После долгих мытарств, решил что надо делать самому. Благо есть наш сайт и опыт отца-КИПовца. С этого собственно и начался поиск «своего» усилителя.
Заканчивая обучение на промышленного дизайнера, решил выбрать финальным проектом разработку лампового усилителя. Ведь сколько ахов-вздохов и хай-эндовых слов про магический ламповый звук. Но за редким исключением, выглядят усилители однообразно: либо черный ящик, либо огромные трансы с лампами вперемежку на фасаде.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Изучение рынка, выбор схемы усилителя
У каждого свой вкус, но не слишком эстетично видеть нагромождение компонентов на усилителе. Но прятать лампы не хочется. Поэтому начал думать, как убрать все лишнее внутрь с учетом всех требований к монтажу и экранировке. И корпус конечно должен выполнять не только техническую, но и декоративную функцию.Но пока дело дойдет до корпуса, надо определиться со схемой.
Отталкиваясь от ламп в наличии, начался поиск схем на просторах интернета и журналов. Параллельно шло исследование рынка (по условиям проекта этот этап обязательный, и замечу, очень полезная вещь), в ходе которого оптимальным по многим критериям оказался аппарат фирмы Leben.
↑ Схема
В итоге, выбор пал на одну из широко известных схем, фото 1.Был собран макет по этой схеме в обычном деревянном корпусе на прослушку. Трансформаторы было решено мотать самостоятельно на 160 Вт габаритной мощности. К этому моменту уже были собраны в черновом варианте Онкены на 4А32. Изумительно все, но чего-то не хватало. Не складывалось цельной картины. Носились по комнате с колонками, благо ближайшие соседи на 3 этаже, я на первом. Слушать можно до упаду и до глубокой ночи. То бас пропадал, то середина начинала резать уши.
↑ Макетирование, тестирование
Начали отслушивать лампы. Первой была 6П3С, потом 6П3СЕ и 6L6. 6П3С была отвергнута сразу же. После многочасовых прослушиваний остановились на 6L6. И началась доработка всего что только возможно. Менялись конденсаторы, мотались трансформаторы, много всего было проделано. Скажу лишь, что до оконечной сборки было сделано 5 тестовых усилителей и выходные трансформаторы оставили 250 Вт габаритной мощности. Предусмотрена возможность с небольшой переделкой, разместить в таком корпусе усилитель «на вырост». Есть желание попробовать 2А3, слишком много слышал о ней, но ни разу не слушал :)↑ Проект корпуса
Имея все компоненты и их габариты, был скорректирован корпус. Идея заключается в следующем: размещая выходные трансы и все моточные изделия в отдельных боксах, по сути получается компромисс между моноблоками и единым корпусом. При этом выходники автоматически экранируются самим корпусом. Также крепления трансформаторов и дросселей делались таким образом, чтобы они обеспечивали экранировку. Дополнительно все катушки трансформаторов и дросселей заэкранированы медной фольгой, затем трансы в сборе проварены в парафине, внешние части очищены и приведены в надлежащий вид термостойкой краской (аэрозоль).В отсеке, где размещаются лампы — только малошумящие элементы схемы, все остальное расположено симметрично в экранированных боксах корпуса.
Расположение элементов видно на схеме 3 и 4 с той лишь разницей, что дроссели и емкости в итоге расположились на днище, а не на боковых ребрах жесткости.
↑ Компоненты в итоговой версии
остались следующие:— потенциометр традиционно Alps
— емкости в питании Rubycon обычные, взял по 50 руб/шт. Качество Jamicon оказалось на троечку.
— разделительные Wima пленочные
— С2, С8, C5, C6 - Jantzen Cross Cap
— C4, C7 - МБГО.
Переключатель селектора входов какой-то военный, сейчас не вспомню точную маркировку.
