» » » Самодельные трёхполосные колонки 15МАС-1 на советских динамиках

 
 
 
24

Самодельные трёхполосные колонки 15МАС-1 на советских динамиках

Разместил Chugunov 8 октября 2017. Просмотров: 2 476


Имея на руках некоторое число старых и самых обыкновенных советских динамиков, мне захотелось собрать на них колонки (МАС - малогабаритная АС) и посмотреть, что можно получить из этой затеи.
Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной. Частотный диапазон готовой АС 40…20000 Гц.

Выбор типа АС

С течением времени и накоплением определенного опыта, постепенно я пришел к выводу, что двухполоска – это хорошо, но для неё трудно найти подходящие динамики хорошо звучащие в достаточно широкой полосе частот.

Есть динамики 6ГД-2 и некоторые другие, но они дефицитны и малогабаритные АС на них точно не сделать, 6ГД-2 требуют ящиков размером с небольшой холодильник.

Чтобы получить более-менее низкую частоту на щите, он должен быть очень большим, это тоже не МАС. Для МАС остается только ФИ т. к. на мой взгляд, нет советских динамиков способных обеспечить бас в небольшом ЗЯ.

Все известные мне НЧ динамики имеют резиновый подвес (были с поролоном, но в данное время им требуется обязательная замена подвесов, да и объем ящика будет великоват для МАС) и плохо звучат на СЧ, а эти частоты для меня очень важны т. к. считаю, что именно они определяют общее качество звука.

Все советские МАС сделаны по двухполосной схеме, имеют высокую частоту раздела, примерно 5 кГц, поэтому звучат невыразительно из-за того, что «резиновый» НЧ динамик звучит выше 1…2 кГц далеко не лучшим образом.

Большинство промышленных АС, даже собранных по трехполосной схеме, тоже звучат на СЧ мутно т.к. в них обычно установлен «резиновый» 15ГД-11. Этим обстоятельством и вызвано огромное число статей по переделке 25АС, 35АС и их клонов. Поэтому для проекта был выбран трехполосный вариант с бумажным СЧ динамиком.
Кроме того, я считаю, что для СЧ динамика лучшее оформление — щит или неглубокий ОЯ. Щит предпочтительнее по звуку, но неудобен по конструктиву.

Поэтому выбор типа колонок такой: трехполоска, НЧ динамик в небольшом ящике с ФИ, СЧ динамик в небольшом неглубоком ОЯ, ВЧ динамик на крохотном щите.

Выбор динамиков

Выбор динамиков был вызван несколькими обстоятельствами.
Имея по нескольку штук каждого типа динамиков, я мог сравнивать их характеристики и выбрать лучшие, оценить разницу между однотипными динамиками.

Динамики хотя и очень старые, но до сих пор доступные и весьма дешевые. Некоторые выпускаются и сегодня, но по поводу новодела ничего сказать не могу. У меня есть немало разных СЧ-ШП динамиков, но по разным причинам я отклонил их, выбрал 3 ГДШ2-8 (2ГД-40).

Выбор ВЧ динамиков был сильно ограничен. Самый доступный – 2ГД-36, он стоял в каждом телевизоре. Динамики 10ГД-35 и аналогичные в данном случае ставить нецелесообразно, кроме того, слишком большое число клонов ухудшает возможность повторения т. к. они несколько отличаются друг от друга. 3ГД-31 требует кардинальной доработки.

НЧ динамик 25ГДН3-4 (15ГД-14) для МАС — почти единственный. Лучшим выбором был бы 15ГД-17, но они весьма дефицитны, а 25ГДН3-4 стоят в 15АС-109 и множестве их клонов, поэтому доступны. Выбор НЧ динамика обусловлен и тем, что в 15АС-109 он звучит неплохо.

Наверное, можно поставить 10ГД-34, но он имеет более слабый магнит и заметно худшие характеристики. Остальные широко распространенные советские динамики для МАС, такие как 10ГД-30, не годятся т. к. требуют намного большего ящика. Можно поставить другой НЧ динамик, если ему достаточен ящик до 20 литров.

Доработка динамиков

К сожалению, со временем, параметры динамиков ухудшаются, в первую очередь это касается НЧ динамиков из-за того, что их диффузор имеет наибольшую амплитуду колебаний.
Резиновый подвес дубеет, токосъемные провода разрушаются.

При необходимости, для восстановления качества, надо отремонтировать динамики, особое внимание уделить подвесу. Вариант доработки я предлагал в статье «Доработка малогабаритных колонок 15АС-109 и им подобных».

