Долго шёл к идее лампового буфера, но все провалы в прошлом и идея себя оправдала. Не только же ОУ могут согласовывать сопротивления - катодный повторитель на подходящей лампе тоже годен для такого дела.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ С чего всё начиналось
Вся котовасия началась примерно год назад - тогда я нашёл на помойке нерабочий кассовый аппарат и оставил себе денежный ящик (лотка не было уже) . В этой крепкой коробке из листовой стали собрал TL072 + LM3876 в инверирующем включении. Схему не привожу, не нужна она тут.По вводу сети стоял RC-демпфер и ферритовое кольцо.
Трансформатор питания намотан на торе из стабилизатора напряжения СН-315. Первичная обмотка - хороший слой провода диаметром 0,22мм. Вторичная - по месту. Дальше доматывал этот трансформатор и он остался навсегда. БП микросхем - стоит 4 диода КД2999А, в одном плече 10000мкФ*35В и добавил ещё все имевшиеся электролиты 2200мкФ*50В + К73-16 10мкФ*100В (встречаются и на 63В, и 100В и на 160В). Так всё и осталось. Питание LM-ок было +-20В, оставил его как есть.
Но из ниоткуда взялась статика и.... БА-БАХ! во вход! :am:
Появилось самовозбуждение одной из LM-ок ни смотря ни на что и эти оконечники убрал, да и каша в звучании была до аварии. Плата преда ещё послужит мне в другом месте уже с другим операционным усилителем вместо выбитого.
Про инвертирующее включение мощных ОУ больше не вспоминал.
А вот монтаж того усилителя со мной навсегда - почти всё жёстко крепится болтами к корпусу. Радиаторы ставятся без прокладок, но физически подвешены в воздухе. Корпус электронейтрален.
↑ Провальная попытка поделить усиление между лампами и микросхемами
Много позже начал эксперименты с попытками поделить усиление между LM1875 в неивертирующем включении и ламповым предусилителем на 6Ж1П-ЕВ и 6С19П. Лампы выбирал под анодный источник в 120В (хотел учевтверить 40В питания микросхем и идея осталась на бумаге).Неудачные схемы опять не привожу.
С наушниками были приличные результаты и фон даже почти вывел. На этом этапе нашёл удачный вариант межкаскадного конденсатора - К40У-9 + К71-7. Ещё второй раз проверил на практике довольно нетрудный способ навесного монтажа ламповых конструкций - шасси делается из фольгированного стеклотекстолита и фольга является одной большой звездой земель. Анодные и сеточные цепи идут в воздухе, а держатся на выводах ламповых панелек и монтажных стойках где необходимо. Тут же проверил в деле и катодный повторитель на выходе - без претензий. А вот следующий перед ним резисторный каскад позже был убран, но обо всём по порядку.
С наушниками все было хорошо, а вот с микросхемными выходными каскадами (Кус=10) посыпались проблемы - самовозбуждение было, так и не убрал до конца. Кроме возбуда ещё был дикий фон - пульсации анодного источника пролетают на выход. Видел на экран осциллографа очень заметную пилу с добрым количеством шума. Когда войны с фоном и постоянным током на выходе усилителя кончились ничем дело ненадолго встало. Плохая идея отправилась в топку паровоза.
↑ Ламповый буфер
Перерыв закончился и по совету Юрия (Yooree) поднял Кус выходных каскадов до 20.Идеи согласования сопротивлений остались и тут-то неинвертирующее включение LM1875 будет кстати из-за входного сопротивления в десятки килоом. Ради эксперимента был буфер (катодный повторитель) на параллельных баллонах 6Н6П, но в дело не пошёл.
Далее спилил часть шасси, оставил только панельки под 6С19П и все относившиеся к этим лампам детали. Намотал на силовой трансформатор усилителя весь остававшийся в загашнике провод диаметром 0,5мм и получил 80В. Решил-таки найти схему фильтра на полевом транзисторе и чёрти-где нашёл схему Владимира Пронина.
На наушниках всё устойчиво работало.
Перебросил всё в корпус усилителя.
