Начало » Усилители » Усилители на лампах » Фонокорректор E834 для винила на базе китайского кита

 
 

Фонокорректор E834 для винила на базе китайского кита

01.03.21   mikesp   1 667   3  

Затеял дома теплый ламповый звук. Надо полагать, будем слушать старые добрые винилы, коих дома имеется штук 200 или больше: альбомы с операми Верди и Чайковского, Саймон и Гарфункель из 60-х и т. д.

Заказываем кит

Чтобы не искать дефицитную у нас комплектуху типа ламповых панелек и т.п., заказал в Сети недорогой кит:

Заказ прибыл через 2 недели, но ламп в комплекте не было, как и схемы. Схему срисовал с платы (не впервые).

Схема восстановлена по плате


Схема основана на базе знаменитого EAR834 для звукоснимателя с ММ головкой.
Оказалось, «двойное моно» — два канала, не связанных меж собой ни питанием, ни «землей» — просто Hi-End какой-то, требует двух независимых источников питания анодов. Полный «граунд-лифт»: общие шины соединяются с «землей» через небольшие конденсаторы (С12 на схеме). Можно запитать и от одного — все будет работать, но почему бы не постараться? Теплый ламповый звук.

Используемые лампы

Лампы заказал следом — хорошо известные ЕСС83 из Китая. Полный аналог 12AX7 (они указаны на схеме).
Однако если имеются в наличии старые добрые 6Н2П, лишь нужно запитать накал напряжением 6.3v, и контакт № 9 каждой лампы соединить с клеммой «земля».


Корпус

Начал примеряться. Плата точно поместилась в корпус перегоревшего БП от компьютера — черный и блестящий, с «германским» сетевым гнездом и выключателем.

Места под трансформатор слишком мало, да и где сейчас такой отыскать?

Питание лампового фонокорректора

Только мотать самому. Для импульсного БП намотка гораздо проще. Значит, импульсник (хотя такой назвал бы высокочастотно-преобразовательным). Не так давно для других целей создавал ИБП из померкшей экономной лампы, где необходимо было втиснуть в щель дросселя пару десятков витков провода для запитки от ±5V ревербератора из старого DVD (для одной халтуры).


Но тут понадобился запас мощности: 6 Ватт для накала и по Ватту на аноды.
Накальная обмотка должна иметь запас напряжения, чтобы затем его стабилизировать в 12v (т.е. 14-16v). Две анодные — где-то по 270-300v. Под рукой оказался «силовик» от компьютерного БП. Я аккуратно разобрал сердечник, снял вторичные обмотки и половину первичной, т. к. она поверх всех. Провод был в порядке.

Как и в описаниях в различных публикациях в сети, «первичка» содержала две половины по 20 витков, значит рассчитал и с некоторым запасом намотал накальную обмотку и две анодные.
Много витков не помещалось, значит будут ещё схемы анодных выпрямителей с удвоением напряжения.
Накальная обмотка наматывалась сдвоенным толстым проводом.

К сожалению, я не запомнил количество витков и не сохранил записи, т. к. занимался всем этим в редкие выходные, и, как оказалось, несколько переборщил. Когда на макетке собрал выпрямители, получилось на накал 24v, чего слишком, и примерно по 430-450v анодные.



Заказал DC-DC преобразователь на LM2596 тоже Китае:


Пока пару недель модуль доставлялся, «кругляш» — плата начинки экономичной лампы — я нагрузил на «первичку» намотанного трансформатора. «Вторички» нагрузил резисторами 100кΩ (пару ватт каждый), а «накалку» — на гирлянду из четырех лампочек 6.3в и 100ма.
Всё засветилось и замерялось, но транзисторы на «кругляше» сильно нагревались. Спустя 15-20 минут работы они отправились в мир иной. Порылся в запасах и нашел два больших, в изолированных корпусах транзистора S2000 (когда-то запасся для ремонта строчных разверток кинескопных телевизоров). На «кругляш» их уже не поставить.

Всю схему переместил на макетку с расстановкой под новые транзисторы. Заодно распаял дроссель и кондюки сетевого фильтра от компьютерного БП. На другой макетке стали трансформатор и выпрямители.

Т.к. напряжения намного выше, чем нужно, добавил два электронных дросселя на транзисторах MJE13003, выпаянных из еще одного «кругляша». Снова «повесил» временную нагрузку и включил через страховочную лампочку (через которую производились все макетные включения в сеть).
Анодные напряжения отличались друг от друга на 20v и их значения показались маловатыми: 210v одно и 230v другое.
На схеме звездочками обозначены R8 и R10, но в моем случае доступней для замены и подбора оказались R7 и R9. Одно я уменьшил до 560к, а вместо другого поставил подстроечник 470к последовательно с 200к. После того, как выровнял меж собой напряжения, они установились по 280v.

