Тенденцией последних лет стало удешевление производства, порой в ущерб качеству. Не исключением стали и гитары, особенно дешевые инструменты для начинающих. Это значит, что над дешевым инструментом не будут особо трудиться, и как результат — множество недочетов и недоработок конструкции. Однако, с другой стороны, дешевые инструменты доступны по цене и приложением рук их можно и нужно улучшать.
Все началось с того, что я купил себе простенькую Squier Affinity Strat и началось… Комбик, шнуры, замена звучков, шастанье по гитарным сайтам… Именно так я наткнулся на серию любопытных статей по несложной доработке гитар. Особенно мне понравилась статья Quieting the Beast, Shielding a Strat, описывающую действия по укрощению стратокастера в домашних условиях. Выше — объект для измывательств.
Содержание статьи / Table Of Contents
После расшифровки текста и подготовки я прикинул что можно найти из необходимых материалов. Итак, необходимо найти:
- Отвертки, плоскогубцы, бокорезы, паяльники — само собой разумеется
- Пищевую алюминиевую фольгу. Лучше — толстую пищевую, а еще лучше — медную, в идеале самоклеющуюся (необходимо для экранировки)
- Микрофонный провод (витая пара проводов в экране, я использовал Tasker C301, сняв с него внешнюю изоляцию, внутреннюю оставил)
- Кольцо с лепестком — подойдет от кошерного разъема RCA (внутренний диаметр отверстия — 10 мм)
- Пленочный конденсатор 0.22 мкФ, 450В (опционально, я его удалил)
- Пленочный конденсатор 0.0047 мкФ, 63в (в идеале — полистирол)
- Руки с радиусом кривизны R>>0
- Немного удачи
↑ Шаг 1 — Подготовка к работе
Снимаем струны, откручиваем шурупы панели, гнезда и задней крышки (где пружины). Вытаскиваем разъем в чашке, отпаиваем или откусываем провода — теперь можно осторожно вытаскивать панель (Pickguard) в сборе с ручками, датчиками и прочей коммутацией. Попутно замечаем, как идет провод к разъему через корпус. Отпаиваем или откусываем провод, идущий из корпуса к панели в районе панели (этот провод соединяет тремоло с общим проводом электроники). Смотрим на дело рук своих, ужасаемся.
↑ Шаг 2 — Экранировка выемки
Теперь необходимо каким-то образом экранировать внутреннюю часть гитары — выемку для датчиков и электроники. Для этого необходимо покрыть электропроводным материалом всю внутреннюю часть выемки и приблизительно 1—2 мм корпуса гитары вокруг нее. Провод от тремоло обязательно оставить торчать через экран наружу. Желательно также убедиться, что вылезщие участки полностью перекрываются панелью. Что использовать в качестве материала? Тут может быть несколько вариантов, расположеных по степени предпочтительности (от лучшего — к худшему)…
1. Вы везучий человек и нашли самоклеющуюся медную фольгу или самоклеющуюся медную ленту (скотч) достаточной ширины. Действуйте, обклейте всю внутреннюю поверхность. Если не получается одним куском, делайте перехлест — потом легко спаять куски в единое целое. Для этого после заклейки необходимо аккуратно точечно спаять куски в местах перехлеста так, чтобы все куски образовали один проводник, возможно замкнутый не один раз, но для экрана это допустимо. В качестве флюса использовать канифоль (кислотные и прочие активированные флюсы не использовать), пайки протереть ваткой со спиртом, ацетоном или растворителем 646.
2. То же, что и п. 1, но клейкая поверхность токопроводащая. Вы воистину везучий человек, либо живете в США или рядышком. Действия — см. п. 1, но без пайки. (Хотя я бы для спокойствия пропаял).
