» » Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor

 
 
 
4

Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor

Разместил IVS 24 июля 2014. Просмотров: 7 380


Статья посвящена моему исследованию влияния различных полупроводниковых элементов в ограничении сигнала гитарных педалей эффектов перегруза.
Надоели красные светодиоды и 1n4148? Читай новую датагорскую статью!
Решил я спаять какой-нибудь простенький перегруз. Выбор пал на «утяжелённый» мод Marshall Guv’nor. В оригинальной схеме для ограничения сигнала использованы красные светодиоды и диоды 1N4148, типичный выбор. Я задался вопросом:, а почему именно они? Что, на них свет клином сошёлся? Ведь это схема гитарного исказителя, стоит поэкспериментировать!

С чем будем работать?

На глаза мне попалась коробка рассыпухи, из которой я кое-что выбрал для опытов.
1) Красные светодиоды 5 мм марки АЛ


2) Зелёные светодиоды 3 мм из сломанного коммутатора


3) Синие светодиоды из елочной гирлянды


4) Синие овальные светодиоды из куска «гибкого светодиодного неона». Знаю, что формулировка полнейший бред, но под таким названием это продаётся.


5) Диоды Д237Б


6) SMD-светодиоды от светодиодной ленты


7) Германиевые транзисторы МП26Б
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


8) Кремниевые транзисторы КТ3102


И процесс пошёл!

Педаль я собирал на работе во время обедов. Так как утюг я не нашел, плату переносил вручную методом «РМТ» (ручно-маркерный метод): вырезал кусок текстолита и перенес спиртовым маркером дорожки с распечатанного рисунка.

В случае изготовления несложной схемы я поступаю так: распечатываю по размерам рисунок платы со стороны дорожек и не зеркально, закрепляю скотчем на текстолите с обратной стороны. Беру молоток и саморез подлиннее с острым кончиком и керню места для сверловки. Когда все отверстия размечены, убираю распечатку с тестолита и кладу рядом.
Беру любой спиртовой маркер (тонкий удобнее) и, ориентируясь по накерненным отверстиям и сверяясь с распечаткой, рисую дорожки. Маркером рисую медленно, плавно, чтобы след оставался плотный и непрозрачный. Можно пройтись по второму разу при необходимости. Второй слой – нажим минимальный, иначе первый размажется.
Рисунок платы перенесён, а дальше как обычно: травление, сверловка, лужение и т.д.

Теперь пара слов о препарируемой «примочке». Как уже указывал выше, я собрал мод педали Marshall Guv’nor. Педаль оформил в корпусе сгоревшего оптического конвертера.

Корпус довольно маленький 85×120х27 мм.

Проблема с китайскими потенциометрами

Вначале спаял схему с тремя регуляторами тона, как в статье, но темброблок толком не заработал – сразу за ним сигнал затухал почти полностью. Заменил темброблок на такой же как в педали Big Muff. Но и эта попытка дала плохой результат.
На поиск неисправности ушла половина дня. В итоге я получил очень важный опыт. Внимание! Если вы пользуетесь китайскими переменными резисторами типа таких, то всегда перед их монтажом пропаяйте места, указанные на фото ниже:

Не знаю почему, но в месте перехода от контактного вывода для пайки (тонкого) к непосредственно выводу из потенциометра (толстого с клёпкой) сигнал терялся. Это явление я обнаружил на двух переменниках.

Итак, темброблок из Big Muff после пропайки контактов заработал как надо. Этот регулятор позволяет не только «валить» высокие частоты, он либо «поднимает» низы и «валит» верха или наоборот, что мне очень понравилось.

Вид на сборку

Для пайки обвязки платы раньше я использовал провода от компьютерных патч-кордов (с мягкими плетёными жилами), они довольно мягкие и гибкие. Но в этой примочке я попробовал использовать жилы от шлейфа IDE жёсткого диска. Это супер! Очень мягкие. Жилы сразу сгруппированы, можно отделять сколько нужно и получится аккуратный монтаж. Единственный минус: жилы похоже из омеднённой стали, а не медные. В общем, рекомендую!

