При запуске двигателя внутреннего сгорания в холодное время года возникают известные всем автолюбителям проблемы. Аккумулятор на морозе теряет значительное количество емкости. Масло загустевает, и в результате стартеру оказывается трудно провернуть коленвал. Самое неприятное, что в момент, когда так необходима мощная искра (верхняя мёртвая точка), нагрузка на аккумулятор максимальна и мощности искры может оказаться недостаточно даже на электронных системах зажигания (ЭСЗ).
В одном из журналов «За рулем» 80-х встречал предложение установить дополнительный аккумулятор на 12В (типа мотоциклетного) с диодной развязкой, но все это требует обслуживания.
Для более простого решения проблемы зимнего запуска двигателя разработано описанное устройство.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Схема повышающего преобразователя для авто
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Рис. 1-а
Схема работает следующим образом. В положении переключателя S1, указанном на схеме, напряжение на приборы искрообразования подаётся напрямую и зажигание работает в штатном режиме. Чтобы применить наше устройство, нужно переключить S1 в нижнее положение.
При включении зажигания запускается таймер на D1 (о его назначении ниже) и контактами реле подается напряжение на преобразователь на D2, на выходе которого имеем стабильно ок. 13,6 Вольт в любой мороз!
↑ Вариант схемы для пятивольтового реле (при сильной просадке)
Может случиться совсем невероятная ситуация — может оказаться недостаточно бортового напряжения для удержания реле. В таком случае можно применить реле на 5В и включить по следующей схеме:Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Рис. 1-б
↑ Преобразователь
выполнен по общеизвестной схеме. Стабилитроном VD5 подбирается напряжение на выходе преобразователя (у меня 13,6 В). Это напряжение через диод VD6 попадает на цепи искрообразования и на катод диода VD1, который запирается, отделяя цепи искрообразования от бортовой сети с ее аккумулятором и стартером.При работе преобразователя по входу от 7 до 16 В – напряжение на выходе практически не изменяется.
↑ Таймер
Все-таки не хотелось бы долговременно питать зажигание от даже самого наилучшего преобразователя – присутствует элемент ненадежности и зажигание может отказать в самый неподходящий момент. Поэтому было решено включать преобразователь на 15 сек. Примерно столько времени рекомендуется вращать стартером коленвал при запуске двигателя. Время работы таймера можно изменить резистором R2.Через 15 секунд преобразователь выключается, и на анод диода VD1 подается напряжение уже от генератора, при этом напряжение на катоде отсутствует. Диод открывается, и зажигание продолжает работать в штатном режиме уже через диод VD1.
Диод VD6 запирается напряжением от генератора, предотвращая подачу этого напряжения на неработающий преобразователь. Устройство можно отключить тумблером S1.
↑ О деталях
Дроссель L1 содержит 45-52 витка проводаИсключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Конденсатор С11 лучше применить типа LowESR, но у меня стоит обычный. Напряжения всех конденсаторов - 25 В. Мощность резисторов 0,25 Вт.
Реле на ток контактов не менее 5 А, я применил от выгоревшей автосигнализации.
Полевики выпаяны из б/у материнки, тип даже не смотрел, только проверил тестером. Подойдут любые, нужного типа проводимости канала и расчитанные на рабочий ток.
↑ Печатная плата
Печатная плата разработана в SL6 под китайский корпус Z7-C (37×54×104 мм).Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Рис. 3
Отверстие в центре платы – под стойку в корпусе. Полевые транзисторы – ключи из дохлой материнки (SMD) – для них на плате есть две площадки.
↑ Подключение
В автомобиле (у меня ВАЗ 2108) разрезается провод, идущий к 12-вольтовой клемме катушки зажигания (от нее же идет провод на ЭСЗ) и подключается, как на фото.↑ Файлы
🎁zazhiganie-datagor-ru.7z 10.89 Kb ⇣ 116↑ Итого
Действие прибора почувствовалось сразу — мотор в морозы стал запускаться гораздо охотнее.Ни жезла всем, ни гвоздя!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.