» » Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor

 
 
 

Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor

Разместил IVS 24 июля 2014. Просмотров: 7035

4
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor

Статья посвящена моему исследованию влияния различных полупроводниковых элементов в ограничении сигнала гитарных педалей эффектов перегруза.
Надоели красные светодиоды и 1n4148? Читай новую датагорскую статью!
Решил я спаять какой-нибудь простенький перегруз. Выбор пал на «утяжелённый» мод Marshall Guv’nor. В оригинальной схеме для ограничения сигнала использованы красные светодиоды и диоды 1N4148, типичный выбор. Я задался вопросом:, а почему именно они? Что, на них свет клином сошёлся? Ведь это схема гитарного исказителя, стоит поэкспериментировать!

С чем будем работать?

На глаза мне попалась коробка рассыпухи, из которой я кое-что выбрал для опытов.
1) Красные светодиоды 5 мм марки АЛ
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


2) Зелёные светодиоды 3 мм из сломанного коммутатора
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


3) Синие светодиоды из елочной гирлянды
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


4) Синие овальные светодиоды из куска «гибкого светодиодного неона». Знаю, что формулировка полнейший бред, но под таким названием это продаётся.
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


5) Диоды Д237Б
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


6) SMD-светодиоды от светодиодной ленты
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


7) Германиевые транзисторы МП26Б
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


8) Кремниевые транзисторы КТ3102
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


И процесс пошёл!

Педаль я собирал на работе во время обедов. Так как утюг я не нашел, плату переносил вручную методом «РМТ» (ручно-маркерный метод): вырезал кусок текстолита и перенес спиртовым маркером дорожки с распечатанного рисунка.

В случае изготовления несложной схемы я поступаю так: распечатываю по размерам рисунок платы со стороны дорожек и не зеркально, закрепляю скотчем на текстолите с обратной стороны. Беру молоток и саморез подлиннее с острым кончиком и керню места для сверловки. Когда все отверстия размечены, убираю распечатку с тестолита и кладу рядом.
Беру любой спиртовой маркер (тонкий удобнее) и, ориентируясь по накерненным отверстиям и сверяясь с распечаткой, рисую дорожки. Маркером рисую медленно, плавно, чтобы след оставался плотный и непрозрачный. Можно пройтись по второму разу при необходимости. Второй слой – нажим минимальный, иначе первый размажется.
Рисунок платы перенесён, а дальше как обычно: травление, сверловка, лужение и т.д.

Теперь пара слов о препарируемой «примочке». Как уже указывал выше, я собрал мод педали Marshall Guv’nor. Педаль оформил в корпусе сгоревшего оптического конвертера.
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor

Корпус довольно маленький 85×120х27 мм.

Проблема с китайскими потенциометрами

Вначале спаял схему с тремя регуляторами тона, как в статье, но темброблок толком не заработал – сразу за ним сигнал затухал почти полностью. Заменил темброблок на такой же как в педали Big Muff. Но и эта попытка дала плохой результат.
На поиск неисправности ушла половина дня. В итоге я получил очень важный опыт. Внимание! Если вы пользуетесь китайскими переменными резисторами типа таких, то всегда перед их монтажом пропаяйте места, указанные на фото ниже:
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor

Не знаю почему, но в месте перехода от контактного вывода для пайки (тонкого) к непосредственно выводу из потенциометра (толстого с клёпкой) сигнал терялся. Это явление я обнаружил на двух переменниках.

Итак, темброблок из Big Muff после пропайки контактов заработал как надо. Этот регулятор позволяет не только «валить» высокие частоты, он либо «поднимает» низы и «валит» верха или наоборот, что мне очень понравилось.

Вид на сборку

Для пайки обвязки платы раньше я использовал провода от компьютерных патч-кордов (с мягкими плетёными жилами), они довольно мягкие и гибкие. Но в этой примочке я попробовал использовать жилы от шлейфа IDE жёсткого диска. Это супер! Очень мягкие. Жилы сразу сгруппированы, можно отделять сколько нужно и получится аккуратный монтаж. Единственный минус: жилы похоже из омеднённой стали, а не медные. В общем, рекомендую!

Педаль на текущей стадии выглядит так:
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


Кнопка байпаса пока просто торчит наружу из корпуса (установил ПКН до покупки более надежной), индикаторный светодиод также просто торчит из корпуса. Для проведения испытаний с различными элементами в обратной связи, из корпуса вывел два провода – общий минус и сигнальный, перед темброблоком.

Процесс исследований проходил так:

Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor

Двое моих друзей записали для меня несколько не обработанных примеров игры на электрогитаре, за что им огромное спасибо! Эти семплы я воспроизводил с помощью мобильного телефона и подавал на вход «примочки». Далее сигнал шёл в линейный вход ПК. Все семплы после «перегруза» были обработаны графическим эквалайзером, АЧХ которого я постарался выстроить схожей с АЧХ «гитарного» динамика Celestion Vintage 30 для натуральности звучания.
Звучание разных полупроводников в гитарной примочке Marshall Guv’nor


Такие сложности связаны с тем, что у меня сейчас нет электрогитары и для исследования довольно важно, чтобы входной сигнал был неизменен, чтобы чётко услышать различия различных элементов в ограничении.

Итак, приступаем к непосредственному прослушиванию результатов. Рекомендую слушать в хороших наушниках. Все примеры сведены в режиме «дабл-трек» с разбросом по панораме 60 градусов влево и вправо для каждого канала. Все семплы были нормализованы по уровню.

И наконец сэмплы!

Для первой части экспериментов использовался трек «Heavy» моего друга Vorkol.