Педаль на текущей стадии выглядит так:


Кнопка байпаса пока просто торчит наружу из корпуса (установил ПКН до покупки более надежной), индикаторный светодиод также просто торчит из корпуса. Для проведения испытаний с различными элементами в обратной связи, из корпуса вывел два провода – общий минус и сигнальный, перед темброблоком.

Процесс исследований проходил так:


Двое моих друзей записали для меня несколько не обработанных примеров игры на электрогитаре, за что им огромное спасибо! Эти семплы я воспроизводил с помощью мобильного телефона и подавал на вход «примочки». Далее сигнал шёл в линейный вход ПК. Все семплы после «перегруза» были обработаны графическим эквалайзером, АЧХ которого я постарался выстроить схожей с АЧХ «гитарного» динамика Celestion Vintage 30 для натуральности звучания.


Такие сложности связаны с тем, что у меня сейчас нет электрогитары и для исследования довольно важно, чтобы входной сигнал был неизменен, чтобы чётко услышать различия различных элементов в ограничении.

Итак, приступаем к непосредственному прослушиванию результатов. Рекомендую слушать в хороших наушниках. Все примеры сведены в режиме «дабл-трек» с разбросом по панораме 60 градусов влево и вправо для каждого канала. Все семплы были нормализованы по уровню.

И наконец сэмплы!

Для первой части экспериментов использовался трек «Heavy» моего друга Vorkol.

1) Перегруз ОУ (без полупроводников)
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540171_1-miks.mp3]
 — довольно интересное звучание. «Чистое», если этот термин применим к перегрузу);

2) Перегруз с красными светодиодами АЛ
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540097_2-miks.mp3]
 — классический выбор для получения овердрайва;

3) Перегруз с зелёными светодиодами из коммутатора
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540139_3-miks.mp3]

4) Перегруз с синими светодиодами из гирлянды
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540120_4-miks.mp3]

5) Перегруз с синими светодиодами из «неона»
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540124_5-miks.mp3]
 — довольно интересное звучание, резкое, звучное;

6) Перегруз с белыми SMD светодиоды из ленты
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540116_6-miks.mp3]

7) Перегруз с диодами Д237Б
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540144_7-miks.mp3]
 — неплохой фузящий звук получился (но сигнал очень сильно ослабевает на выходе);

8) Перегруз с германиевым транзистором МП26Б
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540123_8-miks.mp3]

9) Перегруз с кремниевым транзистором КТ3102
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540112_9-miks.mp3]

А теперь трек от Anselm. Кто отгадает, в каком порядке подключались какие элементы?
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540149_tyuner.mp3]

Еще один семпл «Fateful» от Vorkol.
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540167_feytful-miks.mp3]
Какой полупроводник?

И еще один семпл «Кипелов» от Vorkol
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540107_kip-miks.mp3]

А здесь я балуюсь с записью Anselm’а 
[audio=300x27,//datagor.ru/uploads/files/2014-07/1404540120_tyuner-v-konce.mp3]

Заключение

По-моему, гитарное звучание это набор случайностей, возможно даже схемотехнических ошибок, езда против «правил». Главное – это поиск «своего» звучания. Не бойтесь экспериментировать!

При использовании результатов моего исследования важно учитывать то, что разные полупроводники снижают уровень сигнала (громкость) по-разному. Особенно сильно снижают сигнал Д237 б и транзисторы.

С уважением, Игумнов Владимир

P.S. Выражаю огромную благодарность своим друзьям по форму Гитаризм.ру Anselm и Vorkol за предоставленные для опытов семплы. Кстати, семпл от Anselm и семплы «Fateful» и «Heavy» являются авторскими! Спасибо, друзья!
Владимир (IVS)
РФ, г. Улан-Удэ
Профиль IVS
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 40

