» » » Скоростное травление печатной платы в медном купоросе

 
 
 
18

Скоростное травление печатной платы в медном купоросе

Разместил bulgarov78 1 ноября 2008. Просмотров: 69 512

Скоростное травление печатной платы в медном купоросе
Как быстро вытравить печатную плату в растворе медного купороса?

Всем привет!
На протяжении многих лет печатные платы изготавливают с помощью травления в различных растворах с применением различных ухищрений.
Решил поделиться своим способом, который дал очень хороший результат.

Раствор купороса делаем по стандартной схеме: 1 часть купороса к 4 частям поваренной соли. Заливаем его кипятком непосредственно перед употреблением!

Но перед тем как делать раствор, соорудим «растворомешалку»...


Собственно вот такая конструкция...
В качестве регулятора я использовал КРЕН12 в стандартном включении.

Пояснение принципа работы:
Готовим печатную плату для травления любым удобным способом, но заготовку делаем с небольшим запасом (5 мм) по длине с обоих сторон. Нарезаем кусочки текстолита размерами 15 мм*10 мм и делаем в них прорези шириной немного меньше толщины имеющегося текстолита. Одеваем их на плату вот таким образом:



К зажиму с отверстием приматываем проволоку в виниловой изоляции, другой конец проволоки крепим к болту на маховике. Проволока должна свободно болтаться но не соскакивать!



Ёмкость берём размером достаточным для свободного перемещения платы, очень удачно подходят кюветы для проявки фото.
При необходимости можно сделать в маховике несколько отверстий для болта на разном расстоянии от центра, для разных по величине (весу) плат.

Кладем плату в пустую кювету, запускаем двигатель и выбираем частоту вращения (ёрзания платы). Частота нужна небольшая, чтобы не разбрызгивался раствор. Наливаем раствор, травим...

С этим приспособлением я поставил личный рекорд травления ПП в медном купоросе 5 минут!!!
В хлорном железе травится тоже очень быстро, даже в холодном виде при комнатной температуре около 10—15 минут (смотря какой свежести хлорное железо).

Основные критерии для скоростного травления: горячий раствор, хорошо зачищенная заготовка ПП.

Вот в общем и всё... Удачных печатных плат!!!
Всегда Ваш, Александр Булгаров.
Александр Булгаров (bulgarov78)
Местоположение в тайне.
Профиль bulgarov78
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 32

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Зачистка поверхности платы перед печатью "Пемолюксом"... Приветствую всех паятелей и травителей печатных плат! Долгое время занимаясь изготовлением...
Схема на Датагоре. Новая статья Безпомеховый регулятор оборотов однофазного асинхронного двигателя вентилятора ВН-2. Делаем вытяжку... Со своих первых паек с кислотным флюсом я задумывался о вентиляторе для паяльных работ. После...
Схема на Датагоре. Новая статья Оснастка Лазеро Кипятильной Технологии для изготовления печатных плат. Вы ещё не кипятите? Тогда мы идём к вам!... Самый распространённый на сегодняшний день метод изготовления печатных плат — метод «ЛУТ» или...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам сварочный полуавтомат 30А - 160А... Технические данные нашего сварочного аппарата - полуавтомата: Напряжение питающей сети: 220 В...
Схема на Датагоре. Новая статья Комментарии по изготовлению шасси и усилителя для начинающих слесарей... После опубликования моей статьи «Сделай сам простой ламповый усилитель для комбика на 6П14П. Полная...
Схема на Датагоре. Новая статья Электронный регулятор оборотов микродрели от Александъра Савова... Да, это моя дрель и почему то все пугаются когда её видят. Ну жалко мне пока денег на нормальный...
Схема на Датагоре. Новая статья Гальваническое травление печатных плат в растворе повареной соли... Для этого потребуется источник постоянного тока напряжением 12—25 В и концентрированный раствор...
Схема на Датагоре. Новая статья Фольгово-Лазерно-Утюжная Технолия (ФЛУТ) для изготовления печатных плат... ФЛУТ — модифицированый вариант ЛУТаИтак мы определились, что будем собирать и прежде чем начинать...
Схема на Датагоре. Новая статья Платы для навесного монтажа... Для макетирования устройств или для изготовления ламповой техники часто применяют навесной монтаж....
Схема на Датагоре. Новая статья Делаем платы при помощи пленочных фоторезистов ПНФ-ВЩ и LIUXI (обновлено!)... Автор: Кошурников Андрей, andy[гав]m-p-l.ru Существует много технологий изготовления печатных...
Схема на Датагоре. Новая статья Фоторезист Positiv-20 и печатные платы... Как и многие другие, я свои первые печатние платы рисовал со спичкой и нитролаком. Дорожки...
Схема на Датагоре. Новая статья Технология изготовления печатных плат: ЛУТ (лазерно-утюжная технология)... Автор: Тимофей Носов, ICQ770008 Изготовление печатной платы (ПП) не очень сложный этап в процессе...
<
  • Прохожий
1 ноября 2008 07:10

