— Добрый вечер. Да, было дело.
— Он говорит, что ты можешь сделать ламповый усилитель для винила. В магазине цены кусаются и если согласишься не дико дорого сделать, то принимай заказ.
— Неожиданно. Я подумаю.
Так я и взялся делать ламповый усилитель для винилового проигрывателя, при этом, не имея никакого опыта работы с винилом.
Содержание статьи / Table Of Contents
После некоторых размышлений сошлись на варианте усилителя по 10 Ватт в канале. Мой любимый вариант двухтактника на 6П14П, выходные трансформаторы для которых я могу легко добыть у себя в Пензе. Мотаю трансформаторы только в крайних случаях, поэтому силовые будут ТА-199 и ТН-56, а выходные трансформаторы — два ТП135-15-ТВ3-10.
↑ Неламповый фонокорректор на К548УН1
Проигрывателем винила, для которого мне нужно было делать усилитель, оказался Pioneer PL333. Поднял документацию и понял, что у него есть только один выход напрямую с электромагнитной головки. Никаких предусилителей и корректоров.Одно большое «НО» – выход электромагнитной головки 5 мВ и чтобы я не делал, этого уровня не хватит, для раскачки предварительного каскад на 6Н2П.
Нужен предусилитель/фонокорректор, но какой и на каких элементах? Снова начались жаркие обсуждения с заказчиком по поводу введения ещё как минимум пары ламп в схему, что повысит стоимость.
В итоге согласовали предусилитель на микросхеме. Да-да, знаю, это звучит странно — микросхема в ламповом усилителе.
Придумывать что-то новое в сфере предварительного усиления сигнала с электромагнитной головки не приходится, ведь есть старая добрая Советская классика – микросхема К548УН1, которая стояла в «Радиотехнике», «Мелодии» и т. д.
Питание микросхемы производится от +12 В при помощи стабилизатора L7812 в стандартной схеме включения.
↑ УМЗЧ
Схема одного канала будущего усилителя выглядит следующим образом.Регулятор по входу, фазоинвертор на 6Н2П и двухтактный оконечник на 6П14П с фиксированным смещением. От использования Словацких ламп ECC83S не так давно отказался, в виду нецелесообразности их использования при нынешней завышенной цене.
↑ Питание
Аноды ламп запитаны от электронного дросселя на полевом транзисторе IRF830. Эту схему я пояснял в своих предыдущих статьях.Накалы ламп 6Н2П и 6П14П запитаны от постоянного тока через регулируемый стабилизатор LD1084V нагрузочной способностью до 5 А.
Опытным путём мною было установлено, что в цепи регулировки необходим резистор (R20) номиналом 1К, для того чтобы добиться выходного напряжения 6,3 В под нагрузкой (6,5В на холостом ходу). На вход диодного моста необходимо подать не менее 7 В переменного тока, для этого я соединил последовательно обмотки 11-12 и 15-16.
↑ Полная схема усилителя
Общая схема имеет следующий вид.Есть особенность, на которую я бы хотел обратить внимание. Это использование сеточных резисторов R33 и R35 (R49 и R51) номиналом 470 K может привести к саморазогреву ламп 6П14П, если они старые. При использовании свежих ламп можно не бояться этого явления, но в случае неуверенности в добротности, стоит уменьшить сеточное сопротивление до 330 K.
↑ Печатная плата
Схема заработала сразу и настройки не потребовала. А вот борьба с вихревыми токами и токами компенсации заслуживает особого внимания.Вот вид печатной платы.
На ней есть два места с подписью «Возможная коммутация минуса». Это точки сведения минусов двух блоков питания – анодного и накального. Соединения этих двух точек воедино в разных случаях даст разный результат: как ослабление, так и усиление фона. Нашёл на корпусе точку соединения с общим сигнальным минусом, в которой фона на выходе меньше всего. После, поочерёдно пробовал соединять отмеченные точки на плате, дабы фона не было вообще.
Места под радиаторы транзистора цепи электронного дросселя и регулируемого стабилизатора на плате мало, поэтому я использовал Г-образный радиатор.
Используемые выходные трансформаторы ТП-135-15-ТВ3-10 приспособлены для печатного монтажа и располагаются непосредственно на плате.
После публикации статьи «Многоканальный 5.1 ламповый усилитель», в которой я использовал трансформаторы ТП-135 как выходные, мне несколько раз писали, что эти трансформаторы очень плохи, но не приводили никаких аргументов.
Всем кто заочно раздаёт диагнозы, хочется посоветовать следующую методику. Используйте цифровой двухканальный осциллограф с опцией «математические операции», подключитесь к первичной и вторичной обмоткам трансформатора, настройте ослабление в первичной цепи пробником, или дополнительным сопротивлением и с помощью функции «математика» вычтите один сигнал из другого. На выходе вы увидите практически идеально прямую линию, как под статической, так и под динамической нагрузкой.
Искажения, заявленные оппонентами, в трансформаторе ТП-135 не обнаружены.
