания. Часть 5. Миниатюрный лабораторный ИБП... Несмотря на простоту схем импульсных блоков питания, описанных в предыдущих частях серии,...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам простой кодовый электронный замок... В статье С. Романова представлена не дорогая и простая в изготовлении конструкция замка на основе...
Схема на Датагоре. Новая статья Реле дневных ходовых огней... Эта поделка - самоделка для тех, кто забывает включать - выключать свет на своём авто. Я думаю что...
Схема на Датагоре. Новая статья Простой Soft-start для усилителя мощности ЗЧ... Это простое приспособление позволяет повысить надежность УМЗЧ и уменьшить помехи в сети в момент...
Схема на Датагоре. Новая статья Реинкарнация компьютерных БП. Часть 3.... Из все тех же деталей компьютерного БП, используя абсолютный их минимум и не меняя практически...
Схема на Датагоре. Новая статья Стабилизатор напряжения сети 1,8 кВт на PIC12F675... В последнее время мощности бытовых нагрузок возросли: появились фены, обогреватели, утюги, СВЧ печи...
Схема на Датагоре. Новая статья Однофазный привод постоянного тока... В основе разработки электропривода лежит принцип работы следящего привода с одноконтурной системой...
<
  • Кандидат
1 октября 2014 15:52

Юрий / LonePerson

Цитата
  • С нами с 28.05.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 11 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
все понимаю что зимой плохо заводить машину, но лезть в штатную проводку системы зажигания как то не очень. Если иметь хороший аккумулятор и следить за ним и авто, то и проблем таких быть не должно вообще. Думаю не стоит на этом экономить, нервы дороже. А как запуск в "аварийных" условиях очень может помочь, но обойти бы как то врезания в штатные провода.

<
  • Гражданин
1 октября 2014 17:18

Максим Черепанов / еще один max

Цитата
  • С нами с 10.03.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 91 комментарий
  • 10 публикаций
 
  • 0
А я плюсанул, мне идея понравилась. Просадка бортовой сети во время работы стартера очень ощутимая, надо в своем автомобиле при случае измерить.
Лезть или не лезть в проводку автомобиля - дело сугубо личное, и к теме это не относится.

<
  • Гражданин
1 октября 2014 18:48

Александр / mazr

Цитата
  • С нами с 22.09.2014
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 10 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Поставил плюс. Идея хорошая. Понимаю, что автор мой ровесник, т.е. за 50. Скорей всего с контроллерами незнаком. Тут просто просится какой нибудь 30 рублевый контроллер, корпус в спичечном коробке. Именно такие схемы заставили изучить мк.

<
  • Главный редактор
1 октября 2014 20:42

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 664 комментария
  • 267 публикаций
 
  • 0
Володя, спасибо за простую конструкцию и своевременную по сезону статью!
Желающие успеют подготовиться.
drinks

Цитата: mazr
Тут просто просится какой нибудь 30 рублевый контроллер, корпус в спичечном коробке.
Тут стоят 555 по 15 руб, а в размере выигрыша никакого от МК: всё равно катушки/релюшки.
За то потребуется прошивка, комп, программатор, софт для программатора и умение всем этим воспользоваться.
Александр, но если у вас дойдут руки собрать и проверить на практике ваш модернизированный вариант - будем только рады, присылайте.

<
  • Кандидат
1 октября 2014 21:03

Валерий / FOLKSDOICH

Цитата
  • С нами с 18.05.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 33 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Игорь прав. Желание некоторых прилепить МК куда только фантазии хватает доходит местами до неприличия. ИМХО.

<
  • Кандидат
1 октября 2014 21:07

Люлин Владимир Иванович / levsha46

Цитата
  • С нами с 7.07.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 27 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Если аккумулятор и генератор в порядке, а мотор нормально отрегулирован, любая машина заводится в любой мороз. Поэтому лучше посвятить время обслуживанию машины, а не городить всякие примочки. Я более 30-ти лет ремонтирую машины и знаю, что говорю.

И напоследок: если мороз за 30, вечером залейте в картер полстакана бензина и заведите мотор на 1-2 сек. Утром у вас не будет никаких проблем.