3. Не нашли медной фольги — и ладно. В магазинах стройматериалов попадается замечательная штука — алюминиевый скотч. Это лента из достаточно толстой алюминиевой фольги с нанесенным клеящим слоем. Собственно, этим скотчем я и обклеивал свою гитару. Сначала полосами закрыл дно выемки, потом длинной полосой обклеил стены, излишки обрезал, оставив необходимые 1—2 мм на выход за пределы выемки. Потом нанес на точки перехлеста лент флюс для пайки алюминия и пропаял. Недостаток — надо очень тщательно отмывать флюс после пайки и надежность у пайки алюминия очень низкая. Лучше всего покрыть пайки лаком.
4. Не нашли фольгу — плохо, но не смертельно. Разведите клей Момент 1:1 с толуолом и кисточкой нанесите полученную дрянь на фольгу пищевую фольгу — получите подобие скотча. Если вы в буржуинии, то в продаже может быть «Craft Spray Adhesive» — фактически «липкая сторона скотча в аэрозоле» — наносите, ждете пока подсохнет и вуаля. Обклеивать и паять как в п. 3.
5. Нет фольги. Нонсенс. Придется красить поверхность токопроводящей краской (если найдете). Краску наносить с теми же требованиями, что и фольгу (помнить про 1—2 мм). Паять не обязательно.
Итак, треть работы позади. Теперь необходимо подключить тремоло к экрану. Для этого торчащий провод отрезаете, оставляя пару сантиметров, зачищаете и припаиваете к экрану где вздумается. Естесственно, лучше убедиться что он не помешает датчиками и пр. электронике. В случае покраски сложнее — придется городить прижимку для провода — в небольшой латунной пластинке сверлите пару отверстий и прижимаете ей провод к краске, вкрутив пару шурупов в оную пластинку. Порно, но задорно.
Особые маньяки (вроде меня) могут провести экранировку выемки под разъем гитары. Только не стоит экранировать ту часть выемки, где «покоятся» внутренние контактные лепестки разъема — чревато замыканием и пропаданием сигнала.
Результат — на картинке (общий план и вид пайки):
↑ Шаг 3 — Экранировка панели
Чтобы обеспечить экранировку, необходимо поместить электронику в сплошной металлический корпус. Собственно, «коробка» у нас уже есть — выемка, осталось сделать «крышку» — наклеить электропроводный материал на панель. Для этого снимаем с панели всю электронику и наносим материал на внутреннюю поверхность панели, т. к. снаружи будет плохо смотреться.:-)
Так как панель сделана из пластика, пайка отменяется. Поэтому необходимо наклеить на панель токопроводящую фольгу или покрасить токопроводящей краской.
Если с краской все понятно — нанести на внутреннюю сторону панели, то для фольги сложнее. В случае самоклеющейся медной или алюминиевой фольги достаточного размера все просто — сняли защитное покрытие, прикатали и готово. Т. к. это дело редкое, то остается приклеить пищевую фольгу. Разводим 1:1 клей Момент в толуоле, наносим кисточкой в два слоя, уделяя особо внимание местам вокруг отверстий и краям панели. Сразу же начинаем накатывать фольгу (пищевую — матовой стороной к клею). Наклеиваем как самоклейку — т. е. сначала приклеиваем уголок, затем мягкой тряпочкой начинаем «приминать» фольгу от этого места.
Наклеили — необходимо удалить излишки фольги. Для этого аккуратно, на расстоянии 1 мм от краев и отверстий прорезаем фольгу офисным (макетным) или любым другим ножом и удаляем фольгу.
↑ Шаг 4 — Электроника
Тут не обойтись без экскурса в теорию электрических цепей, а придется. Вкратце основная мысль: земляные цепи должны быть разведены так, чтобы не образовывалось замкнутых контуров, т. к. в этом случае будут шумы и наводки. Также следует избегать разводки земли тонким общим проводом, т. к. в этом случае тоже будет плохо. Идеальный вариант разводки земли — звезда, когда все общие проводники сходятся в одной точке, желательно возле входа. в данном случае — возле выхода — общего вывода потенциометра. Запоминаем схему соединения проводов электроники и отпаиваем все провода и детали, кроме конденсатора в регуляторах тембра. В идеале, если есть сомнения в силе собственной памяти, то фотографируете все фотоаппаратом, чтобы в случае чего вернуть все «взад». Еще один вариант — постепенная замена проводов.
