Приветствую всех! Наконец, смазал лыжи и добрался по первому снежку до Датагора! Надеюсь, теперь буду появляться чаще.
Предусилитель-корректор (или фонокорректор) – неотъемлемая часть аудиотракта любителей аналогового звука. Схем в Сети имеется великое множество, много новых. Разработчики стремятся улучшить параметры, повысить субъективное качество звука, сделать конструкцию проще.
Однако есть и много хороших, но забытых схем. Приглашаю читателей Датагора вернуться к одной из них — к схеме С. Лукьянова из далёкого 1985 года.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Как всё начиналось?
В своё время от «Веги-110» я избавился, да приобрёл аппарат посерьёзнее – «Электронику-012». А в этом аппарате посерьёзнее вся звуковая начинка. Однако, прослушивание музыки с участием штатного узла в тракте подключало внутри моей головы и шумоподавитель, и рокот-фильтр, и прочие «а как бы оно звучало, если бы...» .И чего бы собрать свой корректор? Лампы? Мне казалось, не лучший вариант. ОУ? Слишком просто, а как же творческая составляющая нашего хобби?
Вот на транзисторах одна схема меня заинтересовала. Хотя нет, меня заинтересовали сразу две.
↑ Схема корректора
Впервые подобную схему я увидел в «Справочнике радиолюбителя» (Р.М. Терещук, К.М. Терещук, С.А. Седов) много лет назад, ещё владея «Вегой-110», и облизывался на неё. Почему? Хорошие параметры, рокот-фильтр, отсутствие ОУ (мой бзик, не более), работает при снижении питания до 18 В, а значит корректор без проблем может быть встроен в имеющийся усилитель. И состоит больше чем из трёх деталей и процесс сборки-наладки будет интереснее.Вторая схема – это корректор от усилителя Kenwood KA-9100, которую в своё время адаптировал под советскую элементную базу Николай Сухов. Но, она требует 34 В питания, а у меня всего 24 В, и то, до стабилизации.
Значит, решено, делаю первую схему.
Эта схема из статьи «О перегрузочной способности корректирующего усилителя», опубликованной Сергеем Лукьяновым, г. Львов, в журнале «Радио» № 10 за 1985 г.
↑ Технические характеристики корректора
Коэффициент усиления на частоте 1000Гц, дБ – 40.Отклонение АЧХ в диапазоне 50-20000Гц, дБ, не более - ±0,3.
Коэффициент гармоник в диапазоне частот 40-16000Гц
при номинальном выходном напряжении 0,5В, %, не более – 0,01.
Коэффициент гармоник при выходном напряжении 10В, %, на частоте, Гц:
40 – 0,022;
1000 – 0,015;
12500 – 0,018.
Отношение сигнал/шум (взвешенное по кривой МЭК-А)
относительно номинального входного сигнала (5мВ, 1000Гц), дБ – 80.
Входное сопротивление, кОм – 47±2.
Собственно, зачем нам высокая перегрузочная способность? В первоисточнике (журнал «Радио», № 10 за1985г.) сказано, что
…В последние годы появились грампластинки с очень широким динамическим диапазоном, у которых максимальная колебательная скорость записи может достигать 50 см/с… поэтому максимальное теоретически возможное напряжение на входе усилителя-корректора при колебательной скорости 50 см/с может достичь на частоте 1000 Гц – 100 мВ, а на 12,5 кГц – 0,6 В. При стандартной чувствительности усилителя на входе на частоте 1000 Гц, равной 2 мВ, это соответствует перегрузке 34 дБ.
Нередко зарубежные пластинки имели более высокий уровень записи, нежели «Мелодия», особенно макси-синглы (12”, 45 об/мин) – на последних штатный корректор моего «старика» заходил в перегруз.
↑ Сборка, ПП
На описании схемы я не буду останавливаться — читайте в «Радио», а вот подробнее о реализации расскажу.Я не стал разводить питание на плате, просто соединил проводами с уже имеющимися стабилизаторами на штатной плате селектора входов. Саму же плату закрепил на импровизированных стойках над толкателями селектора. Вместо КТ3102/3107 были применены современные транзисторы. Всё-таки прошло 30 лет (на момент сборки), всё развивается и элементная база – не исключение.
↑ Детали
Всё резисторы металлоплёночные, мощностью 0,25 Вт. Требуемое сопротивление резисторов R4, R7, R12 можно получить или в ходе подбора деталей, или составляя несколько резюков.
Конденсаторы выбирать желательно качественные. Электролит на входе я заменил плёнкой на 1 мкф. Вместо указанных транзисторов можно применить BC556C, BC557C (VT1); BC550C, 2N5088 (VT2, VT4); 2N3906, 2N4403, BC214 (VT3), однако расположение выводов у транзисторов BC и 2N отличается от 2SC.
Важно уделить внимание правильной разводке «земли» и экранированию. Правильно собранная схема в наладке не нуждается. Вот с подбором C1, по идее, нужно поиграть с каждой конкретной моделью звукоснимателя.
↑ Впечатления от звучания
Звучит достойно. Если сравнивать с корректором «Веги ЭП-110», то нету «мыла» в звуке, скованности. Шумов крайне мало. Думаю, реальное соотношение сигнал/шум лучше заявленного в характеристиках в виду применения более малошумящих транзисторов. Главный шум теперь это рокот вертушки (ею ещё предстоит заняться) и шум самого винила.Я доволен, спокоен и паять новый корректор пока не намерен.
↑ Файлы
🎁fajly.zip 1.36 Mb ⇣ 112В архиве: печатная плата в Sprint Layout (отличается от моей, свою я делал 4 года назад и разводил вообще на бумаге); картинка с обозначением деталей на плате;
🎁bom-phono.pdf 415.65 Kb ⇣ 75
Это список деталей в виде таблицы в pdf.
🎁fonokorrektor-lukjanova-radio-1985-10.pdf 4.89 Mb ⇣ 116
Вырезка из Радио с оригинальной статьёй из 1985 года.
Всем хорошего звука и интересных проектов!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.