В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой
 
 
 
 

Гибридный регулятор

📆12 октября 2009   ✒️Дракон   🔎37.238   💬9  
Радиолюбители, решившие оснастить свой усилитель электронной или микропроцессорной системой управления, задаются вопросом: как вместо привычньх переменных резисторов - регуляторов громкости и тембра - применить кнопки, сделав их и удобными, и красивыми?

Возможно, для кого-то моё предложение окажется разумным компромиссом... Итак.
Гибридный регулятор

или как совместить полезное с приятным


Многим радиолюбителям в процессе работы над очередным своим изделием часто приходится примерять на себя разные специальности. На этапе предварительной подготовки и создания концепции возникает необходимость побыть в качестве руководителя проекта и инженера-конструктора, затем приходится быть и проектировщиком (увязка всего устройства из отдельных модулей, проектировка печатных плат), и химиком (изготовление плат), и монтажником (пайка плат), и программистом (написание программ и прошивка контроллеров), и наладчиком (настройка устройства), и слесарем (изготовление и сборка механических узлов), и жестянщиком (изготовление корпуса), и столяром (изготовление и сборка корпусов АС) и дизайнером. И чем более радиолюбитель талантлив и усерден, тем более превосходным получается у него изделие в итоге.

Одним из направлений радиолюбительства, требующих указанной выше универсальности, является создание УМЗЧ. Конструкции, авторы которых очень тщательно подошли к вопросу проектирования и изготовления, отличаются высокими техническими характеристиками, удобны в управлении и имеют превосходный внешний вид. Одним из примеров удачной конструкции может служить вариант УМЗЧ ВВ, сделанный Леонидом Ридико [1]. В противоположном также легко можно убедиться, например в [2], где радиолюбители представляют примеры своего изготовления данного усилителя. Я не в коей мере не упрекаю радиолюбителей, многие из которых собирают свои устройства по принципу “мне и так сойдёт”, но довольно досадно видеть столь легендарный усилитель чуть ли не в коробке из-под обуви. Понятно, что радиолюбители в большинстве своём не богатые люди и привыкли творить из того, что под руку подвернётся. Известно, что часто у радиолюбительских самоделок судьба складывается по принципу “собрал для себя, но не устоял перед уговорами и продал приятелю (знакомому, знакомому знакомого, …), а на вырученные деньги собрал новый или другой”, поэтому трудно будет не краснеть и не оправдываться, отдавая в чужие руки своё изделие, “на лицо ужасное, но доброе внутри”. Поэтому настоятельно рекомендую радиолюбителям относиться к каждой своей самоделке как к серьёзному проекту и ни в коем случае не сбрасывать со счетов внешний вид изделия. Сейчас совсем не обязательно вручную изготавливать корпус – на дворе всё-таки не восьмидесятые, когда П217 и КТ315 составляли весь ассортимент магазина радиодеталей, а из материалов радиолюбителям были доступны лишь объедки производства в отделах “Сделай сам”. Достаточно на любом радиорынке у торговцев б/у аудиотехникой купить за смешные деньги корпус или неисправный усилитель, видеомагнитофон, плеер, тюнер…, и все свои усилия сосредоточить на изготовлении лицевой панели. Один из интересных и простых способов изготовления лицевой панели подсказал Константин Мусатов [3]. Лицевая панель изготавливается из 5..7 мм матового оргстекла. Поверхность панели натирают наждачной бумагой, обезжиривают и окрашивают в 2…4 слоя (по необходимости) автомобильной краской для бамперов в аэрозольной упаковке. После полной сушки надписи либо аккуратно сцарапывают иглой до поверхности стекла, либо гравируют любым доступным способом, начиная от ручного гравёра и заканчивая [4]…[6]. Если надо сделать индикацию или подсветить надпись, то делается несквозное отверстие в передней панели с задней стороны и в него вставляется светодиод, который наполняет светом небольшую область молочного оргстекла. Только лично от меня громадная просьба: не увлекайтесь, по примеру китайских товарищей, супер-яркими светодиодами разного цвета свечения, не делайте из усилителей новогодних ёлок.

