Разрешите поделиться радостью долгого созидания!
Были сделаны колонки диаметром 50 см. Толщина стенок — 3 см. Внутренний объем — 50 литров. Динамики VRC—200, 8 дюймов, коаксиального типа с шёлковой пищалкой на керне магнита.
Фазоинвертор направлен вниз в кольцо подставки, выполнен из отрезка пластиковой трубы.
Мечта сделать круглые колонки появилась у меня давно, в начале 80-х годов. Воодушевили проспекты фирмы Grundig, которая выпускала сферические колонки. Сейчас я не нашел на их сайте ни одного упоминания об этих славных изделиях. Я не буду углубляться здесь в преимущества или недостатки шаровой формы. Это огромная и отдельная тема.
Цель статьи технологическая — рассказать о том, как это делалось на коленке и на кухне.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Неудачный опыт с папье-маше
20 лет назад я так и не придумал приемлемого способа осуществить идею. Была попытка склеить из папье-маше. Детский надувной мяч, обьемом ~16 литров, обклеивался кусочками газет. После месяца (!) склеивания удалось достичь толщины корки 10 мм. Ведь каждый слой приходилось сушить! Потом он благополучно перекочевал на помойку — слишком мал объем и тонкие стенки.↑ Шары из колец ДСП
Но вот благодаря Genn, который в своей статье надоумил на интересную технологию, и пришла мысль сделать шарики из наборных колец ДСП.Толщину дсп выбрал 16 мм и просчитал набор колец. Материал закупался сначала на одну колонку. Ведь я не знал, что получится, и получится ли вообще. Пришлось покупать стопку квадратов дсп 50×50×50.
В результате образовались отходы, часть которых пошла потом на второй экземпляр. В результате на вторую колонку ушло в 2 раза меньше материала, чем на первую. Сначала были размечены диски и выпилены электролобзиком. В центре дисков сверлились отверстия для последующей центровки шара. Все диски, конечно, были пронумерованы.
Диски свинчевались шурупами. После чего были разобраны и пропилены внутренние диаметры.
Кольца склеивались столярным клеем розового цвета на основе ПВА. Держит он намертво. После смазывания кольца клеем, оно привинчивалось в намеченные отверстия. Это гарантировало правильную центровку. В результате был получен шар со ступенчатой поверхностью.
Ступенька выравнивалась крупным рашпилем, который буквально выкрошил лишний материал. Как ни странно, этот этап прошел довольно гладко и ровно. Лишнее просто скашивалось, и зарезать в ненужную сторону не так просто. Рашпиль просто натыкается как бы на стену.
Для контроля формы я использовал шаблон из толстого картона. Какие-либо неровности и царапины шпаклевались шпатлевкой для дерева. Завершающая доводка шкуркой.
После приведения формы и поверхности в надлежащий вид, я пропитал шар грунтовкой.
Отверстие фазоинвертора разместилось внизу колонки.
↑ Внешняя отделка и подставки
Далее возник вопрос с внешним оформлением. Рассматривались разные варианты — покрытие шпоном, покраска. Была даже интересная идея оклейки желтыми и красными листьями. Этакий гербарий:) В конечном счете, я использовал самое простое и, в то же время (на мой вкус), хорошо смотрящееся решение — жидкие обои.Подставка под колонки сделана на базе бывших табуреток, ножки которой сделаны в виде ласточкина хвоста. Сверху привинчено кольцо из ДСП, обнесенное золотистым порожком. Сейчас мне самому эти подставки не очень нравятся, и идет поиск более интересного решения. Хочется сделать что-то типа ножки шахматной фигуры с тяжелым основанием. Например, блин от штанги.
↑ Фазоинвертор
Труба фазоинвертора настраивалась на частоту 40 Герц. Я не сторонник фильтров высокого порядка, поэтому фильтр внутри первого порядка. Просто емкость МБГП на пищалку. Стенки внутри остались ступенчатые и покрыты поролоном. Резонанс сферы без фазоинвертора около 60 гц. Фазоинвертор настраивался в основном на слух.↑ Звучание и выводы
Теперь о звуке. Я считаю, что мои ожидания полностью оправдались. Хоть и большой труд, но он того стоил. Мне очень нравится звучание. Многое зависит, конечно, и от усилителя. Спаринг партнер шариков — ламповый двухтактный усилитель мощностью 50 Ватт.Особенно хорошо звучат средние частоты, но и бас впечатляющий. Колонки, на мой взгляд, просто идеальны для классической музыки. Я также (и в основном) слушаю на них рок. Pink Floyd «Wish you were here», например, просто тестовый диск.
Комната, конечно, нуждается в суровых акустических переделках. Обстановка спартанская и холостяцкая, так что уж извините.
↑ Ссылки
Сравнительные характеристики форм корпусов (En.).Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.