» » Миниатюрный вольтметр на семисегментном LED индикаторе и PIC16F684

 
 
 

Миниатюрный вольтметр на семисегментном LED индикаторе и PIC16F684

📆21.02.19 | 🙋if33 | 👀2 070 | 💬40
Привет читателям Датагора! Мне удалось собрать вольтметр минимальных размеров с посегментной разверткой индикатора при довольно высокой функциональности, с автоматическим определением типа индикатора и выбором режимов.
Миниатюрный вольтметр на семисегментном LED индикаторе и PIC16F684

Прочитав статьи Edward Ned’а, я собрал DIP-версию и проверил ее в работе. Действительно вольтметр работал, ток через вывод микросхемы к индикатору не превышал 16 миллиампер в импульсе, так что работа микросхемы без резисторов, ограничивающих токи сегментов, вполне допустима и не вызывает перегрузок элементов.
Не понравилось слишком частое обновление показаний на дисплее и предложенная шкала «999». Хотелось подправить программу, но исходных кодов автор не выкладывает.

В это же мне потребовались вольтметр и амперметр для небольшого блока питания. Можно было собрать на PIC16F690 совмещенный вариант, а можно было собрать два миниатюрных вольтметра, причем габариты двух вольтметров получались меньше совмещенного варианта.
Свой выбор я остановил на микросхеме PIC16F684 и написал исходный код для посегментной развертки индикатора.
В процессе написания кода возникла идея программируемого переключения шкал и положения запятой, что и удалось реализовать.

Что умеет мой вольтметр

• Автоматически определяется тип индикатора, поэтому в схеме будут работать как общий анод, так и общий катод.
• С помощью кнопки выставляется желаемая шкала измерений «1023», «511», «343», «256» или «204». Это означает, что при входном напряжении 5 Вольт будет, зажигается максимальное число из вышеуказанных. Поскольку число 10 зажечь на первом элементе индикатора невозможно, то вместо него зажигается верхний сегмент.
• Кнопкой выставляется желаемое место запятой – после первого, второго знака или без запятой.
• Можно запрограммировать сдвиг значений на постоянную величину – потребовался этот режим для правильного измерения тока (вычитается ток измерителя напряжения). Этот вариант и был применен, что и отображено на блок-схеме приложенном примере.

Питание измерителя осуществляется от источника 7,5 – 12 Вольт, при токе 15 – 25 мA, потребление тока зависит от индикатора. Более яркие индикаторы потребляют больший ток.

Выбор шкал измерителя

производится таким образом, чтобы можно было измерить наибольшее значение напряжения или тока. В этом случае будет наибольшая точность при минимальном воздействии помех.

В измерителе программно реализована посегментная развертка индикатора, поэтому в каждый момент времени зажигается только один из сегментов в каждом из знаков. Это приводит к снижению нагрузки на выводы микроконтроллера по сравнению с поразрядной индикацией.

Полная принципиальная схема измерителя



Конструкция

Деталей в схеме очень мало, и все они расположены на плате между выводами индикатора 0,36".



Кнопка используется только перед установкой в конечное устройство, при эксплуатации ей не пользуются.

Описание программы

При включении происходит измерение падения напряжения на резисторе R4 и по результатам измерений происходит выбор примененного типа индикатора «Общий катод» или «Общий анод».

Для отображения запятой выводов микроконтроллера не хватило, и поэтому запятая формируется переключением катодов или анодов через резистор R5. Величина этого резистора влияет на яркость свечения запятой и подбирается по отсутствию паразитной засветки незажженных запятых.

Сдвиг шкалы вычисляется автоматически по результатам измерения паразитного тока, протекающего по шунту блока питания, если это необходимо.

После установки нужных значений шкалы, положения запятой и сдвига показаний производится запись установленных значений в EEPROM и в дальнейшем эти данные вызываются из памяти при включении.

Программа написана на «mikroC for PIC» и снабжена достаточным количеством комментариев для понимания ее работы.