Теперь пара слов о новой схеме подключения датчиков и прочего. Экраном схемы является нанесенная нами фольга. Контакт с фольгой обеспечивается с помощью кольца с лепестком, надеваемого на регулятор громкости. Для этого припаиваете к кольцу провод и надеваете кольцо на ось регулятора громкости и прикручиваете потенциометр на панель. Потенциометры тембров тоже. Можете проверить тестером — теперь корпуса потенциометров и припаяный провод имеют надежный контакт с фольгой панели.
Схему страта до и после переделки можно посмотреть тут: //www.guitarnuts.com/wiring/shielding…eschematics.php
Сигнал от датчиков необходимо подать витой парой в экране. При этом необходимо соблюсти полярность подключения, т. е. то, что шло от датчика к общему проводу (или экран, если провода были экранированные) подключается к белому проводу пары, второй контакт датчика — к красному. ЭКРАН ПРОВОДА К ДАТЧИКУ ПОКА ЧТО НЕ ПРИПАИВАЕТСЯ. Его желательно оставить для опционального шага (см. ниже). Второй конец экрана (со стороны подключения датчиков в общую схему) припаять к экрану (для этого у нас есть провод от кольца на регуляторе громкости). Устанавливаем на место селектор датчиков, припаиваем к нему провода как они были (лучше заменить то что было на проводники добытые из той самой витой пары в экране). Осталось лишь вывести провод к разъему. Вид панели и крупно — электроники.
Еще одна изумительная идея, найденная на том же ГитарНатсе — расширение функциональности нижнего регулятора тембра для регулировки тембра бриджевого датчика. Для этого достаточно припаять конденсатор 0.0047 мкФ, 63в между незадействованным выводом селектора датчиков и следующим выводом — к нему припаян провод к регулятору тембра. Таким образом этот конденсатор работает только при выборе бриджевой позиции и он получается включенным последовательно с конденсатором (обычно 0.047 мкФ) в темброблоке, т. е. общий номинал в фильтре оказывается около 0.0043 мкФ, что и нужно для бриджа. Лень расписывать теорию более подробно, главное что это работает.
Припаиваем витую пару к регулятору громкости — белый к общему, красный к центральному, экран — к проводу экранировки. Протягиваем провод через отверстие в корпусе между общей выемкой и выемкой для разъема (я предупреждал — обязательно посмотреть где эта дырка), кладем панель, проверяем на отсутствие коротких замыканий. В принципе, если не заниматься «шагом *», или сделать его до этого, то можно и прикрутить панель. Отрезаем провод так, чтобы он на пару сантиметров торчал из выемки для разъема, зачищаем и припаиваем к разъему — красный к контактному лепестку (при вставлении джека с ним контачит концевой контакт — tip), белый и экран — к корпусу джека.
Примечание: Особые маньяки могут захотеть защиту от так называемых «усилителей-убийц» — ламповых усилителей, которые при неполадках особого рода (сетка входного триода провиснет и замкнется на анод, что очень маловероятно) могут подать несколько сот Вольт на корпус гитары. Для этого необходимо подключить кольцо у регулятора громкости к общей точке экранировки через конденсатор 0.22 мкФ, 450В. Однако, эта мера слегка ухудшит экранировку, посему я от нее отказался.
↑ Шаг 5 — Сборка гитары
Прикручиваем все крышки на место, ставим струны и подключаемся к усилителю. Что, не работает? Вперед, исправлять ошибки. Работает? Мои поздравления — играйте на здоровье.
↑ Шаг Опциональный. Избавляемся от микрофонного эффекта!