Необходима также доработка СЧ динамиков. Гофр (весь диффузор пропитывать нельзя) пропитать жидким раствором герлена. Процесс подробно описан Шоровым и его последователями.
Но этого оказалось недостаточно. При прослушивании собранных и настроенных колонок, звук был несколько жестковат. Причина оказалась в высокой акустической добротности динамиков. Пришлось применить ПАС, это дало заметный положительный результат.

Попытки доработать 2ГД-36 по методике улучшения 3ГД-31, положительного результата не дали.

Разделительный фильтр АС

Мне было интересно попробовать модные последовательные фильтры, получить опыт работы с ними. Впечатления оказались неоднозначными.
Могу точно заявить, что это не панацея. Для этих фильтров нужны динамики с ровными АЧХ в рабочей области и без значительных выбросов даже вне рабочего диапазона.

Мне не удалось ровно свести СЧ-ВЧ динамики на частоте около 5 кГц, вынуждено получилось только на частоте 8…9 кГц, что имеет свои недостатки. Раздел НЧ-СЧ на 500 Гц.

В отличие от параллельных фильтров, где фильтр для каждого динамика можно настраивать отдельно и независимо, здесь есть нежелательная взаимозависимость, что усложняет настройку.
В итоге получился вот такой фильтр.

Схема последовательного фильтра АС

По заявлению автора такого решения, схема обладает наиболее гладкими стыками т. к. всё что отрезается фильтрами НЧ и ВЧ поступает на СЧ динамик. Мысль интересная и всё так и было бы, если вместо динамиков стояли резисторы. Но, как я много раз писал, динамики, как электромеханические устройства, обладают своим норовом и результат может не оправдать ожиданий.

Конструкция АС

АС состоит из трех корпусов. Нижняя часть – ФИ объемом примерно 15 литров. Это больше общепринятого, но у меня были готовые ящики от купленных когда-то АС.

Пришлось подстраиваться под него. Труба ФИ получилась очень длинная – 27 см и пришлось ее делать Г-образной. Сделана из стандартной сантехнической трубы диаметром около 50 мм. Поскольку этот пластик клеить трудно, я сварил его паяльником, получилось достаточно прочно, уплотнение с корпусом сделано изолентой, шов изнутри обработан термоклеем.

Лицевая панель АС съемная.

СЧ динамик в ОЯ, желательно его делать минимально глубоким. ПАС выпилена из отрезка ламината, большое отверстие – под магнитную систему динамика, малые диаметром 10 мм для ПАС. Число отверстий некритично, можно сделать около 20.

Сначала я сделал с запасом, потом заклеивал их малярным скотчем. Акустическая добротность уменьшилась с 11 примерно до 1. Все делалось по рекомендациям Шорова. Материал взят от старой льняной простыни, натянут во влажном состоянии на ламинат, покрытый клеем 88-Lux. По периметру ткань закреплена скобами столярного степлера. При высыхании ткань дополнительно натягивается.

ВЧ динамик установлен на маленьком прямоугольном кусочке ламината.

Поскольку сделано три независимых корпуса, появилась возможность сдвига динамиков внутрь. СЧ сдвинут примерно на 4 см, ВЧ тоже на 4 см относительно СЧ. И если сдвиг СЧ динамика относительно НЧ мало влияет на форму измерительного импульса, то сдвиг ВЧ динамика достаточно заметен, величина сдвига выбрана оптимальной для прослушивания колонок с расстояния 2…2,5 метра.

Хочу отметить, что если все динамики разместить традиционно в одном корпусе, выполнить это смещение будет очень затруднительно. Представьте себе углубление в 8 см…

Можно спорить по поводу пользы такого решения, но оно примерялось в некоторых колонках очень давно и думаю, что от него отказались из-за нетехнологичности.
Впрочем, такое решение применяется и сегодня, но не в деревянных, а литых корпусах – пластмассовых или металлических. Для этого углубление делается пологим, некоторые считают, что это рупор, но это не так – это способ сдвинуть динамики внутрь.

Думаю, меломаны разницу услышат, я не проводил специальных испытаний на музыке, а настраивал с помощью компьютерных программ и микрофона.

Высота колонки 73 см, если слушать сидя в кресле, подставка под колонку не нужна. Направление осей СЧ и ВЧ динамиков выбрано сознательно.
Если найдутся желающие повторить мои «15МАС-1», можно купить пару 15АС-109 в хорошем состоянии (клоны не годятся) под НЧ-боксы.
Потребуется удалить ВЧ динамик и заглушить отверстие, можно использовать штатную трубу ФИ.