Дизайн лицевой панели определяется, прежде всего, составом усилителя: будет ли селектор входов (количество входов, вариант переключателя (галетник или кнопки), индикация выбранного входа), темброблок (количество полос), индикация уровня и прочих режимов, и самое больное место – регулятор громкости. Именно выбор регулятора громкости требует взвешенного подхода: он должен в идеале не вносить искажений в звуковой тракт, быть удобным в эксплуатации, иметь привлекательный дизайн и легко стыковаться с системой Дистанционного Управления (ДУ), без которой немыслим сейчас ни один усилитель. На данный момент имеется несколько вариантов регуляторов, рассмотрим очень вкратце их плюсы и минусы (более подробно с анализом регуляторов можно ознакомиться, например, в [7]):
Переменный резистор – самое простое, недорогое и привычное в плане удобства и дизайна решение. Согласование с ДУ не решается методом “в лоб”, а лишь посредством электро- или шаговых двигателей (переход от логических уровней ДУ к механическому вращению). Недостатки: невысокое качество и долговечность, невысокое согласование в многоканальных вариантах.
Ступенчатый регулятор на базе галетного переключателя и набора постоянных резисторов может обеспечивать более высокое качество при условии применения качественных резисторов с малым разбросом. Согласование с ДУ аналогичное, хотя и более сложное, чем в предыдущем варианте. Недостатки: высокая стоимость и небольшое количество ступеней регулировки.
Ступенчатый регулятор на базе реле и набора постоянных резисторов. Положительные стороны как и в варианте с галетником, однако качество звука можно повысить за счёт применения качественных реле. Согласование с ДУ простое: управление включением реле через логические уровни. Недостатки: может иметь высокую стоимость из-за стоимости применяемых реле и резисторов.
Электронные регуляторы на базе микросхем-переключателей наборов постоянных резисторов, ЦАПов и специализированных микросхем. В плюсах – сравнительно невысокая стоимость, высокая точность и скорость переключения. Согласование с ДУ намного проще, в идеале – логические уровни ДУ стыкуются с логическими уровнями электронного регулятора. Недостатки: вносят искажения в звук, нелинейны при перегрузке.

Особо хочется рассмотреть варианты регуляторов, использующие при управлении логические уровни (варианты 3 и 4). Несмотря на то, что такие регуляторы могут обеспечивать отличные технические характеристики, высокую надёжность и простоту стыковки с ДУ, отталкивающим фактором для применения в конкретном устройстве могут послужить специфичность их органов управления. Исторически сложившийся образ усилителя с круглыми ручками-регуляторами совсем не вяжется с кнопками в качестве регулятора громкости. Тем более, что применение кнопок для регулятора громкости влечёт за собой необходимость применения кнопок и для регуляторов тембра. Согласитесь, что усилитель с кнопками регулировки громкости и ручками регулировки тембра будет смотреться более чем несуразно. Ещё более несуразно будет выглядеть усилитель при переходе всех органов регулировок на кнопки – не усилитель, а звучащий калькулятор. Кроме того, некоторые регуляторы на дискретных элементах имеют довольно сложный и запутанный алгоритм управления уровнем громкости в обоих и раздельно в каждом канале, например [8].

Исходя из вышесказанного возникла необходимость выбора типа регулятора как с высокими техническими характеристиками, так и красивого внешне и удобного в эксплуатации. Ведь пользоваться усилителем будут не только его создатель, но и сторонние люди, зачастую далёкие от электроники и по отношению к усилителям выработавшие инстинкт “включил кнопкой питание, ручкой регулирую громкость”. Для решения, а точнее согласования всех вышеперечисленных проблем у меня возникла идея данного гибридного регулятора. Гибридного потому, что он сочетает в себе дизайн и простоту управления аналогового регулятора и логические уровни цифрового. Это на самом деле очень простое устройство задумывалось для применения в качестве регулятора громкости в усилителях, но может применяться и в других устройствах и легко конфигурироваться под конкретные задачи на стадии изготовления. При моделировании и подготовке к публикации огромную помощь мне оказала программа Solid Works – система трёхмерного моделирования. Я использовал полностью русифицированную версию 2007 года, где русскоязычными были даже файлы интерактивной помощи и обучения, благодаря которым осваивалась программа. Очень рекомендую всем радиолюбителям: программа даёт возможность видеть, что же получишь в итоге ещё на стадии проектирования – просто сразу моделируешь отдельные детали и узлы, а затем собираешь всё в конструкцию в трёхмерном виде.