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Световое оборудование для велосипеда: LED фара и задний фонарь... Прохладный осенний вечер. Солнце уже рано садится, и сумерки наступают быстрее. На работе очередной...
Схема на Датагоре. Новая статья Библиотеки Diptrace +3D. Светодиоды LED 3-5mm... Предлагаю согражданам датагорцам мою новую библиотеку компонентов DipTrace, включая корпуса и...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам LED-бордюр для корпуса гитарной примочки... По материалам Yorick L. (Antwerp/Belgium, diystompboxes.com). Перевод, адаптация, компиляция,...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам BOSS MT-2 с светодиодной индикацией True Bypass... Светодиоды - это всегда красиво, особенно если речь идет о гитарных педальках. Но что делать, если...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам подарок любимой женщине к 8 марта: организуй LED-освещение на кухне и в ванной... Собственно, почему только на праздник? Наши женщины заслуживают внимания ежечасно, ежеминутно! Но...
Схема на Датагоре. Новая статья Сделай сам LED-светильник из галогенки! Новая жизнь точечных светильников... В этой статье описывается вариант использования сгоревших точечных светильников с заменой...
Схема на Датагоре. Новая статья SMD светодиод: где анод, где катод? Проверка светодиодов... Обычно SMT-светодиоды имеют маркировку со стороны катода, например, точку или тонкую зеленую линию....
Схема на Датагоре. Новая статья Светодиодная микрогирлянда для маленькой ёлочки за 30 минут... Может я и не первый изобретатель, но такая вот схема вышла. На счетверённом триггере Шмидта собрано...
Схема на Датагоре. Новая статья Проект DMX512. Микроконтроллер управляет профессиональным шоу. Ч.2... Мой первый готовый проект DMX512 на 60 каналов. Нечто подобное можно найти в инете, но часто это...
Схема на Датагоре. Новая статья Мобильный усилитель-раскладушка на STK4231, 2 х 120 Ватт... Представляю вашему вниманию мой новый проект - переносной усилитель мощности на микросхеме STK4231....
Схема на Датагоре. Новая статья Схемотехника темброблоков для гитарных комбо... При проэктировании и конструировании гитарных предусилителей и комбоусилителей часто встает вопрос...
Схема на Датагоре. Новая статья Умощнение БП усилителя Одисей-002... Лет десять назад умощнял блок питания (БП) усилителя Одисей-002. Вместо заводского трансформатора...
<
  • Гражданин
24 июля 2014 11:33

Андрей / olenevod

  • С нами с 17.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 31 комментарий
  • 5 публикаций
 
  • 0
" По-моему, гитарное звучание это набор случайностей, возможно даже схемотехнических ошибок, езда против «правил». Главное – это поиск «своего» звучания. Не бойтесь экспериментировать! "
Абсолютно согласен! Раньше тоже экспериментировал с различными детальками в качестве ограничителей. На мой взгляд самым "вкусным" звучанием наделены Д223. Советую попробовать. А еще имеет значение, как установлена ограничительная цепочка, на выходе или в цепи обратной связи. Одни и те же полупроводники ведут себя в этих случаях различно.

<
  • Гражданин
24 июля 2014 13:37

Владимир / IVS

  • С нами с 8.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 55 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Цитата: olenevod
На мой взгляд самым "вкусным" звучанием наделены Д223

Взял на заметку, спасибо!
Цитата: olenevod
еще имеет значение, как установлена ограничительная цепочка, на выходе или в цепи обратной связи.

Согласен. Например, в популярном Ibanez Tube Screamer диоды как раз в цепи ОС.

<
  • Гражданин
25 июля 2014 14:55

Игорь / AudioKiller

  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
А хорошо бы схему, в которую втыкаются диоды. Потому как в зависимости от нее есть еще простор экспериментам, можно добавлять резисторы и конденсаторы. Обычно получается даже более многогранно, чем с разными диодами.

<
  • Кандидат
28 июля 2014 09:51

Александр / paraplan

  • С нами с 2.08.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Парни, если мне не изменяет память Д237А, Б, В, Е и Ж в строчную УПИМЦТ-61 (любимчик) втыкали, они там в импульсе до 10 А держат; Д223 раньше в СССР были универсальными и ВЧ и НЧ + потом КД521, КД522.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.