Уважаемые жители Датагории, поздравляю всех со всеми новогодними праздниками! :bye:
Написать эту статью меня побудило желание поделиться с вами своими изысканиями и опытом работы с замечательным советским триодом 6С45П-Е.
Причиной, также, явилась необходимость сотворить звуковоспроизводящую «двойку». Дочке на 25-летие подарил вертушку для винила, о которой она давно грезила.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Задумка
Для своего проекта я определил следующие тактико-техническими требования:к усилителю:
— мощность 2 – 3 Вт;
— однотактная схема на триодах;
— наличие регулятора громкости и отключаемого темброблока;
к акустике:
— широкополосная;
— чувствительность от 95 дБ;
— приемлемые габариты для стандартной комнаты 15 – 18 кв. м.
↑ Выбор прототипа схемы усилителя
Изучая тему лампостроения, нашёл книгу М.В. Торопкина «Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками», изд. Санкт-Петербург, 2005 г, «Наука и техника». В ней есть масса интересных схем. Одна из них — однотактник на 6С45П — меня зацепила своей простотой.Понравилось, что в ней короткий путь сигнала и отсутствие наворотов. Заказал через Интернет выходные трансы «TW6SE» и силовые трансы-торы — накальный 6В/4А и анодный 220В/0,18А.
Собранная на коленках и соплях авторская схема играла, но даже АС с чутьем 96 дБ звучали слабовато.
Попробовал поиграться со смещением. Сдвоенным переключателем менял батарейное смещение на стандартное автоматическое с катодным резистором.
Долго слушал, пытаясь уловить разницу. Чисто по физике я понимаю, что батарейное смещение должно быть лучше, а на практике трудно поймать нюансы. Честно говоря, разницы своими ушами я не услышал. В общем, решил я эти переключатели в конструкцию заложить, вдруг кто-нибудь из близких действительно услышит и оценит батарейное смещение. К тому же удобно клацнуть тумблером, когда батарейки сели, а в магазин лень бежать.
↑ Повышаем мощность!
Однозначно нужна бо́льшая мощность, а со смещением потом разберусь. Недолго думая, добавил ещё один триод и получился SRPP с трансформаторным выходом.Этот вариант играл уже громче, но всё-таки, для работы с вертушкой, где выход ~500 мВ, не годится.
В поисках ответа набрёл на статью неизвестного автора, где предлагается нулевое смещение лампы. Попробовал. И вроде всё грамотно и доходчиво описано, но как только на миллиамперметре увидел ток 65 мА, который кушают лампы, мне так стало жалко мои «сорокопятки»!
В этой же статье автор предлагает оперативно менять сопротивление верхнего резистора, добиваясь изменения спектрального состава сигнала для прослушивания музыки разного жанра. Попробовал ради интереса, переключал резисторы номиналом от 50 до 430 Ом. Снова что-то с ушами. На слух разницы не обнаружил. Опять же, по физике, в классике SRPP оба резистора должны быть одинакового номинала.
↑ Итоговая схема SRPP
Итак, я остановился на следующей схеме.С темброблоком особо не заморачивался — двухполосный с тонкомпенсированным регулятором громкости на ALPS 50 кОм.
Кенотронное питание заменил на полупроводниковое ради уменьшения габаритов. Схема задержки включения анодного напряжения многократно повторена датагорцами. Я взял ее за основу и слегка адаптировал под себя.
↑ Конструкция усилителя
Купил алюминиевый крашеный корпус 275×175х65 мм фирмы Gainta.Использовал 6-вольтовое реле типа TR99-6VDC-SB-CD, которое не требует дополнительной обмотки трансформатора. Одна группа контактов реле подает питание на анодный транс, другая меняет свечение светодиода-индикатора сети с красного на зеленый.
Конструкция усилителя открытого типа, выходные трансы установлены сверху и накрыты алюминиевым кожухом – тоже корпусом фирмы Gainta 140×100х75 мм.
Силовые трансы установлены на текстолитовую плиту, которая крепится внутри корпуса под выходниками. Конденсаторы МБГО и МБГЧ для экономии места вынуты из корпусов и закреплены на плате с помощью двухстороннего скотча и кабельных стяжек. В этот же бутерброд уложены и слюдяные кондеры ССГ-1.
Так как места внутри корпуса маловато, то электролиты 470.0×450 В пришлось выставить наверх.
Батарейки 1,5 В типа АА решил установить тоже сверху на корпус в батарейных отсеках. Говорят это ненадежный контакт и чреват «повисанием» сетки, но для контроля напряжения и замены батареек так удобнее.
Монтаж, за исключением схемы задержки и темброблока, навесной. Там, где длины выводов деталей не хватало, использовал провод МС.