Гибридный регулятор является чисто механическим переключателем и предназначен для работы с практически любой схемой электронной регулировки громкости (например, [8]…[12]). Общий его вид представлен на рис. 1, вид сбоку на рис. 2, а вид с разнесением и скрытием второстепенных деталей (одна из возможностей программы Solid Works) для упрощения понимания принципа работы – на рис. 3.





Регулятор состоит из кронштейна 1, являющегося основанием для всей конструкции. В кронштейне укреплена ось вращения 2 посредством резьбовой втулки 3. Последние две детали использованы от неисправного переменного резистора - СП3-2а, например. Сначала с резистора снимем металлический кожух, затем – бегунок. Для этого прямоугольный хвостовик оси аккуратно завальцуем в исходное состояние (он нам ещё пригодится), снимаем бегунок и извлекаем ось из втулки. Сама втулка залита в корпус резистора, который необходимо разбить для её извлечения.

Прежде чем приступить к изготовлению, необходимо определиться с вариантом крепления регулятора и набросать предварительный дизайн лицевой панели усилителя для определения положения регулятора в корпусе по высоте. Регулятор можно крепить как за низ кронштейна 1, так и за его переднюю часть (с помощью винтов или гайкой 8 на оси регулятора как обычный переменный резистор). Развёртка кронштейна 1 представлена на рис. 4. Пусть вас не смущают дробные числа на чертеже – это результат вычислений Solid Works указанных на трёхмерных видах размеров с учётом толщины материала (я условно указал 1мм) и радиуса изгиба. Размер 19,23 мм является высотой от низа кронштейна до центра отверстия и в моём варианте изначально равнялся 20 мм. Вообще, указываемые на чертежах размеры даны скорее как справочные величины и служат для того, чтобы можно было от чего-то отталкиваться при разработке регулятора под свои конкретные задачи.





Далее изготавливаем шайбу 4 с фигурным вырезом под хвостовик оси по рис. 5 - будем называть её ступицей из-за её назначения. Из лёгкого в обработке материала (оргстекло, текстолит, пластмасса и т.д.) изготавливаем эксцентрик 6 с необходимой для нашей конкретной задачи конфигурацией. С конфигурацией эксцентрика определимся на рис. 6: угол α определяет алгоритм работы переключателя, с ним разберёмся чуть позже. Угол β – свободный ход из исходного положения до момента включения кнопки “+1”. Угол γ – угол удержания кнопки “+1” до момента включения кнопки “+10”. В описываемом варианте в качестве кнопок 5 были применены микропереключатели типа МП7, которые, разумеется, можно заменить на любые коммутационные устройства по желанию радиолюбителя. Обратите внимание на рис. 6: микропереключатели смонтированы противоположными сторонами (“встречно”) для уменьшения угла γ. Конструкция регулятора позволяет увеличить количество ступеней переключения до 3-х или 4-х на каждую сторону при условии применения малогабаритных кнопок (микропереключателей) или расположении их в шахматном порядке и использования штоков для их нажатия. Углы между кнопками (углы β, γ и последующие при увеличении количества кнопок) лучше (но не обязательно!) сделать равными для создания одинакового шага переключения. Величиной угла α определяем, какими свойствами будет обладать регулятор. Если выступ эксцентрика сделать совсем маленьким (угол 2α меньше угла β; для упрощения условимся, что углы β, γ и последующие равны), то регулятор будет работать как галетный переключатель, но с возвратом в исходное положение. Если выступ эксцентрика сделать чуть больше (угол 2α чуть больше угла β), мы получим тот же галетник с возвратом, но уже с перекрытием – нажатая кнопка при повороте ручки регулятора будет отпущена после нажатия следующей. При дальнейшем увеличении выступа (угол 2α чуть больше угла 2β) нажатая первая кнопка при повороте ручки будет отпущена после нажатия третьей. Если выступ эксцентрика сделать максимальным (угол 2α больше суммы следующих углов), то при повороте ручки регулятора кнопки будут нажиматься последовательно без отпускания. Именно последний алгоритм применяется в описываемом гибридном регуляторе.