Управление кнопкой

• Короткое нажатие вызывает смену шкалы. Шкалы меняются по кругу («1023», «511», «343», «256» или «204»). На индикаторе загорается максимальное значение шкала на 0,5 секунды, а затем высвечивается значение входного напряжения.
• Длительное (0,5 – 1 сек) нажатие перемещает запятую вправо по кругу (после первого, второго знака или без запятой).
• Если кнопка удерживается при включении 0,5 - 2 сек, то измеритель ожидает 3 секунды, пока установятся режимы блока питания и записывает величину паразитного тока в память. При этом нагрузка от блока питания не должна быть подключена.
Если эту коррекцию надо изменить, то операцию можно повторить.
Если коррекцию надо убрать, то кнопку надо удерживать при включении более 3 секунд.

Пример применения


Был собран малогабаритный блок питания, у него получились следующие параметры:
Напряжение 0 – 31,2 Вольта.
Ток 0 – 2,2 Ампера.


Как видно из блок-схемы, через шунт протекает ток, потребляемый измерителем напряжения, который сдвигает показания измерителя тока в сторону увеличения. Этот ток имеет постоянную величину, поэтому этот сдвиг можно учесть в программе измерителя.

Для измерения напряжения в этом случае удобными оказались значения: шкала «343» и запятая после 2-го знака. При этом максимальное значение шкалы составит 34,3 Вольта, что вполне приемлемо.

Для измерения тока удобными оказались значения: шкала «255» и запятая после 1-го знака, соответственно максимальное значение шкалы составит 2,55 Ампера. В связи с тем, что по токоизмерительному шунту протекает ток, потребляемый измерителем, показания тока были завышены. После проведения коррекции этот паразитный ток стал вычитаться из общих показаний и показания стали правильными.

После установки шкал в блоке питания были подобраны значения резисторов делителя R2, R3 и коэффициент усиления OP1 так, чтобы показания соответствовали контрольным.

Ссылки

Простейший вольтметр на PIC16F676.
Суперпростой вольтметр стал ещё проще!
Готовые миниатюрные вольтметры с доставкой, кому недосуг паять.
Семисегментные LED индикаторы с Али.
Чипы PIC16F684.

Файлы

Исходный код и модель в Proteus 🕗 21/02/19 ⚖️ 25,29 Kb ⇣ 15
Плата и схема 🕗 21/02/19 ⚖️ 55,71 Kb ⇣ 15

Спасибо за внимание!
Иван Внуковский (if33)
Украина, г. Днепропетровск
Профиль if33
Радиолюбитель, стаж более 40 лет. Работал на заводе инженером КБ, инженером по обслуживанию ЭВМ, механиком по ремонту бытовой техники. Сейчас на пенсии.
 

Читательское голосование

Нравится

Статью одобрили 58 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
 

Поделись с друзьями!

 

 

Связанные материалы

 