Итоги

Благодаря комплексу вышеизложенных мер, получился хороший результат, выше ожиданий. Звук не отличный, т.к. для него нужны динамики более высокого класса, но хороший.

Думаю, лучше любой советской малогабаритной АС, что не удивительно т.к. они двухполосные.
Что касается промышленных трехполосок, то здесь ситуация неоднозначная. Ясно, что по мощности (уровню громкости), мои колонки не могут тягаться с сериями клонов 25АС и 35АС.
Не могут тягаться и по количеству баса, несмотря на то, что мои колонки работают примерно от 34 Гц по уровню -3 дБ, динамик такого малого диаметра, заметно уступает по мощи НЧ динамикам серии 25ГД, 30ГД.

Но 2ГД-36 звучит мягче, чем 10ГД-35. А главное преимущество — на СЧ. Резиновые 15ГД-11 звучат явно хуже, хотя и громче. Думаю, суммарный баланс в пользу этих МАС, но не для любителей убойного баса.

Для домашнего применения громкости данных колонок вполне достаточно, несмотря на низкую чувствительность 25ГДН3-4. А для дискотеки – нет. Но для дискотеки качество не нужно.

Целью моих опытов было опробовать некоторые приёмы и методы настройки, посмотреть, что можно сделать из дешевых и доступных динамиков, и при положительном результате предложить читателям «Датагора» новую статью.

Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной.
Частотный диапазон АС – минимально 40…20000 Гц, фактически, по стандартной методике, даже шире.

Колонки хорошо работают с усилителем В. Мосягина (MVV) на LM1875 по «помповой» схеме.
Графиков измерений не даю, кто пожелает — измеряйте сами, например, по описанным мной на Датагоре методикам.

Спасибо за внимание!
Сергей (Chugunov)
РФ, Москва
Профиль Chugunov
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 58

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Доработка малогабаритных колонок 15АС-109 и им подобных... Думаю, не подлежит сомнению, что наилучший звук можно получить только от полноразмерных напольных...
Схема на Датагоре. Новая статья Улучшение динамиков 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К) и новая АС закрытого типа... Я вам покажу на реальном примере, что можно сделать со старыми колонками, а именно с их динамиками,...
Схема на Датагоре. Новая статья Доработка динамических головок 3ГД-31. Новый взгляд 30 лет спустя... Динамики 3ГД-31 пользуются дурной славой и их часто называют самыми плохими пищалками....
Схема на Датагоре. Новая статья Двухполосные акустические системы в открытом оформлении... В последнее время у части радиолюбителей получили признание акустические системы с открытым...
Схема на Датагоре. Новая статья Где взять правильную домашнюю акустику? Эволюция домашней акустики и новый взгляд на двухполосные АС... Всем нам хочется собрать для дома высококачественные АС и воспользоваться для этого недорогими...
Схема на Датагоре. Новая статья О чувствительности динамиков и АС, мощности и прочем... При постройке АС, особенно для ламповых усилителей, попадаются старые динамики, у которых...
Схема на Датагоре. Новая статья Углы и овалы. Простые мониторы с переменным сопротивлением. 1ГД-40 + 2ГД-36... Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал… Колонки эти зародились неожиданно. В 1998...
Схема на Датагоре. Новая статья Оригинальные 3-х полосные напольные колонки SHELF (Дополнено!)... SHELF, англ. - стеллаж, полка... Как-то пришел ко мне приятель и попросил собрать ему колонки,...
Схема на Датагоре. Новая статья Проект АС "Домино". Фронтальная акустика на автодинамиках Cerwin-Vega... Это обещанная статья в комментариях к "Широкополосные динамики Visaton BG-20 в акустике домашнего...
Схема на Датагоре. Новая статья Резонансный детектор НЧ... При разработке акустической системы крайне необходимо знать резонансную частоту динамических...
Схема на Датагоре. Новая статья Foobar Channeldivider. Фильтр для многополосной АС.... Теперь можно забыть о постройке фильтров, о деньгах на конденсаторы, резисторы, катушки и ОУ. ...
Схема на Датагоре. Новая статья Идея изготовления сферических корпусов АС из ДСП... Разрешите поделиться радостью долгого созидания! Были сделаны колонки диаметром 50 см. Толщина...
<
  • Главный редактор
24 октября 2017 07:33

Игорь Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 764 комментария
  • 268 публикаций
 
  • 0
Уважаемый Сергей Викторович, спасибо за новую статью! yahoo
Прошу уточнений.
...НЧ динамик в небольшом ящике с ФИ, СЧ динамик в небольшом неглубоком ОЯ, ВЧ динамик на крохотном щите.
СЧ динамик в ОЯ, желательно его делать минимально глубоким.
ВЧ динамик установлен на маленьком прямоугольном кусочке ламината.

