» » » Улучшение динамиков 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К) и новая АС закрытого типа

 
 
 

Улучшение динамиков 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К) и новая АС закрытого типа

📆03.04.15 🙋CollSpack 👀101 090 💬27
Я вам покажу на реальном примере, что можно сделать со старыми колонками, а именно с их динамиками, чтобы получить улучшенное звучание.

Было дело, я нашел в гараже старые колонки под названием Маяк 15АС-222, в народе их называли просто «Кубики». Они стояли без дела как минимум 10 лет. Корпус по углам начал пухнуть из-за влаги, а поролоновые подвесы от легкого давления превратились в кашу. По звучанию колонки были не очень, хотя какой то потенциал у них был. Они очень сильно бубнили на низких частотах, иногда входили в резонанс и издавали гул.

Сейчас они мало чем напоминают те «Кубики» которые валялись в гараже как с виду, так и по звучанию.

Колонки Маяк 15АС-222

Немножко подлатал корпус, проклеил дырки в подвесе, заизолировал все щели, наслушался и принялся за дело.

Вот замеры параметров Тиля-Смолла до того как начал переделывать динамики. Они мне не понадобились, потому что для ЗЯ не нужно никаких параметров. Кому нужны параметры Тиля-Смола на 10ГДШ-1-4 в изначальном состоянии — пожалуйста:





Параметры улучшенного динамика, к сожалению, не сделал. Возможно, в ближайшее время сниму новые показатели уже в готовой колонке.

Улучшаем динамики 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К)

Приступим к улучшению динамика. Очень долго собирал кучу информации с разных источников по улучшению динамиков, много споров и обсуждений разных технологий, в итоге кое-что нашёл. Вот сам динамик. В этом подвес ещё красивый, а во втором динамике он порвался после прослушивания в тестовом ящике.


Далее нужно сделать обширную ампутацию старого подвеса. Варварским способом выдираем подвес из динамика. Слева можно увидеть, во что он превратился. Если взять ту кучу опилок и сжать в руке, то она склеится в однородную массу.


Новенький красивенький подвес, куплен на радиорынке.


Чтобы его наклеить, я сначала промазал корзину и диффузор клеем "88", затем аккуратно пропитал поролоновый подвес. Клеить было тяжело, после промазки клеем он взялся волной по внутреннему и внешнему краю, в итоге кое-как наклеил. Преображение на лицо.

В продаже ещё были резиновые подвесы, они больше подходят для НЧ динамиков. Ещё можно заказать тканевые подвесы Петра Зодниева.

На очереди магниты. Здесь видно маленький не очень мощный ферритовый магнит. Я не нашёл книг по проектированию динамических головок, но читал в интернете как он устроен и принцип его работы. Современные дорогие динамики делают на неодимовых магнитах, которые при том же объёме почти в 10 раз мощнее.


Насколько я понимаю, размер магнита больше обусловлен его стоимостью в производстве, соответственно если найти такой же по размерам неодимовый магнит, то сила индукции катушки будет намного выше, а соответственно чувствительность динамика увеличится. Высокочастотные колебания динамика станут более «отзывчивыми», и вообще всё это будет только на пользу. Вот только где же найти такой магнит, и сколько он будет стоить?


Выход есть. Это примерно такой-же по размерам магнит, найден на радиорынке.


Клеить нужно в противофазе (чтобы они отталкивались). Я клеил на то, что было, а именно на жидкие гвозди. Сравнения по звучанию до и после привести не могу, ибо я не делал замеры, но то, что сейчас играет, пока я пишу статью — мне нравится. Думаю, хоть какой-то вклад в качество звучания он внёс.


Подвижные провода имеют свойство перегибаться в местах пайки. Это медная оплётка, внутри которой пучок ниток. Они потихоньку начали ломаться со стороны крепления на корзине. Было решено их отодрать и заменить проводом МГТФ.


Провод МГТФ очень хорошо подходит для подобных целей. Он очень устойчив к частым перегибам, а диффузор, как известно, сильно болтается, особенно в поршневом режиме, до 200 Гц.