Схема на Датагоре. Новая статья Простой модульный вольтметр переменного напряжения на PIC16F676... Простой вольтметр переменного напряжения с частотой 50 Гц, выполнен в виде встраиваемого модуля,...
Схема на Датагоре. Новая статья Высоковольтный БП (0-350V, 0.5А max) с вольт-амперметром на PIC16F690... Иногда при регулировочных работах требуется сравнительно высокое напряжение питания устройств или...
Схема на Датагоре. Новая статья V7 — Измерение RMS-значений напряжения, тока, активной и полной мощности. Облегченная версия... После публикации моей статьи «V6» — измеритель RMS-значений напряжения, тока, активной и полной...
Схема на Датагоре. Новая статья «V6» — измеритель RMS-значений напряжения, тока, активной и полной мощности (Atmega 8)... Весьма часто возникает необходимость знать величину потребляемой (активной) мощности различными...
Схема на Датагоре. Новая статья Автоматическое зарядно-тренирующее и измеряющее устройство для 12-вольтовых герметичных аккумуляторов (PIC12F675)... 28-04-2014 ОБНОВЛЕНИЕ! Предлагаю вашему вниманию дополнения и улучшения к этому моему проекту на...
Схема на Датагоре. Новая статья Универсальный вольтметр - амперметр на PIC16F676 с открытым программным кодом. Часть 2... Продолжаем разбираться с вариантами реализации вольтметра — амперметра на базе микропроцессора. Не...
Схема на Датагоре. Новая статья Вольтметр-амперметр переменного тока с вычислением мощности на PIC16F690 [Обновлено]... Довольно простой прибор измеряющий напряжение, ток и показывающий полную мощность потребляемую...
Схема на Датагоре. Новая статья LB3500 + LC7265. Цифровая шкала для УКВ/FM-приёмника... 1. Что такое цифровая шкала?В современных приёмниках и тюнерах есть много дополнительных сервисных...
Схема на Датагоре. Новая статья ICL7107CPL (КР572ПВ2): цифровой вольтметр и амперметр для лабораторного блока питания... От Датагора: Да простят меня адепты модной микроконтроллерной схемотехники! Сейчас, когда...
Схема на Датагоре. Новая статья SMD светодиод: где анод, где катод? Проверка светодиодов... Обычно SMT-светодиоды имеют маркировку со стороны катода, например, точку или тонкую зеленую линию....
Схема на Датагоре. Новая статья Стабилизатор напряжения сети 1,8 кВт на PIC12F675... В последнее время мощности бытовых нагрузок возросли: появились фены, обогреватели, утюги, СВЧ печи...
Схема на Датагоре. Новая статья Цифровой двухканальный ампер-вольтметр для блока питания на МК PIC16F876... Подобные устройства часто встречаются в бескрайних просторах Интернета. Я решил изготовить свой...
<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 1 от 21-02-19, 15:22.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
Миниатюрный вольтметр получился thumbup
Только у меня возник вопрос. Не указан тип индикатора, и поэтому мне непонятно, что ограничивает ток?

Для красного светодиода падение напряжения примерно 2 Вольта, и включая его между двумя выводами микроконтроллера и подав на один лог. 1, на другой лог. 0, я получу ток, который будет ограничиваться только транзисторами порта и схемой защиты стабилизатора напряжения, который питает микроконтроллер.

Падение напряжения на портах микроконтроллера составляет в сумме 1,3 вольта по даташиту. Получается 3.7 вольта подается на светодиод и это получается, что для красного светодиода это многовато и будет ограничивать ток либо транзисторы порта микроконтроллера либо стабилизатор напряжения.

Первое будет уменьшать время жизни микроконтроллера, второе точность измерений, так как Vref в АЦП это напряжение питания. Плюс к этому сегменты будут светить неравномерно, так как разброс падения напряжения 1,8 - 2.2 вольта.

В чем смысл экономить на трех резисторах??? Посегментная динамическая индикация предназначена для того, чтобы уменьшить до 3, но не полностью исключить резисторы индикатора.

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 2 от 21-02-19, 16:07.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 149 комментариев
  • 271 публикация
 
Цитата: edward_ned
Почему нет токоограничивающих резисторов в цепях разрядов индикатора? Вместо них работают ограничители тока внутри портов контроллера. Грех их не использовать, раз они уже есть.

И действительно:
Цитата: if33
Прочитав статьи Edward Ned’а, я собрал DIP-версию и проверил ее в работе. Действительно вольтметр работал, ток через вывод микросхемы к индикатору не превышал 16 миллиампер в импульсе, так что работа микросхемы без резисторов, ограничивающих токи сегментов, вполне допустима и не вызывает перегрузок элементов.

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 3 от 21-02-19, 16:29.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
Цитата: edward_ned
Почему нет токоограничивающих резисторов в цепях разрядов индикатора? Вместо них работают ограничители тока внутри портов контроллера. Грех их не использовать, раз они уже есть.

В даташите не нашел ни слова про "ограничители тока".
Цитата: if33
Прочитав статьи Edward Ned’а, я собрал DIP-версию и проверил ее в работе. Действительно вольтметр работал, ток через вывод микросхемы к индикатору не превышал 16 миллиампер в импульсе, так что работа микросхемы без резисторов, ограничивающих токи сегментов, вполне допустима и не вызывает перегрузок элементов.

Вопрос как измерять. На шунте тоже ток падает. По идее надо измерять в статике. Подключаем светодиод к портам последовательно с резистором 1 ом. Подаем лог 1 к аноду, лог 0 к катоду и смотрим напряжения на выводах порта, и падение напряжения на резисторе.