А конкретнее? Вы же предлагаете проект к повторению и неоднократно это подчёркиваете.
Каковы реальные размеры "крохотного щита" для ВЧ-динамика?
Какова эта "минимальная глубина" ОЯ для СЧ-динамика?
Про НЧ тоже сумбурновато, но более-менее понятно.

Т.к. никакого чертежа вы не приводите, то давайте уже текстом все размеры.
"Скока вешать в граммах" music

<
  • Гражданин
24 октября 2017 07:58

Борис / Nevod

Цитата
  • С нами с 9.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 17 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Datagor,
И фото всей конструкции целиком тоже хотелось бы увидеть.

<
  • Гражданин
24 октября 2017 08:40

Бузунов Игорь Германович / meshin

Цитата
  • С нами с 18.05.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 77 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Цитата Nevod
И фото всей конструкции целиком тоже хотелось бы увидеть.

Так если фото открыть полностью - полностью и видно всё.
А размеры конечно желательны, ибо как ленивому повторить?!

<
  • Главный редактор
24 октября 2017 11:28

Игорь Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 764 комментария
  • 268 публикаций
 
  • 0
Цитата Nevod
И фото всей конструкции целиком тоже хотелось бы увидеть.
Как верно заметил тёзка, фото есть, кликайте по картинкам для раскрытия на весь экран.

<
  • Гражданин
24 октября 2017 12:19

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 321 комментарий
  • 30 публикаций
 
  • 0
Коллеги!
Отвечу всем сразу, а не по отдельности, если позволите.
Точные размеры значения не имеют, оценить их можно по фото. Я сознательно их не приводил потому, что размеры зависят от базового ящика, а я взял уже готовый.

Лицевые панели снаружи: НЧ (Ш х В) - 20х40 см, СЧ - 17,5х24 см , ВЧ - 14х8 см.
Глубина СЧ ящика внутри 10 см, после ПАС - 7 см осталось место для части фильтров. Для большей равномерности глубину можно было сделать 5...6 см.

Точные размеры НЧ ящика не указал т. к. нет смысла его точно повторять - он несколько великоват по объёму, думаю оптимально 8...12 литров. Но надо заранее учесть, что внутри довольно крупные конденсаторы (у меня МБГО и стоят они в ряд по глубине вместе с катушкой).

Опять-таки у меня съемная передняя панель ящика, с ней сложнее всё разместить. Так что конструкция достаточно произвольная, но не низкая по высоте. От объема зависит настройка ФИ. У меня она максимально низкая, при меньшем объеме настройка будет выше и субъективно баса может казаться больше.

Про фото целиком Мешин уже написал, они достаточно велики, всё видно.
Боюсь, при повторении "ленивый" будет скрупулезно выдерживать указанные размеры (что не важно) и плюнет на советы по доработке динамиков и ПАС (что важно).

Почему его (фильтр) в статье называют последовательным непонятно.
Все три динамика соединены последовательно. Идея не моя (фильтры мои).


<
  • Гражданин
24 октября 2017 21:03

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 321 комментарий
  • 30 публикаций
 
  • 0
Dimonos,
Попросить наверно могу, а вот получить это навряд ли....

Сделайте поиск по фразе "Трёхполосный фильтр АС из двух LC-контуров".
Обещано (не мной!) - ...суммарный спектр «отбросов» обоих фильтров совпадает со спектром работы СЧ динамика, и если ими запитать этот СЧ динамик, то дополнительный фильтр для него не понадобится...все три динамика работают синхронно, как один широкополосный динамик...

<
  • Кандидат
24 октября 2017 23:46

Вячеслав / WF1273

Цитата
  • С нами с 10.11.2015
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 22 комментария
  • 1 публикация
 
  • +1
По собственным впечатлениям от 25ГДН3-4:
1) 25ГДН3-4 неплохо звучат в "кубиках" Салтыкова (аж стекла дребезжат!), хотя по сравнению с 10ГД-34 кажется, что басов поменьше.
2) Не нравится то, что "хлопают" на высокой громкости (слишком длинный ход), у 10ГД-34 на такой же громкости "хлопанья" не было.
3) Модели с пластиковым блестящим колпачком звучат менее "басисто", чем модели с бумажным колпачком.

