Начало » Практика » Секреты самодельщика » Фольгово-Лазерно-Утюжная Технолия (ФЛУТ) для изготовления печатных плат

 
 
 

Фольгово-Лазерно-Утюжная Технолия (ФЛУТ) для изготовления печатных плат

📆28.11.08 🙋Datagor 👀114 933 💬25

ФЛУТ — модифицированый вариант ЛУТа

Итак мы определились, что будем собирать и прежде чем начинать паять нам нужно то на чём мы собственно будем паять — печатная плата.

Безусловно наиболее популярным методом изготовления печатных плат в домашних условиях является ЛУТ — так называемая Лазерно-Утюжная Технология.

Суть технологии проста — печатаем на некий носитель изображение дорожек на лазерном принтере, воспользовавшись замечательным свойством тонера (это такой порошок которым заправляются картриджи лазерных принтеров) расплавляться и прилипать к ровным поверхностям разогреваем полученное изображение с помощью утюга и переводим изображение на подготовленный кусок стеклотекстолита. Потом бросаем текстолит с изображением в раствор хлорного железа и ждём когда медь непокрытая тонером вытравится (растворится). В итоге получаем печатную плату с дорожками из меди. В общем классический ЛУТ описан во всём своём многообразии на многих радиолюбительских форумах и сайтах.

Так называемый «модифицированный» ЛУТ по сути мало чем отличается от обычного, ключевой момент здесь это метод перевода изображения на текстолит. При классическом способе изображение печатается на бумаге или специальной плёнке для печати на лазерном принтере, в модифицированном варианте мы будем использовать обычную пищевую фольгу. Я пользовался обоими методами — и для меня преимущества модифицированного ЛУТа очевидны — он гораздо проще, эффективнее и быстрее. В любом случае принципы изготовления остаются теми же, так что по ходу повествования всё станет ясно.

Итак что нам необходимо

• листы обычной офисной бумаги, пищевая фольга (обычная не очень толстая)
• обычные ножницы, немного клея (ПВА или что-то подобное)
• утюг (лучше наверное старый б/у, но я пользуюсь обычным который применяется в быту:) — если всё делать аккуратно — ничего страшного с ним не произойдет)
• лазерный принтер (тоже желательно убитый, попроще, поскольку всё таки небольшой риск испортить картридж поцарапав фотовал присутствует)
• естественно компьютер и файл с изображением печатной платы в масштабе 1:1
• стеклотекстолит (в нашем случае односторонний, то есть покрытый слоем меди с одной стороны) - кусок подходящего размера
• ножницы по металлу или ножовка по металлу — в общем что-либо пригодное для резки стеклотекстолита
• небольшая пластиковая(!) ванночка для травления (очень хорошо подходят для этих целей упаковки из под пирожных и других сладостей)
• хлорное железо (продаётся любом магазине, торгующим радиопринадлежностями)
• толстая книга (по ходу поймёте, зачем)
• наждачная бумага («нулёвка» или любая мелкозернистая)

Готовим изображение для перевода на текстолит. Берём лист бумаги и рулон пищевой фольги. Фольга должна быть достаточно тонкой, ровной (не мятой) в идеале купить себе для экспериментов новый рулон а не таскать обрывки с кухни.

Отрезаем кусок фольги такой же по ширине как и используемая бумага.

Берём клей (я использую ПВА) и промазываем фольгу по периметру, не очень густо но достаточно для того чтобы фольга прихватилась по периметру когда вы будете наклеивать фольгу на лист бумаги. Клеим. Получаем лист бумаги с наклеенной поверх фольгой. Фольга должна быть приклеена только по периметру, по краям!

Далее берём файл с изображением печатки, отрываем в подходящем редакторе. Если это pdf — то открываем в Adobe Reader (Adobe Acrobat), Adobe Illustrator или в фотошопе — в общем что кому больше нравится.
Позволю себе небольшую ремарку — свободно обращаться с компьютером и графическими пакетами самодельщику очень полезно — и при подготовке печаток и при работе над корпусами для своих творений, тем более что всё это очень несложно.
Если печатка разведена в специальной программе (типа P-Cad или SprintLayout) — то соответственно открываем в этой программе.
Небольшая ремарка относительно печаток в pdf — при печати всегда сбрасываем галочку fit to page или подобную — то есть печатаем с оригинальными размерами, без масштабирования. Обращаем внимание на то как подготовлено изображение — иногда при печати необходимо получить зеркальное изображение.
В нормально подготовленных проектах можно ориентироваться по надписям на плате (они должны быть напечатаны зеркально). К счастью в большинстве случаев никаких манипуляций с изображением при печати производить не требуется — рисунок готов для перевода, надписи на рисунке зеркальны (буржуи иногда дополнительно пишут — «ready fo transfer»). wink
Берём наш подготовленный лист, оклееный фольгой, и печатаем на нём изображение платы. Стараемся чтобы изображение было напечатано так, чтобы не залезать на края — туда где фольга приклеена к бумаге.