<

Datagor

Игорь Котов Читатель Датагора
  • Главный редактор
Комментарий # 4 от 21-02-19, 16:41.
Ответить
  • С нами с 26.02.2006
  • 2 149 комментариев
  • 271 публикация
 
Я думаю, все желающие легко добавят резисторы. pardon

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 5 от 21-02-19, 16:57.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
Datagor,
Много слишком конструкций появляется, где эти резисторы убираются в надежде мифические ограничители тока. В результате многие начинают считать, что такие ограничители существуют. Может там и есть схемы, которые защищают выходные цепи, но они не специфицированы в даташите, их характеристики неизвестны. Поэтому экономить на 3 резисторах, в надежде на защиту, для меня лично достаточно странно.

Не хочу никого обидеть, if33 желаю в будущем интересных и надежных разработок. Просто захотелось этот вопрос осветить в нашем сообществе, чтобы граждане понимали что они получают убирая токоограничительные резисторы из своей разработки. Тем более, что резистор размером 0603 будет толщиной в дорожку.
Рекомендую для красного индикатора сопротивление 240 Ом в данной схеме, они должны быть подключены между выводом микроконтроллера и разрядом индикатора. Разряда 3, соответственно нужно 3 резистора 240 Ом.

В результате при наихудшем варианте на светодиоде будет падать 1,8В, на портах 1,3В и 1,9В на резисторе при токе 8ма. Через сегмент потечет ток 3*8=24ма. Что не превышает максимальный ток для порта 25ма.

<

galrad

Радик Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 6 от 21-02-19, 22:56.
Ответить
  • С нами с 23.08.2011
  • 94 комментария
  • 12 публикаций
 
При посегментной индикации частота дрыгания ног в разы выше, чем при обычной динамической, и ширина подсвечивающего импульса тоже сокращается. По принципу ШИМ общая мощность естественно снижается, именно на этом и строится принцип исключения токоограничивающих резисторов.

Но, в измерительных приборах, где эталоном является производные питающего напряжения, резисторы все-таки нужны, хотя бы для повышения точности прибора, поэтому согласен с Алексеем по поводу токоограничивающих резисторов, но только надо учитывать, что здесь не статическая индикация и таких глубоких падений напряжения конечно не будет.

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 7 от 22-02-19, 2:07.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
galrad,
Визуально, да индикатор будет светить тусклее, но это плата за посегментную динамическую индикацию, которая дает снижение максимально потребляемой мощности за счет увеличения мультиплексирования. Но она не влияет на импульсные токи, светодиод не конденсатор, ему времени зарядиться не надо.

Т.е. если сравнивать яркость посегментной и поразрядной индикации в данном случае. То с поразрядной это как будто горит 8 светодиодов, а в посегментной 3 светодиода, если включены все сегменты. Яркость меньше почти в 3 раза.

Тут по идее надо ставить более яркие индикаторы и давать 20ма на разряд. Но тут получается 60ма на сегмент, что влечет за собой установку внешнего транзистора, точнее 8 транзисторных ключей с резистором в базе , в этом смысле поразрядная индикация лучше, там во-первых индикатор ярче горит, и во-вторых нужно 8 резисторов в сегментах и 3 транзистора с резиторами в базовой цепи на разряды.

Поэтому в посегментной индикации надо мирится с тусклостью индикатора, или как в данной конструкции надеяться что микроконтроллер проживет подольше и помехи на точность влияния не окажут.

<

EVA

Евгений Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 8 от 22-02-19, 12:23.
Ответить
  • С нами с 8.08.2015
  • 49 комментариев
  • 5 публикаций
 
Я делал без резисторов и действительно контроллер ограничивает ток но как то странно сначала большой бросок потом уменьшает почти до нуля, при большой частоте мультиплексирования все нормально, но если ее уменьшаешь то получается короткий импульс и сегменты плохо светят.
Много зависит от типа контроллера - у всех ток разный при таком включении.