P.S. Почему-то вспомнился радиоконструктор "Электроника АС20".

Предлагали такой несколько лет назад за очень дикие деньги (почти ползарплаты ireful ). Теперь жалею, что не взял crying

<
  • Главный редактор
25 октября 2017 08:17

Игорь Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 764 комментария
  • 268 публикаций
 
  • 0
Цитата WF1273
вспомнился радиоконструктор "Электроника АС20".

Как просится какая-нибудь декоративная накладка на фланцы 6ГДВ-2 blush
А в целом, приколькно, что в 80х годах прошлого века наша, ещё не разделённая врагами, Родина выпускала такие штуковины для самодельщиков.
yahoo

<
  • Гражданин
25 октября 2017 08:42

Борис / Nevod

Цитата
  • С нами с 9.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 17 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Цитата Dimonos
Зы. Еще интересно почему пищалку положили на бок?

Можно отвечу за автора?
Чтобы диаграмма направленности в вертикальной плоскости была пошире, чтобы слушать и сидя, и стоя. А в горизонтальной плоскости "кубик" всегда можно развернуть в сторону слушателя. Можно и 3ГДШ-2 горизонтально разместить, а ещё лучше предусмотреть возможность класть "кубики" на бок. В этом смысле очень удобная конструкция получилась.

Цитата Chugunov
По существу вопросы есть?

Сергей, а не сохранилось ли импедансно-частотной характеристики 3ГДШ-2 с ПАС?

<
  • Гражданин
25 октября 2017 13:12

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 321 комментарий
  • 30 публикаций
 
  • +1
WF1273,
1) Зависит от ящика, настройки и конкретного динамика, его состояния. В целом 25ГДН-3-4 абсолютно лучше, чем 10ГД-34. Ощущение "басистости" зависит, кроме прочего, и от настроек, ради интереса я настроил данные колонки практически от 30 Гц, это пошло в ущерб "количеству" т. к. основное ощущение от области в районе 60 Гц. Обычно бубнение, горб на определенной частоте принимают за "бас", но резонанс есть резонанс...

2) Конструкция, а значит ход диффузора у обоих динамиков одинаков, так что скорее дело не в этом. Естественно, в виду малого диаметра диффузора и низкой чувствительности, возможности обоих динамиков ограничены и насиловать их не стоит.

3) Да, у меня сложилось такое же впечатление, в молодости нравилось то что блестит, сейчас - наоборот.

"P.S. радиоконструктор "Электроника АС20" жалею, что не взял."
Жалеть не надо. Двухполоска 15АС-109 и любого клона будет с ущербной серединой, ящики у всех клонов малы по объему. Сегодня можно взять пару 25ГДН-3-4 или пару 15АС-109 за один килорубль, предложений достаточно. В последнем случае надо сразу выкинуть пластиковую накладку, а лучше сделать новый корпус и трехполоску.

Nevod "Можно отвечу за автора?"
Чтобы диаграмма направленности в вертикальной плоскости была пошире...
Точно! Вот Вы, Борис, это сразу поняли. Хотя Дмитрий тоже, но притворяется, играет под...
Сидя пищалка чуть ниже ушей (на 20 см), кстати, на расстоянии 2 метра это не ощущается. Да и выглядит так естественнее, пропорции лучше.
Поэтому я отказался от наклонов панелей.
Отдельные корпуса жестко связаны между собой, поэтому повернуть один из них не получится. От горизонтальной установки 3ГДШ-2 я отказался по ряду причин.

...не сохранилось ли импедансно-частотной характеристики 3ГДШ-2 с ПАС?
Боюсь, нет. Но она абсолютно совпадает с приведенной в статье Шорова из журнала "Радио". Если не читали и не знаете где искать, я поищу и найду для Вас ссылку.
Статья в двух словах. "Из-за влияния фильтров, у СЧ динамиков начинает играть роль акустическая добротность, которая в разы, а то и на порядок выше электрической. На слух - это жёсткий звук. Проще и лучше всего с этим справится ПАС."

Теперь отменятина. В отличие от ПАС для НЧ, настройка для СЧ очень некритична. В самом деле при исходной Qa=11 снизите вы её до Qa=2 или Qa=0,707 не так важно.
Я делал и Qa=1 и Qa=0,7 последнее для перфекционистов.
Для моей ткани потреборвалось 16-20 отверстий диаметром 10 мм.

