» » » LIMP Arta Software: измерение параметров Тиля-Смолла для начинающих

 
 
 
21

LIMP Arta Software: измерение параметров Тиля-Смолла для начинающих

Разместил Chugunov 19 сентября 2010. Просмотров: 50 519

В интернете много статей на тему измерения параметров динамических головок в домашних условиях, но много и криков души: «ничего не получается». Попробую порассуждать на эту тему.
Уточнения и дополнения приветствуются.
LIMP Arta Software: измерение параметров Тиля-Смолла для начинающих

1. Что такое параметры Тиля-Смолла?

Это всего три параметра:
Fs — собственная резонансная частота динамика в открытом пространстве;
Qts — полная добротность динамика (определяет тип и объем акустического оформления);
Vas — эквивалентный объем (объем закрытого ящика, в котором резонансная частота динамика увеличится в 1,4 раза).

2. Кому это надо и для чего это надо?

Странное дело – мастерам-акустикам это не надо, они способны из всего сделать конфету. Не надо это и мастерам-краснодеревщикам. Они сделают такой корпус, который своей красотой убедит всех в своем совершенстве. И производственникам это не надо — никто не будет на конвейере делать разные ящики или настраивать их.

Это надо простым самодельщикам. Динамики, особенно которые «Сделаны в СССР», обладают большим разбросом параметров, особенно с учетом года их производства и завода-производителя. Поэтому, даже точно повторив заводскую или любительскую конструкцию, можно получить совсем другой результат…
Итак, эти параметры нужны для того, чтобы рассчитать ящик, в котором АЧХ динамиков на низких частотах будет близка к расчетной. Они позволят правильно выбрать тип ящика: открытый, закрытый, фазоинвертор или какой-то еще. Это позволит избежать полной переделки ящика и поможет сэкономить массу сил и времени.

Эти параметры требуют компьютерные программы. Программы выдадут вам результат с точностью до десятого знака, вот только верными они будут для какого-то чужого динамика, если данные вы возьмете в справочнике или интернете. Надо еще отметить, что производители любят сильно приукрашивать параметры. Итак, если мы хотим получить ожидаемый результат, надо мерить!

3. Чем и как мерить?

Классическая методика 60-х годов, времен моей молодости, говорит: возьмите генератор, милливольтметр, резистор, карандаш и миллиметровку в зубы — и вперед. Измерение нескольких десятков точек отнимет уйму времени, построение кривой по ним — тоже. Повторять измерения 5-10 раз для уточнения результатов вы НЕ БУДЕТЕ, терпения не хватит. Так мерить можно, но НЕ НУЖНО! Почему? Это раньше были ламповые звуковые генераторы с выходным напряжением в сотню Вольт, милливольтметры валялись под ногами, …а компьютеров не было. Кроме того, динамики тех лет были высокочувствительными, линейными даже при очень малых мощностях сигнала.

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.


11. Что лепить к диффузору?

После снятия и сохранения в шаблон (файл) результатов измерений динамика в свободном воздухе, его надо нагрузить. Для этого есть два способа.

Простой способ
Прикрепить груз. Груз должен быть таков, чтобы резонансная частота динамика с грузом была на 30…50% ниже, чем без груза. Рекомендации у всех разные, например, 10 Г на каждый дюйм диаметра. Масса груза зависит от массы диффузора, упругости подвеса и т. п. Лучше ориентироваться на понижение частоты резонанса.
Проблема в другом — что и как прикрепить. Материал должен прилипать к диффузору, и в то же время, легко сниматься, не оставляя следов. Обычный пластилин оставляет следы, поэтому рекомендуют «архитектурный пластилин» (я смотрел в ближайшем книжном магазине. Есть, 85 руб. за полкило). Еще советуют герлен. Груз должен быть поближе к звуковой катушке, плотно прилегать к динамику. Проблема в том, что его надо прижимать, давить на диффузор. Можно попробовать малярный или другой скотч, опробовав его на тыльной стороне.

Я воспользовался другим способом
Два магнита, к наружному прикрепил пластилин, взвесил оба магнита и добился нужного веса. Это позволило без проблем многократно ставить и удалять груз… на бумажные динамики. А вот с полипропиленовыми вышел конфуз. Полипропилен стал трескаться и в диффузоре образовались сплошные дыры (не отверстия), короче убил динамик и, соответственно, пару английских колонок. Правда, от старости, полипропилен стал очень хрупок и трескался даже от несильного нажатия, тем не менее, будьте осторожны, я предупредил!

Лучший способ
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен только полноправным членам сообщества и подписчикам.
Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями доступа.