Теоретически, если мы плохо проклеили фольгу и наш бутерброд из фольги и бумаги принтер зажевал — есть вероятность того что вы поцарапаете фотовал картриджа. Но, честно говоря вероятность, эта не велика. Тем не менее — я вас предупредил. feel

Теперь готовим стеклотекстолит

Отрезаем необходимый нам кусок текстолита. Я пользуюсь хорошими ножницами по металлу, можно резать ножовкой по металлу или чем вам удобнее. Шкурим то что отрезали наждачкой. Не переусердствуйте — слой меди достаточно тонкий, нам нужно немного зашкурить самый верхний слой. Как правило слой уже после небольшой обработки начинает блестеть.

После того как мы зашкурили текстолит его нужно обезжирить. Обезжириваем просто — моем плату в ванной с мылом. Хорошо промываем. Аккуратно берём текстолит за края чтобы не заляпать пальцами медную поверхность, вытираем мягкой тканью (старое полотенце подходит для этого лучше всего).:) Теперь у нас почти всё готово для перевода изображения.

Теперь нам надо обрезать подготовленное изображение — обрезаем по краям, оставляя с одной или с двух сторон полосы для того чтобы мы могли обернуть текстолит и закрепить фольгу.

Поскольку фольга у нас была приклеена к бумаге только по краям, после того как мы обрезали изображение — мы получили кусок фольги с напечатанным на ней изображением. Все эти манипуляции можно было бы и не делать, но печатать сразу на фольге у вас вряд ли получится.
Промазываем край клеем.

Подкладываем край под текстолитовую заготовку.

Сгибаем фольгу, накладываем изображение на медную поверхность. Немного проглаживаем место сгиба.

После этого берём лист обычной бумаги, сгибаем пополам, вкладываем в него наш кусок текстолита обёрнутый фольгой с изображением.

Греем утюг

После того как утюг хорошо прогреется (ставьте максимальную температуру) аккуратно начинаем проглаживать бутерброд из текстолита с фольгой через бумагу. Потом прижимаем утюг к заготовке и греем в течение 20—30 секунд. Важно не перегреть заготовку (иначе тонер «поплывёт» — дорожки получатся нечёткими, расплывутся. В итоге сильного перегрева тонер не приклеится к медному покрытию, станет хрупким, будет сыпаться. При этом важно и не недогреть тонер.
После того как мы прогрели заготовку её необходимо положить под пресс. Для этого берём подготовленную нами книгу (желательно потолще и потяжелее) и быстро пока заготовка не остыла вкладываем её в книгу, закрываем и встаём на книгу.:) Ждём около трёх минут. Вынимаем.

Аккуратно разворачиваем лист бумаги, извлекаем текстолит с приклеившейся фольгой. Если присмотреться — сквозь фольгу видны дорожки. Уже на этом этапе можно увидеть насколько хорошо изображение приклеилось к меди.


Теперь мы готовы к травлению

В принципе есть масса способов травления (от травления в слабых растворах типа Крот до экстремальных — травление в соляной кислоте) но лучше пользоваться общепризнанным средством — хлорным железом. Берём хлорное железо. Растворяем в небольшом количестве тёплой или горячей воды. Помещаем нашу заготовку в ванночку (аккуратнее с горячей водой — тонкий пластик не выдерживает температуры кипятка!).

Заливаем раствор хлорного железа. Сначала стравливается алюминиевая фольга.

Начинается бурный процесс. Алюминий во время реакции с хлорным железом выделяет много тепла, процесс протекает бурно и быстро с выделением паров (вполне вероятно небезопасных для здоровья — будьте аккуратнее).