<
  • Гражданин
25 октября 2017 18:03

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 321 комментарий
  • 30 публикаций
 
  • 0
Путеводитель по журналу "Радио" 1983 г №6 рекомендую
http://radioway.ru/1983/06/povyshenie_kachestva_zvuchanija_gromkogovoritelei.html

<
  • Гражданин
25 октября 2017 21:42

Михаил Сапожников / mikesp

Цитата
  • С нами с 19.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 134 комментария
  • 8 публикаций
 
  • +1
Как и всегда, у Сергея очень хорошая и актуальная статья. Применение 2-ГД-40 очень даже в жилу. В свое время в начале 80х публиковалась переделка 10-МАС-1 с заменой пищали 3-ГД-31 на 2-ГД-40. В начале 90х я повторял эту переделку. Все бы хорошо - чистая, прозрачная середина, аккуратный низ (благодаря ПАС), но несколько проваленный верх. Я не стал добавлять пищалку, а вместо колпачка в 2-ГД-40 вклеил маленький диффузорчик из фольги от молочных бутылок того времени. Я его "вычеканил" чайной ложкой. Звучание "дюалкона" мне нравилось и нравится больше, чем отдельный твитер. Звучит монолитней. Звук из одной точки без фазовых искажений, хотя есть нек. дифракция, вызванная задним изучением, отражаемым от основного диффузора.

<
  • Гражданин
26 октября 2017 09:58

Борис / Nevod

Цитата
  • С нами с 9.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 17 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Цитата Chugunov
Если не читали и не знаете где искать, я поищу и найду для Вас ссылку.

Понял. Не надо искать.
Т.е. горб всего один, но маленький а не 2 маленьких, как у низкодобротного ФИ.

<
  • Гражданин
26 октября 2017 13:06

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 321 комментарий
  • 30 публикаций
 
  • 0
Nevod, Борис, дал ссылку, прочтите 4 страницы журнала, особенно последнюю.
Ярчайший пример высокой добротности (и острого резонанса) - колокол, как и чем по нему ни бей, он всегда выдает один звук. Правда, его добротность может быть миллион.
Аналогично с динамиком. При подаче любого импульса напряжения (реальной звукозаписи, а не синус-генератора) происходит призвук на частоте резонанса.
Этим свойством обладают все резонансные (с повышенной добротностью) системы, особенно заметно на басовой акустике. За увеличение громкости приходится расплачиваться гудением и буханием на одной ноте. Многие к этому привыкли, считают нормой и называют "басС".

<
  • Гражданин
26 октября 2017 16:01

Борис / Nevod

Цитата
  • С нами с 9.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 17 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Цитата Chugunov
Борис, дал ссылку, прочтите 4 страницы журнала, особенно последнюю.

Читал ещё когда журнал вышел. Картинки помню. ПАС в окна корзины СЧ-динамика с тех пор всегда устанавливаю. Но ПАС такой конструкции не делал ни разу. Потому и вопрос.
Цитата Dimonos

Борис, что такое низкодобротный ФИ? Сколько это низко и добротность чего?

Добротность собственно фазоинвертора (системы ящик плюс труба). Симулятор SpeakerShop, например, насколько помню, по умолчанию использует значение 7.
Если уменьшать добротность ФИ (носки в трубу или ткань на дырки, как у Сергея) ИЧХ возле частоты резонанса перестаёт быть двугорбой (а она бывает двугорбой, если площадь отверстий меньше какого-то определённого для данного конструктива значения), точнее - горбы сглаживаются. Вот и хотел узнать: в этой конструкции ПАС получилась ИЧХ сглаженная двугорбая или сглаженная одногорбая с горбом "уехавшим" вверх по частоте.
Ещё конкретнее: похожа на сглаженную ИЧХ закрытого ящика, или на сглаженную ИЧХ ящика-фазоинвертора.

<
  • Гражданин
26 октября 2017 17:43

Дмитрий / Dimonos

Цитата
  • С нами с 23.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 51 комментарий
  • 3 публикации
 
  • 0
Добротность собственно фазоинвертора (системы ящик плюс труба). Симулятор SpeakerShop, например, насколько помню, по умолчанию использует значение 7
.
Спикершоп использует Ql, которое по умолчанию равно 7. А Ql в спикершопе есть добротность всех потерь в корпусе. Причем тут добротность фазоинвертора непонятно.