Поэтому всегда резисторы ставлю, т.к. не всегда есть возможность большой частоты мультиплексирования ведь контроллер часто ещё и другие функции выполняет....

Для минимизации в данном случае вполне подходит такое решение!
Так работают несколько конструкций уже не первый год, не греются, сбоев не замечено.

<

if33

Иван Внуковский Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 9 от 22-02-19, 13:07.
Ответить
  • С нами с 2.03.2010
  • 86 комментариев
  • 15 публикаций
 
В даташите не нашел ни слова про "ограничители тока".


Output clamp current, IOK (Vo < 0 or Vo > VDD) ± 20 mA, что в переводе:
Ограничение выходного тока I0k (U0 < 0 или U0 > UDD) ± 20 mA

Maximum output current sunk by any I/O pin, 25 mA что в переводе:
Максимальный выходной вытекающий ток по любому контакту I/O 25 mA

Используется именно вытекающий ток. Замеры проводил на всех индикаторах, которые у меня были в наличии и импульсный ток нигде не превышал 16 мА. Наиболее ярко светят желтые индикаторы, чуть слабее красные и тускло — зеленые, давних лет выпуска.

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 10 от 23-02-19, 2:27.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
if33,
Output clamp current, IOK (Vo < 0 or Vo > VDD) ± 20 mA

У меня конечно английский не родной, но тут указано что ограничение тока если выход внешне притянут ниже земли или выше питания, и обычно это делается защитными диодами на выходе и указан предельный ток для этих диодов.
Maximum output current sunk by any I/O pin, 25 mA

А тут , да указан предельный ток для выхода, который вы ничем не ограничиваете. Странно, что вас не смутило, разница 20ма вы считали , что это ограничение тока и 25ма это предельный ток для выхода. Как можно выжать 25ма, если ограничение наступает , как вы считали на 20ма?

if33,
Обычно в английском языке используется словосочетание "current limiting" , для указания именно ограничения тока. Слово "clamping " используется для обозначения фиксации уровня напряжения на входе или выходе.

<

if33

Иван Внуковский Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 11 от 23-02-19, 12:05.
Ответить
  • С нами с 2.03.2010
  • 86 комментариев
  • 15 публикаций
 


20 ma - ток защитных диодов
25 ma - ВЫТЕКАЮЩИЙ ток, определяется схемотехникой выходного каскада порта. Такой ток встречал только у микросхем, купленных у дистрибьютора МИКРОЧИП, а в неоригинальных ток был в пределах 14 - 20 ma.
Пэтому и микросхема и индикаторы работают и прекрасно уживаются друг с другом.
Полный документздесь: _https://yadi.sk/i/_6BLLvqt3aoE3b

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 12 от 23-02-19, 12:46.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
if33,
Вы хоть примечание прочитайте, во фрагменте который вы привели. "Выход за указанные значения может привести к необратимым повреждениям микроконтроллера". Это ограничения, которые должен соблюдать разработчик.Ток зависит от нагрузки. Ток 25ма можно получить подключив к выходу микроконтроллера резистор 200 Ом другим концом соединенный с землей. Всем известно что светодиоды питают током , выход микроконтроллера является источником напряжения , а не тока. И если вы подключаете между выходов микроконтроллера светодиод с прямым падением напряжения два вольта , только великий паяльник знает что там будет происходить, и сколько условий на это будет влиять.

Чтобы так подлючить индикатор, микроконтроллер надо было бы питать напряжением 1.3В(падение на выходах)+1.8В(минимальное падение напряжения на красном светодиоде) -0.1В (про запас) = итого 3В. И я бы все равно поставил выравнивающие ток резисторы по 10 Ом, чтобы светодиоды светили одинаково. Без резисторов ток через конкретный светодиод будет определяться его технологическими параметрами и параметрами подключенного выхода. И через один светодиод ток будет течь больше, через два других меньше ( если зажжены все три светодиода для данного сегмента).