На хвостовике оси 2 закрепляем шайбу 4 путём расклёпывания хвостовика оси. На шайбе 4 закрепляем эксцентрик 6 двумя винтами М2х10 следующим способом: на винт 11 с полной резьбой навинчиваем гайку 10 почти под самую головку – не доходя 2…3 мм. Винт продеваем через ступицу и эксцентрик и зажимаем гайкой с обратной стороны. У нас получаются два своеобразных грибочка для крепления возвратных пружин 13. Собранный таким образом узел позволяет вращать эксцентрик из исходного положения против и по часовой стрелке (с возвратом в исходное положение пружинами) и сдвигать его вперёд-назад (также с возвратом в исходное положение).



Далее изготавливаем кронштейн микропереключателей 7 – см. рис. 7. Из металла гнём заготовку кронштейна 7, прикладываем её по центру к кронштейну 1 и вплотную к выставленному в исходное (вертикальное) положение эксцентрику 6, карандашом обводим контур эксцентрика и вырезаем с небольшим зазором. Столь вычурная форма отверстия необходима для того, чтобы обеспечить перемещение оси с эксцентриком в горизонтальной плоскости (вперёд-назад) только из исходного положения, избежав таким образом возможности поломки микропереключателей 5 – т.е. обеспечив блокировку от случайного или некорректного переключения. Затем снова устанавливаем заготовку на кронштейне 1, теперь с зазором к плоскости эксцентрика в 2…3 мм, отмечаем в обоих кронштейнах крепёжные отверстия, сверлим их и крепим кронштейны друг к другу (а позже можно этими же винтами прикрепить готовый регулятор к днищу корпуса усилителя). Пусть вас не смущают парные параллельные радиальные вырезы на рис. 7 – служат они для крепления кнопок и мне было легче их нарисовать в Solid Works при проектировании. Их, конечно, можно выпилить и ножовкой, а можно поступить проще. К кронштейну 7 прикладываем микропереключатель и определяем его положение по углу (для первого это угол α+β) и расстоянию от оси: поворачиваем эксцентрик 6 до момента гарантированного нажатия на микропереключатель 5 и сдвигаем микропереключатель в направлении к оси 2 до его включения. Отмечаем крепёжные отверстия (например, кончиком винта, намазанным смазкой или краской) и сверлим сверлом с большим в два-три раза диаметром. Крепим винтами 9, причём со стороны кронштейна подкладываем широкополую шайбу – при таком варианте крепления у нас достаточно зазора для регулировки. Примерно так же крепим микропереключатель “Mode” на заднем хвостовике кронштейна 1: сдвигаем ось регулятора от себя до упора (эксцентрик 6 проходит сквозь вырез в кронштейне 7), укладываем микропереключатель на кронштейне 1 и сдвигаем его вперёд до включения и аналогично отмечаем, сверлим, крепим. Как нетрудно догадаться, регулировка положения микропереключателя относительно выступа эксцентрика необходима для обеспечения гарантированного его включения, и в тоже время уменьшения силы нажатия на микропереключатель для увеличения его ресурса.

Последним штрихом является установка возвратных пружин 13 и 14. Нам необходимы две пружины растяжения 13 и одна пружина сжатия 14 – они должны быть небольшой жесткости: мы же не хотим, преодолевая усилие пружин, сдвигать усилитель со стола! Пружины растяжения 13 крепятся одним концом на винтах 11, другим – на длинных винтах 12, закреплённых в краях кронштейна 7. Пружина сжатия устанавливается – см. рис.2 – одним концом в своеобразный стакан, образованный стенками центрального отверстия эксцентрика 6 (диаметр отверстия немного больше диаметра пружины) и ступицей 4, другим концом упирается в кронштейн 1. Чтобы избежать соскакивания пружины изготовим стойку 16: возьмём пластмассовый цилиндрик небольшой длины и диаметром чуть меньше внутреннего диаметра пружины, нарежем внутри него резьбу и закрепим винтом 15 на кронштейне 1 (можно в цилиндрике просверлить отверстие и закрепить к кронштейну саморезом). Пружина в этом случае вторым концом надевается на стойку.

