Предисловие
Для начала я расскажу немного о своей гитаре. Вот она в полный рост, во всей красе.Это Musima, модель Lead Star 4 производства Германии, точнее, ещё ГДР. Эта гитара у меня уже лет 15 и до этого у неё ещё был хозяин. Сохранилась она довольно неплохо. Качество изготовления у неё отличное, очень удобный гриф, который хорошо лежит в руке.
Содержание статьи / Table Of Contents
Гриф сидит плотно, крепится четырьмя винтами через некплейт, на котором выбит серийный номер.
На пере грифа надпись "Lead Star". Также установлено два ритейнера для первых четырёх струн.
Сзади даже сохранилась наклейка "Made in GDR".
Датчики: два хамбакера и сингл (конфигурация H-S-H).
Для переключения датчиков используется пятипозиционный переключатель. Есть также небольшой тумблерок для отсечки катушек хамбакеров. Итого можно получить девять различных комбинаций включения звукоснимателей. Регулировка громкости и тембра - общая для всех датчиков. Потенциометры здесь довольно качественные. Со временем, правда, появилось немного шороха при регулировке, но это я вылечил промывкой спиртом с последующей смазкой.
Также имеется в наличии машинка (классическое стратовское тремоло). Машинкой до недавнего времени я не пользовался, так как при активном её использовании "уезжает" строй, это всё-таки не floyd rose. Но вот я прочитал одну познавательную статью от Владимира Холстинина (ссылка в конце статьи). Посмотрите обязательно, там действительно очень полезная информация. Я принял к сведению эти рекомендации: смазал верхний порожек и разблокировал свою машинку - снял две пружины, чтобы она не лежала на деке.
Теперь гитара держит строй и я начал осваивать работу рычагом :guitar-man:
Немного отвлёкся от темы. Продолжим дальше.
Масса "Музимы" сравнительно большая (около 4 кг). Даже без подключения громкость гитары достаточна для занятий без усилителя. Качество звукоснимателей вроде бы неплохое, они дают достаточно мощный выхлоп. На чистом звуке фон незаметен на слух, но при игре через хайгейновые примочки, естественно, усиливается вместе с полезным сигналом и становится заметным.
Для снижения уровня фона обычно применяют различные шумоподавители, но они включаются в цепь эффектов после искажающих примочек. А применение экранировки позволяет уменьшить фон непосредственно на выходе электрогитары, тем самым уменьшая его вклад при дальнейшей обработке сигнала. Вот так я и пришёл к решению заэкранировать электрогитару, а также модифицировать "разводку земли". При этом я также ставил цель минимального вмешательства в конструкцию и внешний вид.
↑ Приступим к делу
Итак, открутив крышку, смотрим и изучаем заводскую электронику гитары.Видно, что сигнальные земли и экраны припаяны в разных местах на корпусах потенциометров. Обратные сигналы от хамбакеров идут по оплётке (экрану), а провода, идущие от сингла, вообще не экранированы. Немного подумав, я решил не экранировать полностью всю полость электроники. Особой необходимости в этом я не видел. Потенциометры и так в металлическом корпусе, а переключатель звучков имеет с одной стороны металлическую основу, которую можно использовать в качестве экрана.
Прикинув размеры куска медной фольги, который мне удалось достать с большим трудом, я пришёл к выводу, что его должно хватить для экранировки сингла и небольшой части полости между переключателем и потенциометрами.
Начал я с экранировки сингла. Буду описывать вкратце, так как более подробно об этом уже много говорилось. Сначала я отпаял и вытащил все провода и звукосниматели. Разметил и вырезал кусок фольги. Сверху приклеил скотч для исключения короткозамкнутого витка. Обмотал фольгу вокруг сингла и закрепил скотчем. Провода от сингла я скрутил между собой в виде витой пары и протянул их в кусок медной оплётки необходимой длины, которую я аккуратно снял с многожильного низковольтного сигнального кабеля. Оплётку припаял к фольге. Вот что у меня получилось.
Хамбакеры я не стал экранировать, так как они фонят намного меньше сингла. Я только отпаял сигнальные земли от экрана и пустил их по отдельным дополнительным экранированным проводам, как видно на фото.
Правда, теперь все провода не влезали в отверстие, ведущее к блоку электроники, и пришлось его немного рассверлить. Затем я протянул все провода и установил на место все звукосниматели.
Теперь можно перевернуть гитару и заняться блоком электроники. Замеряем необходимые размеры, размечаем и вырезаем заготовку из фольги. Сгибаем в нужных местах и устанавливаем вовнутрь, прижав сверху пластиной с потенциометрами.