Описанная выше экранировка просто обязана работать превосходно, однако если вы поднесете руку к датчику, то вы услышите заметное увеличение фона. Это связано с тем, что датчики выступают выше уровня панели и таким образом не экранированы. Как с этим бороться? Легче легкого: сделаем и им экранировку. Но сначала надо обратить внимание не еще один недостаток дешевых датчиков — микрофонный эффект. Чтобы посмотреть на его наличие/отсутствие снимите струны, подключите гитару к усилителю и постучите пальцем по датчикам. Если звук очень слабый, то вам повезло — можно не возиться с описываемой ниже процедуры «оглушения» датчиков. Если стук очень сильно слышно — это все равно решаемо. Микрофонный эффект возникает из-за того, что при ударе по датчику витки катушки двигаются относительно магнита и возникает электрический ток. Решение — зафиксировать провод намертво. Это можно сделать с помощью проварки датчика в парафине, воске, церезине или их смеси.
↑ Варим датчики
Открутите и отпаяйте датчик, запомнив полярность подключения и место установки датчика. Прикрутите к проушинам датчика петлю из достаточно длинного провода. Далее вам понадобится водяная баня — две кастрюли одна в другой, внутренняя не должна соприкасаться с внешней — ее можно подвесить на проволоке внутри первой. Внешняя заполняется водой так, чтобы вода дошла до середины внутренней кастрюли. Таким образом, если поставить сооружение на газ, внутренняя кастрюля не сможет нагреться выше примерно 100 градусов — температуры кипения воды. Однако этой температуры хватит чтобы растопить воск, парафин и т. д. Итак, помещаем во внутреннюю кастрюлю материал для пропитки, растапливаем и опускаем туда датчик. Пропитка — дело не одной минуты, поэтому следим за огнем (чтобы вода во внешней кастрюле чуть-чуть кипела) и периодически болтаем датчиком. Задача — дождаться прекращения выхода воздуха из датчика — пузырьки закончатся. Болтаем для верности еще минуты три и вынимаем датчик на газету. Важно сразу же обтереть датчик насухо салфетками. Закутываем в полотенце и оставляем остывать.
На моем комплекте датчиков из-за хренового материала катушек и быстрого остывания (не закутал) произошла усадка датчика — он стал короче и перестал влезать во внешний кожух — пришлось вырезать вместо шести круглых отверстий одно длинное овальное.
Итак, датчики проварились до готовности и остыли, с микрофоном покончено, можно приступать к экранировке. Вырезаем из фольги или алюминиевого скотча полоску шириной по высоте катушки датчика и обматываем ей катушку датчика. Ни в коем случае нельзя допустить замыкания кольцом, т. к. короткозамкнутый виток сделает звук датчика очень тихим и тусклым. Чтобы не допустить этого, можно наклеить фольгу (скотч) на полоску обычного скотча чуть шире фольги и уже полученной конструкцией обматывать катушку датчика. Осталось подвести к наклееной фольге экран. Припаиваем провода к датчику — белый и красный как было, а экран проводника — к фольге. Вуаля, можно надевать декоративный кожух и прикручивать датчик к панели гитары.
↑ Вместо эпилога
Если вы проделали все данные действия и у вас получилось, загадочно улыбайтесь, когда ваши знакомые начнут спрашивать когда вы успели сменить синглы на хамбы и почем они звучат как синглы.Подобная переделка моей гитары привела к тому, что она стала тише Ibanez’а знакомого, хотя на ибанезе стоят хамбы димарзио.
Также, ничто не мешает провести экранировку не стратокастера, а любой другой гитары. Особенно эффективна экранировка вместе с модификацией разводки земли.
Если что-то не понятно из моего бессвязного объяснения или возникли какие-то проблемы или вопросы — милости прошу в е-мыло: ivan-klubkovNOZPAM@mail.ru (обязательно удалите из емейла NOZPAM — оно добавлено для некоторой защиты от спама).
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.