Для увеличения максимальной передаваемой мощности, уменьшения сопротивления провода и повышения устойчивости к изгибам была сплетена простая косичка.


После припайки проводов их нужно приклеить к диффузору, потому что самым слабым местом, где ломается провод, является место возле пайки, аки место перехода неподвижного участка провода в подвижный. Можно так же провод тупо пришить нитками к диффузору, но это уже дело вкуса.

Опять же клеил на то, что было. Жидкие гвозди.

Далее идёт вещь, которая может вызвать кровотечение в головном мозге. Это моя реализация ПАС (Панель Акустического Сопротивления). Если вы когда-нибудь разбирали наушники, то видели, что на динамиках видели нечто похожее. Были предложения обклеить все синтепоном, который не очень подходит для демпфирования, или ватой, которая расслаивается, опустится кусок на диффузор и будет шуршать.


Данный кусок некого материала был взят из мешка, предназначение которого я не знаю. Очень упругий материал и, возможно, перфорированный. Скорее там не отверстия, а прессованные квадратики. Материал мягкий, нормально пропускает воздух, создавая лёгкое сопротивление. Причиной выбора этого материала ещё и в защите диффузора от пыли или кусков демпфирующего материала изнутри колонки.


Смысл этого ПАС — это снизить колебания воздуха ещё на уровне корзины. Проходя через ткань, воздух будет тереться об его структуру, тем самым теряя свою силу. Материал упруго натянут, так что резонировать и трепаться не будет. Аудиофилы говорят, что такой метод демпфирования динамика положительно сказывается на его добротности и резонансной частоте. Замеры не делал ни до, ни после. Итоговый результат мне нравится, никаких нареканий по звучанию у меня нет.


Вот такие у меня крутые скатерти динамики. Вот то, что я называю модификацией — полезное улучшение чего-либо с сохранением/улучшением свойств и вида.


Следующее видео я снял на радостях того что я услышал от этих «отстойных» динамиков. Если мысленно включить корректор АЧХ в мозге и прислушаться, то можно услышать, как круто работает динамик. Работу усилителя выполняет DVD плеер от Samsung с AUX входом. Ящик с динамиком используется как сабвуфер, в качестве сателлитов — Radiotehnika S-30. Тестовый ящик собран при помощи жидких гвоздей и нереального количества саморезов, а внутри 2 большие распорки для гашения резонансов.
[media=https://www.youtube.com/watch?v=J36-jiRFSMU]


Новые корпуса АС в формате «ЗЯ»

Об изготовлении корпусов рассказывать много не буду. Я выбрал ЗЯ потому, что мне понравился звук, а именно отсутствие сабвуферного гула. Просто покажу готовые колонки с этими динамиками и чертёж на корпуса с раскроем плиты OSB формата 2500×1250x22 мм.





Металлические сеточки со старых колонок так же пошли в ход после того как паразиты дети повредили ВЧ рупор.

Итого

Такого хорошего звука я ещё не слышал. Средина и верхняя средина играет просто очуменно! Высоких частот не много и не мало. Если честно, я удивлён, что широкополосный динамик выдаёт ВЧ такого качества, да и вообще, так чисто играет.

Ну, а низкие частоты — это что-то. Бас такой глубокий, что аж под кожу лезет, а если включить погромче, то грудная клетка начинает резонировать.

Эти колонки звучат лучше, чем мои наушники Audio-Technica ATH-M30. Если позволяет ситуация, то я лучше послушаю колонки, чем наушники.

