© Giovanni Militano and diyAudioProjects.com - оригинальная статья
© Datagor Russian Edition, Mikhail «Neyalm» - авторский перевод
От neyalm:
Продолжение темы о простых однотактных усилителях на одном полевике. И это тоже повторитель. Кус по напряжению примерно 0,8. КПД около 25%, однако, печка совсем небольшая.
Эту конструкцию собирал сам, навесным монтажом. Запела сразу. Планирую встроить этот усилитель в свою CD-деку, а то в ней родной хэдамп слабоват.
Продолжение темы о простых однотактных усилителях на одном полевике. И это тоже повторитель. Кус по напряжению примерно 0,8. КПД около 25%, однако, печка совсем небольшая.
Эту конструкцию собирал сам, навесным монтажом. Запела сразу. Планирую встроить этот усилитель в свою CD-деку, а то в ней родной хэдамп слабоват.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Усилитель для наушников класса А
Если у тебя наушники Grado SR80, встроенная звуковая карточка уже не может их достойно раскачать, поэтому я решил сделать настольный ушной усилитель для офиса. Как и в других проектах, я старался создать максимально простую, не содержащую дефицитных деталей и хорошо повторяемую конструкцию.Получилась схема простого самодельного хедампа в стиле «Усилитель для наушников на MOSFETе класса А» от Greg Szekeres и чем-то похожая на «Однотактный усилитель Хьюстона класса А на 2SK1058 MOSFET-е». Основная изюминка усилителя заключается в применении активного источника постоянного тока вместо пассивного резистора. Это удваивает производительность схемы, КПД приближается к теоретическому максимуму 25%.
Рисунок 1: Упрощенная схема усилителя.
Необходимо учитывать две особенности. Во-первых, повторитель на полевике позволяет получать приличные токи, но Кус по напряжению меньше 1. Усилитель применяется в случаях, когда источник сигнала имеет достаточное напряжение на выходе (например, mp3 плеер или компьютер). Во-вторых, схема чувствительна к питанию, любой шум БП беспрепятственно попадет к вам в уши. Вполне подойдет маломощный блок питания: 10-20В , 750мА постоянки должно хватить.
Схема приведена на рисунке 2. Я использовал IRF610, но его можно заменить и другим полевиком, выбор очень велик. Источник тока 250мА построен на LM317.
Рисунок 2. Схема усилителя.
↑ Конструкция усилителя.
Этот усилитель будет использоваться в офисе, а значит, и дизайн корпуса должен быть соответствующий. К счастью, у меня нашелся трупик внешнего CD-ROMa Plextor, поразмыслив, я понял, что из него получится прекрасный корпус, гармонирующий с моим рабочим местом. Корпус уже оснащен выключателем питания, внутри легко поместится БП, снаружи – входные гнезда RCA и выходное - под мини джек. Чудненько! Лишнее отверстие на задней стенке предназначалось для USB гнезда, его я уже выковырял для другого проекта.
Фотография 1: Корпус внешнего CD-ROMa Plextor.
Я использовал макетные платы площадью примерно 10см кв., но запоет и с любой другой платой. Детали использовались те, что были под рукой, ни одной не пришлось покупать. Резисторы - обычные, металло – пленочные(правда, подобранные), входной конденсатор пленочный, 1 мкФ, выход шунтирует полипропиленовый 0,47мкФ. Конденсатор в питании, 0,1мкФ, также пленочный. Можете применять более крутые разделительные конденсаторы, думаю, это положительно скажется на звуке. Не рекомендую использовать угольные резисторы, особенно в источнике тока, их сопротивление сильно плывет при нагревании.
Фотография 2: Усилитель в сборе.
Радиаторы можно оторвать от разных умерших устройств. Радиаторы площадью 10 см кв. умеренно нагреваются, прикручивание их к металлическому корпусу позволит еще эффективнее отводить тепло. Обязательно ставьте полевик и стабилизатор на изолирующие прокладки.
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Фотография 3: Усилитель в корпусе.
Первые испытания усилителя производились с регулируемым БП, при низких напряжениях. Ток выставляется 100 килоомным переменником, на выходе полевика(исток) нужно получить половину питающего напряжения(сток). Нужно подправлять ток несколько раз за первые несколько часов работы, пока все не устаканится. Усь работает при питании 10-20В, но, похоже, для уверенной работы требует от 13В. С регулируемым БП шумов в слышимом диапазоне не наблюдалось. Этого нельзя утверждать для случая нестабилизированного питания.
Фотография 4: Испытания в разгаре.
Вскоре у меня появился новый USB осциллограф, отличная возможность и его испытать. Модель DSO-2150, двуканальный, полоса 60МГц, максимальная частота выборки 150 млн. раз/с . Когда я прогонял синусоиду, результаты, как и ожидалось, были хороши на всем звуковом диапазоне. Привожу два скриншота испытаний прямоугольником: 100Гц и 4800 Гц.
Фотография 5: 100Гц, прямоугольник.
Фотография 6: 4800Гц, прямоугольник.
Верхняя половина (зеленый) показывает входной сигнал, а нижняя (желтый) – выходной. Мой генератор не безупречен, это видно на картинке входного сигнала. Посмотрите на амплитуду сигнала на входе и на выходе – становится понятным, что Кус=0,8. Как вы можете заметить, на первой фотографии (100Гц) наблюдаем спад. Этот спад уменьшается с повышением частоты ,и с 300Гц до 20кГц картина идеальная. Поскольку музыка складывается в основном из гармонических колебаний, а синусоиду усилитель практически не искажает, нет повода для беспокойств.
Последние штрихи: приклеиваю переднюю панель к алюминиевой пластине эпоксидкой, ставлю обратно в корпус. Громкость будет регулироваться источником, поэтому внешнего регулятора нет. Родной регулятор громкости CD-ROMa был удален, отверстие заклеено.
Фотография 7: Лицевая панель CD-ROMa.
Фотография 8: Полностью собранный усилитель.
↑ Звук
Для такого простого асинхронного усилителя, звук великолепный, на мой слух. Усилок раскачивает мои Grado SR80 с такой легкостью, на которую mp3 плеер просто не способен. Звук у этого усилителя нравится мне даже больше, чем у встроенного в предусилитель NAD C162 хедампа.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.