При этом средняя точка первичной обмотки трансформатора соединена с общим "минусовым" проводом преобразователя, как и должно быть при совместном использовании устройства с бортовым питанием автомобиля.
Разумеется, предыдущий вариант (СХЕМА 1 - с классическим "стоковым" подключением подключением обмоток) так же пригоден для использования с бортовой сетью а/м, но для этого необходимо применить в качестве ключей полевые транзисторы с противоположной проводимостью канала и не забыть при этом поменять полярность питания преобразователя.
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Измененный преобразователь (схема 2) несколько сложнее предыдущего, но лишь только за счет организации развязки в пусковой цепи (вычерчено зеленым цветом) и отличается введением в схему резистора R13 и конденсатора C5. Эта мера была необходима для сохранения подачи управляющих импульсов на затворы относительно истоков каждого из этих ключей при "истоковом" (соединения на схеме синего цвета) включении полуобмоток силового трансформатора.
Как видно, стоки ключей в этом варианте преобразователя соединяются непосредственно с плюсовой шиной (красным цветом) входного питания, что позволяет установку транзисторов на общую охлаждающую проводящую поверхность без изоляции их от радиатора. Правда, сам радиатор при этом придется изолировать от корпуса устройства, который, предположительно, будет иметь потенциал общего провода бортовой сети питания а/м.
В остальном схема никаких изменений не претерпела и не имеет видимых отличий в работе от предыдущей схемы, как в режиме холостого хода, так и при взаимодействии с нагрузкой.
В комментарих к предыдущей части был проявлен интерес к использованию нескольких трансформаторов, а, потому, привожу возможные способы включения дополнительных трансформаторов для получения дополнительных наборов выходных напряжений или увеличения мощности.
Что же касается постоянных выходных напряжений, то включение выпрямительных схем может быть столь разнообразным, что эту тему впору обсуждать в отдельной статье или вынести для обсуждения на форум. А, потому, особого смысла рисовать схемы различных вариантов получения постоянных напряжений в этой статье, - нет. Тем более, что иногда все-таки гораздо проще изготовить свой вариант трансформатора, нежели пытаться переделать чужой "велосипед".
Хочу так же заметить, что все преобразователи, описанные в этой статье, предпочтительны для повторения именно начинающим электронщикам, т.к. они гораздо проще схемотехнически своих ШИ-управляемых прототипов, менее капризны при не совсем удачной разводке и хорошо переносят разброс параметров трансформаторов (в разумных пределах), обладая свойством некоторой "автоподстройки" под используемые параметры. Там, где в стабилизации выходных напряжений нет особой необходимости, применение автогенераторных преобразователей более, чем оправдано, тем более, что управление включением и выключением автогенераторных преобразователей возможно не только по цепям питания, как это, быть может традиционно считалось.
Основываясь на собственном опыте макетирования схем описанных преобразователей, добавлю, что, конечно же, использование полевых транзисторов в качестве ключей, - предпочтительнее использования биполярных транзисторов. Схемы преобразователей, собранные на полевых транзисторах, имеют гораздо меньшие потери при переключении, лучшую термостабильность и могут работать на частотах, допускаемых материалами современных ферритов. По крайней мере, используемые при испытании макетов преобразователей, описанных в данной статье, полевые транзисторы работали лучше, как при повышенных частотах, так и при увеличении мощности в нагрузке.
В чем, как я сам считаю, заключается "изюминка" использования комплектующих компьютерных БП при изготовлении описываемых схем:
1. Совершенная пригодность трансформаторов экс-БП для работы во всех описываемых преобразователях без изменений их намоточных данных (как в высоковольтных, так и в низковольтных вариантах)
2. Получение более чем приличных выходных параметров, как по току, так и по напряжению
3. Применение лишь только тех деталей, которые использовались в экс-БП, во всех узлах новых схем (ну, пожалуй, за исключением лишь мощных полевых транзисторов; возможное применение более емких и высоковольтных конденсаторов во вторичных цепях питания)
Благодарен всем за критику, вопросы и советы в комментариях.
Всегда рад ответить на ваши вопросы.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.