<
  • Гражданин
2 октября 2014 00:44

Александр / picap

Цитата
  • С нами с 16.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 30 комментариев
  • 4 публикации
 
  • 0
Возможно идея эта и имеет право на существование....
Но! Я бы не стал добавлять еще два элемента сомнительной надежности.
Это переключатель и контакты реле. У нас итак есть один - контакты замка зажигания. Три элемента последовательно - это уж через чур !
А представьте себе , что у Вас на ж/д переезде , или на обгоне,выгорели контакты на переключателе.... shok Кошмар ! ireful
Электронная система зажигания Ваз-2108, 2109 итак дает прекрасную искру. Вовремя замененные свечи, высоковольтные провода, масло (синтетика ,полусинтетика (по сезону)) дадут куда лучший результат.
Само собой - заряженый и исправный аккумулятор. Вот этому надо уделить больше внимания при зимней эксплуатации автомобиля. yes
Даю еще одну идею- автомобильное реле , катушкой включено параллельно втягивающему. Возбуждение на генератор (провод 15) подается через нормально замкнутые контакты реле. Что имеем - при работе стартера - реле включено и напряжение на возбуждение генератора не подается. Т.Е. генератор не сопротивляется. Стартеру легче проворачивать двигатель. Заводим двигатель, втягивающее обесточено , реле обесточено , напряжение на возбуждение генератора - подано ! Все ОК ! good Когда то в своей машине сделал , так и продал .т.е. система проверена временем.
Да! И не пытайтесь разбавлять водку пивом. Это я о бензине в масле. Масло должно быть качественное!

<
  • Гражданин
2 октября 2014 00:53

Максим Черепанов / еще один max

Цитата
  • С нами с 10.03.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 91 комментарий
  • 10 публикаций
 
  • 0
Еще одно замечание автору - NE555 работают от 0 до 70 градусов Цельсия. Поэтому их сюда ставить рисковано. С буквами NA, SA, SE - можно, они от -40 или -55 (последний вариант).

Владимир Иванович, ну что вы так? При всем уважении - во-первых разговор не об обслуживании. Уверен, что в дорогих моделях стабилизатор для ЭБУ есть. Так почему его лишать бюджетные модели? Во-вторых, аккумулятор и генератор в любом автомобиле в порядке только один раз - после покупки. Все имеет своиство изнашиваться, как его не обслуживай.
Оффтоп: совет насчет бензина - ИМХО варварство какое-то. В синтетическом масле десятки присадок, в современном бензине тоже их полно. Где гарантия, что не будет какой-то непредусмотренной реакции составляющих? Или было аналитическое сопоставление ингридиентов всех масел и всех бензинов? Думаю что пригодно для 30-летних 2101, не есть верно для современных автомобилей. Я так поступать точно не рискну, а уж другим советовать тем более не стал бы, даже с учетом долгого опыта работы с автомобилями.

<
  • Гражданин
2 октября 2014 01:57

Александр / mazr

Цитата
  • С нами с 22.09.2014
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 10 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Александр, но если у вас дойдут руки собрать и проверить на практике ваш модернизированный вариант - будем только рады, присылайте.

У меня нет такой машины. У немцев с 90-х годов подогрев автономный , а у корейцев все работает как часы и в -30.
Если кому надо, и есть готовность испытывать, также если есть еще какие то пожелания, например измерить это напряжение в цифровом виде или отсчет таймера увидеть, и т.д. в конце концов будильник добавить wink сделать не долго, причем безвозмездно. Т.к. я порой простаиваю в отсутствие идей. Идей и возможностей много, только мне лично это совершенно не нужно.
Про программатор и ПК. Это не серьезный довод. 155 серия еще доступней. Программатор на одном транзисторе ну и ПК я думаю покупать для этого тоже не надо, уже есть.
А схемку модернизированного варианта набросаю завтра, может даже с программой. Как со временем.

<
  • Гражданин
2 октября 2014 07:48

Бузунов Игорь Германович / meshin

Цитата
  • С нами с 18.05.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 75 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Цитата: picap
Да! И не пытайтесь разбавлять водку пивом. Это я о бензине в масле. Масло должно быть качественное!

Пока мотор прогревается как минимум минут пять, от залитого в масло бензина останется только небольшая часть. К моменту движения, нагрузке двигателя, от бензина в масле останутся только воспоминания.

<
  • Гражданин
2 октября 2014 13:03

Олег / logvoleg

Цитата
  • С нами с 4.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 85 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Цитата: meshin
от бензина в масле останутся только воспоминания

Игорь Германович, при все уважении, категорически не соглашусь с Вами.
Максим еще один max все совершенно верно расписал про присадки и т.п. Не вспоминайте времена СССР, когда достать масло было, мягко говоря, сложно. А уж про масла для зимней эксплуатации и не задумывались. Лили тогда чуть ли не негрол в движки, совет про бензин в масло из той эпохи. Современные масла с "зимними индексами" нормально себя ведут в исправном двигателе, с исправной электрикой.
Схемка автора при этом неплохая, и многие, особенно начинающие, могут перетащить ее по частям в другие конструкции.