Всем спасибо за внимание!
Леонид Яременко (CollSpack)
Украина, Киев
Профиль CollSpack
О себе автор ничего не сообщил.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 172 читателя.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Чем герметизировать фланцы динамиков при сборке АС? Прокладки для динамиков... Привет, дрУги! Поделитесь знаниями в комментах — кто чем герметизирует примыкание фланца динамика к...
Схема на Датагоре. Новая статья Самодельные трёхполосные колонки 15МАС-1 на советских динамиках... Имея на руках некоторое число старых и самых обыкновенных советских динамиков, мне захотелось...
Схема на Датагоре. Новая статья Акустические системы QUADRAL Allsonic SM 90 II. Замена подвесов басовых динамиков... Статья посвящена замене подвеса на басовом динамике АС QUADRAL Allsonic SM 90 II, но при...
Схема на Датагоре. Новая статья Весёлое радиолюбительское макраме: делаем концепт-широполосники из старых динамиков 10ГД-34... Заранее приношу извинения почитателям советской аудиотехники. В тексте присутствуют высказывания,...
Схема на Датагоре. Новая статья Ремонт своими руками автодинамиков DLS MS6A, пострадавших от влаги... Жили-были у меня в машине шведские динамики DLS MS6A. После четырех лет работы один приказал долго...
Схема на Датагоре. Новая статья LIMP Arta Software: измерение параметров Тиля-Смолла для начинающих... В интернете много статей на тему измерения параметров динамических головок в домашних условиях, но...
Схема на Датагоре. Новая статья САБВУФЕР на динамике Mistery MJS-12F ДЛЯ CHEVROLET LANOS: ИГРАЕМ ПРОТИВ ПРАВИЛ... За всю свою практику в области сабостроения я построил не один десяток сабвуферов, производил...
Схема на Датагоре. Новая статья 4А-3, 25ГДН4. Две очень маленькие и наивные истории из общего эпоса ремонта динамиков... Два маленьких совета (в виде маленьких историй для радиолюбителей-детей) по ремонту динамиков...
Схема на Датагоре. Новая статья WinISD Pro - программа расчета акустических систем... Предназначена для расчета акустических систем фазоинверторного и закрытого типа Эта программа...
Схема на Датагоре. Новая статья Переделка акустических систем «Вега 15АС-404»... Отдали мне колонки 15АС-204 (как потом оказалось, все-таки те же 404) 1985 года выпуска. Решил их...
Схема на Датагоре. Новая статья Проект комплекта акустических систем совсем не Hi-Fi... Предлагаю описание конструкции акустической системы. Сразу оговорюсь, это не Hi-Fi. Вариант...
Схема на Датагоре. Новая статья Пассивные колонки из того, что было под рукой, на 6ГД-6 для компьютера... Были у меня старенькие динамики 6ГД-6, вот решил сделать из них колонки к компьютеру взамен дешёвых...
 

Общаемся по статье 💬

«Улучшение динамиков 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К) и новая АС закрытого типа»

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

Назад Вперед
<

edifier

Владимир Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 1 от 03-04-15, 16:31.
Ответить
  • С нами с 24.05.2009
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
 
В своё время я очень любил эти динамики. По сравнению с 15АС и 10МАС1М
в колонках от Романтики. Да и много где их лепили. Они играли очень даже не плохо. Как-то открыто что ли. Не сомневаюсь, что результат переделки достойный.

<

dimondss

Дмитрий Читатель Датагора
  • Кандидат
Комментарий # 2 от 03-04-15, 18:51.
Ответить
  • С нами с 5.12.2009
  • 7 комментариев
  • 0 публикаций
 
Не соглашусь только с тем что для ЗЯ не важны параметры Тиля-Смолла. Ведь именно от них зависит обьем корпуса для достижения оптимальных параметров. А так то динамики очень неплохие, тем более за свою цену. Основные минусы - подвес из рассыпающегося материала и слабоватый магнит что дает повышенную добротность и соответственно бубнение на низах, ну или заставляет делать корпус большого обьема.

Сам делал подобную доработку, двойной магнит немного снижает добротность и повышает чувствительность, ПАС тоже снижает добротность но и чувствительность падает. В нормально расчитанном корпусе низ получается очень даже хорошим.

Единственное что - как и большинство широкополосников он не любит сложной музыки на повышенной громкости, детальность звучания падает.

<

andrew_spb

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 3 от 03-04-15, 19:17.
Ответить
  • С нами с 21.02.2009
  • 131 комментарий
  • 2 публикации
 
Работа проделана большая. Но оценить ее сложно - именно из-за отсутствия измерений на промежуточных и финальном этапе. У меня сейчас такие же дины ждут переклейки подвесов и установки в некую АС. Но я постараюсь "промериться" на всех этапах. Дабы можно было обеспечить сравнение и повторяемость.
Двойной магнит не планирую - а вот ПАС из общераспространенной ткани - да.