<

if33

Иван Внуковский Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 13 от 23-02-19, 19:29.
Ответить
  • С нами с 2.03.2010
  • 86 комментариев
  • 15 публикаций
 
Раньше компания Микрочип занималась переводом своей документации на русский язык.
Вот один из их переводов:

PIC12F6XX
Однокристальные 8-разрядные FLASH CMOS микроконтроллеры компании Microchip Technology Incorporated
• PIC12F629
• PIC12F675
Перевод основывается на технической документации DS41190A
компании Microchip Technology Incorporated, USA.
ООО “Микро-Чип”
Москва - 2002

Характеристика периферийных модулей
• 6 каналов ввода/вывода с индивидуальной
настройкой направления данных
• Высокотоковые выводы для непосредственного
подключения светодиодов

• Модуль аналогового компаратора:
- Один аналоговый компаратор

Это распространяется на все семейство PIC16. Ограничение вытекающего тока сделано в микросхеме СПЕЦИАЛЬНО.
Вы можете скачать самостоятельно такой перевод. Если надо, я могу выложить этот официальный перевод

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 14 от 23-02-19, 20:20.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
if33,
Исходя из вашей логики, я могу между выходом микроконтроллера и +5В включить любой светодиод , и все будет хорошо. Пойду бухать, с праздником вас дорогие сограждане crazy

<

if33

Иван Внуковский Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 15 от 23-02-19, 20:27.
Ответить
  • С нами с 2.03.2010
  • 86 комментариев
  • 15 публикаций
 
Нет, в корне неверно, Вы забыли о ВЫТЕКАЮЩЕМ токе. Можно подключить любой свтодиод между выходом микроконтроллера и МИНУСОМ питания! Ток обязательно должен быть ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ микроконтроллера!

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 16 от 23-02-19, 21:11.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
if33,
Высокотоковые выводы для непосредственного
подключения светодиодов

Это означает,что микроконтроллер может обеспечить достаточно большой ток 25ма на выходе, что позволяет подключать светодиод потребляющий меньше этого тока без транзисторного ключа, т.е. это не означает, что вы можете подключить светодиод непосредственно между выходом и землей, без токоограничительного резистора. На фрагменте даташита, что вы привели максимальные ток стока и ток истока выходного каскада указаны одинаковыми 25ма. Это означает, что можно подключать нагрузку как между выходом и питанием, так и между выходом и землей. Главное ограничить ток, втекающий или вытекающий на уровне 25ма.


Вот схема из application note компании микрочип, светодиоды подключены к земле через резистор 330 Ом, и у PIC16F84A в даташите тоже указано:

<

EVA

Евгений Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 17 от 23-02-19, 22:19.
Ответить
  • С нами с 8.08.2015
  • 49 комментариев
  • 5 публикаций
 
если резисторы не ставить то индикатор не примет данные /слишком низкий будет уровень - светодиод ограничит на уровне 1,5-2V/, а ограничение тока 25 мА вполне используют - это удобно не нужны резисторы и МК спокойно живет и не греется. Атмел скорее умрет или заглючит а ПИК работает без проблем.

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 18 от 23-02-19, 22:41.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
EVA,

А здесь как обьясните?

<

galrad

Радик Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 19 от 23-02-19, 22:46.
Ответить
  • С нами с 23.08.2011
  • 94 комментария
  • 12 публикаций
 
Схемотехника микроконтроллеров PIC16F84 такова, что они держат длительное время короткое замыкание на выходах, что не скажешь про AVR. Я начинал программировать на PIC16F84, и что только с ней не делал, а она работала и в достаточно жестких условиях, а потом перешел на AVR - ATTiny2313, и начал с того, что "спалил" несколько штук.
Думаю, что - то доказывать уже излишне. Прибор работает стабильно, автор это доказал, конечно, лучше ставить токоограничивающие резисторы на выходы микроконтроллера, для надежности, но... можно делать как есть... на вкус и цвет...

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 20 от 23-02-19, 23:39.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
galrad,
Посмотрел ваши статьи, в схеме "PIC16F873: универсальный таймер на 99 минут 59 секунд по мотивам блондинко-таймера Насти" https://datagor.ru/microcontrollers/1793-universalnyy-sekundnyy-taymer.html стоят резисторы на разряды индикатора, даже целый 1К, причем светодиоды питаются вытекающим током, и как утверждает уважаемый If33 можно было совершенно спокойно обойтись без них. Или всё таки нельзя?

dedmazay,
Описался, резисторы стоят на сегменты, а не на разряды. В схеме таймера сканируются разряды.