<
  • Гражданин
2 октября 2014 15:48

Александр / mazr

Цитата
  • С нами с 22.09.2014
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 10 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Набросал схему, как обещал. Контроллер PIC12F683(мк) (Встроенный модуль ШИМ, АЦП)

Алгоритм работы.
Вставить ключ зажигания.
В исходном состоянии контроллер ждет нажатия кнопки.
Кратковременное нажатие, начинает мигать с частотой 0.2 сек зеленый светодиод, запускается внутренний таймер на 5 сек. Модуль аппаратного ШИМ мк включается и настроен на скважность ШИМ 50%. Каждые 40мкс встроенное в мк АЦП измеряет напряжение на выходе преобразователя.
При отклонение от значения 14В , уменьшает или увеличивает скважность ШИМ. Как только напряжение преобразователя с небольшим гистерезисом стало стабильно, зеленый светодиод перестает моргать, просто горит. Необходимо приготовится к запуску. Загорается красный светодиод, срабатывает реле подключающее схему преобразователя к цепям искрообразования, запускается таймер на 5сек. Необходимо повернуть ключ зажигания. Через 5 сек, преобразователь отключится от цепи искрообразования, светодиоды погаснут.
Возможен, режим тестирования. Нажать кнопку и удерживать 3 сек.
зеленый светодиод, поморгает и загорится. Затем моргнут и красный и зеленый. Но преобразователь подключаться к цепям искрообразования не будет.
Что еще можно, на мой взгляд. Можно один светодиод заменить звуковым излучателем и как-то определиться с его сигналами.
Это кому то нужно?

<
  • Главный редактор
2 октября 2014 16:36

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 664 комментария
  • 267 публикаций
 
  • 0
Палец вверх, плюсанул. Хотя:
Цитата: mazr
Это кому то нужно?
Александр, в таком виде - никому. Кто умеет сам прошивки писать, тот и схемку сам набросает.
Если дадите практическую схему с указанием всех типов элементов и конечно прошивку, то это будет отдельная статья и отдельный повод поговорить.
Неправильно заводить обсуждение новой конструкции внутри обсуждения другой. Вы ж админ, вам ли это не понимать? bye

<
  • Гражданин
2 октября 2014 19:05

Александр / mazr

Цитата
  • С нами с 22.09.2014
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 10 комментариев
  • 2 публикации
 
  • 0
Я это понимаю. Никак не могу разобраться в портале. А где тогда обсуждать? На форуме? Это не новая конструкция, а обсуждение идеи и модернизация опубликованной уважаемым автором. Конечно и с программатором и с инструкциями помогу. Не так страшен черт как его малюют. bye
Не люблю делать бесполезное
Самое главное востребованность. Будет она у людей можно и статью отдельную сделать, раз так. Но это всего лишь модернизация на современной элементной базе.
Как бы предполагаемый эскиз. Могут быть различные пожелания и замечания.
Есть идея. На примере модернизации этого устройства сделать краткий самоучитель по контроллерам и как ими пользоваться. Смотря многие конструкции здесь, понимаю что авторы чего-то боятся. Но есть одно условие. Паять не буду. Исправлять косяки в программе или в схеме обязательно буду.
Если такая кооперация кому-то понравится, пишите. Игорь, а Вы подскажите, если будут желающие, как это правильно оформить.

<
  • Гражданин
3 октября 2014 03:32

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
Просто хорошим обслуживанием полностью проблему не решить - на морозе бензин не испаряется. Я как-то пытался просто поджечь лужицу бензина на морозе под -30. Не удалось! Так что повысить мощность искры таким образом вполне можно. Не на всякой машине, правда...

<
  • Гражданин
4 ноября 2014 13:48

Владимир / reper

Цитата
  • С нами с 15.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 67 комментариев
  • 7 публикаций
 
  • 0
Благодарю всех откликнувшихся за комментарии. И совсем не обязательно применять это устройство в 30-летних авто. Лично я в ЛЮБОМ сообщении либо статье пытаюсь ухватить ИДЕЮ, и прокручиваю возможности применения этой ИДЕИ в других проектах. Буду рад, если кого-либо статья либо ее фрагмент вдохновит на решение других задач.

<
  • Кандидат
23 января 2016 20:01

Эдуард / krokus

Цитата
  • С нами с 4.06.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
В дополнении к этому устройству ещё бы "конденсаторное" зажигание, чтобы стартер быстро крутил!
да и Александр / mazr..говоря о немцах с автономным подогревом можно поговорить и о феррари как массовом автомобиле!это где вы видели повсеместное применение вибасты у немцев?это большая редкость до сих пор.ну а про корейцев, которые все работают как часы-извиняюсь за грубость откровенный бред.Ибо стоящий под окном Сантафе уже при +3 и прикуривающий от Нивы наводит на мысль, что не все ёгорты одинаково полезны! и правильнее сказать всё зависит от работоспособности и качества АКБ и своевременно замененного масла, а это никак не зависит от того кто производит эти авто.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.