Техническая характеристика АС
Модель: Allsonic SM 90 II
Количество полос: 3
Номинальная мощность: 60 Вт
Максимальная мощность: 90 Вт
Полоса частот: 44–22000 Гц
Импеданс: 4/8 Ом
Размеры: 20,0×31,0×19,0 cm
Корпус: дерево, закрытый тип
Масса одной колонки: 4,2 кг
Производство: Германия
Сравнительно давно, в году 2001, увидел я в маленькой музыкальной студии небольшие полочные пассивные 3-полосные АС QUADRAL Allsonic SM 90 II. Они использовались в качестве студийных мониторов. При ближайшем рассмотрении АС оказались системами не только малого объёма, но и закрытого типа. Звучали они по-студийному: нейтрально, чисто и солидно. Без дополнительного окраса звука, что, вцелом, от них и требовалось. Как я понял, на тот момент времени, они были одними из лучших АС своего ценового класса.
Содержание статьи / Table Of Contents
Прошли годы, и вдруг, уже летом 2014, у меня захрипел левый басовый динамик. Причём особого повода я ему вроде не давал: громкость была умеренная, правда с отчётливым басом.
При контрольном снятии передней сетки я увидел жуткую картину и даже слегка оторопел: от подвеса 6-ти дюймового басового динамика отвалился изрядный кус прессованного поролона и отчётливо обозначилась кольцевая трещина по большей части подвеса.
При касании пальцем подвес на моих изумлённых глазах буквально рассыпался в хлам.
↑ И что же теперь будем делать?
В далёком прошлом случалось мне успешно перематывать сгоревший 10ГД-36, но как ремонтировать подвес я в тот момент ещё не знал.Судя по всему, колонки мои имеют почтенный возраст, лет эдак в 20-25, так что найти родные динамики на замену показалось мне делом очень сомнительным.
И пошёл я в интернет, a Гугл, как известно, знает всё.
Сначала мне попалось предложение подклеить подвес с обеих сторон резиновым клеем. Идея безусловно дешёвая, но ведь Александр Сергеевич нас всех предупреждал: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной!»
На другом сайте автор предлагает сделать форму из парафина, снять с неё гипсовые матрицу и пуансон и в заключении отлить подвес из клея для автомобильного стекла. Тоже как-то трудоёмко и результат под вопросом.
Следующая ссылка предложила замочить резиновое кольцо в растворителе (вырезать из подходящего листа резины), натянуть его на подходящую болванку, закрепить край и подсушить в надежде, что получится идеальная форма подвеса. Ну да, теоретики рулят…
↑ Решение
Потом вдруг вылезло, что, хотя мои колонки с хвалёным немецким качеством, зато беда с подвесом вещь вполне стандартная.А мудрые китайские «перцы» уже вовсю «выпекают» подвесы, и цена у них в eBay’е вполне демократичная — ок. 9 баксов за пару вместе с пересылкой.
Правда есть и немецкое предложение, но уже за 40 евро (с большой вероятностью, что товар из того же магазина). Тут конечно время доставки играет свою роль — из Китая ждать 3-5 недель, а германцы доставят за 3 дня.
Ну и пёс с ним, решил я, куплю в Китае и подожду маленько.
Но на этом проблемы с выбором не закончились! Производитель предложил выбор материала: губка или резина. Прогрызаясь через стадо сайтов с информацией о подвесах и их влиянии на звук, я с большим трудом принял волевое решение в пользу резины, так как губка у меня уже один раз рассыпалась. А главным аргументом послужило то, что на других Quadral’ах басовые динамики на те же 6 дюймов стоят именно на резиновом ходу.
↑ Что внутри Квадралов?
Пока мой заказ ехал, я решил ознакомится с конструкцией АС поближе, изнутри.Что сказать, корпуса сделаны вцелом неплохо, клееное ДСП, внутри наблюдается заглушающая жёлтенькая минеральная вата.
Фильтры вроде собраны из приличной базы, зато приклеены термоклеем, но он держит до сих пор без вопросов.