<

error

Андрей Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 21 от 24-02-19, 0:19.
Ответить
  • С нами с 3.01.2009
  • 36 комментариев
  • 4 публикации
 
if33,
Фраза "Высокотоковые выводы для непосредственного подключения светодиодов" не означает, что светодиоды можно подключать без ограничения тока. Это позволяет обходиться без дополнительного буфера и опасений, что порты погорят.

И ещё, не забывайте, что ограничители тока в проце - линейные. Если запитать 10 светодиодов без внешнего ограничения, то кристаллу придётся рассеять полватта, для чего такой корпус не рассчитан. В результате он может и запросто погореть, даже будучи на ощупь тёплым.

Хотя, коллега galrad правильно сказал: работает, ну и КР5ЕН с ним. Китайцы так и делают. 99% фонариков на рынке - три батарейки и 5...15 параллельно (!) подключённых светоидиодов... Но жаль, что китайщина пускает метастазы на столы радиолюбителей. "Душа болит, а сердце плачет".

<

if33

Иван Внуковский Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 22 от 24-02-19, 8:27.
Ответить
  • С нами с 2.03.2010
  • 86 комментариев
  • 15 публикаций
 
В случае использования выхода не только для зажигания светодиода, а еще и для сканирования клавиатуры как в AN529, необходимо ставить резисторы, чтобы был нормальный высокий уровень для ее правильной работы.

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 23 от 24-02-19, 9:26.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
if33,
Обычно на время сканирования клавиатуры разряды дисплея переводятся в выключенное состояние, что бы не было подсветки. Т.е. сканирование клавиатуры и отображение информации разделены во времени и проблем с уровнями никаких нет.

error,
Я рад, есть еще человек у кого сердце болит от "и так сойдет" thumbup


Вот выдержка из книги Рюмик С.М. 1000 и одна микроконтроллерная схема. Выпуск 2 (2011). На 334 странице есть коллекция плохих схем, и если она начинается с вопроса подключения светодиода к ножке микроконтроллера, значит "китайщина" в разработках шагает по России.

Здесь конкретно про динамическую индикацию и микроконтроллеры Microchip. Ни о каких мифических источников тока или ограничителей тока ни слова.

<

EVA

Евгений Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 24 от 24-02-19, 10:20.
Ответить
  • С нами с 8.08.2015
  • 49 комментариев
  • 5 публикаций
 
Возьмите PIC и снимите ВАХ с выхода, увидите что там практически линейный ограничитель тока. И подскажите мне в чем разница что ограничивает ток - резистор или контроллер /если у него есть такая функция на порту/. Ток потребления в норме, температурный режим тоже. Какая разница что греется резистор или МК? Надежность для индикатора напряжения-тока вполне достаточная - не ракеты же запускаем.

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 25 от 24-02-19, 10:34.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
EVA,
То что вы описали и есть "китайщина" в разаработке, хотя я уверен на 100%, что ВАХ с выхода вы не снимали и это голословное утверждение.
На 335 странице выше упомянутой книги приведена ВАХ выхода микроконтроллера и она далеко не линейная и не ограничивает предельно допустимый ток.



"Дико извиняюсь ОСТОРОЖНО ФЛУД!!!!"
Я конечно в шоке, люди не хотят ставить копеечные резисторы подвергая риску выхода из строя микроконтроллер за сотню рублей. Где логика? Не понимаю.

<

EVA

Евгений Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 26 от 24-02-19, 12:04.
Ответить
  • С нами с 8.08.2015
  • 49 комментариев
  • 5 публикаций
 
не путайте PIC и Atmel, Atmel сгорит а PIC будет работать просто ограничит ток на ноге или порте. Резисторы не жалко, просто иногда я лично использую выход как стабилизатор тока 18-25мА и "китайщина" тут не причем, каждый сам выбирает как строить схему. Я Вас уверяю PIC не горит при перегрузках на портах /КЗ/.