Транзисторы в первичной части схемы нагревались, но уже не столь катастрофично. В любом случае их ожидала установка на корпус устройства для охлаждения. Транзисторы в электронных дросселях практически не грелись. Все это безобразие установил на верхнюю часть корпуса.


Плата с трансформатором и выпрямителями не помещалась внутри, для нее был создан специальный кожух на «крыше» устройства, подальше от сигнальных цепей.
Первичная часть схемы также отгорожена жестяным экраном, который соединен с винтом клеммы «земля». Все было заземлено на этот же винт около гнезд входа и выхода. Заодно требует заземления и «минус» напряжения накала и отверстия под винты, обозначенные значком «земля», если они не получают контакт на корпус через винтовые стойки (как в моем случае).

Кроме всего, необходимо перерезать земляной провод, ведущий на корпус со средней точки сетевого гнезда. «Землю» получаем от корпуса самого усилителя мощности дополнительным проводом, соединяющим земляные гнезда фоно-корректора и оконечного усилителя.

Дроссели Dr3, Dr4 и Dr5 на выходах БП имеют по несколько витков сдвоенного провода на ферритовом кольце К12*5*8.




Весь БП смонтирован на крышке корпуса, транзисторы VT1 и VT2 стали на боковую стенку корпуса. Все было подключено к гнездам питания на плате, в панели вставлены лампы, и замерил я напряжения на этих гнездах. На накальном я отрегулировал заранее на плате стабилизатора 12.5v — без ламп и с резистором 33 ом на клеммах накала, но на обоих анодных «клеммниках» напряжение оказалось порядка 320v.

Надо полагать, страховочная лампа брала на себя десяток-другой Вольт. Померял на анодах первых двух каскадов: 100v. То, что надо. На резисторе в катоде третьего каскада примерно столько же. Так и оставил.

Схема соединений блоков



Пути улучшения

Уже позже подумал, что в случае повторения самой схемы этого фонокорректора «вручную», не из конструктора, стоило бы «удвоить» выход, т. е. включить параллельно по два триода в третьем каскаде, уменьшив вдвое сопротивление R13, и в каждый анод включить по 100 омному резистору (R12).
Тут кстати и 24v, если накальные нити включить параллельно две группы по «два последовательно» (или же все четыре последовательно, если применены 6Н2П).
Все это позволило бы вдвое снизить выходное сопротивление, что упростило бы согласование с транзисторным входом (при необходимости).

Вдобавок, если снова повторю подобный БП, воспользуюсь мощными полевиками и драйверной микросхемой типа IR2153, чтобы снизить температуру за счет меньших потерь, чем на недокрытом переходе КЭ биполярного транзистора.

Итоги

Подать сигнал смог лишь, когда привел в порядок «вертушку» (благо, карантин и достаточно свободного времени). Ожидаемых артефактов импульсного питания не обнаружил. В колонках тишина.

Поставил пластинку: легкий шорох, но всё звучит естественно, что даже показалось странным (привычка к МР3 звучанию). Пару часов слушал пластинки: французские «сорокопятки» с Ивом Монтаном — его военные песни, «Вишневый сад» — чеховский спектакль, запись и сам диск 1963-го года, джазовые стандарты Эллы Фицджеральд. Пластинки нужно мыть, прежде чем слушать, много лет пылились.
Эпопею с «вертушкой» Technics SL-23A опишу отдельно.

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.



 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрил 31 читатель.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Идея светильника из убитых флюоресцентных ламп... Дизайнеры из компании Castor Canadensis, Торонто, предложили интересный способ утилизации не...
Схема на Датагоре. Новая статья Предварительный усилитель-корректор для винила со стандартной характеристикой RIAA... Надеюсь, кого-то из сограждан может заинтересовать такой архаичный инструмент, как предварительный...
Схема на Датагоре. Новая статья Портативный усилитель для головных телефонов RED-31 c 3V питанием... Перевод и адаптация: Игорь "Датагор" Котов, 2010г. Источник: redcircuits.com Высококачественный...
Схема на Датагоре. Новая статья Ламповый предусилитель RIAA-фонокорректор. Первый опыт... Я делал подобное устройство в первый раз и в процессе изготовления у меня возникали вопросы, ответы...
Схема на Датагоре. Новая статья Новая вертушка от DENON рипует винил на USB флэшку!... Серебристая флэшка, что на фотке, правда, в комплект не входит. Вертушка Denon DP-200USB за $250...
Схема на Датагоре. Новая статья Visaton Hi-Fi Loudspeaker Kits... HiFi Loudspeaker Kits - бесценная, на мой взгляд, брошюра немецкой фирмы Visaton. Содержит в себе...
Схема на Датагоре. Новая статья Входной буфер и регулятор уровня громкости для УМЗЧ. Часть 3. Двухполярное питание... Здравствуйте, уважаемые читатели! Этим небольшим, но полезным дополнением я продолжаю тему,...
Схема на Датагоре. Новая статья Методика монтажа ламповой конструкции для удобного налаживания... В статье описана конструкция модуля для небольших ламповых конструкций, имитирующего печатный...
Схема на Датагоре. Новая статья NP-100v12: гибридный усилитель для наушников с аккумуляторным питанием. 12AU7(ECC82)+IRF510... Впервые по-русски! Перевод статьи "NP-100v12: 12AU7 (ECC82) / IRF510 Headphone Amp by Rogers...
Схема на Датагоре. Новая статья STK4141... SANYO AF Power Amplifier (Split Power Supply) 25W+25W min, THD=0.08% Чипы STK4102II...
Схема на Датагоре. Новая статья Tillman's FET Guitar Preamp: активная электроника в гитаре Yamaha Pacifica... В этой статье хочу рассказать о своём опыте оснащения электрогитары преампом Дональда Тиллмана (J....
Схема на Датагоре. Новая статья Триодный симметричный усилитель без ООС: 6Н2П, 6Н6П, слим-корпус... Привет, датагорцы! Как ни странно, но на создание новой ламповой конструкции меня обычно...
 

