Привет! Это вторая, заключительная, часть статьи о двух несложных приставках для электрогитары с корпусами в формате amPlug.
Приставки выполнены на полевых транзисторах и основное их назначение - согласование по сопротивлению выхода электрогитары с последующими устройствами, имеющими относительно низкое входное сопротивление.
Содержание статьи / Table Of Contents
Я решил собрать Zvex SHO.
↑ Собираем Zvex SHO (Super Hard On)
Схема тоже простейшая, а отзывы неплохие.Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Вобщем собрал я детали
и начал с такого вот «безобразия», чтобы послушать, как он звучит, и стоит ли его собирать:
Оказалось, что очень даже стОит. Звучание электрогитары стало более чётким, ярким, звонким.
↑ Немного об особенностях схемы Zvex SHO
В схеме применяется MOSFET транзистор BS170, его аналог — 2N7000, только у него другая распиновка.Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Характеристика регулятора может быть линейная или антилогарифмическая. Я поставил линейный переменник 4,7 кОм — регулирует нормально. Можно сделать два выхода, как на схеме, например, для подключения двух параллельных цепей эффектов, или комбиков. Я оставил один выход. Также я зашунтировал цепи питания электролитом на 47 мкФ.
↑ Плата и корпус
В этот раз корпус я спаял из фольгированного стеклотекстолита, и все детали вместил на одной плате.Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
↑ О внешнем оформлении
Красил из баллончика чёрной акриловой краской.Надписи я раньше печатал на бумаге, затем — на самоклейку, и сверху — скотчем. Теперь же решил попробовать по другой технологии. Надписи сделал в проге Front Designer, напечатал на самоклеящейся прозрачной плёнке для лазерников. Переднюю сторону корпуса покрасил из баллончика серебрянкой (края предварительно заклеил скотчем, чтобы не покрасилось остальное). Когда краска высохла, убрал скотч и наклеил сверху вырезанный кусок плёнки с надписями. Затем весь корпус покрыл двумя слоями прозрачного лака (того же типа и производителя, что и краска).
↑ Звук
Ну и самое главное, для чего всё это делалось, звук.Семплы в этот раз я записывал через качественную внешнюю звуковую карту. Так как динамический диапазон гитары большой, и усиление бустера тоже, то для предотвращения перегрузки по входу звуковой карты при отсутствии встроенного лимитера (ограничителя), нужно включить перед ней внешний лимитер. Для этой цели я применил Boss-овский компрессор CS-3, настроив его в режим лимитера (ручка «Sustain» в минимальном положении). Регуляторами «Level» компрессора и «Gain» звуковой карты выставляется уровень сигнала без клиппинга (перегрузки) даже при интенсивном звукоизвлечении. Не совсем идеальный вариант, но вполне приемлемый.
Цепочка записи следующая:
Musima Lead Star IV --> SHO --> Boss CS-3 --> Focusrite Scarlett 2i2 --> Adobe Audition 3.
Датчик — бриджевый хамбакер в режиме отсечки. Сначала байпас, затем Super Hard On. Регулятор не помню, в каком положении, кажется, где-то посередине.
Теперь приблизительно оценим усиление бустера. Датчик — сингл. Сначала байпас, затем включаю эффект и постепенно прибавляю уровень от минимума до почти максимума (на максимуме уже ограничение).
Послушаем, как звучат флажолеты. Датчик — бриджевый хамбакер. Вначале байпас, затем SHO на почти максимальном усилении.
Тем, кто использует в работе дисторшн, наверняка будет интересно узнать, как изменится звучание дисторшна в связке с бустером. Всё зависит от конкретной педали, но в основном тембр звука будет формировать сам «исказитель». В сочетании с бустером появляется больше «гейна», звучание становится более мощным, плотным, увеличивается сустейн (длительность звучания). Но и шумы, и фон также вылазят, особенно, если электрогитара не экранирована, или если не применять шумоподавитель.
В отзывах читал, что данный бустер хорошо работает в качестве «грелки» перед ламповым усилителем. Сам пока не проверял (нет лампового усилителя).