Напоминаю, что бесплатную программу и множество подробных инструкций на разных языках (кроме русского) с картинками, лучше всего скачать с сайта фирмы-производителя. Ограничения бесплатной версии касаются сохранения результатов (но через буфер обмена это можно сделать).

Файлы

Страница загрузок с оф.сайта ARTA: программа и все мануалы (англ.)
Пара статей на русском для начального ознакомления с темой:
arta-2.7z | Файл 105,73 Kb загружен 245 раз. , arta-1.7z | Файл 2,48 Mb загружен 213 раз.
Сергей (Chugunov)
РФ, Москва
Профиль Chugunov
О себе автор ничего не сообщил.
 

Понравилось? Палец вверх!

  • всего лайков: 40

Поделись с друзьями!

Связанные материалы:


Схема на Датагоре. Новая статья Доработка малогабаритных колонок 15АС-109 и им подобных... Думаю, не подлежит сомнению, что наилучший звук можно получить только от полноразмерных напольных...
Схема на Датагоре. Новая статья Улучшение динамиков 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К) и новая АС закрытого типа... Я вам покажу на реальном примере, что можно сделать со старыми колонками, а именно с их динамиками,...
Схема на Датагоре. Новая статья Двухполосные акустические системы в открытом оформлении... В последнее время у части радиолюбителей получили признание акустические системы с открытым...
Схема на Датагоре. Новая статья Новый гитарный комбоусилитель U-96 на базе Uncle G-10 от Elenberg... Попал ко мне некий комбоусилитель Uncle G-10 очень далекой от гитарных дел фирмы Elenberg. Потуги...
Схема на Датагоре. Новая статья Снова о простом активном фильтре для АС... Предлагаю обсудить тему активных фильтров для АС. Просьба высказаться тех, кто имеет практический...
Схема на Датагоре. Новая статья Весёлое радиолюбительское макраме: делаем концепт-широполосники из старых динамиков 10ГД-34... Заранее приношу извинения почитателям советской аудиотехники. В тексте присутствуют высказывания,...
Схема на Датагоре. Новая статья Коробочка для измерительного комплекса Arta. Тиль-Смолл с комфортом!... Я с детства увлекался динамиками и колонками. Поначалу делал акустику «по подобию», неграмотно, в...
Схема на Датагоре. Новая статья LIMP - программный измеритель RCL... Продолжу описание программы LIMP из пакета фирмы Arta Software. С ее помощью можно определять...
Схема на Датагоре. Новая статья 4А-3, 25ГДН4. Две очень маленькие и наивные истории из общего эпоса ремонта динамиков... Два маленьких совета (в виде маленьких историй для радиолюбителей-детей) по ремонту динамиков ...
Схема на Датагоре. Новая статья JBL SPEAKERSHOP... Программа JBL SPEAKERSHOP предназначена для разработки и расчета параметров акустического...
Схема на Датагоре. Новая статья Как определить параметры динамика? Мерим Тиля - Смолла... Хочется собрать сабвуфер, да не простой, а грамотно рассчитанный. В этих расчетах уже все...
Схема на Датагоре. Новая статья Тюнинг колонок серии S-90. Три пути владельца Ы-90... Вообще-то путей четыре, а не три. Но первый путь - выбросить - мы описывать не будем. У нас на даче...
<
  • Главный редактор
19 сентября 2010 19:39

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 653 комментария
  • 265 публикаций
 
  • 0
Уважаемый Сергей!
ЭТО - лучшая, подробнейшая и доступнейшая статья по заданной проблематике из всех мною ранее прочитанных. Все разложено по полочкам.

Хочу так же отметить отличную подготовку материала к публикации - всё правильно сделал! Очень не многим это удается.

Ждем новых статей.

<
  • Гражданин
19 сентября 2010 20:44

Владимир / vladomir

Цитата
  • С нами с 6.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 46 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Спасибо за статью! Очень полезная, подробная и потому понятная. И ссылки тоже очень хорошие. Еще раз спасибо!

<
  • Гражданин
19 сентября 2010 21:46

Денис / Deni

Цитата
  • С нами с 28.10.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 33 комментария
  • 2 публикации
 
  • 0
Согласен с Игорем на 100%. Для меня, как для полного профана в акустикостроении, все доступно, понятно и интересно. А то зарулишь на какой-нибудь форум, где такой же как я "чайник" спрашивает как построить двух-трехполоску, так его или к готовым китам отфутболят, или скажут типа "не трать время, поседеешь, пока что-нить достойное сделаешь". Или вообще - не мешай, здесь взрослые дядьки разговаривают.
А начинать разбираться с чего-то надо. Поэтому - спасибо за статью.