Алюминий стравливается быстро обнажая отпечатавшийся рисунок. Стравленная фольга оседает бурыми хлопьями. Именно по той причине что после травления фольги раствор хлорного железа теряет свою эффективность, я храню отдельную ёмкость со старой «хлоркой» специально для того чтобы применять его для стравливания фольги.


Как видно рисунок при этом хорошо отпечатался.


Слегка покачивая ванночку смываем хлопья. Осматриваем рисунок. На этой стадии если что-то пошло не так (какие-то дорожки не отпечатались) можно подсушить плату и дорисовать рисунок маркером или краской.


У меня получилось не так всё гладко — заготовку я перегрел и некоторые дорожки «поплыли».


После того как мы осмотрели насколько хорошо отпечатался наш рисунок можно продолжить травление. Кладём заготовку в раствор хлорного железа. Травится плата быстрее если раствор подогревается и перемешивается. По поводу подогрева — кто-то греет лампами дневного света, кто-то изначально старается растворять хлорку горячей водой — в общем здесь поле для экспериментов достаточно широкое. Перемешивать раствор так же можно по разному — небольшие платы можно поместить в стеклянную банку, залить «хлоркой» и методично встряхивать, некоторые травят платы заливая раствор в плотный полиэтиленовый пакет (естественно не дырявый) — в этом случае осторожнее с острыми углами — стеклотекстолит легко пакет может порвать. Я травлю в пластиковой ванночке (см. фото) — перемешивая раствор покачивая ванночку так чтобы раствор омывал плату. Есть специальные приспособления для травления печатных плат — если у вас есть лишние деньги и желание травить долго и помногу — думаю приобретение такой штуки будет ценным приобретением.

Вот вид платы почти вытравленной:


Дефектоскопия

Итак плата вытравлена практически полностью. Вынимаем плату, смываем с неё остатки раствора хлорки.


Однако рисунок отпечатался не так хорошо как нам показалось вначале — кое где есть места где медь не вытравилась. В этом случае можно оставить плату травиться дальше, но я решил оставить этот дефект как пример — чуть позже мы решим эту проблему — отрежем лишнее скальпелем. Скальпелем правда чаще приходится работать в тех случаях когда печатка разведена очень плотно — дорожки и монтажные пятачки расположены очень близко и при переводе изображения если мы перегреваем тонер дорожки могут «расползтись» и слиться с соседними элементами.


А вот здесь пример другой типичной ситуации — разрыв дорожки. Лечить будем с помощью паяльника, припоя и отрезков выводов радиоэлементов или кусочков тонкой проволоки.


Отложим устранение недостатков на потом и очистим дорожки от тонера. Берём небольшой кусок ткани смачиваем в ацетоне и протираем дорожки.


После того как мы смыли ацетон ещё раз промываем плату чтобы смыть остатки ацетона, раствора хлорного железа. Я обычно хорошо промываю плату с мылом «в большом количестве воды».


После того как мы промыли плату — вытираем её насухо (влага естественно вызывает коррозию и для нашей платы вредна). Обычно я ещё раз немного прохожусь по дорожкам нулёвкой, доводя дорожки до блеска.
Теперь можно внимательно осмотреть плату на предмет изъянов — на плате не должно быть разрывов дорожек и соединений там где их не предусмотрено. Удобно смотреть на дорожки немного под углом, чтобы они немного отсвечивали — так хорошо видна их поверхность и все недостатки. На нашей плате было два очевидных недостатка — один — не протравленные участки — мы срезаем скальпелем. Другой — разрыв дорожки — запаиваем припоем — просто нужно взять на жало паяльника припоя больше чем обычно (чтобы образовалась небольшая капля) и пропаять место разрыва так чтобы образовалась спайка.

Полуда и сверление

После травления многие дополнительно лудят всю плату полностью, я как правило так не поступаю — просто достаточно внимательно осмотреть плату на наличие дефектов сверяясь в рисунком платы который мы печатали. Подойти к этому стоит максимально ответственно — не обнаруженный брак платы приведёт к тому что весть проект будет нерабочим или заработает но не так как должен. Я думаю это очевидно.
Нам осталось только высверлить отверстия на плате и приступить к пайке.

Поскольку я одновременно травил несколько плат и одновременно пытался запечатлеть этот процесс — у меня получилась не очень качественная плата. Правда это оказалось удачным моментов для демонстрации возможных проблем, которые могут у вас возникнуть во время изготовления печатных плат. Уверен что у вас всё получится гораздо лучше.