Катодный повторитель на 6С19П оправдал себя и вот что получилось после всех подгонок и доработок:
Примечания по деталям. R1 у меня ПП3-44, но No Name терпим или получше СП3-4АМ.Тип конденсатора C1 каждый выбирает сам, без него никак - уплывёт смещение лампы. Я рекомендую из бумажных К42У-2, КБГ или К40У-9 с обязательным шунтом. КСО даёт подъём на ВЧ, СГМ не было под рукой, а вот полипропилен (К78-2) или лучше полистирол (К71-7) годится и нет подъёма на ВЧ. Можно и чистый полипропилен поставить. Только К73-17 не надо - может получиться фигня. Резисторы R2, R3, R5, R6, R7 - 0,25Вт. У меня в оригинале R2 - УЛИ-0,25 499кОм 0,5%, R3 - ПТМН-0,5 100 Ом 1%. R4, R8, R9 - 2Вт. R4 сейчас стоит импорт на 2Вт, на вид не No Name. С2 - шунт по питанию лампы, у меня МБМ 0,25мкФ 500В (реально и 160В хватит) также возможен полипропилен или вещи типа МКР-Х2 или MPX-Х2. С3 - межкаскадный конденсатор, я набрал 2 мкФ полипропилена из мониторов (MPP, PP)/ Опять же каждый сам решает что ставить. С5 - конденсатор ООС , в оригинале 2шт. Matsushita FC 56*мкФ 35В, может быть низкоимпедансный электролит на 100мкФ 35В или же обычный электролит на 100-220мкФ 35В + шунт. С6-С9 - шунты по питанию микросхем. C10 - плёночный, нектритично что поставить, хоть К73-17 0,1мкФ 250В. Катушка намотана на резисторе R8 проводом 0,5мм в один слой. Лампа V1 заменяется на любую другую с крутизной характеристики не менее 7мА/В. Только надо пересчитывать R4 и питание будет возможно другое, конденсаторы по питанию тогда будут на другие рабочие напряжения.
Привожу свою версию печатки выходного каскада.
🎁vykhodnojj-kaskad-na-lm1875.rar 4.86 Kb ⇣ 133
Обозначения соответствуют схеме, С3, С4, С6, С9 расположены вне платы. С3 припаян к точке 1 и ввод сигнала идёт через него. Шунты С4,С6 и С9 припаяны к выводам соответствующих электролитов. Специальные обозначения на печатке: 0 - ввод силовой земли и выходная земля, 1 - ввод сигнала через конденсатор, 2 - ввод сигнальной земли, 3 - выход, 4 - ввод -25В, 5 - ввод +25В.
Схема БП.
Здесь комментировать особо нечего. Обычные электролиты везде, диоды указаны. Транзистор IRF740, радиатор не нужен, замена возможна только на другой фильтр на другом транзисторе. Резисторы 0,25Вт кроме 22 Ом - он на 2Вт и защищает диоды от бросков тока при включении питания. Неполярный конденсатор в канале 100В может быть на 1мкФ и типов МБМ, МБГО, МБГЧ, МКР-Х2, MPX-X2 или любой полипропиленовый. Рабочее напряжение от 160В.
БП ламповой части был собран навесом, а БП микросхем на элементарной фрезерованной плате.
Звучание усилителя: характерная ламповая прозрачность и музыкальность, бас неотделим от остальных составляющих записи и присутствует как есть, всё довольно естественно. Никакого цыкания нет, пуков тоже не наблюдается.
Инструментальная музыка идёт нормально, попса тоже.
Напоследок фото аппарата.
Вид со снятой крышкой.
Только вот без сигнала и на небольшой мощности радиаторы микросхем разогреваются до 50 градусов, но я их ещё поменяю. Пока что-то типа 200 кв. см. на канал.
P.S.
Главное - идеи согласования сопротивлений, как их развернуть - дело десятое. Один из путей привёл меня к успеху и эту статью я писал, слушая музыку на своём усилителе, процесс создания которого и описал.
P.P.S.
Был вынужден надеть ферритовую трубку на вывод R3 - помехи приводили к возникновению возбуждения на секунду-две. Cейчас такой проблемы нет. Проверил что будет при 2*10000мкФ в БП микросхем - ничего не изменилось.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.