P.S. Давно уже дикое желание свои Амфитоны заменить, а то как мебель. Через наушники слушаю, в основном из-за этого...

<
  • Гражданин
19 сентября 2010 23:33

Сергей / Yamazaki

Цитата
  • С нами с 2.07.2009
  • На сайте Пользователь Онлайн
  • 138 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
О, класс)) статья исчерпывающая))

<
  • Гражданин
20 сентября 2010 00:30

Александр / al Ex

Цитата
  • С нами с 13.12.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 114 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Оказалось, что для звуковой картой Asus Xonar надо обязательно указать линейный вход записи не только в стандартном микшере Windows, но и в настройках фирменной утилиты Asus.

Для некоторых звуковых карт, например,M-AUDIO Audiophile 2496 необходимо в настройках CONTROL PANEL регуляторы входного сигнала (IN1/2) убрать на минимум (или замьютировать), поскольку они регулируют не собственно величину входного сигнала, а уровень мониторинга его на выходе.

<
  • Гражданин
20 сентября 2010 05:54

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Спасибо за теплые отзывы, признаюсь, это приятно, есть еще кое-какие прожекты. Я сторонник подробного разжевывания - спецы и сами разберутся, а начинающие спотыкаются на любой мелочи - "Для некоторых звуковых карт, например,M-AUDIO Audiophile 2496 необходимо в настройках CONTROL PANEL регуляторы входного сигнала (IN1/2) убрать на минимум (или замьютировать)", вот на это и хотел обратить внимание - с "продвинутыми" картами могут быть проблемы, тогда надо покопаться в ИХ настройках (до меня не сразу дошло)!!!
Жду конструктивную критику - у кого что не получается. Кстати, надо трезво оценивать результат - точность 3...5 % будет отличной и достаточной на практике (выше - бессмысленно). Достоинство описанного метода - можно видеть на экране результат в реальном масштабе времени (задержка 2...3 секунды), я убедился, что видимые на глаз изменения Z происходят только если я подвожу свой Живот вплотную к динамику, мелкие предметы никак не влияют. Дрожание рук и их движение (разумное) на результат не влияют.
Это схема "коробочки"
_//s39.radikal.ru/i083/1009/2f/d1750e0e4609.gif
не хотел ее давать - вырывать из контекста (на сайте очень подробно все расписано, знание языка не обязательно), я убрал микрофон и его цепи. Резисторный делитель может быть любой от 1:3 до 1:20, желательно попарно подпбрать резисторы каналов между собой с помощью тестера, стабилитроны - любые на 3...4 В, хотя рабочее напржение менее 1 В. При делителе 1:10 и при 100-ваттном усилителе на 4 Ом, получим теоретически амплитуду менее 3 В, реально - на порядок меньше, при 1 Вт на динамике - 0,3 В на входе звуковой карты, на опорном входе побольше, но в пределах нормы для входа.
Еще хитрость - IMHO надо так подобрать в настройках параметры всяких там дискретизаций и частот в настройках, чтобы получилась гладкая линия. "Точность" дает неестественные и ложные зазубрины. (Известно, что и при снятии "по точкам" график надо выравнивать).

<
  • Гражданин
20 сентября 2010 06:24

Станислав / stas

Цитата
  • С нами с 7.11.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 42 комментария
  • 4 публикации
 
  • 0
Пробовал "скрестить ежа с ужом", сигнал подавать со звуковой карты, а измерять реальным вольтметром. Около 120 Гц напряжение упало почти до нуля. Еще понизил частоту, возрастает. Опытным путем выяснил, что через каждые 110 Гц с самой карты напряжение уменьшается. Видать, недостаток программы-генератора. Имейте в виду.

<
  • Гражданин
20 сентября 2010 13:40

Игорь Рогов / AudioKiller

Цитата
  • С нами с 10.01.2012
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 293 комментария
  • 3 публикации
 
  • 0
1. АРТА - очень неплохая программа. Для измерения TS я ею не пользуюсь, но во многом другом - просто класс. Она регулярно обновляется, скачивайте новые версии.

2. При снятии параметров все же не надо подавать больше 1 Вт. Дело в том, что даже в мощных динамиках можно легко выскочить из линейного хода диффузора. Ведь при реальной работе в ЗЯ, например, упругость воздуха в ящике не дает диффузору сильно раскачаться. А при измерениях такого не происходит.