Всем кто заочно раздаёт диагнозы, хочется посоветовать следующую методику. Используйте цифровой двухканальный осциллограф с опцией «математические операции», подключитесь к первичной и вторичной обмоткам трансформатора, настройте ослабление в первичной цепи пробником, или дополнительным сопротивлением и с помощью функции «математика» вычтите один сигнал из другого. На выходе вы увидите практически идеально прямую линию, как под статической, так и под динамической нагрузкой.
Искажения, заявленные оппонентами, в трансформаторе ТП-135 не обнаружены.
↑ Две компоновки корпуса
Дело дошло до корпуса. У заказчика был раздербаненый виниловый проигрыватель «Мелодия-103 стерео», не подлежащий восстановлению, и со сдохшим внутри тараканом. Тут-то меня и посетила мысль использовать его корпус как основу. Начертил макет расположения элементов внутри корпуса.В задней части располагаются два силовых трансформатора ТН-56 и ТА-199, экранированные от выходов и основной платы. Напротив них располагаются все навесные элементы, связанные с сетевым питанием — гнездо питания и предохранителя, выключатель. С левого бока крепятся платы предусилителя и блока питания предусилителя. Вход расположен на передней панели.
Показал заказчику.
- Нет-нет, все коммутации мне нужны сзади и выходы и вход. А в остальном всё норм.
— Но это чревато проблемами в виде наводок.
— Ну, ведь можно что-то с этим сделать?
— Можно экранировать, но это дополнительные проблемы.
Новый и конечный макет расположения элементов имел следующий вид.
Выходы расположены на задней панели над входом.
Приступил к реализации макета корпуса. Забрал у заказчика пустой корпус от «Мелодии-103», разобрал на детали, выкинул лишнее. Отпилил заднюю и переднюю панели под размеры заказчика. Собрал воедино, получился прямоугольник, состоящий лишь из задней, передней панели и боковых стенок. Нижняя крышка оригинальной «Мелодии-103» выполнена из ДСП и вся в технологических отверстиях, мне такое не подходит и она отправляется на помойку. Новую нижнюю крышку решил сделать из ламината, он намного прочнее.
В целях экранирования проклеил дно металлизированным скотчем, предварительно промазав суперклеем для надёжности. Боковые стенки для прочности стянул тремя крепёжными полотнами, на которые установил 4 штифта для крепления основной платы.
Просверлил отверстия под навесные элементы и зачистил всё шкуркой под грунтовку.
Прогрунтовал.
Первая грунтовка показала все не устранённые изъяны поверхности.
Пришлось более тщательно обрабатывать поверхность шкуркой и зашлифовывать шлифовальным полотном.
Прогрунтовал второй раз. Всё получилось хорошо.
На место предполагаемого входа на задней панели запаял лужёный кусок текстолита, на который будет запаян экран.
Экран входного гнезда решил так же сделать из текстолита. Нарезал заготовки, пролудил их с внутренней стороны и спаял всё воедино.
Просверлил отверстие под провод и пролудил заднюю стенку. Провод предполагалось использовать экранированный, а экран наглухо опаять вокруг выходного отверстия.
Покрасил корпус чёрной матовой краской и установил силовые трансформаторы.
Прикрутил крепеж верхней крышки. Их сделал из мебельных уголков, на которые при помощи паяльной кислоты запаяны шайба и гайка диаметром 4 мм. Для наилучшей симметрии над отверстием перед пайкой следует скрепить шайбу и гайку к уголку при помощи болта. Только во время пайки надо быть аккуратнее, чтобы не припаять ещё и болт. После того как уголок остыл, болт выкручивается.
Закрепил предусилитель и блок питания предусилителя на корпусе.
Плату предусилителя закрыл экраном.
Поставил разделительный экран между силовыми трансформаторами и основной платой. На штифты установил плату, закрепил всю недостающую фурнитуру передней и задней панели. Провёл монтаж проводов.
В таком виде повёз заказчику на предварительное прослушивание.
- Всё круто звучит.
— Точно?
— Точно, доделывай верхнюю крышку и привози окончательно.
Верхнюю крышку сделал из металла. Силовые трансформаторы выше основного корпуса, так что додумывал порожек.
Кусок металла был не первой свежести, и пришлось постараться, чтобы снять с него всю ржавчину. После прогрунтовал и покрасил. Отверстия под панельки сверлил изначально сверлом на 16 и рассверливал стоматологическим буром до диаметра 20 мм.
Распечатал свой лейбл на фотобумаге, вырезал и приклеил к верхней крышке на суперклей.
↑ Видеоролик
Перед сдачей заказчику отснял видеотест на своём проигрывателе «Радиотехника-101 Стерео», который достал из старых отцовских запасов.Проигрыватель был не рабочий, но пару дней ремонта и он запел. Необходимость восстановления «Радиотехники-101» была обусловлена в силу обязательного тестирования создаваемого лампового усилителя именно на виниле, а к заказчику каждый раз ездить довольно накладно.
↑ Файлы
Печатная плата и схема.🎁Vinilovyy-usilitel-plata.zip 156.16 Kb ⇣ 115
🎁Usilitel-shema.zip 37.97 Kb ⇣ 97
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.