Для записи небольшого примера я использовал педаль «Heavy Metal» Sound JS (копия Boss-овской педали на отечественных деталях), которую я включил в цепочку записи вместо компрессора. Так как подобные примочки в линию «песочат», а спикерсим я пока ещё не спаял, пришлось применить встроенный в Audition плагин Guitar Suite (Box Modeler — Model 4).
Датчик — бриджевый хамбакер. Сначала байпас, на 12-ой секунде включаю SHO. Регулятор «Crackle» — на 2 часа.
↑ Несколько советов и рекомендаций
Для избежания повреждения статикой полевых транзисторов, используйте для пайки низковольтный паяльник, включенный в сеть через понижающий трансформатор. Я пользовался 24-вольтовым паяльником.При нарезании резьбы метчиком будьте осторожны, чтобы не сломать его, иначе вы не вытащите обломок метчика, и придётся делать сначала. Обязательно используйте смазку (я применяю обычное сало).
Основными элементами, задающими габариты устройства, являются: элемент питания, выходное гнездо и органы управления (кнопка, тумблер, потенциометры). Для уменьшения габаритов примочки используйте комплектующие меньших размеров. Байпас можно сделать на микрокнопке, или электронным. Выходное гнездо взять под мини-джек 3,5 мм, либо отказаться от него, припаяв шнур прямо к плате (но тогда нужен ещё выключатель питания). Вместо «кроны» можно использовать батарею из шести 1,5-вольтовых дисковых элементов, благо потребление тока небольшое.
Если у вашей электрогитары выходное гнездо расположено на лицевой панели, как например, у Fender Stratocaster, придётся продумать конструкцию так, чтобы устройство можно было без проблем в него вставить.
Подойдите к делу творчески. Сделайте лучше, чем у меня!
Кто-то, конечно, захочет встроить одну из схем в электрогитару — это будет лучшим вариантом, но здесь есть свои нюансы.
В виде отдельной приставки тоже можно сделать (оригинальный Zvex SHO выполнен как обычная педаль).
А кто-то захочет собрать какой-нибудь свой любимый несложный дисторшн (овердрайв, фузз…), добавить (по желанию) спикерсим и усилитель для наушников, всё это сделать для компактности на SMD компонентах, и получить свой, неповторимый «amPlug» для занятий в любом месте, в любое время. Думайте, фантазируйте, экспериментируйте!
↑ Итоги
Оба устройства можно использовать в качестве direct box при записи чистого звучания электрогитары в линию (если нет настоящего ди-бокса, звуковой карты с инструментальным входом, процессора и т. д.). Также с их помощью устраняется влияние длины кабеля от электрогитары на качество сигнала. Ну и бустер, конечно, можно использовать по его прямому назначению — для усиления слабого сигнала (особенно при сингловых датчиках).Достоинства устройств: простые схемы, доступные для повторения начинающими радиолюбителями, низкий уровень шумов, малый потребляемый ток — повторитель потребляет 0,5 мА, а бустер от 0,3 до 1 мА в зависимости от усиления.
Про недостатки я уже говорил.
Обе приставки предъявляют повышенные требования к технике звукоизвлечения, так как становятся заметны малейшие нюансы игры. Хорошо слышны не приглушенные, или случайно задетые струны. Можно применять при работе над техникой игры.
Ну и ещё несколько фотографий устройств, подключенных к электрогитаре. Обратите внимание: шнур, подключенный к выходу приставки, перекидываем через гитарный ремень. Тогда за счёт жёсткости шнура приставка не будет крутиться вокруг оси джека во время игры.
Немного не продумал я расположение кнопки байпаса на бустере (это расплата за компактность), тумблер был бы удобнее. Но в принципе, доступ к кнопке не сильно затруднён.
Желаю всем творческих успехов!
↑ Ссылки
S.A.G.E.
Форум по S.A.G.E.
Super Hard On
Сборка Zvex Super Hard On
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.