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 27 от 24-02-19, 12:27.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
EVA,
Где в даташите на микроконтроллер микрочип указано, что выход является стабилизатором тока? И приведите пример схемы, в которой вы используюте выход микроконтроллера как стабилизатор тока 15-25ма. Или это опять голословное утверждение?

<

EVA

Евгений Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 28 от 24-02-19, 14:29.
Ответить
  • С нами с 8.08.2015
  • 49 комментариев
  • 5 публикаций
 


через R7 МК заряжает конденсатор подключенный к Х3-Х8, потом разряжает ввиду ограничения 20-25мА на выводе получается линейная характеристика изменяя время импульса на выводе меняется предел измерения.
Дело в том, что автор умышленно решил воспользоваться тем свойством пиков, что ноги у них имеют ограничение по току на вывод 25мА. Он СПЕЦИАЛЬНО таким резистором заставил включиться этот встроенный стабилизатор тока, тем самым получив на халяву генератор стабильного тока 25мА! А меняя длительность импульса зарядки для разных номиналов конденсаторов он повысил разрешающую способность прибора для разных пределов измерений. И теперь емкость можно вычислить зная ток, время и конечное напряжение конденсатора после цикла зарядки!

Пробовал уменьшать гасящие резисторы для повышения яркости индикатора /поразрядная динамическая/ с 150 Ом до 22 Ом, не заметил изменения яркости, проверил осциллографом - напряжение на выводах падало линейно с уменьшением резисторов, что свидетельствует о генераторах тока на вводах МК.

Я согласен что нет в листе данных таких данных , но факт есть факт - ограничение тока есть и на работу МК не влияет.

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 29 от 24-02-19, 14:54.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
В той схеме , которую вы привели, выход микроконтроллера выступает источником напряжения, преобразователем тока в напряжение выступает резистор R7, и его номинал выбран таким , чтобы не превысить предельно допустимый ток 25ма для выхода микроконтроллера. Приведите схему, где выход мк выступает источником тока.

EVA,Вы говорите линейно, но не привели ни одного графика. Тут много вопросов, во первых, нужен точный график, чтобы что то обсуждать, во вторых паралельно измерять напряжение питания, потому что ограничителем тока мог выступать стабилизатор напряжения, в третьих как измеряли ток и чем. Все это на глаз, и очень голословно.

<

EVA

Евгений Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 30 от 24-02-19, 15:15.
Ответить
  • С нами с 8.08.2015
  • 49 комментариев
  • 5 публикаций
 


TL431 без резистора, (не было места) в качестве опорника без резистора импульс 1мс с периодом 10 мин. Работает уже 5 лет.

<

dedmazay

Алексей Ермаков Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 31 от 24-02-19, 15:23.
Ответить
  • С нами с 8.10.2009
  • 40 комментариев
  • 5 публикаций
 
Цитата: EVA


TL431 без резистора, (не было места) в качестве опорника без резистора импульс 1мс с периодом 10 мин. Работает уже 5 лет.

В данной схеме два варианта: первый, вы использовали встроенный резистор подтяжки чтобы подать ток на tl431, тогда все нормально. Второй вариант вы подтянули ногу микроконтроллера к лог.1 и тогда это грубая ошибка.

<

EVA

Евгений Читатель Датагора
  • Гражданин
Комментарий # 32 от 24-02-19, 15:28.
Ответить
  • С нами с 8.08.2015
  • 49 комментариев
  • 5 публикаций
 
dedmazay,
на порте а нет подтяжки у этого пика. подаю 1 на 1мс раз в 10 мин - Все работает.

Добавление комментария


Налетай! Паяльники, станции, жала с доставкой

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км!

Тестер универсальный LCR-TC1 для транзисторов, конденсаторов, ESR, MOSFET и т.д.
  • smilelolhellowinkscepticthumbupbored
    crazybadcryingsadirefulsickstraight
    ballooncakegooddrinksmailbombsun
    nightrainstarscolddashpartyhandshake
    musicnegativenowordspardonshoksleepunknown
    wackoyawnsainthelmethashsmokingwhew
Скопируйте текст вашего комментария на случай неверного ответа на контрольный вопрос.
Назад Вперед