Рассмотрим работу регулятора на примере электронного регулятора громкости, описанного [9]. Конструктивно (в общих чертах) регулятор состоит из дешифратора состояний 3-х кнопок регулировки громкости (увеличения, уменьшения и авто- (до нуля) уменьшения громкости), генератора импульсов, реверсивного двоичного восьмиразрядного счетчика и преобразователя “Код — громкость”, выполненного по стандартной схеме ЦАП+ОУ (настоятельно рекомендую для повышения качества звука на порядок вместо узла ЦАП+ОУ использовать релейный коммутатор из [7]). Для совместной работы подключаем кнопку “+1” гибридного регулятора в схему вместо SB1 (команда “+”), кнопку “-1” вместо SB2 (команда “-“) и кнопку “Mode” вместо SB3 (команда “-Авт.”). Кнопки “+10” и “-10” гибридного регулятора соединяются параллельно и служат для временного подключения в схему параллельно С5 дополнительного конденсатора, подобранного таким образом, чтобы скорость изменения громкости заметно повысилась (желательно также подобрать и С5 для получения уменьшенной скорости изменения громкости). Для увеличения громкости поворачиваем ручку регулятора по часовой стрелке на небольшой угол (в нашем случае около 30°) и удерживаем (от действия возвратных пружин). При этом эксцентрик проворачивается и нажимает на кнопку “+1”. Громкость медленно увеличивается. Если поворачивать ручку ещё дальше, нажимается кнопка “+10”, причём кнопка “+1” остаётся нажатой. В результате громкость увеличивается гораздо быстрее. При отпускании ручки гибридный регулятор возвращается в исходное состояние и изменение громкости прекращается. То же происходит и при повороте против часовой стрелки, но с уменьшением громкости. При нажатии на ручку регулятора от себя из исходного положения боковая плоскость эксцентрика нажимает на кнопку “Mode”, при этом громкость автоматически уменьшается до нуля даже после кратковременного нажатия. Нажатие на ручку регулятора при изменении громкости (не из исходного положения) невозможно ввиду наличия блокировки для защиты от повреждения кнопок. После прекращения нажатия регулятор также возвращается в исходное положение.

Таким образом, данный гибридный регулятор, оставаясь по внешнему виду и способу управления обычным переменником, работает как аналог цифрового устройства, имея на выходе логические уровни и легко согласуясь как с ДУ, так и с электронным регулятором громкости или микроконтроллерным управлением усилителя. По алгоритму управления данный регулятор отличается от переменного резистора лишь тем, что возвращается в исходное положение и имеет рабочий угол не 270°, а менее 180° (определяется конкретной конструкцией), что позволяет не выворачивать запястье при регулировке “от упора до упора”. Ближайший родственник этого регулятора – валкодер имеет ещё больший рабочий угол и отрабатывает только две команды, в то время как гибридный регулятор даже в базовой комплектации отрабатывает 5 команд, количество которых может быть легко увеличено при соответствующих изменениях на стадии изготовления – до 6-ти, 8-ми, 12-ти и даже 18-ти команд. Таким образом, если переменный резистор или валкодер управляют только уровнем громкости, то гибридный регулятор может осуществлять регулировку от нескольких смежных функций (например, регулятора тембра или селектора входов) до полной регулировки усилителем при применении микроконтроллерного управления.

Простейшая модернизация регулятора заключается в том, во время сборки на ось 2 регулятора надеваем сначала втулку 3, затем возвратную пружину, аналогичную пружине 14, а затем надеваем и закрепляем развальцовкой ступицу 4. В процессе сборки изготавливаем второй кронштейн 7 (или пластину с фигурным отверстием – т.е. кронштейн без нижней полки) и закрепляем его через дистанционные втулки 17 к первому кронштейну таким образом, чтобы он находился перед ним и работал как блокировка при перемещении оси с эксцентриком на себя. После сборки регулятора перед эксцентриком монтируем на дополнительном кронштейне микропереключатель, назовём его “-Mode”, руководствуясь рекомендациями по монтажу микропереключателя “Mode”. Таким образом, получаем 6 команд: команды “-10”, “-1”, “+1”, “+10”, команда “Mode” при нажатии ручки регулятора от себя (толкаем), и команда “-Mode” при перемещении ручки на себя (тянем).