↑ Внешний вид проектируемый
↑ Готовый усилитель спереди и сзади
↑ Изготовление корпуса
Корпус алюминий 2 мм, панели алюминий 3 мм + сольвентная печать на алюминии.Сначала пытался сделать корпус из 3 мм алюминия, но мои тощие руки не вытянули такую нагрузку и был закуплен новый алюминий, уже 2 мм. Но и здесь без газовой горелки не обошлось. В случае небольшого перегиба приходилось отпускать напряжения и доводить угол. Была также попытка раскроить листовой металл на 3D-фрезере, но сломали 4 фрезы и стало понятно что ещё пару фрез просто не потяну финансово
Взял болгарку в руки, сверлильный станок и 4 струбцины и понеслась душа в рай. Так как гнул металл впервые, то на 2 варианта корпуса ушла почти неделя и пара дней на грунтовку/покраску/сушку/доводку. В самом же корпусе пришлось повозиться и добавить 2 стяжки, чтобы от 27 кило веса не гулял корпус.
Плоскость где размещены лампы, покрыта термокраской для избежания вздутостей от нагрева обычной краски, плюс гармонирует с лицевой панелью. Есть еще конечно места для доработки, особенно ручка селектора и мелкие косметические огрехи. Но при полностью ручной гибке результатом вполне доволен. Ну и болтики заменить на более эстетичные. Разъемы брал недорогие Cardas RCA 3 входа, акустические клеммы Arslab колоночные. До чего не дошли руки, так это вставить светодиод на лицевой панели, хотя все необходимое во внутренностях готово для этого.
↑ Звучание усилителя
Что могу сказать про звук? Сейчас слушаю на Yamaha E800 (полочники), пока Онкены довожу до ума. Не знал, что эти малыши умеют так звучать. Раньше был не очень доволен их звуком, теперь учитываю их стоимость, звучат просто великолепно.Когда первый раз включил детские песни Клары Румяновой на виниле, дочь 5 лет на несколько секунд остолбенела и чуть не заплакала от испуга — думала чужая тетя заговорила в комнате. Теперь выпрашивает и себе ламповый усилитель в комнату
Этот же комплект звучал на выставке, в огромном помещении и практически вся музыка игралась на этом комплекте, всем хватало При таких площадях речи о качестве конечно не велось, но колбасило здоровски.
↑ Инцидент на выставке
Даже вышел инцидент. Директор университета подошел к куратору с претензией: «Почему у вашего курса есть спонсоры, о которых я не знаю?» — тыча в мой усилитель. Ибо многие думали что это рекламируются многочисленные спонсоры выставки.↑ Фотки с выставки
на фото ¼ всего помещения
собственно сам усилитель на выставке
Когда же тестировали с Онкенами, возникало ощущение, что вдруг кто-то незаметно унес стены и сидишь в большом зале наедине с исполнителем. Свой саб B&W с радостью продал и стало совсем непонятно для чего он нужен.
↑ Измерения в RightMark
Если кому интересны данные, привожу их отдельно на карточку с кабелем и на усилитель с вычетом влияния кабеля. К сожалению карточка у меня не ахти какая, и до 20 КГц с трудом дотягивается, да и шумно-кривая, будет возможность перемерить более точно, обязательно это сделаю.Измерения производились в RightMark.
Данные «карточка + кабель»:
Frequency Responce (multitone), dB +0.01 -0.02
Noice Level dBA -90.3
Dynamic Range dBA 90.3
total Harmonic Distortion (THD) % 0.0023
Intermodulation distortion + noise 0.0097
Stereo crosstalk, dB -89.6
Frequency responce (swept sine), dB +0.0 -0.1
Данные «усилитель — кабель»:
Frequency Responce (multitone), dB +0.3 -1.13
Noice Level dBA -74.0
Dynamic Range dBA 73.8
total Harmonic Distortion (THD) % 0.097
Intermodulation distortion + noise 0.289
Stereo crosstalk, dB -40.2
Frequency responce (swept sine), dB +0.1 -0.8
↑ Благодарности
Проделав эту работу, стало понятно куда двигаться дальше и как устранить имеющиеся недочеты.Благодарю всех за участие и отдельное спасибо Александру (Tank) за советы и помощь, Игорю (Datagor) за содействие.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.