Ещё конкретнее: похожа на сглаженную ИЧХ закрытого ящика, или на сглаженную ИЧХ ящика-фазоинвертора.

Ни то и ни другое. В данной ситуации ИЧХ должно быть как у динамика ОЯ, но с другой формой горба ( меньше по амплитуде и более пологим).

Если в конструкции с ПАС частота резонанса динамика уходит выше, то конструкции пипец, это вы уже превращаете конструкцию с ПАС в закрытый ящик с дикими потерями и ПАС уже не работает или работает кое как.

Нечто похожее и при встраивании ПАС в закрытый ящик, Fc не должно расти.

И еще, ФИ как описан выше , типа низкодобротный, существовать не может в принципе, оно хоть и по физконструкции ФИ, но физически им уже не является, так как противоречит принципу этого АО.
Или так или неисправный ФИ.

<
  • Гражданин
26 октября 2017 18:09

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 321 комментарий
  • 30 публикаций
 
  • 0
Цитата Nevod
ИЧХ возле частоты резонанса перестаёт быть двугорбой (а она бывает двугорбой, если площадь отверстий меньше какого-то определённого для данного конструктива значения).

А ИЧХ в ЗЯ тоже гималайская двугорбая? У ЗЯ "площадь отверстий" нулевая.
Откуда здесь быть двугорбости? Где она у Шорова в статье?
Оптимальная добротность в пределах 0.5...1, причем для СЧ не нужна точная подгонка (в отличие от НЧ), достаточно уменьшить ее в несколько раз.
Добротность ящика в программах обычно = 7, подробнее в книге Виноградовой "О конструировании громкоговорителей...".

<
  • Гражданин
26 октября 2017 23:04

Сергей / Serg_hax

Цитата
  • С нами с 22.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 57 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • +1
Сергей спасибо за статью! В данном случае предлагается концепт - решение, а не готовый результат - панацея, решения всех проблем советской аудио акустики. По большинству вопросов поднятых автором согласен.

В своё время лет 25 назад переделывал колонки, названия их сейчас не помню (что то типа 10МАС), но динамики там были 10ГД-30 и 3ГД-31 , колонки были закрытого типа, звук казался глуговатый. На тот момент у меня после нескольких лет пользования 35АС-212, основными были Sanui S-65.
Ну и хотелось "допилить" по звуку эти малогабаритки. В них я удалил 3ГД-31 (верхов давали мало и они были специфические - не нравились), заменил их на 2ГД-36 доработанных алюминиевым колпачком (выкатывал шариком полусферу), пришлось делать накладку - заплатку на передней стенке, т.к. новые ВЧ динамики были меньше по посадочному месту.

Ящики дорабатывал фазоинверторами (сантехническая пластиковая труба 50мм). В общем после доработки был приятно удивлен не только я, но друзья которые заходили и слышали, как звучат.

Это вспомнилось, как удалось улучшить звучание "малой кровью", чисто интуитивно, без каких либо расчетов.

Теперь по существу вашей конструкции, идея улучшения несомненно правильная, для средних и высоких частот из отечественных динамиков, тех лет, наверно лучше и не подобрать (что сейчас выпускается, честно говоря и не знаю).

Но вот в НЧ звено, я бы поставил динамики покрупнее, но это чисто мое мнение, все таки площадь диффузора НЧ, даже на фото смотрится меньше СЧ динамика. Но тут уже дело вкуса и автора бас устраивает и в статье он об этом говорит.

И немного по поводу разделительного фильтра, как модно сейчас говорить - "кроссовера", хотя мне ближе старый термин фильтр. Фильтр действительно можно назвать "последовательным", это хорошо видно когда смотришь прохождение сигналов на динамические головки. Но тут в фильтрации участвуют и сами динамические головки, с соответствующим влиянием собственных резонансов, противо ЭДС и т.п. В общем фильтр не так прост, об этом автор тоже упоминает.

<
  • Гражданин
27 октября 2017 00:38

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 321 комментарий
  • 30 публикаций
 
  • +1
Цитата Serg_hax

1)... для средних и высоких частот из отечественных динамиков, тех лет, наверно лучше и не подобрать
2) Но вот в НЧ звено, я бы поставил динамики покрупнее
3) по поводу разделительного фильтра, как модно сейчас говорить - "кроссовера", хотя мне ближе старый термин фильтр. Фильтр действительно можно назвать "последовательным",...В общем фильтр не так прост.

Спасибо, Сергей.