Разумеется, можно установить не по два микропереключателя на сторону (имеется в виду команды “-10”, “-1” при повороте влево и “+1”, “+10” при повороте вправо), а по три или даже четыре и назвать дополнительные “-100”, “+100” и “-1000”, “+1000” соответственно (можете использовать при обозначении команд числовые ряды 1,2,3,4,5,... или 1,2,4,8,16,… по своему усмотрению). Нетрудно посчитать, что используя по три кнопки на сторону и две на направление (вперёд и назад), получаем 1+3+3+1=8 команд, а при использовании четырёх кнопок получаем соответственно 10 команд. Однако по поводу такой модернизации необходимо обратить внимание радиолюбителей на следующий нюанс: при повороте ручки регулятора (независимо от количества кнопок на сторону и величин углов эксцентрика) последовательно отрабатываются команды, расположенные по ходу вращения, но после отпускания ручки она стремится в исходное состояние и эта же цепочка команд отрабатывается уже в обратном порядке. Есть у меня смутная предварительная идея, как обойти это ограничение, позволяющее использовать регулятор, допустим, для управления CD-плеером (команды воспроизведения, перемотки вперёд/назад на 10 секунд, переход на предыдущий/следующий трек, и т.д.). Но боюсь, что конструкция эксцентрика, выдвигающегося под действием усилия на ручку, может оказаться довольно сложной, учитывая небольшие размеры конструкции.



Дальнейшее увеличение количества команд возможно, если, не устанавливая кнопок “Mode” и “-Mode”, мы дублируем кнопки “-10”, “-1” и “+1”, “+10” с каждой стороны кронштейна. Т.е. получаем такой бутерброд (см. рис 8): кнопки команд группы “на себя”, назовём их “”. Уточню, что дистанционные втулки 17 между кронштейнами должны быть чуть длиннее толщины микропереключателей затем, чтобы в собранном пакете оставалась возможность перемещать микропереключатели при регулировке. Конструкция получается немного сложнее, чем в базовом варианте, но в итоге мы получаем аналог галетного переключателя на 5 положений (“-10”, “-1”, исходное, “+1”, “+10”) и три направления (тянем на себя, исходное, толкаем от себя) с возвратом в исходное положение по окончании воздействия. Разумеется, такое большое количество команд на одной оси – слишком много для управления усилителем. Для этого вполне хватит минимальной конфигурации из кнопок “-1”, “+1” и “Mode” и, например, предварительный усилитель с микропроцессорным управлением [10] (в этом случае кнопка “Mode” подключается вместо “SELECT”). Но ведь никто не запрещает использовать данный регулятор в других устройствах, не относящихся к усилителям в частности и звуковоспроизведению вообще. Первый пришедший в голову пример – генератор звуковой частоты. При вращении ненажатой ручки изменяем частоту генератора (команды “-10”, “-1”, “+1”, “+10”), если нажмём ручку и станем вращать – изменяем выходное напряжение (команды “-10>”, “-1>”, “+1>”, “+10>”), если потянем ручку на себя и затем станем вращать (команды “<-10”, “<-1”, “<+1”, “<+10”) – переключаем диапазоны или, например, форму сигнала (синусоида, прямоугольник, треугольник, пила, …). Многим может показаться избыточным использовать столь сложный переключатель в столь тривиальном устройстве, как генератор. Но, во-первых, это всего-лишь пример для демонстрации возможностей модернизации переключателя. Во-вторых, подобный подход позволяет разгрузить переднюю панель от лишних органов управления и сгруппировать однотипные из них на одной оси. В-третьих, кто сказал, что инструмент радиолюбителя не может выглядеть шикарно? Только представьте себе наш генератор в чёрном корпусе в форме кирпича с полированной стеклянной передней панелью на короткой стороне, на которой расположены сетевой выключатель и круглая ручка, а сквозь стекло виден LCD-индикатор с подсветкой, на котором индицируются режимы работы. И больше никаких кнопочек, тумблеров, переменных резисторов и галетных переключателей!

Надеюсь, что предложенный радиолюбителям гибридный переключатель будет применяться не только в усилителях, для которых был изначально придуман, но и в другой аппаратуре или приборах, учитывая возможность выбора алгоритма работы переключателя при его изготовлении. Также надеюсь, что он позволит радиолюбителям совместить полезное (простоту согласования с цифровыми узлами и системами ДУ в аналоговой технике) с полезным (удобство управления и отсутствие необходимости отказа от классического дизайна усилителя при применении в нём цифровых регулировок).

