Здравствуйте, друзья!
Хочу поделиться с вами результатами работы над очередным проектом. На этот раз речь пойдет о RIAA фонокорректоре. До сего дня, на протяжении почти пяти лет жил как сапожник без сапог — слушал хорошие пластинки на хорошем вертаке и на не очень хорошем, встроенном в «Радиотехнику», корректоре на микросхеме К548УН1. Наконец, удалось это исправить: перешёл на лампу 6Н2П-ЕВ.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Поиски схемы лампового фонокорректора
Пару лет назад, выбирая подходящую схему, на макете отработал несколько вариантов — на 6Н23П, 6Н1П, 6С4П, 6С45П, но воплотить идею в железе как-то недосуг было. Прошаривая просторы интернета, наткнулся на статью «Весьма своеобразный корректор». В своей статье Виктор (victorvvo) описывает корректор некого подмосковского мастера А. Червякова. Аппарат ему принесли для изучения на предмет доработок, т. к. хозяина очень не устраивало звучание.Надо отметить, что Виктором были вскрыты просчеты в схемотехнике и даны вполне обоснованные рекомендации по доработке. Вот эту доработанную версию корректора с сосредоточенной коррекцией я и решил воспроизвести, но уже адаптировав под советские радиолампы.
К сожалению, современные «российские» образцы радиоламп не радуют, а зарубежные не во столько раз лучше и качественнее, на мой взгляд, во сколько раз они дороже.
Ещё больше удручает картина сноса корпусов «Светланы», стоящих вдоль Светлановского проспекта в Питере, увиденная мной месяц назад.
Ещё больше удручает картина сноса корпусов «Светланы», стоящих вдоль Светлановского проспекта в Питере, увиденная мной месяц назад.
Вместо 12AX7 я использовал советские аналоги — 6Н2П-ЕВ Калужского завода (на баллоне нарисована ракета), а вместо 12AU7 — 6Н5П. Триоды 6Н2П-ЕВ вписались сразу по режимам работы без пересчета номиналов резисторов. 6Н5П весьма приближенный аналог 12AU7, поэтому режимы для нее немного другие.
↑ Схема текущего проекта
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
На рисунке приведена схема моего варианта. Пусть заковыристые номиналы резисторов вас не смущают, просто я использовал советские углеродистые резисторы типа БЛП, ВС и УЛИ, номиналы последних имеют отличные значения от стандартного ряда, но зато с точностью до 1% легко подбираются, особенно в корректирующих цепочках. Платить по 200р. за 1 штуку фирменных Allen Bradley или Kiwame уж очень не хочется!
↑ Конструкция и детали
Непосредственно корректор собран на печатной плате.Ссылки на железо из проекта см. внизу статьи.
Электролиты Vishay, использованные в фильтрах питания, меня немного разочаровали.
У всех пяти экземпляров емкость меньше номинальной на 20%, ESR достигает 0,5 Ом, добротность 0,6% — 0,8%. Зачастую обмер самых дешевых «no-name» образцов давал лучшие результаты!
Конденсаторы в цепях коррекции — составные, подобранные по реально измеренным замечательным китайским девайсом значениям емкости.
Выходная разделительная емкость — составная: 4 мкФ (МБГЧ) + 0,33 мкФ (К40У-9) + 0,01 мкФ (ФТ-1).
Для питания я применил два транса — анодный (220 В/65 мА) и накальный (9 В/2,5 А) фирмы «Торэл». В качестве стабилизатора накала я использовал КРЕН5Б.
Элементы фильтров анодного питания и накала, а также схемы задержки подачи анодного напряжения, смонтированы на печатных платах.
Диоды 2Д213А и КРЕН5Б через слюдяные прокладки и термопасту установлены прямо на шасси для обеспечения лучшего теплоотвода.
Корпус GAINTA B019BK 275×175×65мм, металл, черный из «Чипа-Дипа».
На нижнем основании крепятся все сборочные элементы кроме гнезда сетевого кабеля, держателя предохранителя, кнопки СЕТЬ и светодиода. Эти элементы установлены на верхней крышке.
Над баллонами ламп в крышке высверлены отверстия и установлены защитные фланцы.
Входные и выходные RCA гнезда закреплены на основании на задней стороне конструкции.
↑ Наладка
Наладка сводится к подбору катодных резисторов для обеспечения номинальных анодных токов. В основном это касается выходной лампы, ток анода которой составляет 8 мА.Кстати, можно использовать и другую буферную лампу, например 6Н6П или 6С45П, но они больше кушают по аноду.
Что касается высокой перегрузочной способности по входу корректора, автор статьи был совершенно прав, что подтверждается фото:
На осциллограмме видно, что при входном уровне 150 мВ имеется неискаженный синус правильной формы.
↑ Звучание
Не привык я описывать звучание всякими эпитетами, скажу лишь, что по сравнению с К548УН1 звук стал более динамичный, особенно это ощущается при прослушивании инструментальной и классической музыки. Однозначно расширился частотный диапазон снизу.↑ Выводы
Я бы мог бесконечно нахваливать свой корректор, если бы сравнил ее с десятком других вариантов. Но, в моей практике это первых самодельный экземпляр, поэтому могу лишь сказать, что по сравнению с тем, что я имел, это гораздо лучше!Не бойтесь экспериментировать и творить новое! 👍
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.