<

stupic

Сергей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 4 от 03-04-15, 19:28.
Ответить
  • С нами с 13.09.2008
  • 11 комментариев
  • 0 публикаций
 
на гибкий подвод надо не МГТФ а ПЩ (провод щеточный)

<

partizan0018

Владимир Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 5 от 03-04-15, 21:50.
Ответить
  • С нами с 14.02.2013
  • 138 комментариев
  • 6 публикаций
 
Автору респект за проделанную работу.
ИМХО, главная беда этих, неплохих если разобраться, динамиков в том, что почти все промышленные АС, где они использовались - закрытые ящики недостаточного объёма (исключение - ОЯ комплекса "Эстрада").

В АС которыми комплектовались магнитофоны Маяк-231, 232, 233 на большой громкости у динамиков от перепадов давления иногда по кругу рвался поролоновый подвес. Да и сам подвес - тоже больное место. При хранении в неподходящих условиях (то есть любых), или превращается в то, о чём сказано в статье, или в порошок.

Сколько динамиков по этим причинам отправилось на свалку и не дожило до времён, когда их можно восстановить и послушать sad

<

Alex.Co

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 6 от 04-04-15, 1:22.
Ответить
  • С нами с 23.02.2012
  • 30 комментариев
  • 3 публикации
 
Такого вида ПАС для Сч динамиков.Для Нч нужно ПАС на корпусе кабинета

<

AudioKiller

Игорь Рогов Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 7 от 04-04-15, 1:41.
Ответить
  • С нами с 10.01.2012
  • 292 комментария
  • 3 публикации
 
Согласен со всеми.
1. Работа проделана на пять. Переклеить подвес - это не так уж просто.
2. TS параметры для ЗЯ нужны. Другое дело, что ЗЯ - самое простое оформление и лучше других прощает ошибки.
3. Но вот низких может недоставать именно из-за пренебрежения измерениями. Для низкодобротных динамиков слишком большой объем корпусов (а судя по всему так и есть) приводит к спаду АЧХ на низких очень далеко от резонанса.
4. Можно попробовать повысить выходное сопротивление усилителя (для пробы включить колонки через резистор 1...6 ом). Широкополосники как раз очень неплохо корректируются таким образом. Если поможет - доработать усилитель.
5. Повышение выходного сопротивления усилителя заодно уменьшит искажения динамиков и избавит от влияния проводов.

<

Segun

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 8 от 04-04-15, 6:12.
Ответить
  • С нами с 12.03.2009
  • 22 комментария
  • 0 публикаций
 
Как только догоню подвесы и магниты, обязательно повторю.

<

mtihonov

Михаил Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 9 от 04-04-15, 12:46.
Ответить
  • С нами с 11.12.2008
  • 43 комментария
  • 10 публикаций
 
Какие впечатления от работы с OSB ? Как она в звуке? Давно на этот материал посматриваю. Привлекает цена. Фанера - дорога, ДСП - тяжела, OSB вроде как раз, но пока не слышал отзывов о ее качестве при использовании в акустике.

<

otzvuk

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 10 от 05-04-15, 2:45.
Ответить
  • С нами с 16.03.2010
  • 28 комментариев
  • 1 публикация
 
По сути все правильно, но есть "отдельные недостатки". Стоило бы многим из нас сначала проект в бумаге обсудить, а потом ваять в железе и синтепоне.
Бывает, стыдно спросить по мелочи, а потом на переделку своего ляпа больше сил и нервов тратишь.