3. Резистор все же лучше брать немного побольше, чем 27 Ом. Дело в том, что резистор и динамик представляют собой делитель напряжения, и если сопротивление динамика на резонансе будет намного больше, чем резистора, то точность измерения несколько снизится. Это не особенно сильно, но все же.

4. Резистор 1 кОм тоже хорошо использовать. Т.е. делать 2 измерения Fs: на малой мощности (через 1 кОм) и на большой мощности (через 47 Ом). Заметная разница в частотах говорит о нелинейности подвеса.

5. При измерении Vas масса груза должна быть порядка 0,2...0,3 от массы подвижки. Чем точнее измерена масса груза, тем лучше.

6. Если измеряете Vas при помощи ящика, то можно поступить так: в ящике сделать дыру максимального диаметра. И подготовить несколько квадратных кусков фанеры со стороной равной ширине лицевой панели ящика (это должно быть на 10...20% больше, чем диаметр отверстия). В этих фанерках в центре делаются отверстия разных диаметров. Потом фанерка накладывается на ящик через прокладку, прижимается, и готово - можно мерить свой динамик. И слвоать такую фанерку для нового динамика очень легко.

7. Измерять динамики надо сразу после приобретения. Потом размять и измерить. Еще размять и снова измерить. Размятие продолжаем пока Fs не перестанет заметно изменяться.

8. Разминать динамики от усилителя неудобно. А далеть это большой мощностью - опасно - попадешь на резонанс (который меняется по частоте по мере размятия), диффузоры повылетают. Я делаю так: через трансформатор в сеть. Напряжение транса должно быть сравнительно небольшим, чтобы мощность была порядка 1 Вт, не больше (тут лучше брать не мощностью, а продолжительностью). Если напряжение транса слишком велико - включаю последовательно мощный резистор на 4...24 Ом. Динамики при этом включаю последовательно и противофазно. Тогда если их разместить рядом, то их звук быдет вычитаться, и они не будут так противно гудеть. Кстати, при этом можно оценить искажения динамиков - издалека их звук будет состоять в основном из ихних высших гармоник. Не низкий гул, а этакий жужжащий. Чем тише, тем лучше динамики.

9. Для ФИ на самом деле добротность не очень применима (там 2 колебательные системы каждая со своей), так что меряйте просто АЧХ. Провал между двумя горбами - частота настройки ФИ. То, что при затыкании ФИ Qtc должно иметь какое-то определенное значение - не факт. Это зависит от аппроксимации АЧХ. Т.е. от исходного соотношения Qts - Vb - Fфи.

10. Для АРТы есть описание на русском. Не помню где качал, если найду - кину ссылку.

PS. Может исходную статью немного переработать и вставить туда кое-что из этого? А то народ не всегда комменты читает.

<
  • Кандидат
20 сентября 2010 14:22

Гайдар / Gaidar

Цитата
  • С нами с 5.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
большое спасибо,очень полезная информация.

<
  • Гражданин
20 сентября 2010 18:59

Андрей / s_myth

Цитата
  • С нами с 6.08.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 17 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Спасибо за подробнейшую статью, очень познавательно!

<
  • Гражданин
20 сентября 2010 19:08

Михаил / Godin0104

Цитата
  • С нами с 10.02.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 114 комментариев
  • 5 публикаций
 
  • 0
Статья очень полезна, спасибо Сергею за труд! Помогает не чувствовать себя идиотом среди "великого" разнообразия маркетинговой лапши. В нашей группе "чудесные" колонки, обладающие "титанической" мощьностью и надежностью, потеряли работоспособность на "раз, два"! Мы интелигентно ругали только себя, считали "кровные". Каково же было наше удивление, когда, придя за динамиками, в музыкальный магазин, мы увидели в продаже, как раз пару динамиков, в витрине секонд хенд. Причем, их демонтировали с новых, аналогичных нашим, АС, сразу заменив на более мощьные! Дальнейшую беседу с продавцом, опускаю. К чему я это все, а к тому, что сделать самому АС, в которых уверен, дело достойное. Как правильно делать, таком случае, вопрос №1. Статья Сергея - большая помощь в этом.

P.S. Беседа в магазине домашних кинотеатров.
Покупатель: "Сколько выдает усилитель?"
Менеджер: "60 Ватт на канал"!
Покупатель: "А каналов сколько"?
Менеджер: "Шесть."
Покупатель: "А не много ли электричества потребляет"?
Менеджер: "Что Вы, только 150 Ватт!"
Покупатель:"О-o-o! Не знал, что у вас продают вечные двигатели..."

