А цель у нас простая — использовать трансформаторы, т. е. разобрать, размотать, пересчитать, перемотать и снова собрать.
Я упомянул на датагорском форуме, что ухитряюсь не только разобрать железо без потерь, но ещё и размотать провода по катушкам. И тут же получил заказ на статью с картинками.
Содержание статьи / Table Of Contents
↑ Разобрать трансформатор
Как вы видите, на одном трансе я обрезал все торчащие концы, оставив два жёстких вывода для удобства работы. Затем, выбираете подходящую по диаметру и глубине посуду — «железную банку». Можно и пластиковую, если уверены, что ацетон или иной используемый растворитель её не разъест. Опускаете туда трансформатор.
И заливаете его до полного покрытия ацетоном или иным (например, «646») растворителем. Накрываете баночку чем-то, чтобы не особо испарялось.
Ацетон весьма летуч и пожароопасен! Вспышка паров ацетона возможна уже при 18°С! Имейте это в виду и думайте головой — ожоги лечить сложно!
Можно использовать и другие растворители. Но ацетон наименее для меня вонюч; изоляция лакированных проводов испытывается на стойкость к ацетону; после высыхания не остаётся маслянистых пятен и прочих следов. А от «646», например, у меня голова болит.
Можно использовать и другие растворители. Но ацетон наименее для меня вонюч; изоляция лакированных проводов испытывается на стойкость к ацетону; после высыхания не остаётся маслянистых пятен и прочих следов. А от «646», например, у меня голова болит.
Уже через 8-10 минут чётко видно, что процесс пошёл: краска (покрытие) начала вздуваться и сворачиваться. Можно достать трансик из баночки, и канцелярским резаком пройтись по швам, расщепляя их. В отдельных случаях удаётся быстро выделить несколько «I»-пластин. Но можно и подождать, если нужно, снова макнуть транс в баночку.
Всякий раз обещаю себе сделать приспособление для вытаскивания пластин из транса, и всякий раз ленюсь! А чего проще: планочка и два калёных штифта, винта или ещё чего — для того чтобы ОДНОВРЕМЕННО тянуть «Ш»-пластину.
И всякий раз беру маленькую отвёртку и «кривые» утконосы. Как следствие — первая «Ш»-пластина идёт в утиль.
После того, как вынули первую «Ш»-пластину и выщелкнули несколько «I»-пластин, можно снова макнуть клиента в ацетон, который будет активно затекать во все щели. И далее процесс разборки приобретёт уже непрерывный и скучный характер.
Кто в армии чистил картошку, уже имеет необходимый моторный навык: в ведущей руке у вас канцелярский резак, в другой — транс. Вы его поворачиваете, резаком раздвигаете стык пластин, плоская отскакивает сама, «Ш»-пластину, отделив боковины и всунув резак в середину, вы вытаскиваете, придерживая пальцем.
В общем, рукоделие. В процессе можно слушать музыку или смотреть кино.
При разборке лучше «Ш»-пластины складывать в том же порядке, как они были в пачке с завода. Это очень облегчит последующую сборку.
С начала работы прошло примерно два часа с перерывами на чай и от нашего транса остались только: пакет железа, провод 3-х диаметров и каркас катушки.
Кстати, видно, что собрать всё железо обратно в каркас не удаётся. Поэтому потеря первой вынутой «Ш»-пластины не так важна. Пара пластин не полезла. Попробуем запаковать при окончательной сборке трансформатора.
Провод большого диаметра был намотан «бифиляром». Основная обмотка (в глубине) достаточно чистая и, в принципе, может быть использована как есть.
↑ На этом всё!
При такой щадящей разборке покрытие на пластинах уцелевает. Каркас катушки в варианте «для звука» я делаю новую из электрокартона, чтобы сэкономить на толщине каркаса. В силовом варианте можно оставить старый каркас и иногда даже не перематывать первичку.Удачи в работе!
↑ Ссылки
• Разбираемся с катушками, наводим порядок с хвостами и концами• Ремонт трансформаторов с завареным сердечником
• Нарезатель бахромы для ленивых мотальщиков
• Правим мятый обмоточный провод
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.