Припаиваем все провода назад, укоротив их по минимуму, с небольшим запасом. Все сигнальные земли, экраны, а также провод, идущий из блока тремоло (он же заземляет струны), припаиваем к корпусу регулятора громкости. Я также заземлил корпус тумблера, припаяв от него перемычку к фольге. Устанавливаем на место пятипозиционный переключатель, прижав им фольгу. Вот готовый собранный блок электроники.
Затем закрываем сверху фольгой и фиксируем её припоем.
На фото видно, что я не спрятал под экран конденсатор темброблока (на тот момент мне просто не хватило фольги).
Чтобы было более понятно, что я сделал, смотрим схемы электрогитары.
Заводская схема.
Модифицированная схема.
Видно, что принципиальных изменений в схему я не внёс. Интересно, а что же с фоном?
↑ Результаты
Как я уже говорил, перед доработкой и после неё я записал образцы фона электрогитары. Запись проводил в одинаковых условиях, при одном и том же положении гитары, через один и тот же шнур. К струнам руками не касался, гитару не заземлял. Регуляторы громкости и тембра поставил в максимальные положения. Сигнал с электрогитары подал напрямую на линейный вход звуковой карты Creative Sound Blaster X-Fi Xtreme Audio Notebook, уровень шума которой пренебрежимо мал. Записывал в Adobe Audition в формате wav 16/44.1, уровень записи в микшере звуковухи - на максимум. Порядок переключения звукоснимателей следующий (по 5 секунд):1. Бридж
2. Бридж с отсечкой
3. Бридж + сингл
4. Бридж с отсечкой + сингл
5. Сингл
6. Нек + сингл
7. Нек с отсечкой + сингл
8. Нек
9. Нек с отсечкой
Затем я пропустил сигнал через простейший дисторшн Red Legacy (моя первая самодельная примочка из "Юного Техника"). Использовал его по той причине, что просто другого под рукой не было. Процессор, который у меня есть, для этой цели не подходит. Для оценки снижения уровня фона нужна именно аналоговая педаль. Регулятор громкости примочки поставил на максимум. Регулятор драйва вначале - на минимум:
10. Бридж
11. Сингл
12. Нек
Потом - на максимум:
13. Бридж
14. Сингл
15. Нек
Все сэмплы я расположил один за другим и для наглядности свёл в один стереофайл: в левом канале - перед доработкой, в правом - после. Файл для компактности я сохранил в mp3 (128kBit).
🎁Test.mp3 1.14 Mb ⇣ 48
Нужно было всё-таки больше сэмплов через примочку записать, но что есть, то есть. Не удивляйтесь, если в первых девяти сэмплах вы ничего не услышите. Здесь фон почти незаметен. Ну а в следующих сэмплах разница уровня фона в левом и правом каналах достаточно заметна на слух. Если точнее, то снижение фона составило до 2-3 дБ на чистом звуке и до 8 дБ на перегрузе. Оценить можно в том же Adobe Audition по разности показаний индикаторов уровня каналов или через статистику амплитуды. Фон, конечно, никуда не делся, но зато стал заметно меньше. И это меня радует
Уже после всех этих экспериментов я достал ещё немного фольги и заэкранировал всё остальное, только сэмплов больше не записывал.
↑ Заключение
Конечно, мой способ экранировки не идеальный, и можно было его дополнить, например:1. Заэкранировать хамбакеры.
2. Заземлить магнитные цилиндрики во всех датчиках.
3. Вывести отдельно на выход экраны и сигнальные земли.
Но я ничего этого не делал, так как процесс получился бы более трудоёмким. В первых двух случаях пришлось бы разбирать датчики. В третьем случае пришлось бы менять всю проводку (родные провода оказались бы короткими), а также использовать нестандартный шнур для подключения электрогитары.
По поводу затраченного времени могу сказать только то, что на написание этой статьи у меня ушло намного больше времени, чем на саму доработку. Конечно, стоит принять во внимание, что это моя первая статья. Надеюсь, она дополнит остальные статьи, посвящённые экранировке электрогитар. Буду благодарен за все замечания. Ну а тем, кто ещё сомневается: послушайте тестовый файл, приведённый выше. Способ экранировки и полученный эффект для каждого конкретного случая будет свой, в зависимости от конструкции вашей гитары и наличия необходимых материалов, а также свободного времени. Но в любом случае дело того стоит. Желаю всем удачи!
↑ Ссылки
//datagor.ru/musicbox/888-jekraniruem-i-modim-stratokaster.html//datagor.ru/musicbox/904-jekraniruem-gitaru-bez-nakladki.html
//holstinin.ru/articles/15/
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.