/ Opus

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Прикольная кинематика... :-) Но помоему проще баночку с платой и раствором вращать в горизонтальном положении...
Сам просто травлю без перемешивания, те-же 10-15 минут в подогретом до 40'C ХЖ (температура горячей воды под краном).

Хотя читал в сети, что медным купоросом ровнее края дорожек получаются.

<
  • Главный редактор
1 ноября 2008 10:37

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 680 комментариев
  • 264 публикации
 
  • 0
Цитата: Opus
помоему проще баночку с платой и раствором вращать в горизонтальном положении...


Раствор будет вращаться вместе с ПП, эффект омывания минимален.

Саня Самоделкин, идея прикольная!
Прям кривошипно-шатунная передача блин.
wink

<
  • Гражданин
1 ноября 2008 13:29

Михаил / Lektor

Цитата
  • С нами с 18.05.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 72 комментария
  • 5 публикаций
 
  • 0
Да, все просто, если не считать бетономешалку wink

<
  • Кандидат
1 ноября 2008 15:36

Александр Булгаров / bulgarov78

Цитата
  • С нами с 8.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 16 комментариев
  • 5 публикаций
 
  • 0
Lektor,
А в бетономешалке тоже ничего сложного нет! smile


Да, чуть не забыл! Плату класть проводниками вниз! Так эффективнее...

<
  • Кандидат
1 ноября 2008 16:02

Евгений / tecno_maniak

Цитата
  • С нами с 5.09.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 41 комментарий
  • 0 публикаций
 
  • 0
а я сделал проще.Взял бутылку плоскую от жидкости для размочки принтера, вырезал окно в бочине и повесил на растяжках на 2 П-образные скобы из алюминьки,а снизу поцепил 4 вибромоторчика с каких то телефонов.Травлю в хлорном железе.За 15 минут при 40 градусах плата вытравливается спокойно

<
  • Кандидат
1 ноября 2008 16:17

Александр Булгаров / bulgarov78

Цитата
  • С нами с 8.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 16 комментариев
  • 5 публикаций
 
  • 0
Этот способ отличается от остальных тем, что когда плата телепается в растворе, она ещё и перемешивает его! А в вариантах с вибрацией ёмкости этого нет...
Ещё один моментик... если раствора налить на уровне ёрзания ПП, то в раствор ещё и кислород будет поступать(правда раствор иногда брызгается), что тоже ускоряет процесс...

Если не прав, поправьте!

<
  • Гражданин
2 ноября 2008 00:06

Георгий / asterix_72

Цитата
  • С нами с 19.09.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
  • 0
Ну 15 минут можно и пожождать, куда так сильно спешить?))))))

<
  • Гражданин
2 ноября 2008 00:07

Александр / TANk

Цитата
  • С нами с 11.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 160 комментариев
  • 17 публикаций
 
  • 0
Я давно уже пользуюсь аквариумным компрессором.
На дно ванночки китайскими соплями (термоклей) приклеена трубка от капельницы. В ней сделаны мелкие дырочки (сверлом 0.8мм, которым платы сверлю).
Наливаю раствор, кладу плату, включаю подачу воздуха. Пузырьки раствор перемешивают ничуть не хуже чем механические мешалки.
10 минут и готово.

<
  • Кандидат
2 ноября 2008 01:14

Александр Булгаров / bulgarov78

Цитата
  • С нами с 8.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 16 комментариев
  • 5 публикаций
 
  • 0
TANk,
Кстати, тоже неплохой вариант!