1) Перегруз ОУ (без полупроводников)

 — довольно интересное звучание. «Чистое», если этот термин применим к перегрузу);

2) Перегруз с красными светодиодами АЛ

 — классический выбор для получения овердрайва;

3) Перегруз с зелёными светодиодами из коммутатора


4) Перегруз с синими светодиодами из гирлянды


5) Перегруз с синими светодиодами из «неона»

 — довольно интересное звучание, резкое, звучное;

6) Перегруз с белыми SMD светодиоды из ленты


7) Перегруз с диодами Д237Б

 — неплохой фузящий звук получился (но сигнал очень сильно ослабевает на выходе);

8) Перегруз с германиевым транзистором МП26Б


9) Перегруз с кремниевым транзистором КТ3102


А теперь трек от Anselm. Кто отгадает, в каком порядке подключались какие элементы?


Еще один семпл «Fateful» от Vorkol.

Какой полупроводник?

И еще один семпл «Кипелов» от Vorkol


А здесь я балуюсь с записью Anselm’а 


Заключение

По-моему, гитарное звучание это набор случайностей, возможно даже схемотехнических ошибок, езда против «правил». Главное – это поиск «своего» звучания. Не бойтесь экспериментировать!

При использовании результатов моего исследования важно учитывать то, что разные полупроводники снижают уровень сигнала (громкость) по-разному. Особенно сильно снижают сигнал Д237 б и транзисторы.

С уважением, Игумнов Владимир

P.S. Выражаю огромную благодарность своим друзьям по форму Гитаризм.ру Anselm и Vorkol за предоставленные для опытов семплы. Кстати, семпл от Anselm и семплы «Fateful» и «Heavy» являются авторскими! Спасибо, друзья!

Об авторе

Владимир (IVS)
РФ, г. Улан-Удэ
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 40

Поделись с друзьями!


Связанные материалы:


Kaspersky FREE. Бесплатная годовая лицензия для России, Белоруссии и Украины

Привет, друзья! Очередной подарок от kaspersky.ru — антивирус «Kaspersky FREE». Спасибо...

Пусть всегда будет солнце!

Сегодня День Победы. Мы так долго живём без войны, что начали забывать, что это...

Доработанный вариант малошумящего двухполярного источника питания

Здравствуйте, коллеги! Размещаю дополнение к статье «Малошумящий двухполярный блок питания...

Спасибо деду за Победу 2015!

Датагорцы, сограждане, друзья! У кого деды-ветераны живы — успевайте, поздравляйте,...

17/01 киберсубботник на портале

Привет, дрУги! В ближайщую субботу на нашем портале и в магазине будет...

Выходной трансформатор для Marshall JCM 800

По просьбам датагорцев даю подробное описание изготовления выходного трансформатора...

Сэмплы гитарного комбоусилителя U-96

Как и обещал, записал пару сэмплов на скорую руку с моего комбика...

Библиотеки Diptrace +3D. Разъёмы PBS (розетки)

Продолжая тему библиотек для Diptrace, хочу предложить розетки однорядные PBS для пайки...

ВЧ детектор

Данный ВЧ детектор был изготовлен практически из подручных деталей с целью определения...

Toshiba - это хорошо! Новейший каталог 4Q2012

Предлагаю вниманию сограждан новейший каталог Toshiba Bipolar Power Transistors — 4 квартал...

Transformer: программа расчета маломощного (до 500 Вт) силового трансформатора на

Предлагаю начинающим очень простую программулину для расчета силовых трансформаторов. Автор...

Датагорская Ярмарка электроники v.2 открылась!

Уважаемые граждане Датагории и гости нашего кибер-города! После обновления открылась...
<
  • Гражданин
24 июля 2014 11:33

Андрей / olenevod

  • Регистрация: 17.03.2010
  • Публикаций: 5
  • Комментариев: 31
 
  • 0
" По-моему, гитарное звучание это набор случайностей, возможно даже схемотехнических ошибок, езда против «правил». Главное – это поиск «своего» звучания. Не бойтесь экспериментировать! "
Абсолютно согласен! Раньше тоже экспериментировал с различными детальками в качестве ограничителей. На мой взгляд самым "вкусным" звучанием наделены Д223. Советую попробовать. А еще имеет значение, как установлена ограничительная цепочка, на выходе или в цепи обратной связи. Одни и те же полупроводники ведут себя в этих случаях различно.

<
  • Гражданин
24 июля 2014 13:37

Владимир / IVS

  • Регистрация: 8.05.2013
  • Публикаций: 3
  • Комментариев: 55
 
  • 0
Цитата: olenevod
На мой взгляд самым "вкусным" звучанием наделены Д223

Взял на заметку, спасибо!
Цитата: olenevod
еще имеет значение, как установлена ограничительная цепочка, на выходе или в цепи обратной связи.

Согласен. Например, в популярном Ibanez Tube Screamer диоды как раз в цепи ОС.

<
  • Гражданин
25 июля 2014 14:55

Игорь / AudioKiller

  • Регистрация: 10.01.2012
  • Публикаций: 3
  • Комментариев: 293
 
  • 0
А хорошо бы схему, в которую втыкаются диоды. Потому как в зависимости от нее есть еще простор экспериментам, можно добавлять резисторы и конденсаторы. Обычно получается даже более многогранно, чем с разными диодами.

<
  • Кандидат
28 июля 2014 09:51

Александр / paraplan

  • Регистрация: 2.08.2013
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 2
 
  • 0
Парни, если мне не изменяет память Д237А, Б, В, Е и Ж в строчную УПИМЦТ-61 (любимчик) втыкали, они там в импульсе до 10 А держат; Д223 раньше в СССР были универсальными и ВЧ и НЧ + потом КД521, КД522.

Информация
Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины:
— Администратор остановил комментирование этой статьи.
— Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем.
— Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь.
— Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.