В качестве недостатков можно отметить следующие:
1. Уже упомянутый в комментариях произвольный объем ящика.
2. Применение упругой перфорированной ткани для ПАС. ПАС применяют для снижения добротности динамика на частоте резонанса. С учетом значительного давления в закрытом ящике (причем, чем меньше ящик, тем выше в нем давление) в упругой ткани скорее всего будут возникать колебания и эффективность подавления резонанса динамика будет низкой. При переделке 5-литровых колонок от музыкального центра (с весьма глухим звучанием) заменил пищалки широкополосными динамиками 1ГД-18 от телевизора 70-х годов. Для подавления резонанса 100 Гц поставил ПАС в окна корзины из исскуственного войлока толщиной 5 мм на клей Момент. Кроме детального звучания на СЧ и НЧ (относительно исходной колонки) получил заглушенную корзину. Поэтому советую в окна корзины клеить войлок - жесткую нетянущуюся ткань. Тонкое полотно наклеить на изогнутую поверхность с требуемым натягом (так, чтобы получилась ПАС) весьма сложно.

<

StalKer-NightMan

Игорь Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 11 от 06-04-15, 10:00.
Ответить
  • С нами с 15.03.2012
  • 96 комментариев
  • 1 публикация
 
Цитата: stupic
на гибкий подвод надо не МГТФ а ПЩ (провод щеточный)

Действительно, МГТФ, да еще в косичке, будет создавать сопротивление перемещению диффузора.
А работа проведена достойная.

<

IVS

Владимир Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 12 от 07-04-15, 8:15.
Ответить
  • С нами с 8.05.2013
  • 55 комментариев
  • 3 публикации
 
Статья очень увлекательная! Спасибо!
Данный кусок некого материала был взят из мешка, предназначение которого я не знаю
Если не ошибаюсь, это мешок из под обуви/одежды. На ощупь как высушенная влажная салфетка?

<

TANk

Александр Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 13 от 09-04-15, 1:16.
Ответить
  • С нами с 11.08.2011
  • 176 комментариев
  • 17 публикаций
 
Цитата: AudioKiller
4. Можно попробовать повысить выходное сопротивление усилителя (для пробы включить колонки через резистор 1...6 ом). Широкополосники как раз очень неплохо корректируются таким образом. Если поможет - доработать усилитель.

Или вместо транзисторного/микросхемного усилителя попробовать собрать ламповый. Даже из самых простых описанных здесь типа на 6Ф5П (3П) или 6Н3П + 6П14П. У них как раз будет повышенное выходное сопротивление. Да и с ШП динамиком такие усилители хорошо сочетаются.

<

vladomir

Владимир Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 14 от 13-04-15, 23:38.
Ответить
  • С нами с 6.09.2009
  • 46 комментариев
  • 0 публикаций
 
Есть у меня сомнения относительно приклейки магнита в противофазе ( на отталкивание). Может надо наоборот? Знаю что магниты устанавливают на притягивание в том случае, когда шайба с керном клеится поверх верхнего магнита. Тогда силовые линии обеих магнитов складываются и поле усиливается. А как в этом случае, когда шайба с керном между магнитами. Что скажут знатоки?

<

CollSpack

Леонид Яременко Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 15 от 14-04-15, 17:42.
Ответить
  • С нами с 13.02.2015
  • 4 комментария
  • 3 публикации
 
Цитата: vladomir
Есть у меня сомнения относительно приклейки магнита в противофазе ( на отталкивание). Может надо наоборот? Знаю что магниты устанавливают на притягивание в том случае, когда шайба с керном клеится поверх верхнего магнита. Тогда силовые линии обеих магнитов складываются и поле усиливается. А как в этом случае, когда шайба с керном между магнитами. Что скажут знатоки?

Если приклеить магнит так, как вы говорите, то будет гаситься магнитное поле. Если вы когда нибудь разламывали магнит, то вероятно могли заметить что если его попытаться соединить они будут отталкиваться. Вот и в даном случае можно представить что два магнита - это один разломанный.

<

AudioKiller

Игорь Рогов Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 16 от 19-04-15, 0:38.
Ответить
  • С нами с 10.01.2012
  • 292 комментария
  • 3 публикации
 
Совершенно верно. Магниты приклеиваются "на отталкивание", иначе поле гасится. Причем при сильном сближении отталкивающиеся магниты начинают притягиваться, так что надо клеить внимательно.

Назад Вперед

Добавить комментарий, вопрос, отзыв 💬

Камрады, будьте корректны и вежливы, соблюдайте правила!


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew


Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.