Общаемся по статье 💬

Фонокорректор E834 для винила на базе китайского кита

Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы

 

<
Читатель Датагора

Yamazaki

Комментарий # 1 от 02-03-21, 1:47.
  • С нами с 2.07.2009
  • 204 комментария
  • 13 публикаций
 

а что это за детали?

<
Читатель Датагора

Datagor

Комментарий # 2 от 02-03-21, 6:00.
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 398 комментариев
  • 280 публикаций
 
Серег, это обмотки Tr1.

<
Читатель Датагора

MVV

Комментарий # 3 от 12-03-21, 23:12.
  • С нами с 21.09.2011
  • 225 комментариев
  • 52 публикации
 
Михаил, спасибо за статью, есть чему поучиться в реализации питания фонокорректора.

Немного добавлю об исходном корректоре, с которого появилась копия.

Речь идет о клоне фонокорректора модели EAR834P английской фирмы Esoteric Audio Research, снискавшего славу музыкального, способного воспроизводить тончайшие динамические и тональные оттенки фонограмм с грампластинок.

Я повторил в 2003 году одну из модификаций фонокорректора EAR834P на советских лампах 6Н2П и остался доволен результатом.

Описание корректора выполнено Вениамином Зуевым в обзоре корректоров для головок звукоснимателя Acoustic Signature Tango (MM/MC), EAR834P Deluxe (MM/MC), Chord Symphonic (MC) и Audio Note RIAA-Zero (MM) в журнале «АудиоМагазин», 2003 г., №2.

Схема одного канала показана на рис. 1 с моими пометками.

Рис. 1. Схема фонокорректора EAR 834P Deluxe

Питание обоих каналов корректора нестабилизированное, на выпрямителе, выполненном на диодах VD1, VD2 и конденсаторах С11, С12 по схеме удвоения напряжения. Далее анодное напряжение фильтруется двумя последовательно включенными цепочками R15, C10 и R14, C9.

Накалы ламп включены последовательно и питаются выпрямленным напряжением, тоже от нестабилизированного блока питания, состоящего из диодного моста VD3, конденсаторов С13, С14 и резистора R16.

Собственно фонокорректор трехкаскадный на трех лампах VL1…VL3.

Первый каскад имеет высокоомную нагрузку 330 кОм (R3) в цепи анода VL1, охвачен ООС по току посредством резистора R2 в катоде лампы.

Следующие два каскада имеют непосредственную связь по постоянному току. Второй каскад выполнен по схеме с общим катодом, а третий – с общим анодом (катодный повторитель).

Кроме того, оба каскада охвачены параллельной ООС по напряжению, собственно и осуществляющей RIAA – коррекцию (R12, C2, C3, C4).

В цепи анода VL3 включен антизвонный резистор R11, повышающий устойчивость фонокорректора.

Фонокорректор имеет чувствительность в режиме ММ 2,2 мВ при напряжении на выходе 1 В на частоте 1 кГц. Невзвешенный уровень шума – 80 дБ.

Я собирал корректор на дюралюминиевом шасси методом навесного монтажа.

КИТ с Алиэкспресс выполнен на печатной плате и отличается от прототипа (рис. 1) независимым анодным питание каждого канала, которое к тому же стабилизировано.

К слову сказать, я отыскал на Алиэкспресс КИТ стабилизированного блока питания и силовой трансформатор к описываемому в статье корректору.

Блок питания, предложенный Михаилом интереснее, поскольку открывает свободу для творчества.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.