↑ Наладка усилителя
Наладка усилителя сводится к подбору катодного резистора в пределах 100 Ом, что соответствует смещению −1,5 В. При установке анодного резистора того же номинала проверить величину напряжения на аноде нижней лампы – половина напряжения источника питания, т. е. 150 В. Данный режим соответствует току анода около 30 мА.↑ Прослушивание, анализ, выводы
Слушал усилитель несколько дней. Попутно измерил АЧХ. Полоса частот от 18 Гц (ниже мой генератор не выдает) до 22 кГц (выше тоже не может) при неравномерности 1 дБ.Выходная неискаженная мощность на нагрузке 8 Ом составила 1 Вт. На полутора Ваттах уже наблюдается искажения формы сигнала, хотя на первичке выходного транса синус идеальный.
Выводы: качество звучания достойное; мощности все же мало; придётся отказаться от батарейного смещения в пользу высвобождения места для монтажа предварительного каскада усиления.
↑ Доработка. Входной каскад на 6Н23П
Как я уже писал, основной источник сигнала – вертушка для винила с выходом 500 мВ. Значит 6С45П-Е надо раскачать. Выбирать входную лампу долго не пришлось – это 6Н23П-ЕВ.
У моих экземпляров 6Н23П коэффициент усиления оказался 34, чего, с учетом затухания в темброблоке, достаточно с запасом. Рабочую точку решил выбрать на более линейном участке. Режим 6Н23П-Е: Ua = 65…70 В, Uсм = – 1В, Iа = 8…10 мА.
В итоге конструкция претерпела небольшие изменения.
На месте батарейных отсеков вырезал отверстие под панельку ПЛК-9. Двухсекционные тумблеры заменил на односекционные, которыми, при необходимости, отключаю темброблок и регулятор громкости. Ещё немного увеличил смещение нижней лампы, установив катодный резистор сопротивлением 105 Ом. Анодный ток при этом составил около 25 мА. Выходная мощность на нагрузке 8 Ом при уровне входного сигнала 1 В составила 1,7 Вт.
Очень меня порадовал звук в наушниках – мощный, объемный с хорошим басом.
↑ Акустические системы «ORTHO» на 100ГДШ-33-16
Рассматривал возможность применения динамиков 4А-32, 6ГД-2, 4А-28.Остановил свой выбор на 100ГДШ-33-16 в оформлении ORTO. Конструкцию подсмотрел в статье «Универсальный ламповый звукоусилительный комплект: фонокорректор, PP/SE, ORTO, схемы и чертежи» нашего горожанина Юрия (titpol). Динамики заказал у производителя — ЗАО «НОЭМА», г. Новосибирск.
Пара динамиков с пересылкой в Питер обошлась около 10 т. р. Наверное, динамики неплохие, жаль не было возможности сравнить их с 4А-32. Но мне показалось, что заявленная чувствительность 97 дБ слегка завышена. Я её не мерил, просто сравнивал с 2А-12У4, чисто на слух.
Ну и верхи, на мой взгляд, не дотягивают до 17 кГц. Это я обнаружил при сравнении с 10ГДВ-4-16, частоту среза которого настроил на 17 кГц. Небо и земля!
В целом, оба динамика хорошо дополняют друг друга. У 100ГДШ масштабность, хорошая середина и напор. Бас, я надеюсь, тоже не подкачает после соответствующего акустическом оформлении. Я опять убеждаюсь в том, что «большой звук» присущ большим динамикам.
На конструкции АС не останавливаюсь, читайте оригинальную статью. Лишь несколько штрихов. Внутреннюю поверхность ящиков оклеил звукоизоляцией «STP» толщиной 5 мм на липкой основе, приобретенной в магазине автозапчастей.
Внутренний объем ящиков заполнил ватными мешками (на фабрике «Матраскин» купил 5 кг матрасной ваты).
Внутренний монтаж выполнил проводом ПЩ-8.
Декоративная панель вокруг ВЧ головки сделана из крышки, что осталась от корпуса Gainta 140×100х75 мм. На эту же панель установил переключатель П2Г3 6П2Н, позволяющий выбирать по желанию частоту среза ВЧ динамика 10 кГц, 14 кГц, 17 кГц или вовсе отключать его.
Для защиты динамиков от шаловливых ножек, на всякий случай, на каркас из рейки натянул акустическую ткань.
↑ Акустические провода из ПЩ-16
Я не доверяю заморским дорогущим кабелям с кавалькадой «девяток» после запятой. Поэтому поддерживаю отечественного производителя. Провод ПЩ-16 – отожженная медная коса, правда, не очень дешевая (до 2000р за 1 кг).С сечением я погорячился, можно было обойтись и ПЩ-10, его проще купить, да и метраж на килограмм был бы почти в 2 раза больше (10,7 м провода в 1 кг).
Провод одет в силиконовую трубку 8×10 мм. На концы проводов припаяны медные U-клеммы.
↑ Резюме
Лампа 6С45П очень мне понравилась! От ноэмовских динамиков 100ГДШ, честно говоря, я ожидал бо́льшего. Но, в целом, усилитель в паре с АС звучат хорошо. Главное, что дочка осталась довольна!Есть задумка попытать 6С45П в качестве драйвера для РР на 6С33С-В с межкаскадным трансформатором.
Но это будет другая история.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.