Правда шурупы крепления динамиков загнаны вкривь. И печать на динамике эту «кривизну» логично объясняет: Quadral, made in Singapur.
↑ Игры с импедансом
Но самое интересное было в импедансе. Смотрите, какой трехместный клеммничек.Согласно табличке изготовителя, АС можно использовать при 4-х или 8-ми Омах этого самого импеданса. Как же тут решили мудрые немецкие инженеры? Всё решено «изящно» и очень просто: кому нужно 8 Ом подключает 4-омные АС последовательно с добавочным резистором 4 Ома.
Лихо, я бы сказал — конгениально, становится ясно почему звук при 8 Омах какой-то скромноватый. Значит используем исключительно 4 Ома.
↑ Ремонт подвеса
Китайские продавцы сработали быстро и через 3 недели подвесы пришли. При рассмотрении полученного товара я остался весьма доволен — сделано аккуратно и чисто, всё размеры в норме, резина мягкая, толщина подвеса везде равномерная. Единственно пришлось чуточку подрезать наружный край в 4-х местах, где в корзине находятся отверстия для шурупов крепления динамика.Сама замена была более или менее простой. Для начала я вынул динамик из АС, аккуратно и без фанатизма отодрал пластиковое крепёжное кольцо, расклеил бывший подвес и удалил его остатки вместе с клеем с диффузора небольшой отвёрточкой. Счищал я небольшой кусочек длиной 3-4 см, потом поливал этот участок мини-капелькой спирта из мелкого инсулинового шприца и в конце чистил место ватной палочкой. Почему шприц, да ещё и инсулиновый? А чтобы точно дозировать растворитель — у него тоненькая иголочка, и спирт не течёт на чистый участок диффузора. Кстати, рекомендую! Так экономно я ещё ни разу не работал с растворителем. В качестве растворителя в моём случае подходил уайт-спирит, бензин для зажигалок, спирт и прочее. Я взял мед. спирт, так как он был в наличии. Для опоры, с обратной стороны я подложил под диффузор указательный палец, хотя это дело вкуса и тут возможны варианты.
Корзина чистилась по тому же алгоритму, но уже без пальца снизу. И в конце, после ватных палочек в бой пошли ватные кругляшки для очистки лица, безвозмездно одолженные у моей жены.
Потом я приклеил 88-м клеем подвес к диффузору. Я осторожно нанёс клей на обе поверхности — диффузора и подвеса — положил ровненько подвес поверх диффузора и немедленно прижал клеящиеся стороны «бутерброда». Прижимал снизу пальцем (там сухой диффузор), а сверху ручкой отвёртки, хотя можно давить пальцем.
При приклеивании исключительно важна центровка подвеса относительно диффузора. Дело очень упрощается тем фактом, что центрирующая шайба у нас родная и уже стоит как ей с завода положено. То есть задача проста: положить как ложится, без напряжений и перекосов. Кладём ровненько, не тянем — я смотрел на зазор подвеса относительно корзины. Надо сказать, что подвес лёг охотно и без усилий, и случилось это значительно быстрее, чем длится описание сего действа.
И на закуску я приклеил подвес к корзине. Тут последовательность была слегка изменена. На отогнутый пальцем подвес наносится клей по периметру и он слегка подсыхает. А потом клей наносится на небольшой сектор корзины и «бутерброд» аккуратно и без натяга прижимается. Потом следующий сектор и так далее.
Мне показалось уместным делать окончание процесса склеивания (диффузор-корзина) на динамике, вставленном в штатное окно лежащей «на спине» АС. Примерно через сутки, когда по инструкции полностью полимеризовался клей, я включил звук и проверил звучание на малой громкости.
Последующая окончательная сборка АС и испытание работы показали полную работоспособность свежеотремонтированного динамика.
Но стоило мне дать громкость побольше как тут же вылез новый косяк: вторая колонка захрипела «в том же месте, в тот же час», строго по графику, как оно и должно было случится.
Пришлось мне все пункты повторить и с правым басом, и теперь, после месяца ежедневной эксплуатации могу сказать: полёт нормальный, звучание хорошее, претензий к подвесам нет.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.