Ссылки

© 2008 Игорь Котов. Статья порезана и перелопачена. Ошибки исправлены. Верстка и оптимизация фото для вэб.
Оригинальная статья на [diyfactory.ru].
Игорь Котов (Datagor)
Россия, Сибирь, г.Новокузнецк
Профиль Datagor
Основатель, владелец и главный редактор Журнала практической электроники datagor.ru.
Founder, owner and chief editor of datagor.ru.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 57 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Китайский гетинакс Kinsten с нанесённым фоторезистом... Сегодня я хочу рассказать вам об ещё одной китайской диковинке. Речь пойдет о гетинаксе с...
Схема на Датагоре. Новая статья Зачистка поверхности платы перед печатью "Пемолюксом"... Приветствую всех паятелей и травителей печатных плат! Долгое время занимаясь изготовлением печатных...
Схема на Датагоре. Новая статья Режем текстолит как на станке... От Датагора: Алексей у нас на Датагоре известен серией статей о реставрации гитар Diamant. А совсем...
Схема на Датагоре. Новая статья Оснастка Лазеро Кипятильной Технологии для изготовления печатных плат. Вы ещё не кипятите? Тогда мы идём к вам!... Самый распространённый на сегодняшний день метод изготовления печатных плат — метод «ЛУТ» или...
Схема на Датагоре. Новая статья Как я делаю печатные платы с фоторезистом ПФ-ВЩ-50... Каждый радиолюбитель задумывается над вопросом о том, как в домашних условиях сделать печатную...
Схема на Датагоре. Новая статья Вечный капилляр и муштабель для рисования плат лаком... В последние годы стал популярен способ изготовления печатных плат методом ЛУТ (лазерно-утюжная...
Схема на Датагоре. Новая статья Печём платы! Утюг-пресс для ЛУТ из ТЭНов для духовки... Одна из самых капризных и трудноповторимых операций при лазерно-утюжной технологии (ЛУТ) — это...
Схема на Датагоре. Новая статья Скоростное травление печатной платы в медном купоросе... Как быстро вытравить печатную плату в растворе медного купороса? Всем привет! На протяжении многих...
Схема на Датагоре. Новая статья Корпус из пластмассы... Схема собрана, настроена... Сколько сил ушло на схему, поиск деталей, сборку, настройку и осталось...
Схема на Датагоре. Новая статья Делаем платы при помощи пленочных фоторезистов ПНФ-ВЩ и LIUXI (обновлено!)... Автор: Кошурников Андрей, andy[гав]m-p-l.ru Существует много технологий изготовления печатных плат,...
Схема на Датагоре. Новая статья Фоторезист Positiv-20 и печатные платы... Как и многие другие, я свои первые печатние платы рисовал со спичкой и нитролаком. Дорожки...
Схема на Датагоре. Новая статья Технология изготовления печатных плат: ЛУТ (лазерно-утюжная технология)... Автор: Тимофей Носов, ICQ770008 Изготовление печатной платы (ПП) не очень сложный этап в процессе...
 

Общаемся по статье 💬

«Фольгово-Лазерно-Утюжная Технолия (ФЛУТ) для изготовления печатных плат»

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<

jgl

Юрий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 1 от 29-11-08, 1:05.
Ответить
  • С нами с 24.08.2008
  • 37 комментариев
  • 9 публикаций
 
Очень наглядная статья! Фольгу обязательно попробую.

<

kopilov

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 2 от 29-11-08, 1:26.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
С фольгой прикольно! А для ssop - ов получается делать этим методом?

<

GALKIN

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 3 от 29-11-08, 2:03.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Надо будет испытать самому, очень заманчиво.

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 4 от 29-11-08, 2:34.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 243 комментария
  • 273 публикации
 
Цитата: kopilov
  А для ssop - ов получается делать этим методом?


SSOP корпус с шагом выводов 0.65мм - маловато.
Но попробуйте. Потом не забудьте доложить.
fellow

<

Anatolyi

Анатолий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 5 от 29-11-08, 2:59.
Ответить
  • С нами с 15.05.2008
  • 22 комментария
  • 1 публикация
 
Пробовал этот метод три раза.
Подклеивал не клеем, а двухсторонним скотчем.
Получалось плохо, да и вал чуть не запорол...
Но я не стравливал фольгу.
Приноровился обычным ЛУТ, но только на мелованной бумаге от журналов мод.