<
  • Гражданин
21 сентября 2010 00:15

Антон / basilevscom

Цитата
  • С нами с 8.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 112 комментариев
  • 15 публикаций
 
  • 0
Спасибо Сергею за познавательную статью и Audiokiller`у за комментарии - давно хочу все такое замутить! 8))) Теперь будет значительно проще!

<
  • Гражданин
21 сентября 2010 00:22

Сергей / Chugunov

Цитата
  • С нами с 30.09.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 309 комментариев
  • 29 публикаций
 
  • 0
Цитата: AudioKiller
Может исходную статью немного переработать и вставить туда кое-что из этого? А то народ не всегда комменты читает.

А пусть читают, нередко дополнения полезнее статьи. Тем более, так лучше видны разные взгляды на предмет. Разве зря Вы по пунктам писали?
За уточнения и добавления спасибо.
Цитата: stas
Около 120 Гц напряжение упало почти до нуля.

По умолчанию частота среза розового шума что-то порядка 100 Гц (не помню, а я уже изменил), кроме того при нешумовом методе ступенчатая генерация. Возможно (?) имеет значение фазовый сдвиг при использовании внешнего чужого генератора, так что использовать посторонний генератор смысла не вижу.
Измерение шумом гораздо удобнее т. к. оно очень быстрое.

<
  • Гражданин
21 сентября 2010 17:15

Роман / Romik

Цитата
  • С нами с 14.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Что сказать, Сергей, Вы молодец! Эта статья действительно очень важна. Хотя в интернете информации море, только небольшой её процент может оказать практическую помощь начинающим (слишком много разных, чисто субъективных мнений, разного материала, который непонятно на чём основан и запутан). Мне понравился пункт "кому это надо и для чего..." (правда про мастеров-акустиков не совсем понял). Конечно измерение параметров (только правильное) позволяет достичь максимальных результатов ( в своей статье про 50АС-106 я немного погорячился с фразой "выжал из этих динамиков всё, на что они способны" smile , и там стояли несколько иные задачи, которые с успехом выполнены, а я был в обстоятельствах, схожих с обстоятельствами производственников) и часто удивляешься, насколько они бывают высокими ( в сравнении с подходом "и так сойдёт").

<
  • Кандидат
21 сентября 2010 23:42

Серёга / serj

Цитата
  • С нами с 16.04.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 11 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
спасибо, за такое подробное обьяснение!!!

<
  • Кандидат
21 сентября 2010 23:55

Валентин / Z_mey

Цитата
  • С нами с 18.05.2009
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
 
  • 0
Спасибо! Понятно, толково, и без "воды"!

<
  • Кандидат
22 сентября 2010 20:50

Александр / Flanker

Цитата
  • С нами с 7.12.2008
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Просто великолепно.
Это тот случай, когда человек, который владеет вопросом, может объяснить его просто и доступно.
Спасибо.

<
  • Гражданин
5 октября 2010 22:41

Александр / otzvuk

Цитата
  • С нами с 16.03.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 26 комментариев
  • 1 публикация
 
  • 0
Отличный материал! Предлагаю подвеску динамика с помощью веревки на конце ручки швабры, опертой нижней (рабочей) частью в угол стена-пол. Ручка швабры наклонена под углом 45-70 град к горизонту, ее конец закреплен горизонтальной веревкой к гвоздю (ручке двери) и т.п. Чтобы испытуемый объект не вращался его можно закрепить за два "уха" бечевкой к той же ручке. Такой способ был когда-то предложен для неопрокидываемого подвеса новогодней елки (место крепления конечно выше ее центра тяжести).

<
  • Кандидат
2 августа 2011 19:16

Павел / PashaShulga

Цитата
  • С нами с 5.01.2010
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
 
  • 0
Где можно взять схему измерителя? Вы писали, что она есть где-то на сайте... Где именно ?

<
  • Главный редактор
2 августа 2011 23:26

Игорь Петрович Котов / Datagor

Цитата
  • С нами с 25.02.2011
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 1 653 комментария
  • 265 публикаций
 
<
  • Гражданин
27 сентября 2013 13:46

Владимир / IVS

Цитата
  • С нами с 8.05.2013
  • Ушёл в реал Пользователь offline
  • 55 комментариев
  • 3 публикации
 
  • 0
Сергей, замечательная статья! Просто изумительно! good
Возник вопрос: можно ли измерить параметры Т-С описанным способом, если у меня в звуковой карте нет линейного входа (только микрофонный)?

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой
  • smilelolbyewinkyahoocoollaughing
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashguitar-manhandshake
    musicnegativenopardonshoksleepunknown
    wackoyawnblushbullyhashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.