Жили-были у меня в машине шведские динамики DLS MS6A. После четырех лет работы один приказал долго жить, а второй пошатнулся здоровьем. Новые покупать накладно, да и ремонтировать я люблю. Подвесы оказались в отличном состоянии, служить еще и служить! Это только укрепило меня в своем намерении. Вот так динамики и оказались в "реанимационной". После расклейки выяснилось неприятное обстоятельство - динамики хронически заливались водой. Причем вода затекала прямо на катушку, в магнитный зазор! "Водопроводом" в этом случае выступал воздушный канал сердечника.
Тут я вспомнил, что в холодное время звук иногда пропадал, и появлялся по мере прогрева салона, от еле слышного хрипа до нормального звучания. Получается, что во время дождей динамик заливался водой, а зимой просто обледеневал. Тот же эффект у меня был и в предыдущем автомобиле, с другими динамиками. В обоих случаях ни конструкторы автомобилей, ни установщики динамиков не озаботились надлежащей защитой. И, судя по информации в интернете, такая проблема у людей встречается часто.
В первом динамике звук отсутствовал по причине излома проводника на стыке центрирующей шайбы и катушки. Странно, ведь рабочие деформации в этом месте по задумке отсутствуют. Проблема была решена отмоткой по пол-витка от каждого полюса, и размещением выводов на 180 градусов от начальной позиции.
Второй динамик дребезжал из-за продуктов коррозии в магнитном зазоре. Почистил, и на всякий случай переложил проводники, так же как и в первом. После сборки динамиков я заложил воздушные каналы, и закрыл тыльную поверхность резиновыми шайбами.
Такое решение было продиктовано не только желанием защитить динамики, но и их свойствами в данном акустическом оформлении (читайте - в дверях моей машины). Судя по звуку, небольшое демпфирование им не помешало бы! После глушения канала на графике стало видно значительное падение Qms, а характер звука изменился субъективно в лучшую сторону даже при постукивании по подвесу.
Для повторной установки головок в двери мне пришлось сделать новые проставки. Угадайте, где работа аматора, а где - профессионального установщика. Эпитеты в адрес горе-мастеров, родившиеся при извлечении оного обрубка, оставлю при себе.
Из битумной фольгированной шумоизоляции на головках были установлены подобия водоотводов. Затем динамики были установлены в двери. Надеюсь, влага им уже не навредит. Звук стал собраннее.
Вывод
Мораль сей басни в том, что при дверной установке следует уделять особое внимание защищенности динамиков от влаги. Тогда они будут долго радовать вас безотказной работой, и не будут замерзать в зимнее время. Мысль в довесок - глушение канала в керне поможет защитить динамик и, возможно, улучшит звук (хотя это дело вкуса, и зависит от конкретных динамиков). Теоретически закрытый канал негативно скажется на уровне искажений и нагреве катушки при высокой подводимой мощности. Но я как раз громко музыку и не слушаю:hi:
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.