Использованная литература:

[1]//www.telesys.ru/electronics/projects/proj081/index.html
//www.pology.zp.ua/har/liv/pa9000.html
[2]//adsh.ukrweb.net/radiohobby/gallery.php?cid=1
[3]//www.musatoffcv.narod.ru/Secrets.htm
[4]//www.electroprivod.ru/cnc_made.htm
[5]//imafania.boom.ru/index.htm
[6]//cnc-stanky.narod.ru/Price.htm
[7] РадиоХобби, 2002г., №2, с.63…64, А.Никитин, Регуляторы громкости в Hi-Fi аппаратуре
[8] Радио, 1990 г., № 2, Н.Прокопенко, Электронный регулятор громкости с распределенной частотной коррекцией.
[9] Радио, 1991 г., № 8, С.Колесниченко, Простой электронный регулятор громкости.
[10] РадиоХобби, 2003г., №5, с.48…52; №6, с.38…39 Д.Харций, Современный предварительный усилитель с микропроцессорным управлением
[11] РадиоХобби, 2005г., 2006г., 2007г., С.Рюмик, Микроконтроллерное управление звуком, -2, -3
[12] РадиоХобби, 2007г., №4, с.41…48, В.Слюсаренко, Простой тюнер-усилитель с микроконтроллерным управлением

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.




 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 12 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Бытовая электроника. Занимательные устройства своими руками. Баширов С. Р.... В книге представлены различные конструкции, которые, как надеются авторы, будут интересны не...
Схема на Датагоре. Новая статья Цветомузыкальные установки... Предложено около 25 конструкций разной степени сложности приведены чертежи печатных плат, это...
Схема на Датагоре. Новая статья Радиолюбителям: полезные схемы. Книга 3. Шелестов И.П.... Радиолюбителям: полезные схемы. Книга 3. Шелестов И.П. Издательство: Солон-Р Год: 2000 Страниц: 230...
Схема на Датагоре. Новая статья Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях. Жимарши Ф.... Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях. Фредерик Жимарши. Издательство: НТ...
Схема на Датагоре. Новая статья Официальный учебник по программе DipTrace (RUS)... Этот документ позволяет вам легко научиться проектировать простые схемы и печатные платы,...
Схема на Датагоре. Новая статья Радиолюбителям: полезные схемы. Книга 4. Шелестов И.П.... Радиолюбителям: полезные схемы. Книга 4. Шелестов И.П. Издательство: СОЛОН-Р Год: 2001 Страниц: 240...
Схема на Датагоре. Новая статья Современные радиотехнические конструкции. Маленькие помощники. М. Г. Майоров... Издательство: Солон-Пресс Год издания: 2004 Страниц: 192 В этой книге рассмотрен ряд устройств,...
Схема на Датагоре. Новая статья Применение микроконтроллеров AVR. Схемы, алгоритмы, программы... Какой микроконтроллер выбрать? Где найти его описание? Где взять программу, обеспечивающую...
Схема на Датагоре. Новая статья Практическая схемотехника. Преобразователи напряжения. Книга З. Шустов М.А.... Практическая схемотехника. Преобразователи напряжения. Книга З. Шустов М.А. Издательство: Альтекс-А...
Схема на Датагоре. Новая статья Самоучитель по радиоэлектронике. Николаенко М. Н.... Николаенко М. Н. Самоучитель по радиоэлектронике. — М.: НТ Пресс, 2006. — 224 с: ил. Вы держите в...
Схема на Датагоре. Новая статья Современные усилители на микросхемах. Баширов С.Р.... Современные усилители на микросхемах. Баширов С.Р. В данном издании рассмотрены конструкции узлов...
Схема на Датагоре. Новая статья Устройства для персонального компьютера - неизвестная глава известной книжки... Образование и интеллект есть неисчерпаемое богатство нации, а интерес и творчество — их родные...
 

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

<
Читатель Датагора

kirhhof

<
Читатель Датагора

yurayerz

<
Читатель Датагора

Igr44

<
Читатель Датагора

Новиков_Денис

<
Читатель Датагора

Chugunov

<
Читатель Датагора

dynazzz

<
Читатель Датагора

Дракон

<
Читатель Датагора

Yamazaki

<
Читатель Датагора

bigmaxxxl

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте дружелюбны, соблюдайте правила!

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
 
 
В начало | Зарегистрироваться | Заказать наши киты почтой