<

Egil

Григорий Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 6 от 29-11-08, 3:16.
Ответить
  • С нами с 7.09.2012
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
 
Добился неплохих результатов обычным ЛУТ. Использую бумагу для факсов.

<

asterix_72

Георгий Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 7 от 29-11-08, 13:14.
Ответить
  • С нами с 19.09.2008
  • 32 комментария
  • 1 публикация
 
Пользуюсь обычной глянцевой бумагой из журналов, потом в воде все прекрасно отмокает и смывается, далее на работе в УЗВ ванночку с растворителем или жидкостью для снятия лака смываю (пока жена не видит), если не спешить все получается идеально

<

Romchuk_84

Роман Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 8 от 29-11-08, 13:24.
Ответить
  • С нами с 3.11.2008
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
 
Egil,
Подержываю тебя Egil у меня тоже очень хорошо получаэтся

<

Crionics

Андрей Новыдарский Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 9 от 29-11-08, 15:52.
Ответить
  • С нами с 16.05.2008
  • 23 комментария
  • 10 публикаций
 
А я пользую бумагу от самоклейки. Когда остывает отпадает сама, отмакать не надо fellow Отмываю тонер медспиртом.

Фольгу сувать в свой принтер не рискнул бы...

<

M_A_R_A_T

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 10 от 29-11-08, 16:15.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Пробовал с фольгой, но фольга проходя через принтер скомкивается( получаются мелкие морщины).

<

sergbs

Сергей Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 11 от 29-11-08, 18:58.
Ответить
  • С нами с 15.11.2008
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
 
Надо попробовать. Фольгу вместе с бумагой по толщине не должна быть толще максимальной для принтера,а тонкая будет рваться.

<

MCompressor

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 12 от 29-11-08, 19:03.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Всегда была проблема отделять бумагу (пусть даже мелованую) от заготовки платы. Для этой цели использую раствор щелочи (КОН) - бумага отстает без головной боли и повреждения дорожек.
За идею OPUSа держать плату в парах ацетона для заплавления пор в дорожках большое спасибо. love

<

TANk

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 13 от 29-11-08, 23:16.
Ответить
  • С нами с 11.08.2011
  • 186 комментариев
  • 19 публикаций
 
Текстолит не обязательно шкурить. Можно промыть губкой для мытья посуды и на 10 сек макнуть в раствор хлорного железа. Тонер тогда держится на нем гораздо лучше чем на просто отшкуренном.

<

Crionics

Андрей Новыдарский Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 14 от 30-11-08, 0:45.
Ответить
  • С нами с 16.05.2008
  • 23 комментария
  • 10 публикаций
 
А можно зачищать фольгу от окислов обычьным ластиком для авторучки. Метал при этом не затрагивается smile
Обезжиривать же спиртом, а не вонючим ацетоном

<

alex

Алексей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 15 от 01-12-08, 3:36.
Ответить
  • С нами с 7.01.2012
  • 58 комментариев
  • 4 публикации
 
Друзья!

Открою вам маленький секрет! Это чудо и панацея.
Никакой фольги не надо использовать. Не надо и простую бумагу водой и растворителями отскабливать. И забыть о недотравах и перетравах.

Решение --- использовать для печати ФОТОБУМАГУ!
Идеальный вариант. Использую сам на ура. Тонер весь ложится на плату, не оставаясь на фотобумаге. Горячая фотобумага отходит легко и не остаётся на плате. Попробуйте сами.

Тип только нужно выбрать. Из опыта знаю: SKYHORSE --- тонер становится жирным, очень устойчивым к перетравам, трудно становится на плату, LOMOND --- идеальный вариант тонер сходит на плату легко, и довольно устойчивый.

<

old_snaker

Читатель Датагора
  • Прохожий
Комментарий # 16 от 01-12-08, 4:58.
Ответить
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
Насчет Lomond-а согласен. Хороший результат. Обезжириваю тоже погружением на некоторое время в раствор хлорного железа. Если все правильно делать, то обычно хороший результат в 90%. Шкурить я бы все-таки не советовал. Лучше губкой для посуды (с жесткой стороны) и что-то типа ферри. Потом в хлорное железо, промывка, сушка. После хлора ручонками плату не трогать :) .

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте корректны и вежливы, соблюдайте правила!


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew


Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.