1) Динамики отбирались измерением и прослушиванием, были отвергнуты, в частности, 3ГД-38 и 4ГД-53. Лучший результат у 2ГД-38 с кобальтовым магнитом, но они редкие сегодня, только поэтому их не поставил из соображений повторяемости.

2) Какие? Нет таких, увы. 10ГД-30 (у меня их 5 штук), например, требуют ящик 40 литров, вместе с СЧ и ВЧ динамиками - это уже не МАС. С ними есть хорошая конструкция Зотова: 10ГД-30+3ГД-32+3ГД-47 но это уже не МАС, да и СЧ+ВЧ в дефиците.

3) полностью согласен, всегда пишу "фильтр", более идиотское слово, чем "кроссовер" ("через крест") только одно - "драйвер" (русский аналог - штуковина, хреновина, это-самое, тут она такая и я такой).
Фильтр получился максимально простым по схеме , чего я и добивался, из деталей самых обычных типовых номиналов (120 мкФ собран из 4-х МБГО 30мкФх160В, год проработали 12штук К73-16 10мкФх63В), катушки для ВЧ бескаркасные, намотаны тонким проводом 0,35 на каркасе из батареек АА, затем сняты и обмотаны изолентой, проверены прибором, можно расчитать программами. Но фильтр сделан на основе измерений и моделирования и подогнан под динамики конкретных марок, это далеко не первый вариант.

4) При простом повторении без улучшения самих динамиков и без ПАС, всё будет работать, но несколько хуже. Можно закрепить СЧ и ВЧ динамики на одной фанерке, опять-таки с некоторым ухудшением. Категорически не советую засовывать все динамики в один закрытый ящик. Подгонка длины трубы желательна с точностью до сантиметра, но не как у меня, а под ваши динамики и ящик. Без приборов можно настроить только на слух, это опять небольшое ухудшение.

Но думаю, что без грубых ошибок, колонки должны будут играть неплохо т. к. будет устранена Ахиллесова пята всех подобных МАС - плохой звук средних частот.

<
  • Гражданин
27 октября 2017 09:01

Борис / Nevod

Цитата
  • С нами с 9.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 17 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Цитата Dimonos
А Ql в спикершопе есть добротность всех потерь в корпусе.

Как это? добротность потерь? Потеря - это резонансный элемент что ли?
Я говорю про добротность 7 собственно колебательной системы ящик+труба+воздух в них. А не ящик+труба+динамик+воздух. Так вот, если добротность первой понемногу снижать (7-6-5-4-3-2-1...), например, уменьшая проницаемость трубы, то горбы на ИЧХ второй будут снижаться и уплощаться, а импеданс впадины между ними - расти. В пределе, при полном затыкании трубы, система превратится в закрытый ящик с одногорбой ИЧХ, горб сместится вверх по частоте, относительно горба открытого ящика. Чего тут непонятного?

<
  • Гражданин
27 октября 2017 14:20

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 321 комментарий
  • 30 публикаций
 
  • 0
Цитата Nevod
Как это? добротность потерь?

Прямая ссылка на книгу "Конструирование громкоговорителей со сглаженными частотными характеристиками", автор - Элеонора Виноградова, формат PDF, качество очень хорошее.

Всем кто интересуется темой, изучать в обязательном порядке - это классика.

<
  • Гражданин
27 октября 2017 20:05

Дмитрий / Dimonos

Цитата
  • С нами с 23.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 51 комментарий
  • 3 публикации
 
  • 0
Потеря - это резонансный элемент что ли?
Борис, например, в той же книге Виноградовой, глава "Потери в акстическом оформлении", стр.22.
В электромеханической аналогии, на основании которой строится весь математический расчет Q потерь- раальный элемент схемы. Потери тоже надо учитывать, они достаточно велики.

<
  • Главный редактор
29 октября 2017 08:41

Игорь Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 764 комментария
  • 268 публикаций
 
  • 0
Привет, дрУги!
Тему почистил, хамов наказал.
Уважаемому автору и всем добрым людям привет и новых творческих успехов!
Плавание продолжается wink

<
  • Прохожий
29 октября 2017 13:07

/ Валерий

Цитата
  • С нами с --
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Сергей, большое спасибо за статью! Тоже планирую сконструировать подобное. Ну и все-таки остается вопрос, имеет ли размещение СЧ в ОЯ преимущества? И как это на слух? С одной стороны звук становится более "пространственный", а с другой - не получится ли "размазывание" звуковой картины?

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.