<
  • Кандидат
2 ноября 2008 09:07

Сергей / RVR

Цитата
  • С нами с 27.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
А я сильно не мудрю.Беру емкость в зависимости от размера платки, ставлю на колонку,включаю музыку где по-больше низов и жду окончания процесса.

А вот с компрессором мне больше понравилоь.Надо обязательно попробовать,может еще проще.

<
  • Прохожий
2 ноября 2008 19:33

/ Vydra

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
TANk,
bulgarov78

Кстати, тоже неплохой вариант!
Для двухсторонних плат не неплохой, а возможно самый правильный - ПП вертикально и в бурляший поток Cu2SO4 или FeCl3. Емкость подобрать узкую и высокую - для экономии раствора.
Ну, а вибраторы тоже полезно - еще никому не мешали wink

<
  • Кандидат
2 ноября 2008 21:29

Юра / driverjura

Цитата
  • С нами с 1.06.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 8 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
TANk,
u nas prodajutsa takije priboru dla travlenija kompressor+podogrev no ush slisko dorogie wassat

<
  • Гражданин
2 ноября 2008 22:06

Александр / TANk

Цитата
  • С нами с 11.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 160 комментариев
  • 17 публикаций
 
  • 0
Узкая высокая кювета для двухсторонней платы изготавливается за 5 минут из пластиковой бутылки от газировки.
Срезаем горлышко, суем в бутылку кусок фанеры размером на сантиметр больше чем ширина платы. Потом бутылку обливаем крутым кипятком или обдуваем строительным феном. Пластик съеживается и получаем узкую и глубокую кювету по размеру чуть больше куска фанеры. Вид неказистый, но нам же ее не на стол гостям выставлять. Со своей задачей она справляется на все 100%.
Остается только шланг компрессора сунуть на дно и отрегулировать воздух так, чтобы раствор не выплескивался. Если надо подогрев, то эту кювету ставим в другую обрезанную пластиковую бутыль (или в подходящего размера стеклянную банку), в которую наливаем горячей воды.

<
  • Гражданин
7 ноября 2008 06:03

Денис / Lakki

Цитата
  • С нами с 28.09.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 29 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
А у меня получается просто ужас! никакого качества !

<
  • Прохожий
8 ноября 2008 03:15

/ M_A_R_A_T

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
я травлю в литровой стеклянной банке, а для потдержания высокой температуры ставлю в ковшик через слой упаковочного картона, заливаю водой и на газ. таким образом температуру можно догнать до 90 гр. если начальная температура раствора и воды примерно одинаковая, то стеклянная банка никогда не лопнет.

<
  • Гражданин
13 ноября 2008 05:55

Алексей / SLAYER

Цитата
  • С нами с 3.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 77 комментариев
  • 10 публикаций
 
  • 0
shok Фигасе механизм! А фоток нет ?

<
  • Гражданин
6 декабря 2008 18:01

Роман / Romzes

Цитата
  • С нами с 21.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 11 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
я травлю за 5-10 минут раствором 20% соляной кислоты и таблетки гидроперита.
заливаю 100 мл. кислоты в какую-небуть емкость, объем зависит от емкости и размера печатки, затем ложу плату, кидаю сверху таблетку и аккуратненьки двигаю её чем-то в виде зубочистки, сильно прижимать не стоит, т.к. стирается слой тонера, и получаются пробелы. (печатся утюжным методом делается) и не стоит долго задерживать таблету на одном месте. затем как пройдусь по всей плате таблеткой. слой пленки потемнеет, убераю таблетку в другую часть банки, ковшика. замет метдом болтыхания из стороны в сторону смываю часть уже оттравленой меди с платы и снова ложу таблетку и вожу. и так пока не вытравлю. травить НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ, т.к. соляная кислота выделяет ядовитые пары.
при уличной температуре (в ноябре) 5-7 градусов травилось это все около 15 минут

<
  • Кандидат
8 декабря 2008 12:16

Владимир / WEK

Цитата
  • С нами с 9.10.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • +1
Делали подобное устройство - нормально работает. Особенно хорошо подходит
для двухсторонних плат. А вот односторонние платы просто пускаю в плавание за счет поверхностного натяжения (главное, чтобы поверхность раствора была чистая, для этого иногда приходится фильтровать). Правда обычно пользуюсь хлорным железом.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.